ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8494/20 от 23.09.2020 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

дело № 2-8494/2020

16RS0042-03-2020-007601-48

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 сентября 2020 года г. Набережные Челны РТ

Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кашаповой З.Г.,

при секретаре Хабибрахмановой Э.Р.,

с участием представителя истца Яфизовой Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Набережные Челны к Фалахееву Алмазу Рашидовичу о запрете деятельности по эксплуатации надувного аттракциона (батута) до устранения нарушений требований законодательства, в том числе регистрации аттракциона в уполномоченном органе,

установил:

прокурор города Набережные Челны в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Фалахееву А.Р. о запрете деятельности по эксплуатации надувного аттракциона (батута), находящегося по адресу: ... указывая, что по названному адресу ответчиком незаконно используется не зарегистрированный надувной аттракцион (батут) для организации отдыха граждан, в том числе малолетних детей. В ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации надувного аттракциона (батута), а именно: отсутствие соответствующих журналов; перед входом не размещены правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов; не размещена информация об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу; отсутствуют средства для измерения роста и веса пассажиров; не размещены на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона, таблички с требованиями к персоналу по порядку ежедневных проверок в отношении критичных компонентов и критичных параметров; не проводятся ежедневные проверки аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации; на площадке не установлены приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха; эксплуатацию батутов осуществлял работник, не прошедший соответствующую подготовку, при этом у последнего отсутствовала должностная инструкция; отсутствует ограждение и длина области приземления (ударопоглощающее покрытие). Помимо этого, аттракцион не прошел регистрацию в уполномоченном органе – Гостехнадзоре РТ. Нарушение вышеуказанных требований и отсутствие контроля за деятельностью Фалахеева А.Р. по эксплуатации надувного аттракциона, может привести к угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, получающих данную услугу.

Ответчик Фалахеев А.Р. в судебное заседание не явился, извещен.

Представители третьих лиц Исполнительного комитета муниципального образования города Набережные Челны, Отдела по г.Набережные Челны и Тукаевскому муниципальному району Управления по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Республики Татарстан в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Представитель истца в судебном заседании уточнила исковые требования, просила запретить Фалахееву А.Р. деятельность по эксплуатации надувного аттракциона (батута) до устранения всех выявленных нарушений, в том числе регистрации аттракциона в уполномоченном органе.

Выслушав в судебном заседании представителя истца, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно части 1 статьи 7 Закона РФ от ......-I «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования, была безопасной для жизни, здоровья потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

В соответствии с пунктом 57.1 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ... № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится в том числе решение вопросов осуществления в установленном Правительством Российской Федерации порядке государственной регистрации аттракционов.

Постановлением Правительства РФ от ...... «Об утверждении Правил государственной регистрации аттракционов» утверждены Правила государственной регистрации аттракционов (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 3 Правил государственная регистрация аттракционов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора).

В соответствии с пунктом 5 вышеуказанные Правила распространяются на аттракционы, виды и типы которых предусмотрены приложением ... к техническому регламенту Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Согласно названному приложению, надувной батут является аттракционом, в связи с чем подлежит обязательной регистрации.

В силу пункта 6 Правил эксплуатант обязан зарегистрировать аттракцион в органе гостехнадзора по месту установки аттракциона.

Согласно статье 2 Федерального закона "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

В соответствии с абзацами 2, 3 статьи 6 технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.

Согласно пункту "д" статьи 3 Технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов", утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии N 114 от ..., технический регламент распространяется на временно устанавливаемые (перевозимые) аттракционы и стационарные аттракционы (собранные на фундаментах или без фундаментов), при пользовании которыми на пассажиров оказывается биомеханическое воздействие степени потенциального биомеханического риска RB-1, или RB-2, или RB-3 и которые подразделяются, в том числе аттракционы надувные.

Согласно пункту 79 раздела VIII «Требования безопасности при эксплуатации аттракционов» Решения Совета Евразийской экономической комиссии от ... N 114 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (вместе с "ТР ЕАЭС 038/2016. Технический регламент Евразийского экономического союза. О безопасности аттракционов") при эксплуатации аттракционов необходимо:

а) выполнять требования эксплуатационных документов, вести соответствующие журналы;

б) разместить перед входом на аттракцион правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов, если биомеханические воздействия аттракциона для них допустимы;

в) разместить перед входом на аттракцион информацию об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу (если это предусмотрено эксплуатационными документами). Информация составляется на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого эксплуатируется аттракцион;

г) иметь средства для измерения роста и веса пассажиров (если это предусмотрено эксплуатационными документами);

к) разместить на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона;

м) разместить на рабочем месте обслуживающего персонала таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров;

н) проводить проверки ежедневные аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации;

с) установить на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха (если это предусмотрено эксплуатационными документами).

В соответствии с пунктом 4 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от ...) и пунктом 5 приложения N 2 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от ... N 98, утверждены перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016); перечень стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза "О безопасности аттракционов" (ТР ЕАЭС 038/2016) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.

Судом установлено, что на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны ... от ... Фалахееву А.Р. разрешено использовать земельный участок площадью ... для размещения сезонного аттракциона, срок использования земельного участка с ... до ... (л.д.28).

Согласно сведениям, полученным из отдела Гостехнадзора Республики Татарстан по г.Набережные Челны и Тукаевскому муниципальному району Республики Татарстан, вышеуказанный надувной аттракцион (батут) не зарегистрирован.

... на основании поручения прокуратуры Республики Татарстан за ... от ... и поручения Генеральной прокуратуры Российской Федерации о проведении проверки соблюдения законодательства в сфере эксплуатации аттракционной техники и деятельности частных зоопарков, прокуратурой г. Набережные Челны была проведена проверка надувного аттракциона (батута), принадлежащего Фалахееву А.Р., находящего по адресу: .... Установлено, что вышеуказанный аттракцион (батут) не зарегистрирован. В ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации вышеуказанного надувного аттракциона (батута), а именно: не ведутся соответствующие журналы; перед входом на аттракцион не размещены правила пользования аттракционом для посетителей, а также правила обслуживания пассажиров-инвалидов; перед входом на аттракцион не размещена информация об ограничениях пользования аттракционом по состоянию здоровья, возрасту, росту и весу; отсутствуют средства для измерения роста и веса пассажиров; не размещены на рабочем месте обслуживающего персонала основные правила по обслуживанию аттракциона, таблички с требованиями к персоналу по порядку проверок ежедневных в отношении критичных компонентов и критичных параметров; не проводились ежедневные проверки аттракциона с записями в журнале о ежедневных допусках аттракциона к эксплуатации; не установлены на площадке аттракционов приборы для измерения силы ветра и температуры окружающего воздуха; эксплуатацию батутов осуществлял работник, не прошедший соответствующую подготовку, при этом у последнего отсутствовала должностная инструкция; вокруг батутов отсутствует ограждение и длина области приземления (ударопоглощающее покрытие); не зафиксированы верхние узлы крепления оборудования; надувной аттракцион ... эксплуатировался при неблагоприятных погодных условиях (атмосферные осадки, ветер), которые могут повлиять на условия эксплуатации, устойчивость или безопасность посетителей и зрителей (л.д.7-8, 9-24).

Отделом Гостехнадзора Республики Татарстан по городу Набережные Челны и Тукаевскому муниципальному району на основании письма прокуратуры проведена проверка в сфере технического состояния всех аттракционов, эксплуатируемых Фалахеевым А.Р. В ходе проверки проведен визуальный осмотр действующих аттракционов и выявлены нарушения требований безопасности при эксплуатации аттракционов, о чем была составлена справка от ... (л.д.30-31).

Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что ответчиком при эксплуатации надувного аттракциона не выполняются требования безопасности, следовательно, указанное сооружение представляет угрозу жизни и здоровья для граждан, в том числе несовершеннолетних, получающих данную услугу.

Учитывая, что доказательств устранения выявленных нарушений законодательства ответчиком в суд не представлено, суд полагает, что деятельность по эксплуатации надувного аттракциона в силу ст. 1065 ГК РФ должна быть приостановлена. Доказательств в опровержение данных выводов не имеется.

Таким образом, заявленные требования прокурора основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора города Набережные Челны к Фалахееву Алмазу Рашидовичу удовлетворить.

Запретить Фалахееву Алмазу Рашидовичу деятельность по эксплуатации надувного аттракциона (батута) до устранения выявленных проверкой нарушений требований законодательства, в том числе регистрации аттракциона в уполномоченном органе.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Набережночелнинский городской суд Республики Татарстан.

Судья подпись З.Г. Кашапова