Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Орджоникидзевский районный суд г. Перми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
...
Дело № 2-829/2011г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 сентября 2011 года
Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Устименко А.В.,
при секретаре Евдокимовой Т.А.,
с участием представителя истца Мальцева А.Н. - помощника Пермского
межрайонного природоохранного прокурора,
представителя ответчика администрации Орджоникидзевского района г. Перми -
Трушниковой О.А., действующей на основании доверенности,
представителя Департамента имущественных отношений администрации г.Перми -
Сырцева М.С., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Орджоникидзевского района г.Перми, Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми о возложении обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к администрации Орджоникидзевского района г.Перми о возложении обязанности обратиться в Орджоникидзевский территориальный отдел г.Перми Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет гидротехнического сооружения (ГТС): берегоукрепления № ..., ... года возведения, длиной плотины 15 м, высотой 5 м, на реке ... рядом с земельным участком по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.... Указал, что в выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ... года сведения о данных объектах и их собственниках отсутствуют. Берегоукрепление на реке ... имеет разрушенные плиты, обрушения нижних плит, в зону возможного затопления в виду аварийного состояния ГТС подпадает автомобильная дорога, что создаёт потенциальную угрозу безопасности жизни и здоровья людей, их имуществу. Добровольно ответчик с заявлением о постановке на учет ГТС берегоукрепления № ... не обратился, в связи с чем ГТС остается незарегистрированным в качестве бесхозяйного.
Впоследствии предъявил исковые требования и Департаменту имущественных отношений администрации г.Перми, просил возложить на администрацию Орджоникидзевского района г.Перми осуществить мероприятия по приему бесхозяйного гидротехнического сооружения, находящегося на территории Орджоникидзевского района г.Перми - ГТС берегоукрепления № ..., ... года возведения, длиной плотины 15 м, высотой 5 м, на реке ... рядом с земельным участком по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул..... После чего, обязать Департамент имущественных отношений администрации г.Перми обратиться в Орджоникидзевский территориальный отдел г.Перми Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет ГТС берегоукрепления № ...
На день рассмотрения заявленного иска просит обязать администрацию Орджоникидзевского района г.Перми и Департамент имущественных отношений администрации г.Перми обратится в Орджоникидзевский территориальный отдел г.Перми Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет ГТС берегоукрепления № ..., ... года возведения, длиной плотины 15 м., высотой 5 м, на реке ... рядом с земельным участком по адресу: г.Пермь, Орджоникидзевский район, ул.....
Представитель истца в судебном заседании заявленные требования поддержал, суду дал пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил,
что на основании ст.225 ГК РФ и Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, постановка на учет берегоукрепления, как бесхозяйного недвижимого имущества, должна осуществляться органом регистрации по заявлению органа местного самоуправления. Органом местного самоуправления также является администрация Орджоникидзевского района г.Перми. Обязанность по постановке на учет в силу закона возложена на Департамент имущественных отношений. Просит обязать ответчиков, обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного, ГТС берегоукрепления № ....
Представитель ответчика администрации Орджоникидзевского района г.Перми в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что Постановлением администрации г.Перми от 22.02.2008 года № 130 утвержден Регламент приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность. Согласно положениям данного Регламента в функциональные обязанности администрации района не входит обращение с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, что также закреплено в Типовом положении о территориальном органе администрации г.Перми, утвержденном решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 207. Также пояснила, что обращение с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта - это право администрации г.Перми, а не обязанность. На сегодняшний день администрацией района документы для решения вопроса о возможности постановки на учет и регистрации в УФРС бесхозяйного имущества - ГТС берегоукрепления № ... собраны и направлены в Департамент имущественных отношений - в постоянно действующую комиссию (ПДК), которая будет принимать решение о целесообразности принятия объекта в муниципальную собственность.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений администрации г.Перми в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что в силу ст.225 ГК РФ муниципалитеты вправе, но не обязаны обращаться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь. На основании п.3.3.4 Положения «О департаменте имущественных отношений администрации г.Перми», утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 210, департамент реализует полномочия администрации г.Перми по признанию права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество. Также пояснил, что ... года в Департамент имущественных отношений поступило обращение администрации Орджоникидзевского района г.Перми за разрешением вопроса о возможности постановки на учет и регистрации в УФРС бесхозяйного имущества - гидротехнического сооружения берегоукрепления № ... (бетонные плиты). Данный вопрос будет рассмотрен в ... квартале ... года.
Представитель третьего лица Западно-Уральского Управления Ростехнадзора по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов Пермского края в судебное заседание не явился, извещен. Ранее в отзыве указал, что по данным инвентаризации напорных и защитных гидротехнических сооружений на территории г.Перми, проведенной в ... году ОАО «...», берегоукрепление длиной 15 м и шириной 5 м из сборных железобетонных плит, расположенное на левом берегу р...., построено в ... году и защищает от размыва полотно дороги. Собственник берегоукрепления не установлен, техническое состояние сооружения требует капитального ремонта. Ссылаясь на положения ст.225 ГК РФ, п.4, п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, считает, что постановка на учет указанного берегоукрепления должна осуществляться администрацией Орджоникидзевского района г.Перми (л.д.69-70).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителей ответчиков, изучив материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.
В судебном заседании установлено, что на территории Орджоникидзевского района г.Перми расположено действующее гидротехническое сооружение: берегоукрепление № ..., ... года возведения, длиной плотины 15 м, высотой 5 м, на реке ... рядом с земельным участком по адресу: г.Пермь, ул..... Объект инфраструктуры: ГТС - берегоукрепление № ... (бетонные плиты), расположенное на территории Орджоникидзевского района г.Перми, длиной водостока 1,8 км в бассейне река ... (водоток р....), год создания ..., длиной плотины 15 м, высотой плотины 5 м, целевое назначение - объект защиты автомобильной дороги, в Едином реестре муниципальной собственности г.Перми не числится, в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует, что подтверждается сведениями Департамента имущественных отношений администрации г.Перми, Агентства по управлению имуществом Пермского края, Управлением Росреестра по Пермскому краю (л.д.83, 87, 126). Согласно сведениям ГУП «ЦТИ», ГТС берегоукрепления № ... в Орджоникидзевском районе г.Перми на реке ... рядом с ул...., не поставлен на учет и не зарегистрирован (л.д.140). Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ... года № ..., сведения о данных объектах и их собственниках отсутствуют (л.д.6-46).
В соответствии с ч.1 ст.225 ГК РФ вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной.
В соответствии с п.5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 года № 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в орган по государственной регистрации прав на недвижимое имущество в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Собственники и эксплуатирующие организации ГТС - берегоукрепления № ... в Орджоникидзевском районе г.Перми отсутствуют, работа по постановке на учет бесхозяйных ГТС добровольно не ведется, берегоукрепление имеет разрушенные плиты, обрушения нижних плит, в зону возможного затопления в виде аварийного состояния ГТС подпадает автомобильная дорога, что свидетельствует о ненормативном состоянии ГТС и создании потенциальной угрозы безопасности жизни и здоровью людей, их имуществу.
Согласно ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст.8 «Устава города Перми» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
В соответствии со ст.ст. 3, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.
Таким образом, требования прокурора, заявлены на основании ст.45 ГПК РФ, в рамках своих полномочий, в целях предупреждения причинения вреда неопределённому кругу лиц.
Согласно Положения о департаменте имущественных отношений администрации г. Перми (ДИО), департамент является функциональным органом администрации города Перми, является юридическим лицом, в функции которого входит ведение учета, реестра и определение профиля муниципального имущества на территории города, в том числе бесхозяйного имущества, выявленного на территории города Перми и поставленного на учет в органе, осуществляющем регистрацию прав на имущество на территории Пермского края.
Согласно Постановления Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 "Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность" следует, что Департамент имущественных отношений (ДИО) направляет в УФРС заявление о регистрации объекта как бесхозяйного в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости (ч.8 Регламента).
Согласно Положения о территориальных органах администрации г.Перми (Решение городской думы от 12.09.2006 г. №207), администрация Орджоникидзевского района г. Перми, является юридическим лицом, в её функции входит проведение работы по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества в пределах границ района, определению необходимости в приёмке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приёмки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации в порядке, установленном действующим законодательством (глава 3 п.3.5.4 Решения).
Согласно Постановления Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 "Об утверждении регламента приема бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность" следует, что территориальные органы администрации города Перми (далее - Администрации):
1.1. Изучают и анализируют поступающую информацию по возможному наличию на территории районов города Перми бесхозяйных объектов недвижимого имущества (далее - объекты).
1.2. При необходимости в приеме в муниципальную собственность данных объектов готовят и направляют запросы по уточнению наличия собственника на данное имущество в следующие организации:
Управление Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю (далее - УФРС),
Агентство по управлению имуществом Пермского края,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пермскому краю,
департамент имущественных отношений администрации города Перми (далее - ДИО),
специализированные муниципальные предприятия и предприятия иной формы собственности для подтверждения отнесения объектов инженерной инфраструктуры к бесхозяйному недвижимому имуществу.
1.3. В случае подтверждения отсутствия собственников на объекты от указанных выше организаций готовят предложения о приеме объектов в муниципальную собственность и направляют для рассмотрения в функциональные органы и подразделения администрации города Перми (по функциональному назначению имущества).
2. Функциональные органы и подразделения администрации города Перми направляют запросы по уточнению необходимости приема имущества в специализированные организации. В течение 30 дней с момента получения запроса от Администраций готовят заключения о целесообразности и необходимости приема объектов в муниципальную собственность.
3. После получения заключения от функциональных органов и подразделений администрации города Перми Администрации направляют предложения о приеме объектов в муниципальную собственность в ДИО для рассмотрения на постоянно действующей комиссии по приему объектов в муниципальную собственность при заместителе главы администрации города (далее - ПДК).
4. На заседании ПДК рассматриваются сформированные Администрациями предложения и принимаются следующие решения:
принять бесхозяйный объект в муниципальную собственность,
отказать в приеме объекта в муниципальную собственность,
отложить рассмотрение вопроса, запросить дополнительные документы.
Примечание: на момент рассмотрения вопроса на ПДК выписки из реестров организаций, указанных в п. 2 настоящего регламента, должны быть действующими (не позднее 1 года с даты подготовки выписки).
5. Принятые решения заносятся в протокол заседания ПДК, который рассылается в Администрации, функциональные органы и подразделения администрации города Перми. В случае отказа в приеме бесхозяйных объектов в муниципальную собственность сформированные пакеты документов по объектам возвращаются в Администрации.
6. Администрации или функциональные органы и подразделения администрации города Перми, не согласные с решением ПДК, могут письменно обратиться с предложением о внесении изменений в решение ПДК к председателю ПДК либо главе администрации города Перми.
7. После принятия решения о приеме объекта в муниципальную собственность Администрации проводят техническую инвентаризацию либо заказывают информацию из технических паспортов на объекты.
8. Для постановки объектов на учет в УФРС Администрации с сопроводительным письмом направляют в ДИО выписки из реестров организаций, указанных в п. 2 настоящего регламента, технические паспорта (1 оригинал и 2 копии) либо информацию из технических паспортов на объекты.
Признание права собственности на бесхозяйную вещь осуществляется в порядке, предусмотренном ч.3 ст.225 ГК РФ и Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 года № 580.
В соответствии со ст.9 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», обязанность по обеспечению соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, возлагаются на собственника ГТС или эксплуатирующую организацию. Они же являются ответственными за безопасность ГТС.
Из доказательств по делу усматривается, что эти меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку они должны быть исполнены собственником либо эксплуатирующей организацией, которых на день рассмотрения дела не установлено. Таким образом, отсутствие собственника (пользователя) ГТС влечет неисполнение обязанностей по обеспечению безопасности его дальнейшего нахождения и обязанности органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч.3 ст.225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Поскольку такого рода объект расположен в административных границах муниципального образования г.Пермь, то не обращение администрации г.Перми в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о принятии гидротехнического сооружения на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности вытекающей из положений части 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу требований которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Компетенция администрации района в области имущественных отношений закреплена в п.3.5 Типового положения о территориальном органе администрации г.Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 года № 207. Согласно подп.3.5.4 данного Типового положения, администрация района проводит работу по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное имущество согласно установленному порядку приемки бесхозного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации в порядке, установленном действующим законодательством.
Учитывая, что в функциональные обязанности администрации района не входит обращение с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества у территориальных органов администрации г.Перми нет, то в исковых требованиях к администрации Орджоникидзевского района г.Перми следует отказать.
В рамках заявленных требований, суд считает необходимым обязанность по обращению с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества возложить на Департамент имущественных отношений администрации г. Перми.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Департамент имущественных отношений администрации г.Перми обратиться в Орджоникидзевский территориальный отдел г.Перми Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного гидротехнического сооружения берегоукрепления № ..., ... года возведения, длиной плотины 15 м, высотой 5 м, расположенного на реке ..., рядом с земельным участком по адресу: г.Пермь, ул. ...
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Пермском краевом суде, путем подачи жалобы в Орджоникидзевский районный суд г.Перми.
...
...
Судья Устименко А.В.