ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-856/2023 от 07.07.2023 Черемховского городского суда (Иркутская область)

Дело № 2-856/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Черемхово 07 июля 2023 года

Черемховский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Тирской А.С., при секретаре Халепской Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вудмастер» об обязании обеспечения очистки выбросов в атмосферный воздух,

У С Т А Н О В И Л:

Ангарский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации обратился в Черемховский городской суд Иркутской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Вудмастер» об обязании обеспечения очистки выбросов в атмосферный воздух, указав, что согласно данным инвентаризации, ООО «Вудмастер» осуществляется эксплуатация 14 источников, которыми выбрасываются загрязняющие вещества в атмосферный воздух общим количеством более 27 тонн в год, в том числе в виде токсичных и канцерогенных загрязняющих веществ (бенз(а)пирена и диоксида азота), в отношении которых в силу распоряжения Правительства РФ 08.07.2015 № 1316-р применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.

Из 14 источников выбросов загрязняющих веществ 5 источников являются организованными: «труба котельной» (№ источника 0001), «труба котельной» (№ источника 0002), «труба котельной» (№ источника 0013), «труба котельной» (№ источника 0003), «лесосушильный цех (камеры)» (№ источника 0004).

В соответствии с приказом ООО «Вудмастер» от ДД.ММ.ГГГГ и актом от ДД.ММ.ГГГГ источник выбросов «труба котельной» (№ источника 0001) фактически ликвидирован.

Помимо этого, ответчиком представлен технический паспорт на эксплуатируемое оборудование, согласно которому источник выбросов «труба дательной» (№ источника 0003) оснащен газоочистным оборудованием – пылеосадительной камерой.

Также ответчиком ДД.ММ.ГГГГ представлены дополнительные документы заключение выездного обследования ООО «НПО Коралл-К» и техническая документация от производителя по эксплуатации лесосушильных камер.

Из анализа представленных документов следует, что перечисленное оборудование является единым комплексом, выброс загрязняющих веществ от которого осуществляется через систему вентиляции, связанную с котлом и пылеосадительными камерами общей установкой очистки газов — пылеосадительной камерой,

Таким образом, из 5 источников загрязняющих веществ 2 источника до настоящего времени не оборудованы установками очистки газа: «труба котельной» (№ источника 0002), «труба котельной» (№ источника 0013).

В последующем исковые требования были уточнены, на основании ст. 39 ГПК, истец просил обязать общество с ограниченной ответственностью «Вудмастер» обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при помощи установок очистки газа, образуемых при эксплуатации источников выбросов: «труба котельной» (№ источника 0002), «труба котельной» (№ источника 0013), расположенных на промышленной площадке в <адрес>.

В судебном заседании помощник Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Доржиев Б.А. на уточненных исковых требованиях настаивал.

Представитель ответчика - ООО «Вудмастер» Виниченко Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования не признала.

Представитель ответчика - ООО «Вудмастер» директор Манькова А.С., в судебное заседание не явилась, будучи надлежаще извещенной о времени и месте судебного заседания, не уведомив суд о причинах своей неявки. О рассмотрении дела в свое отсутствие не просила.

Представитель третьего лица - ООО "НПО "Коралл-К" в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не уведомив суд о причинах своей неявки.

Представитель третьего лица - Служба государственного экологического надзора Иркутской области, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания. В суд направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица – Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не уведомив суд о причинах своей неявки.

Представитель третьего лица - Администрация МО «г. Свирск», в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не уведомив суд о причинах своей неявки.

Представитель третьего лица - ТО Управление Роспотребнадзора по Иркутской области в г. Черемхово, Черемховском и Аларском районах, г. Свирске, в судебное заседание не явился, будучи надлежаще извещенным о времени и месте судебного заседания, не уведомив суд о причинах своей неявки.

Выслушав помощника прокурора Доржиева Б.А., представителя ответчика Виниченко Е.А., исследовав материалы дела, давая анализ доказательствам по делу в их совокупности, суд находит исковое заявление Ангарского межрайонного природоохранного прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст. 42 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовое регулирование в области охраны окружающей среды осуществляется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Понятие окружающей среды закреплено в ст. 1 указанного закона, под которой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

В силу ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются, в том числе: соблюдение прав граждан на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Как установлено в судебном заседании и подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, ООО «Вудмастер» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, основным видом деятельности которого является деятельность агентов по оптовой торговле лесоматериалами, одними из дополнительных - производство пиломатериалов, обработка вторичного неметаллического сырья и т.д.

На производственной территории ООО «Вудмастер» расположены котельные и лесосушильный цех.

Согласно отчета по инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для ООО «Вудмастер», на производственной площадке расположено 16 источников выбросов, из которых 5 являются организованными (трубы котельных (4 шт.), труба лесосушильного цеха (1 шт.)) и 9 - неорганизованные (деревообрабатывающие станки (5 шт.), гаражи (2 шт.), внутренний проезд (1 шт.), работа дорожной техники на территории (1 шт.), пост ТО и ТР (1 шт.) и заправка техники дизельным топливом (1шт)). Предприятием выбрасывается в атмосферный воздух 15 наименований загрязняющих веществ, из которых 4 твердых веществ и 11 наименований жидких/газообразных веществ. Общая сумма валовых выбросов от предприятия составляет - <данные изъяты> г/год, из них твердых веществ - <данные изъяты> т/год. газообразных загрязняющих веществ - <данные изъяты> /год.

Характеристика источников выбросов: источник 0002 Труба котельной – установлен водонагревающий котел КВр-0,2, тепловой мощностью 0,1 МВт (норма 0,09 Гкал/ч). Котлоагрегат работает с принудительной циркуляцией воды. Температура воды: вход 70°С выход 95 °С, возможна работа котла в режиме 90°С/115°С. Номинальное давление воды на выходе из котла 0,6 МПа (6,0 кгс/см2), допускаемое (расчетное) давление МПа (12,0 кгс/см2); Источник 0013 Труба котельной – установлен водонагревающий котел КВр-0,2, тепловой мощностью 0,1 МВт (норма 1 0,09 Гкал/ч). Котлоагрегат работает с принудительной циркуляцией воды. Температура воды: вход 70°С выход 95°С, возможна работа котла в режиме 90°С/115°С. Номинальное давление воды на выходе из котла 0,6 МПа (6,0 кгс/см2), допускаемое (расчетное) давление МПа (12,0 кгс/см2). Расход древесных отходов водонагревающих котлов (обрезь, опилки, стружка) в течение отопительного сезона (6 месяцев) составляет <данные изъяты> т/год, годовой баланс времени работы - 2196 часов); Источник 0004 Лесосушильный цех (камеры) – в лесосушильном цехе, установлены лесосушильные камеры VI00 м3 MGLD-100B количестве 5 единиц. Объем загруженного пиломатериала - 70 м3, время работы, 24 ч/сутки, 14 сут/мес, 12 мес/год, <данные изъяты> дней. Общий объем производства 1 сушилки - <данные изъяты> м3/год всех пяти сушилок - <данные изъяты> м3/год. От лесосушильного цеха в атмосферный воздух поступают следующие загрязняющие вещества: метан (0410), фенолы сланцевые (1072) и формальдегид (1325).

В результате хозяйственной деятельности ответчика осуществляются выбросы в атмосферный воздух.

Разделом 1 СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" предусмотрено, что санитарные правила направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия загрязнения атмосферного воздуха на здоровье населения и устанавливают обязательные гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест и соблюдению гигиенических нормативов при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции (техническом перевооружении) и эксплуатации объектов, а также при разработке всех стадий градостроительной документации.

Соблюдение требований настоящих Санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ межрайонным природоохранным прокурором Ангарской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ООО «Вудмастер» было направлено предписание об устранений нарушений законодательства об охране окружающей среды, в ответе на которое ООО «Вудмастер» от ДД.ММ.ГГГГ указал, что газоочистное оборудование следует устанавливать для всех стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух которые без оборудования ГОУ буду превышать нормативы допустимых выбросов. Таким образом, на предприятии не предусмотрены мероприятия по снижению негативного воздействия выбросов предприятия на атмосферный воздух, так как по результатам расчетов концентрации веществ и группы суммации в контрольных кочках не превышают 1 ПДК. Однако, в целях уменьшения выбросов и снижения негативного влияния на атмосферный воздух, на предприятии в конце ДД.ММ.ГГГГ года произведен демонтаж одного из источников выбросов в атмосферу: Труба котельной от водонагревающего котла КВр-0,1, тепловой мощностью 0,1 МВт (норма 0,09 Гкал/ч). Котлоагрегат работал с принудительной циркуляцией воды, тем самым был снижен суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу на <данные изъяты> т/год. В настоящее время не эксплуатируется еще 2 Трубы котельной. Также, в связи с тяжелым экономическим положением в стране в целом и в частности на предприятии, значительно сокращена работа и объемы производства в целом более, чем на 60%. Большая часть контрактов, в том числе международных (внешнеэкономических) расторгнута в одностороннем порядке. При отсутствии положительных экономических изменений в государстве и стабилизации рынка сбыта продукций, на предприятии планируется постановка вопросов о полной приостановке деятельности общества е введением процедуры банкротства в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

В ответе на обращение ООО «Вудмастер» о требованиях в области охраны атмосферного воздуха от ДД.ММ.ГГГГ Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации указало, что с учетом требований природоохранного законодательства система газоочистки на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, должна обеспечивать не превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в частности, нормативов допустимых выбросов рассчитываемых исходя из необходимости соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно заключения ООО НПО «Коралл-К» по результатам выездного обследования производственной территории от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией установлено: в настоящее время на территории находится оборудование для сушки древесины, из алюминиевых профилей производство Маньчжурская научно-техническая компания с ограниченной ответственностью по производству сушильного оборудования "ZHONGLINKEJI" (Китай). В лесосушильном цехе, установлены лесосушильные камеры VI00 м3 MGLD-100 в количестве 5 единиц. По данным представленного паспорта экологическую безопасность обеспечивает использование камер MGLD в комплекте с котлом DZH2-0,7-M (источник 0003), имеющим пылеосадительную камеру что является системой очистки отходящих газов. В стенах камеры размещена армированная стекловата большого объёмного веса, покрытая алюминиевой фольгой, что значительно увеличивает ее теплозащитные свойства и заметно снижает энергозатраты. Стенки камеры скрепляются болтами марки 304 из нержавеющей стали, с уменьшенным расстоянием между болтами, таким образом обеспечена надежная герметизация камеры, продлен срок службы оборудования. По данным производителя окончательно решена типичная для отрасли проблема, связанная с риском утечки воздуха из камеры в местах стыков внутренних панелей верхней крыши. Вертикальные стойки и рейки камеры прошли обработку на подающих станках с ЧПУ, расстояние между отверстиями и диаметр отверстий очень точны, нет зазубрин, обеспечена высокая герметичность. Поперечные балки камер изготовлены путем корневой фрезеровки из утолщенного Ш-образного алюминиевого профиля, что обеспечивает усиленную прочность каркаса и точность сборки. Специальная конструкция камеры с усиленным каркасом предусматривает защиту камеры с двух сторон от царапин при загрузке сырья, что существенно продлевает срок службы оборудования. В шпренгельной системе используется только запатентованный алюминиевый профиль, что придает конструкции усиление, надежную горизонтальную стабильность и повышенное сопротивление перегрузкам. В производстве ворот используется устойчивая к деформации профилированная рама из запатентованного алюминиевого сплава, за счет импортных резиновых уплотнительных накладок обеспечивается герметичность примыкания. Особый клей-герметик обеспечивает высокую прочность склеивания, сопротивляемость высоким температурам и хорошую износостойкость и герметичность. Полностью алюминиевые конструкции корпусов сушильных камер серии MGLD, исключают возможность выбросов в атмосферу вне системы регулирования влажности воздуха. Инжекция пара в камеру осуществляется двумя способами: прямой инжекцией пара и распылением теплой воды. Система инжекции пара состоит из следующих компонентов: фильтровальное устройство; электрический/ручной клапан; трубопровод. Сделан вывод, что источником выброса в атмосферу при работе сушильной камеры является дыхательный клапан системы инжекции пара и выпуска конденсата расположенный на крыше производственного цеха источника выбросов Лесосушильный цех (камеры), выброс осуществляется через встроенное фильтровальное устройство, что является системой очистки газов.

Согласно статье 58 Основного закона, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, который регулирует отношения общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельное связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляют окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что загрязняющим веществом являются вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и /или концентрациях, превышающих установленные для химических веще нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Частью 1 статьи 39 названного Федерального закона установлено, что эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

В соответствии с абзацами 3, 4 части 1 статьи 30 Федерального закона 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов загрязняющих веществ, обязаны внедрять наилучшие доступные технологии, малоотходные и безотходные технологии в целях снижения уровня загрязнения, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ, сокращению или исключению таких выбросов.

Частью 7 статьи 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлен запрет на размещение и эксплуатацию объектов хозяйственной и иной деятельности, которые не имеют предусмотренных правилами охраны атмосферного воздуха установок очистки газов и средств контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Аналогичное требование установлено пунктом 8 Правил эксплуатации установок очистки газов, утвержденных приказом Министерства природ ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Защита гражданских прав осуществляется способами, прямо названными в ст. 12 ГК РФ, и иными способами, предусмотренными законом.

В силу положений ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (п.1). Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (п.2).

Кроме того, суд считает, что невыполнение ответчиком приведенных требований природоохранного законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на благоприятные окружающую среду и атмосферный воздух как жизненно важный компонент окружающей среды.

При таких установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вудмастер» об обязании обеспечения очистки выбросов в атмосферный воздух, являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Прокурор при подаче настоящего иска был освобожден от уплаты госпошлины в силу закона, то в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика ООО «Вудмастер» следует взыскать госпошлину в доход государства.

Согласно части 1 ст. 103 ГПК РФ, если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

В соответствии со ст. 333.19 НК РФ с ответчика ООО «Вудмастер» в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ангарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Вудмастер» об обязании обеспечения очистки выбросов в атмосферный воздух - удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Вудмастер» обеспечить очистку выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при помощи установок очистки газа, образуемых при эксплуатации источников выбросов: «труба котельной» (№ источника 0002), «труба котельной» (№ источника 0013), расположенных на промышленной площадке в <адрес>.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вудмастер» госпошлину в доход муниципального образования «город Черемхово» в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Черемховский городской суд в течение месяца после составления судом решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда составлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Тирская А.С.