ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-905/20 от 16.10.2020 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Мотивированное решение

изготовлено 23.10.2020 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2020 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Мишенькиной К.В.,

при секретаре Калганове А.А.,

с участием представителя истца Рейм Е.В.,

представителя ответчика Адаманюка В.Ф.,

представителя третьего лица Ермака Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-905/2020 по иску прокурора города Мегиона, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Мегиона о возложении обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

прокурор г. Мегиона, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Мегиона с привлечением специалистов Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры 14.08.2020 г. была проведена проверка исполнения законодательства в указанной сфере. В результате проведенного обследования территории г. Мегиона на предмет выявления мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов выявлены многочисленные несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, относящихся к фонду свободных земель муниципального образования г. Мегион. По состоянию на 21.08.2020 г. свалки не ликвидированы. Просит обязать ответчика ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа г. Мегиона.

Представитель истца Рейм Е.В. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал, по доводам, изложенным в исковом заявлении. Сообщил, что территория ликвидации салок является значительной, поэтому не возражал против предоставления ответчику отсрочки исполнения решения.

Представитель ответчика Адаманюк В.Ф. против удовлетворения исковых требований возражал и пояснил, что администрация не отрицает факта размещения отходов на территории муниципального образования, однако, помимо твердых коммунальных отходов на указанных в иске территориях размещены иные отходы отделить которые от твердых отходов будет сложно. Кроме того, наступает зимний период, поэтому ликвидация свалок будет затруднена. Также пояснил, что для ликвидации свалок необходимы денежные средства, которые в бюджете отсутствуют по причине их незапланированности. Просил предоставить отсрочку исполнения решения до 01.07.2021 г.

Представитель третьего лица МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Ермак Б.Г. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что для борьбы с ликвидацией несанкционированных свалок ими привлекаются добровольцы и сторонние нефтяные организации. В настоящее время свалок очень много, их ликвидация происходит постоянно. Для ликвидации указанных в исковом заявлении свалок необходимо выделение денежных средств и достаточное время. Полагал возможным окончить ликвидацию свалок в срок до 01.07.2021 г.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

По делу установлено, что 14.08.2020 г. прокуратурой г. Мегиона с привлечением специалистов Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО – Югры была проведена проверка исполнения законодательства в указанной сфере.

В результате проведенного обследования территории г. Мегиона установлены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, т.е. выявлены многочисленные несанкционированные свалки, расположенные на земельных участках, относящихся к фонду свободных земель муниципального образования г. Мегион.

По состоянию на 21.08.2020 г. свалки не ликвидированы.

Наличие размещения на территории МО г. Мегион свалок подтверждено соответствующим Актом обследования и фототаблицами к нему.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды, закрепленных в статье 3 Закона, являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

В силу п. 3 ст. 7 Закона к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 51 Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления в недра и на почву запрещается.

Экологической доктриной Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) установлено, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Одними из стратегических целей государственной политики в области экологии являются сохранение и восстановление природных систем, их биологического разнообразия и способности к саморегуляции как необходимого условия существования человеческого общества, а также обеспечение благоприятного состояния окружающей среды как необходимого условия улучшения качества жизни и здоровья населения.

В преамбуле Закона указано, что основными принципами государственной политики РФ являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В силу п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. (утв. Президентом РФ 30.04.2012 г.) стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Протоколом от 24.12.2018 г. № 16 Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден паспорт национального проекта «Экология», одной из целей которого является эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию всех выявленных на 01.01.2018 г. несанкционированных свалок в границах городов.

Согласно п. 4.1 Паспорта национального проекта «Экология» в целях ликвидации свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены, принят федеральный проект «Чистая страна».

Таким образом, выявленные несанкционированные свалки отходов свидетельствуют об отсутствии проведения надлежащих мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа г. Мегион, а также о нарушении права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Представитель ответчика факт размещения на территории муниципального образования несанкционированных свалок твердых бытовых отходов не отрицал.

Согласно ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, может отсрочить или рассрочить исполнение решения, а также изменить способ и порядок его исполнения.

Принимая во внимание значительность территории размещения ТКО, наступление зимнего периода времени, что влечет затруднение в исполнении решения суда, учитывая мнение участвующего в деле прокурора, суд считает возможным предоставить ответчику отсрочку исполнения решения на срок до 01.07.2021 г.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора города Мегиона, в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации города Мегиона о возложении обязанности ликвидировать места несанкционированного размещения отходов удовлетворить.

Обязать администрацию города Мегиона ликвидировать места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов на территории городского округа города Мегион, а именно: на земельном участке с кадастровым номером на землях населенных пунктов:

1) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

2) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

3) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

4) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

5) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

6) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

7) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

8) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

9) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

10) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

11) с географическими координатами в системе WGS-84: .

Общей площадью 4 650 кв.м.;

на земельном участке с кадастровым номером 86:19:0030203:6272 на землях населенных пунктов (городские леса) и в кадастровом квартале – земли населенных пунктов:

1) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

2) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

3) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

4) с географическими координатами в системе WGS-84: .

Общей площадью 110 кв.м.;

на земельном участке с кадастровым номером 86:19:0030203:6272 на землях населенных пунктов (городские леса) и в кадастровом квартале – земли населенных пунктов:

1) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

2) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

3) с географическими координатами в системе WGS-84: ;

4) с географическими координатами в системе WGS-84: . Общей площадью 50 кв.м.;

на земельном участке в кадастровом квартале (в районе озера «Карасево»), географические координаты в системе WGS-84: ;

на земельном участке с кадастровым номером (на обочине автодороги г. Мегиона, на отрезке автодороги между поворотом на аэродром и перекрестком в сторону ООО «Контакт»), между географическими координатами в системе WGS-84: , и ,;

на земельном участке с кадастровым номером по ул. Новая в г. Мегионе (сгоревший дом), географические координаты в системе WGS-84: ;

на земельном участке по ул. Советская в пгт. Высокий, географические координаты в системе WGS-84: .

Предоставить Администрации города Мегиона отсрочку исполнения решения суда до 01.07.2021 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд.

.

.

Судья К.В. Мишенькина