ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-839/18 от 19.09.2018 Братского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 сентября 2018 года г. Братск

Братский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ларичевой И.В., при секретаре Ермилиной А.С., с участием помощника прокурора Братского района Иркутской области Ефимова Д.А., представителя ответчика - администрации МО «Братский район» - Кондратьевой Е.С., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-839/2018 по исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район» о возложении обязанности разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование исковых требований прокурор Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, указал, что в рамках анализа состояния законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму установлено следующее. В целях уточнения сведений прокуратурой в адрес мэра МО «Братский район» **.**.**** направлен запрос о предоставлении следующей информации: утверждены ли администрацией МО «Братский район» муниципальные целевые программы в области профилактики терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений на территории МО «Братский район»; если приняты, указать реквизиты нормативного правового акта; в случае отсутствия указанных выше муниципальных целевых программ, указать, какие мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма принимаются администрацией МО «Братский район»; указать, в каких муниципальных правовых актах предусматривается установление финансирования на данные мероприятия и в каких объемах.

В соответствии с информацией мэра МО «Братский район» от **.**.****, от **.**.**** администрацией МО «Братский район» приняты следующие муниципальные программы в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма:

- муниципальная программа «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС в МО «Братский район» на **.**.**** годы». Данная муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» от ***;

- муниципальная программа «Молодежь Братского района на **.**.**** годы», утвержденная постановлением мэра МО «Братский район» ***;

- муниципальная программа «Развитие образования Братского района на **.**.**** годы», которая утверждена постановлением мэра МО «Братский район» ***;

- муниципальная программа «Культура на **.**.**** годы», утвержденная постановлением мэра МО «Братский район» ***. Постановлением мэра МО «Братский район» от **.**.**** «О внесении изменений в постановление мэра Братского района ***», данная муниципальная программа продлена до **.**.**** года.

В рамках муниципальной программы «Молодежь Братского района на **.**.**** годы» отдел молодежной политики участвовал в организации и проведении в период с **.**.**** по **.**.**** во всероссийской патриотической акции «Снежный десант». В акции приняли участие <данные изъяты> учащихся школ. **.**.**** отделом молодежи организован семинар для инструкторов методистов молодежной политики. С **.**.**** организована и проводится акция «Будущее за нами». Форма проведения: беседы, просмотр видеофильмов, направленных на профилактику негативных явлений и экстремизма в молодежной среде. Акции прошли в 8 образовательных учреждениях, в которых приняли участие <данные изъяты> человек. В **.**.**** году финансирование мероприятий составляет <данные изъяты> руб., реализовано <данные изъяты> руб.

Учреждениями культуры проведены мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма:

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - «Действия при угрозе террористического акта»; акция «Мирное небо над головой»; беседа «Судьбами Родины едины»; беседа «Внимание террористы»; беседа «Терроризм - проблема века»; обновление стенда антитеррористической защищенности;

- МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» - акция с раздачей листовок «Действия при угрозе теракта»; информационный час «Терроризм. Об угрозе нельзя забывать»; тренинг «Правила, порядок поведения и действий при угрозе террористического акта»; конкурс рисунков «Мир без насилия»; обновление стендов антитеррористической направленности;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - информационный час «Терроризм беда нашего века»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - беседа «Поговорим о терроризме», информационный час «Молодежь - за культуру мира, против терроризма»; классный час «Земля без войны»; классный час «Свеча памяти»; конкурс плакатов «Миру - Да! Терроризму - нет!»;

- МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» - выставка рисунков «Будьте осторожны»; практические занятия «Эвакуационные действия при ЧС»; «Основные виды ЧС и правила поведения при возникновении ЧС»;

- МКУК «Калтукский КДЦ Братского района» - час информации «Молодежь против терроризма»: тренировка по ГО и ЧС «Террор на пороге»; час памяти «Молодежь против терроризма»; спортивно-игровая программа «Здоровье молодежи - будущее России!»; беседа «Терроризм - угроза жизни»; конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»;

- МКУК «Карахунский КДЦ Братского района» - видео показ «Вместе против террора»; выставка рисунков «Мир без насилия»; информационный час «Как не стать жертвой терроризма»; беседа «Терроризм: я предупрежден»;

- МКУК «Тарминский КДЦ Братского района» - акции «Терроризм - беда», «терроризм - угроза планете»; тематический час «Многое забудется, такое никогда»; стенгазета «Объединимся против терроризма»; тематический час «У терроризма нет будущего»; акция «Терроризм - зло против человечества»;

- МКУК «Кузнецовский КДЦ Братского района» - информационный час «Терроризм - чума 21 века»; презентация «Как не стать жертвой теракта»;

- МКУК «Тэмьский КДЦ Братского района» - акция «Мы скорбим»; познавательная программа «Терроризм - паутина зла»;

- МКУК «Болыиеокинский КДЦ Братского района» - выставка «Россия против террора»; познавательная программа «Если ты стал заложником»; аудио трансляция «Что такое терроризм», оформление стенда «Правила антитеррористической безопасности»;

- МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» - информационная акция антитеррористической направленности «Оглянись!»; информационная акция антитеррористической направленности «Сохраним планету!»;

- МКУК «Кежемский КДЦ Братского района» - тематический урок «Россия против террора»; информационный час «Молодежь за мир, молодежь против терроризма»; информационная выставка «Вместе против терроризма».

В учреждениях культуры Братского района, по профилактике экстремизма, проведены следующие мероприятия:

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - «Действия при обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов»;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - тренинг «Я должен знать, что делать в чрезвычайных ситуациях»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - классный час «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»;

- МКУК «Калтукский КДЦ Братского района» - беседа «Экстремизм и терроризм - угроза миру»; устный журнал «Крым - исконно - русская земля»; беседа «Действия по предупреждению актов терроризма», беседа «Один дома»;

- МКУК «Карахунский КДЦ Братского района» - дискуссия об опасности террора «Серьезный разговор»;

- МКУК «Тарминский КДЦ Братского района» - раздача листовок «Как жить сегодня, чтоб иметь шанс увидеть завтра»; информационный час «Дети трудных лет»;

- МКУК «Болыиеокинский КДЦ Братского района» - познавательная программа «Школа безопасности»;

- МКУК «Ключи-Булакский КДЦ Братского района» - тематическая беседа «Знать, чтобы уберечь себя»; познавательная программа «Безопасный интернет»;

- МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» - информационная акция о толерантности «Вместе целая страна»; распространение листовок «Колокол мира»;

- МКУК «Кобинский КДЦ Братского района» - конкурсно - игровая программа «Я. ты, он, она - вместе целая страна»; викторина «Людям хочется мира»;

- МКУК «Кежемский КДЦ Братского района» - час информации «Не нужно бояться - нужно знать»; круглый стол «Экстремизму и терроризму - нет!»;

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - беседа «Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде»;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - тематическая программа «Я должен это знать»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - классный час «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»; час полезной информации «Жизнь в руках живущих»; час размышления «Я против!».

Также указал, что в каждом учреждении культуры оформлены стенды «Наша жизнь в наших руках», «Терроризм - угроза жизни» и другие, распространена памятка «Алгоритм действий при террористических актах». Отделом культуры проведено <данные изъяты> мероприятий, в которых приняли участие <данные изъяты> человека. На профилактику терроризма и антитеррористическую защищенность зданий в **.**.**** году израсходовано финансовых средств в размере <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. на профилактические мероприятия.

В соответствии с планом мероприятий по противодействию идеологии терроризма в образовательных организациях МО «Братский район» на **.**.**** годы, приказами Управления образования **.**.**** «О дополнительных мерах предупредительного характера», **.**.**** «О предотвращении совершения преступлений подростками», **.**.**** «О принятии дополнительных мер», информационными письмами **.**.****, **.**.****, **.**.****, управлением образования администрации МО «Братский район» были проведены следующие мероприятия:

- инструктажи и практические занятия по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

- тренировки по отработке действий руководства организаций, персонала и обучающихся (воспитанников) при обнаружении подозрительного предмета, угрозе террористического акта, при возникновении пожара вследствие теракта и других ЧС при массовых мероприятиях (тренировочные эвакуации);

- тематические классные часы, занятия, лекции и беседы, направленные на профилактику преступлений против личности, общества, государства, обеспечение безопасного отдыха в каникулы;

- уроки ОБЖ, истории, обществознания, права, уроки правовой направленности;

- профилактическое тестирование учащихся с целью предупреждения и выявления тенденций к асоциальному поведению для 9-11 классов;

- беседы с родителями на родительских собраниях по вопросам воспитания и социализации детей, направленные на профилактику экстремизма в подростковой среде», а также обеспечение безопасности детей в период весенних и летних каникул;

- распространение наглядных материалов (памяток, листовок) о действиях в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций среди обучающихся и их родителей (законных представителей).

Охват обучающихся, родителей мероприятиями, направленными на противодействие идеологии терроризма составил - 94,7 %.

Кроме того, указал, что Подпрограммой «Комплексная безопасность на объектах образования» **.**.**** году запланированы финансовые средства в размере <данные изъяты> руб., реализовано <данные изъяты> руб., из них на профилактические мероприятия <данные изъяты> руб. Мероприятия по профилактике терроризма разрабатывались отделами культуры и молодежи, управлением образования. При подготовке информационных материалов руководствовались решениями и рекомендациями АТК Иркутской области и АТК Братского района, а также решениями межведомственной рабочей группы. Проводимая работа направлена на идеологическое воспитание детей и молодежи.

Таким образом, муниципальная целевая программа в области противодействия терроризму и экстремизму на территории района отсутствует.

Согласно ст. 6 Устава муниципального образования «Братский район» к вопросам местного значения МО «Братский район» в том числе, относится: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования «Братский район».

Работа по проведению администрацией МО «Братский район» отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе, включенных в иные муниципальные программы, не является достаточной, поскольку основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием.

Указанные выше муниципальные программы предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы.

Таким образом, профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

Постановлением мэра МО «Братский район» от **.**.**** (в редакции постановлений мэра МО «Братский район» **.**.****) утвержден порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Братский район».

Пунктом 2.1 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Братский район» предусмотрено, что разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ МО «Братский район», который формируется Управлением по экономике и инвестициям и Финансовым управлением администрации МО «Братский район», исходя из задач и функций администрации МО «Братский район» и утверждается постановлением мэра Братского района. Разработка муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем муниципальной программы совместно с соисполнителями и участниками.

В соответствии с п. 1.3 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ МО «Братский район» ответственный исполнитель муниципальной программы - администрация МО «Братский район», являющаяся главным распорядителем бюджетных средств, обеспечивающая разработку и реализацию муниципальной программы, определенная в Перечне муниципальных программ в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы.

Неисполнение администрацией МО «Братский район» требований в области участия в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район», не использование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы противодействия терроризму, экстремизму, влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на общественную безопасность, на профилактику экстремистской и террористической деятельности.

Просит суд обязать администрацию МО «Братский район» в срок до 01.02.2019 разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район».

В судебном заседании помощник прокурора Братского района Иркутской области Ефимов Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил суд исковые требования удовлетворить. Дополнительно пояснил, что, не смотря на принимаемые администрацией МО «Братский район» меры, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, в соответствии с действующим законодательством должна быть разработана и утверждена отдельная муниципальная целевая программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, которой у ответчика нет.

В судебном заседании представитель ответчика - администрации МО «Братский район» Кондратьева Е.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, так как у ответчика есть муниципальные программы, в которых предусмотрены мероприятия по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма, данные вопросы включены в иные муниципальные программы. Также пояснила, что, действительно, отдельная муниципальная целевая программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район» не принята.

Выслушав помощника прокурора Братского района Иркутской области Ефимова Д.А., представителя ответчика - администрации МО «Братский район» - Кондратьеву Е.С., действующую на основании доверенности, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с положениями Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», устанавливающим основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

В соответствии с п.1 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Федеральным законом от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющим правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности должно осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности в пределах своей компетенции.

В силу ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Как установлено в п.п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Согласно п. 7.1 ст. 6 Устава МО «Братский район» к вопросам местного значения Братского района относится вопрос по участию в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории Братского района.

Таким образом, в соответствии с указанными федеральными законами органы местного самоуправления муниципального района наделены полномочиями по изданию муниципальных правовых актов, иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.

Согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, обязанные проводить мероприятия по противодействию терроризму.

В соответствии с п. п. 1, 2 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, Стратегия разработана в целях конкретизации положений Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Указа Президента Российской Федерации от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в которых одним из источников угроз национальной безопасности Российской Федерации признана экстремистская деятельность националистических, радикальных религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной обстановки в стране.

Стратегия является основополагающим документом для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, который определяет цель, задачи и основные направления государственной политики в сфере противодействия экстремизму с учетом стоящих перед Российской Федерацией вызовов и угроз и направлен на объединение усилий указанных органов, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в целях пресечения экстремистской деятельности, укрепления гражданского единства, достижения межнационального (межэтнического) и межконфессионального согласия, сохранения этнокультурного многообразия народов Российской Федерации, формирования в обществе обстановки нетерпимости к экстремистской деятельности и распространению экстремистских идей.

В соответствии с п. п. 24, 25 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, целью государственной политики в сфере противодействия экстремизму является защита основ конституционного строя РФ, общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз. Достижение указанной цели должно осуществляться путем реализации на федеральном, региональном и муниципальном уровнях мер организационного и правового характера, разрабатываемых с учетом результатов мониторинга в сфере противодействия экстремизму.

Согласно п. 26 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, основными задачами государственной политики в сфере противодействия экстремизму являются разработка и осуществление комплекса мер по повышению эффективности профилактики, выявления и пресечения правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

Согласно п. 27 Стратегии основными направлениями государственной политики по противодействию экстремизму в сфере законодательной деятельности являются, в том числе, принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов (п.п. «д»).

В силу п. 29 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, Стратегия реализуется субъектами противодействия экстремизму, в том числе, при формировании и исполнении бюджетов всех уровней; в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов; в ходе контроля за исполнением норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму и выполнением мероприятий, предусмотренных планом реализации настоящей Стратегии, планами и программами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму.

Пункты 31, 32, 33, 34 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, предусматривают ее реализацию в три этапа.

На первом этапе (2015 год) предполагается осуществить следующие мероприятия: разработка плана реализации настоящей Стратегии; определение направлений дальнейшего развития законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму; совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности.

На втором этапе (2016-2024 годы) планируется осуществить следующие мероприятия: разработка и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, направленных на решение задач в сфере противодействия экстремизму; выполнение мероприятий в соответствии с планом реализации настоящей Стратегии; мониторинг результатов, достигнутых при реализации настоящей Стратегии; прогнозирование развития ситуации в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Российской Федерации и возможных экстремистских угроз; обеспечение вовлечения институтов гражданского общества в деятельность, направленную на противодействие экстремизму; создание системы дополнительной защиты информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», от проникновения экстремистской идеологии.

На третьем этапе (2025 год) предусматривается обобщить результаты реализаций настоящей Стратегии и при необходимости сформировать предложения по разработке новых документов стратегического планирования в данной сфере, а также обеспечить принятие мер организационного характера на межведомственном уровне.

В соответствии с п. 4 ст. 21 БК РФ целевые статьи расходов бюджетов формируются в соответствии с государственными (муниципальными) программами.

Согласно п. 2 ст. 179 БК РФ объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Согласно п. 3 ст. 179 БК РФ по каждой государственной программе Российской Федерации, государственной программе субъекта Российской Федерации, муниципальной программе ежегодно проводится оценка эффективности ее реализации.

Таким образом, из приведенных норм права в их совокупности следует, что профилактическая работа является приоритетным направлением в организации противодействия экстремизму и терроризму. В отсутствие обеспеченной финансированием программы в сфере противодействия терроризму и экстремизму невозможно обеспечить своевременное выявление и устранение причин и условий, способствующих проявлению терроризма и экстремизма, а также постоянную готовность сил и средств, выделенных для участия в мероприятиях по минимизации ликвидации последствий возможных террористических актов и проявлений экстремизма.

В судебном заседании установлено, что согласно информации администрации МО «Братский район» от **.**.**** на территории МО «Братский район» действуют следующие муниципальные программы в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма:

- отдел ГО и ЧС: муниципальная программа «Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация ЧС в МО «Братский район» на **.**.**** годы»; подпрограмма «Антитеррористическая деятельность»; муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» **.**.**** «Об утверждении муниципальной программы «ГО, предупреждение и ликвидация ЧС в МО «Братский район» на **.**.**** годы;

- отдел молодежной политики: муниципальная программа «Молодежь Братского района на **.**.**** годы»; подпрограмма «Славлю Отечество свое»; муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» **.**.**** «Об утверждении муниципальной программы «Молодежь Братского района на **.**.**** годы»;

- управление образование: муниципальная программа «Развитие образования Братского района **.**.**** годы»; подпрограмма «Комплексная безопасность на объектах образования»; муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» **.**.**** «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования Братского района на 2015-2019 годы»; постановлением мэра МО «Братский район» **.**.**** внесены изменения в муниципальную программу «Развитие образования Братского района на **.**.**** годы», утвержденную постановлением мэра МО «Братский район» от **.**.****»;

- отдел культуры: муниципальная программа «Культура на **.**.**** годы»; муниципальная программа утверждена постановлением мэра МО «Братский район» **.**.****; постановлением мэра МО «Братский район» №**.**.**** внесены изменения в постановление мэра МО «Братский район» **.**.**** «Об утверждении муниципальной программы «Культура на **.**.**** годы», муниципальная программа «Культура на **.**.**** годы» продлена до **.**.**** года.

Также в судебном заседании установлено, что на территории МО «Братский район» проводятся мероприятия в области противодействия идеологии терроризма и экстремизма учреждениями АМО «Братский район». Согласно информации администрации МО «Братский район» от **.**.**** работа по профилактике терроризма строится в соответствии с Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на **.**.**** годы, утвержденным Указом Президента РФ 26.04.2013 №ПР-1069; мероприятия плана по противодействию идеологии терроризма нашли отражение в муниципальных программах и планах работы учреждений социальной сферы АМО «Братский район».

Так, отделом молодежной политики разработана и действует муниципальная программа «Молодежь Братского района на **.**.**** годы». Подпрограмма «Славлю Отечество свое» предусматривает проведение мероприятий ориентированных на социальную сплоченность общества, профилактику экстремизма и терроризма, предотвращение национальных конфликтов. Отдел молодежи участвовал в организации и проведении в период с **.**.**** во Всероссийской патриотической акции «Снежный десант». В акции приняли участие <данные изъяты> учащихся школ. **.**.**** отделом молодежи организован семинар для инструкторов методистов молодежной политики. С **.**.**** года организована и проводится акция «Будущее за нами». Форма проведения: беседы, просмотр видеофильмов, направленных на профилактику негативных явлений и экстремизма в молодежной среде. Акции прошли в 8 образовательных учреждениях, в которых приняли участие <данные изъяты> человек. В **.**.**** году финансирование мероприятий составляет <данные изъяты> руб., реализовано <данные изъяты> руб.

Учреждениями культуры проведены мероприятия, направленные на профилактику терроризма и экстремизма:

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - «Действия при угрозе террористического акта»; акция «Мирное небо над головой»; беседа «Судьбами Родины едины»; беседа «Внимание террористы»; беседа «Терроризм - проблема века»; обновление стенда антитеррористической защищенности;

- МКУК «Покоснинский КДЦ Братского района» - акция с раздачей листовок «Действия при угрозе теракта»; информационный час «Терроризм. Об угрозе нельзя забывать»; тренинг «Правила, порядок поведения и действий при угрозе террористического акта»; конкурс рисунков «Мир без насилия»; обновление стендов антитеррористической направленности;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - информационный час «Терроризм беда нашего века»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - беседа «Поговорим о терроризме», информационный час «Молодежь - за культуру мира, против терроризма»; классный час «Земля без войны»; классный час «Свеча памяти»; конкурс плакатов «Миру - Да! Терроризму - нет!»;

- МКУК «Шумиловский КДЦ Братского района» - выставка рисунков «Будьте осторожны»; практические занятия «Эвакуационные действия при ЧС»; «Основные виды ЧС и правила поведения при возникновении ЧС»;

- МКУК «Калтукский КДЦ Братского района» - час информации «Молодежь против терроризма»: тренировка по ГО и ЧС «Террор на пороге»; час памяти «Молодежь против терроризма»; спортивно-игровая программа «Здоровье молодежи - будущее России!»; беседа «Терроризм - угроза жизни»; конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»;

- МКУК «Карахунский КДЦ Братского района» - видео показ «Вместе против террора»; выставка рисунков «Мир без насилия»; информационный час «Как не стать жертвой терроризма»; беседа «Терроризм: я предупрежден»;

- МКУК «Тарминский КДЦ Братского района» - акции «Терроризм - беда», «терроризм - угроза планете»; тематический час «Многое забудется, такое никогда»; стенгазета «Объединимся против терроризма»; тематический час «У терроризма нет будущего»; акция «Терроризм - зло против человечества»;

- МКУК «Кузнецовский КДЦ Братского района» - информационный час «Терроризм - чума 21 века»; презентация «Как не стать жертвой теракта»;

- МКУК «Тэмьский КДЦ Братского района» - акция «Мы скорбим»; познавательная программа «Терроризм - паутина зла»;

- МКУК «Болыиеокинский КДЦ Братского района» - выставка «Россия против террора»; познавательная программа «Если ты стал заложником»; аудио трансляция «Что такое терроризм», оформление стенда «Правила антитеррористической безопасности»;

- МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» - информационная акция антитеррористической направленности «Оглянись!»; информационная акция антитеррористической направленности «Сохраним планету!»;

- МКУК «Кежемский КДЦ Братского района» - тематический урок «Россия против террора»; информационный час «Молодежь за мир, молодежь против терроризма»; информационная выставка «Вместе против терроризма».

В учреждениях культуры Братского района, по профилактике экстремизма, проведены следующие мероприятия:

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - «Действия при обнаружении подозрительных взрывоопасных предметов»;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - тренинг «Я должен знать, что делать в чрезвычайных ситуациях»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - классный час «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»;

- МКУК «Калтукский КДЦ Братского района» - беседа «Экстремизм и терроризм - угроза миру»; устный журнал «Крым - исконно - русская земля»; беседа «Действия по предупреждению актов терроризма», беседа «Один дома»;

- МКУК «Карахунский КДЦ Братского района» - дискуссия об опасности террора «Серьезный разговор»;

- МКУК «Тарминский КДЦ Братского района» - раздача листовок «Как жить сегодня, чтоб иметь шанс увидеть завтра»; информационный час «Дети трудных лет»;

- МКУК «Болыиеокинский КДЦ Братского района» - познавательная программа «Школа безопасности»;

- МКУК «Ключи-Булакский КДЦ Братского района» - тематическая беседа «Знать, чтобы уберечь себя»; познавательная программа «Безопасный интернет»;

- МКУК «Озернинский КДЦ Братского района» - информационная акция о толерантности «Вместе целая страна»; распространение листовок «Колокол мира»;

- МКУК «Кобинский КДЦ Братского района» - конкурсно - игровая программа «Я. ты, он, она - вместе целая страна»; викторина «Людям хочется мира»;

- МКУК «Кежемский КДЦ Братского района» - час информации «Не нужно бояться - нужно знать»; круглый стол «Экстремизму и терроризму - нет!»;

- МКУК «Кобляковский КДЦ Братского района» - беседа «Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде»;

- МКУК «Турманский КДЦ Братского района» - тематическая программа «Я должен это знать»;

- МКУК «Харанжинский КДЦ Братского района» - классный час «Провокационная деятельность террористических и экстремистских группировок»; час полезной информации «Жизнь в руках живущих»; час размышления «Я против!».

В каждом учреждении культуры оформлены стенды «Наша жизнь в наших руках», «Терроризм - угроза жизни» и другие, распространена памятка «Алгоритм действий при террористических актах». Отделом культуры проведено <данные изъяты> мероприятий, в которых приняли участие <данные изъяты> человека. На профилактику терроризма и антитеррористическую защищенность зданий в **.**.**** году израсходовано финансовых средств в размере <данные изъяты> руб., из них <данные изъяты> руб. на профилактические мероприятия.

Управлением образования разработана и действует муниципальная программа «Развитие образования Братского района на **.**.**** года». В соответствии с планом мероприятий по противодействию идеологии терроризма в образовательных организациях МО «Братский район» на **.**.**** годы, приказами Управления образования **.**.**** «О дополнительных мерах предупредительного характера», **.**.**** «О предотвращении совершения преступлений подростками», **.**.**** «О принятии дополнительных мер», информационными письмами **.**.****, управлением образования администрации МО «Братский район» были проведены следующие мероприятия:

- инструктажи и практические занятия по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта;

- тренировки по отработке действий руководства организаций, персонала и обучающихся (воспитанников) при обнаружении подозрительного предмета, угрозе террористического акта, при возникновении пожара вследствие теракта и других ЧС при массовых мероприятиях (тренировочные эвакуации);

- тематические классные часы, занятия, лекции и беседы, направленные на профилактику преступлений против личности, общества, государства, обеспечение безопасного отдыха в каникулы;

- уроки ОБЖ, истории, обществознания, права, уроки правовой направленности;

- профилактическое тестирование учащихся с целью предупреждения и выявления тенденций к асоциальному поведению для 9-11 классов;

- беседы с родителями на родительских собраниях по вопросам воспитания и социализации детей, направленные на профилактику экстремизма в подростковой среде», а также обеспечение безопасности детей в период весенних и летних каникул;

- распространение наглядных материалов (памяток, листовок) о действиях в условиях различного рода экстремальных и опасных ситуаций среди обучающихся и их родителей (законных представителей).

Охват обучающихся, родителей мероприятиями, направленными на противодействие идеологии терроризма составил - 94,7 %.

Подпрограммой «Комплексная безопасность на объектах образования» 2018 году запланированы финансовые средства в размере <данные изъяты> руб., реализовано <данные изъяты> руб., из них на профилактические мероприятия <данные изъяты> руб. Мероприятия по профилактике терроризма разрабатывались отделами культуры и молодежи, управлением образования. При подготовке информационных материалов руководствовались решениями и рекомендациями АТК Иркутской области и АТК Братского района, а также решениями межведомственной рабочей группы. Проводимая работа направлена на идеологическое воспитание детей и молодежи.

Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что до настоящего времени отдельной муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район» нет. Данное обстоятельство ответчиком также не оспаривается.

Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы закона, суд приходит к выводу, что в нарушение требований Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, муниципальная целевая программа по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории МО «Братский район» не разработана и не утверждена. При отсутствии муниципальной целевой программы по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории МО «Братский район» возникает угроза безопасности неопределенного круга лиц, проживающих или находящихся на территории МО «Братский район», поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц; данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности. При этом суд учитывает, что, не смотря на принимаемые администрацией МО «Братский район» меры, направленные на профилактику терроризма и экстремизма, это не освобождает ответчика от обязанности разработать и утвердить отдельную муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Братский район» об обязании разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район» законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд, принимая во внимание характер и объем работ, которые необходимо произвести (только разработать и утвердить муниципальную целевую программу), значимость проведения установленных судом мероприятий, находит возможным, установить срок исполнения возложенной на ответчика обязанности, указанный прокурором, - до 01.02.2019.

Доводы представителя ответчика - администрации МО «Братский район» - Кондратьевой Е.С., действующей на основании доверенности, что у ответчика есть иные муниципальные программы, в которых предусмотрены мероприятия по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма; что данные вопросы включены в иные муниципальные программы, правового значения для рассматриваемого спора не имеют, поскольку работа по проведению отдельных мероприятий по противодействию терроризму и экстремизму, в том числе включенных в иные муниципальные программы, не является достаточной, так как основой обеспечения эффективной организации противодействия терроризму и экстремизму является создание системы взаимосвязанных мер по выявлению, предупреждению, профилактике и пресечению терроризма и экстремизма, что на должном уровне будет достигнуто только в результате принятия соответствующих самостоятельных целевых программ, обеспеченных финансированием. Представленные в дело программы предусматривают частичные мероприятия в области профилактики терроризма и экстремизма (в отдельных сферах), и, кроме того, не устанавливают финансового обеспечения профилактики терроризма и экстремизма в целом, на что, в свою очередь, направлены соответствующие целевые программы.

Кроме того, п. 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, прямо предусмотрено принятие на региональном и муниципальном уровнях соответствующих целевых программ, предусматривающих формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, предупреждения межнациональных конфликтов. Более того, по смыслу приведенных норм права в их совокупности, с учетом содержания п. п. 24, 25, 27, 29 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014, Пр-2753, орган местного самоуправления обязан принять муниципальную целевую программу, предусматривающую формирование системы профилактики экстремизма и терроризма, чего администрацией МО «Братский район» не сделано. Кроме того, указанная Стратегия, несмотря на установление ее реализации в три этапа, не ограничивает органы местного самоуправления в сроках принятия целевых программ, а предусматривает на 1 этапе (2015 год) совершенствование организационного обеспечения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремистской деятельности, при этом в 2018 году уже должна происходить реализация 2 этапа в соответствии с п. 33 Стратегии.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Братский район» в срок до 01 февраля 2019 года разработать и утвердить муниципальную целевую программу по вопросам участия в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального образования «Братский район».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.В. Ларичева