№2-832/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п.Средняя Ахтуба 19 декабря 2018 года
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Кердан Л.Н.;
при секретаре судебного заседания Семеновой И.Е.,
с участием истца – помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Навасардяна Д.В.,
ответчика – представителя ООО <.....> Чалышева О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и РФ к ООО <.....> об обязании прекратить сброс,
У С Т А Н О В И Л:
Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц и РФ к ООО <.....> об обязании прекратить сброс.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенных межрайонной прокуратурой мероприятий установлено, что ООО <.....> в нарушение требований законодательства допускает сброс сточных вод в Волгоградское водохранилище при осуществлении аквакультуры (рыболовства) без утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и без соответствующего разрешения на указанный сброс.
Просил обязать ООО <.....> представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для оформления разрешения на сбросы веществ в Волгоградское водохранилище заявление с приложением следующих документов: а) согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается); б) отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; в)предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС. Данные мероприятия выполнить в течение 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Навасардян Д.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил удовлетворить.
Представитель ответчика ООО <.....> Чалышев О.Н. иск Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора признал в полном объеме, обязался все нарушения устранить.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления, мнение относительно исковых требований не представил.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ гарантировано право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 22 ГПК РФ, суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием организаций, органов государственной власти о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.
Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст.4 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Согласно пунктам 1, 3 ст. 35 Водного Кодекса РФ, поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Утверждение нормативов допустимого воздействия на водные объекты осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 39 названного Федерального закона, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Постановлением Правительства РФ № 469 от 23.07.2007 г. «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 333 от 17.12.2007г. утверждена Методика разработки НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей.
В силу пп. 18 – 20 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного Приказом Минприроды России от 09.01.2013 № 2, для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы хозяйствующий субъект (далее - Заявитель) предоставляет в территориальный орган Росприроднадзора заявление, содержащее сведения о Заявителе (полное и сокращенное наименование юридического лица в соответствии с учредительными документами, организационно-правовая форма, место государственной регистрации юридического лица и почтовый адрес его местонахождения - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, реквизиты основного документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН)), реквизиты документа, подтверждающего уплату государственной пошлины, опись предоставляемых материалов, сведения о местонахождении отдельных производственных площадок, а также указывает реквизиты документов (или предоставляет их копии), предусмотренных пунктом 20 настоящего Регламента.
Полномочия представителей, выступающих от имени Заявителей, подтверждаются доверенностью, оформленной в соответствии с требованиями законодательства.
Заявление и опись прилагаемых материалов предоставляются в двух экземплярах.
Форма заявления приведена в Приложении 2 к настоящему Регламенту.
Перечень прилагаемых к заявлению документов, необходимых для получения разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы:
согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается);
отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий;
предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
Для рассмотрения вопроса получения разрешения на сбросы Заявителем по собственной инициативе предоставляются:
- копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц (для юридических лиц);
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей);
- копия свидетельства о постановке юридического лица или индивидуального предпринимателя на учет в налоговом органе;
- НДС, утвержденные в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с приложением данных о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов в водные объекты по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод, оформленных в установленном порядке;
- решение о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных и (или) дренажных вод, выданное в установленном порядке, или лицензия на водопользование и договор пользования водными объектами, сроки действия которых не истекли;
- ранее установленные лимиты на сбросы (при их установлении).
Между тем, в ходе проведенной проверки, установлено, что ООО <.....> в нарушение указанных требований законодательства допускает сброс сточных вод в Волгоградское водохранилище при осуществлении аквакультуры (рыболовства) без утвержденного проекта нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект и без соответствующего разрешения на указанный сброс.
Данные обстоятельства не оспаривались в судебном заседании, и подтверждаются постановлением о назначении административного наказания в отношении ООО <.....>№-ВН от ДД.ММ.ГГГГ по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ по факту нарушения правил водопользования, заключающееся в нарушении правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты, которым юридическое лицо ООО <.....> признано виновным и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 80000 рублей (л.д.9-14).
При указанных обстоятельствах, установленных по делу, и на основании приведенных выше положений правовых норм, суд приходит к выводу о том, что своим бездействием ООО <.....> нарушает права неопределенного круга лиц, определить число которых не представляется возможным вследствие постоянного свободного передвижения, на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст.42 Конституции РФ, ст.11 ФЗ «Об охране окружающей среды», а выявленные в деятельности ООО <.....> нарушения посягают на охраняемые законом интересы Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора Волгоградской области.
Таким образом, в целях устранения имеющейся экологической опасности, в целях недопущения вреда окружающей среде и здоровью человека в будущем, предприятию необходимо получить в установленном порядке разрешение на сброс сточных вод в Волгоградское водохранилище, а также оформить в установленном законом порядке предоставление водного объекта в пользование для сброса сточных вод в Волгоградское водохранилище, в связи с чем, заявленные требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора законны и обоснованы, и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц и РФ к ООО <.....> об обязании прекратить сброс – удовлетворить.
Обязать ООО <.....> (ИНН №) представить в Управление Росприроднадзора по Волгоградской области для оформления разрешения на сбросы веществ в Волгоградское водохранилище заявление с приложением следующих документов: а) согласованный с территориальным органом Росприроднадзора план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы согласно Приложению 3 к настоящему Регламенту (в случае если их достижение Заявителем не обеспечивается); б) отчет о выполнении указанного плана согласно Приложению 4 к настоящему Регламенту с приложением данных аналитических исследований по достигнутой эффективности реализованных мероприятий; в)предложения по установлению лимитов на сбросы по каждому веществу, по которому утвержденный НДС не достигается, подготовленные в соответствии с согласованным с территориальным органом Росприроднадзора планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС.
Данные мероприятия выполнить в течение 8 месяцев со дня вступления в силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья подпись Л.Н. Кердан
Решение в окончательной форме изготовлено 21 декабря 2018 года.
Судья подпись Л.Н. Кердан
Копия верна:
Судья Л.Н. Кердан
Подлинник данного документа
подшит в деле № 2-832/18,
которое находится в
Среднеахтубинском районном суде.