ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-927/2018 от 29.06.2018 Ейского городского суда (Краснодарский край)

INCLUDEPICTURE "../../../../WINWORD/RUSSIA1.PCX" \* MERGEFORMATINET К делу № 2 – 927/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Ейск 29 июня 2018 года

Ейский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Коваленко А.А.

при секретаре Полевик Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Ейского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к некоммерческому партнерству по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», некоммерческому партнерству «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)», директору некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш» Исаеву Виктору Дмитриевичу, председателю некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» Еременко Анне Валерьевне, третьи лица – Отдел надзорной деятельности и профилактической работы Ейского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю, администрация Ейского городского поселения Ейского района, об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности,-

У С Т А Н О В И Л:

Ейский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и просит запретить деятельность в здании ТК «Отдых» по ул. Энгельса, 47 г. Ейска, в том числе, собственникам, арендаторам и иным лицам, за исключением магазинов, выход их которых осуществляется непосредственно на улицу, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, кроме проведения работ по обеспечению пожарной безопасности; обязать некоммерческое партнерство по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш» и некоммерческое партнерство «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании ТК «Отдых» по ул. Энгельса, 47 г. Ейска; обязать директора некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш» и председателя некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» вынести на рассмотрение общего собрания членов партнерства вопросы о реорганизации некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», также некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» и создании одного некоммерческого партнерства по управлению общим имуществом ТК «Отдых», включении в устав некоммерческого партнерства целей, задач и предмета по обеспечению партнерством пожарной безопасности здания ТК «Отдых» по ул. Энгельса 47 г. Ейска в целом, возложив на директора некоммерческого партнерства обязанности по организации выполнения требований пожарной безопасности в здании.

Представитель третьего лица – администрации Ейского городского поселения Ейского района в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Выслушав участвующего в деле прокурора, представителей ответчиков, ответчика Исаева В.Д., и явившегося представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме, пояснив, что доказательств устранения выявленных нарушений в полном объеме стороной ответчиков не представлено.

Представитель и директор некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», представитель некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» и представитель председателя некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» в судебном заседании просят в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку ряд нарушений уже устранен, а так же с целью устранения выявленных нарушений были заключены договора, которые будут исполнены в ближайшее время.

Представитель Отдела надзорной деятельности и профилактической работы Ейского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю в судебном заседании поддерживает исковые требования в полном объеме.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности с привлечением специалистов ОНД и ПР Ейского района в здании торгового комплекса «Отдых» по ул. Энгельса 47 г. Ейска были выявлены следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: строительные конструкции здания торгового комплекса выполнены из материалов, имеющих предел огнестойкости ниже нормативного и документы подтверждающие огнезащитную обработку металлических конструкций отсутствуют; на кровле здания отсутствует ограждение; между маршами лестниц зазор в плане в свету имеет ширину 50 см.; в подвальном этаже торгового комплекса отсутствуют окна размерами не менее 0,9*1,2м.; наружное противопожарное водоснабжение торгового комплекса не предусмотрено не менее чем от 2-х пожарных гидрантов, расположенных в радиусе не более 200м. от здания; помещение пожарных насосных установок не имеет отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу; не проведена проверка наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта; в здании торгового комплекса не предусмотрено не менее двух закрытых лестничных клеток; в помещении торгового комплекса не установлены знаки пожарной безопасности, выполненные в соответствии с требованиями НПБ 160-97; на фасаде здания не установлены указатели месторасположения пожарных гидрантов объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием; в здании не установлена система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре не ниже 4-го типа; не все помещения торгового комплекса оборудованы автоматической установкой пожаротушения; запоры на дверях эвакуационных выходов в здании торгового комплекса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; на этажах здания размещены планы эвакуации людей в случае возникновения пожара, выполненные не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009; в лестничной клетке 2-го типа в торговом комплексе, а также в торговых помещениях допускается отделка стен горючими материалами (панели МДФ, пластик); допускается эксплуатация светильников в помещениях торгового комплекса со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника; лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по пожарно – техническому минимуму в организации, оказывающей в устанволенном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности; ширина эвакуационных выходов из подвального этажа торгового комплекса, в том числе, ведущих непосредственно наружу, составляет от 0,8 до 0,9м.; имеющиеся эвакуационные выходы с первого и второго этажей торгового центра выполнены с нарушением требований; в подвальных помещениях торгового комплекса не установлена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; в помещениях литер А2: не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; имеющиеся в торговом комплексе автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в нерабочем состоянии; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников выполнено менее 0,5м.; при перепланировке ряда помещений на этажах торгового комплекса нарушены проектные решения про установке пожарных извещателей, в результате чего уменьшается зона действия автоматической системы противопожарной защиты; на объекте отсутствует исполнительная документация на установки системы противопожарной защиты объекта; не заключен договор на обслуживание систем и средств противопожарной защиты объекта со специализированой организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности; имеющиеся эвакуационные выходы из торгового комплекса в подвальном помещении выполнены не рассредоточено; в помещениях торгового комплекса не установлено эвакуационное (аварийное) освещение; под лестничными маршами хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы; отсутствуют надлежащие эвакуационные выходы с третьего этажа здания; ширина путей эвакуации на третьем, втором и первом этажах выполнена менее 1,2м.; в помещениях литер А3: имеющаяся на объекте автоматическая установка пожаротушения не выполняет функцию пожарной сигнализации; имеющееся в торговом комплексе аварийное освещение находится в неисправном состоянии; ширина путей эвакуации на втором и первом этажах, а также в подвальном этаже выполнена менее 1,2м.; допускается устройство на путях эвакуации в коридоре первого этажа перепада высот менее 45см.; в помещениях литер А: лестничная клетка 1-го типа расположенная в здании не отделена от примыкающих помещений перегородками с дверями; допускается устройство выходов из подвального этажа в общую лестничную клетку здания; имеющиеся на первом этаже торгового комплекса автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в нерабочем состоянии; в помещениях не установлено эвакуационное (аварийное) освещение (том 1 л.д.45-49).

При этом, в целях содействия в управлении и эксплуатации недвижимым имуществом, расположенного в здании комплекса мини – магазином по ул. Энгельса 47 (литер А3 и литер А2) были созданы Некоммерческое партнерство «Содействие в эксплуатации мини – магазинов (Феникс)» и Некоммерческое партнерство по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», основанные на членстве собственников недвижимости торгового комплекса (том 1 л.д.14,15,16-25,26,27,29,30,32,33-42,43,44).

На основании ст. 45 ГПК РФ – прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 21.12.1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности», пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Согласно ст.ст. 34,38 Федерального Закона «О пожарной безопасности», граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

Так, в силу ст. ст.8,87 Федерального Закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались следующие требования: сохранение устойчивости здания или сооружения, а также прочности несущих строительных конструкций в течение времени, необходимого для эвакуации людей и выполнения других действий, направленных на сокращение ущерба от пожара; ограничение образования и распространения опасных факторов пожара в пределах очага пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения; эвакуация людей (с учетом особенностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения) в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей и сокращению наносимого пожаром ущерба имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений.

Согласно п. 6.7.1 Свода правил СП 2.13130.2012 "Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты", утвержденных приказом МЧС РФ от 21.11.2012 года №693, степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, допустимую высоту зданий и площадь этажа в пределах пожарного отсека общественных зданий следует принимать по таблице 6.9, зданий предприятий бытового обслуживания (Ф3.5) - по таблице 6.10, предприятий торговли (Ф3.1) - по таблице 6.11.

Между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной не менее 75 миллиметров, за исключением двумаршевых лестниц, устроенных в двухэтажных зданиях высотой не более 12 метров до отметки пола второго этажа. В зданиях и сооружениях с уклоном кровли не более 12 процентов включительно, высотой до карниза или верха наружной стены (парапета) более 10 метров, а также в зданиях и сооружениях с уклоном кровли более 12 процентов, высотой до карниза более 7 метров следует предусматривать ограждения на кровле в соответствии с требованиями настоящего свода правил. Независимо от высоты здания указанные ограждения следует предусматривать для эксплуатируемых плоских кровель, балконов, лоджий, наружных галерей, открытых наружных лестниц, лестничных маршей и площадок (п.п. 7.14,7.16 Свода правил СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных приказом МЧС России от 24.04.2013 года №288).

Расход воды на наружное пожаротушение (на один пожар) зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4 для расчета соединительных и распределительных линий водопроводной сети, а также водопроводной сети внутри микрорайона или квартала следует принимать для здания, требующего наибольшего расхода воды, по таблице 2. Пожарные гидранты надлежит предусматривать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен зданий; допускается располагать гидранты на проезжей части. Пожарные гидранты следует устанавливать на кольцевых участках водопроводных линий. Допускается установка гидрантов на тупиковых линиях водопровода с учетом указаний п. 8.4 и принятием мер против замерзания воды в них. Расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания, сооружения или его части не менее чем от двух гидрантов при расходе воды на наружное пожаротушение 15 л/с и более и одного - при расходе воды менее 15 л/с с учетом прокладки рукавных линий длиной, не более указанной в п. 9.11, по дорогам с твердым покрытием. Расстояние между гидрантами определяется расчетом, учитывающим суммарный расход воды на пожаротушение и пропускную способность устанавливаемого типа гидрантов по ГОСТ 8220. Пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м в зависимости от технических возможностей мотопомп. Для увеличения радиуса обслуживания допускается прокладка от резервуаров или искусственных водоемов тупиковых трубопроводов длиной не более 200 м с учетом требований п. 9.9 настоящего свода правил. Расстояние от точки забора воды из резервуаров или искусственных водоемов до зданий III, IV и V степеней огнестойкости и до открытых складов горючих материалов должно быть не менее 30 м, до зданий I и II степеней огнестойкости - не менее 10 м. (п.п. 5.2,8.6,9.11 Свода правил СП 8.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года №178).

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов. Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны. Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов и резервуаров, являющихся источником противопожарного водоснабжения, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, а также доступность подъезда пожарной техники и забора воды в любое время года. Направление движения к пожарным гидрантам и резервуарам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения (п. 55 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

Пожарные насосные установки и гидропневматические баки для ВПВ допускается располагать в первых этажах и не ниже первого подземного этажа зданий I и II степеней огнестойкости из несгораемых материалов. При этом помещения пожарных насосных установок и гидропневматических баков должны быть отапливаемыми, отделены от других помещений противопожарными перегородками и перекрытиями с пределом огнестойкости REI 45 и иметь отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу. Пожарные насосные установки могут располагаться в помещениях тепловых пунктов, бойлерных и котельных (п. 4.2.2 Свода правил СП 10.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 180).

В зданиях высотой не более 28 м I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0 допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух этажей, при наличии эвакуационных лестничных клеток, требуемых нормами, и при условии, что помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, отделяется от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. Допускается не отделять противопожарными перегородками помещение, в котором расположена лестница 2-го типа хотя бы в одном из следующих случаев: при устройстве автоматического пожаротушения во всем здании; в зданиях высотой не более 9 м с площадью этажа не более 300 *. В зданиях предприятий розничной торговли I и II степеней огнестойкости лестница с первого до второго или с цокольного до первого этажа может быть открытой при отсутствии вестибюля, предусмотренного п. 5.3.15. При этом эти лестницы или пандусы для предприятий розничной торговли можно учитывать в расчете путей эвакуации только для половины количества покупателей, находящихся в соответствующем торговом зале, а для эвакуации остальных покупателей следует предусматривать не менее двух закрытых лестничных клеток. Длину открытой лестницы (или пандуса) следует включать в расстояние от наиболее удаленной точки пола до эвакуационного выхода наружу, но ее площадь не включается в площадь основных эвакуационных проходов. Ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее, м: 1,35 - для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 чел.; 1,2 - для остальных зданий; 0,9 - во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 чел. Промежуточная площадка в прямом марше лестницы должна иметь глубину не менее 1 м. Ширина лестничных площадок должна быть не менее ширины марша. Ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 чел. При наличии двух эвакуационных выходов и более они должны быть расположены рассредоточено. Минимальное расстояние L, м, между наиболее удаленными один от другого эвакуационными выходами следует определять по формулам. При наличии двух эвакуационных выходов и более общая пропускная способность всех выходов, кроме каждого одного из них, должна обеспечить безопасную эвакуацию всех людей, находящихся в помещении, на этаже или в здании. (п. 4.2.4, 7.1.5, 7.1.13, 7.1.16,7.2.1 Свода правил СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных приказом МЧС РФ от 25.03.2009 года № 171).

Информация, передаваемая системами оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, должна соответствовать информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей. Пожарные оповещатели, устанавливаемые на объекте, должны обеспечивать однозначное информирование людей о пожаре в течение времени эвакуации, а также выдачу дополнительной информации, отсутствие которой может привести к снижению уровня безопасности людей. В любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, уровень громкости, формируемый звуковыми и речевыми оповещателями, должен быть выше допустимого уровня шума. Речевые оповещатели должны быть расположены таким образом, чтобы в любой точке защищаемого объекта, где требуется оповещение людей о пожаре, обеспечивалась разборчивость передаваемой речевой информации. Световые оповещатели должны обеспечивать контрастное восприятие информации в диапазоне, характерном для защищаемого объекта. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утвержденной в установленном порядке. Помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий и сооружений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности (ст. 83,84,91 ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности").

В соответствии со ст. 54 Федерального Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством Российской Федерации. Руководителем организации, на объекте защиты которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара (п. 35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

В здании или сооружении, кроме жилых домов, в котором может одновременно находиться 50 и более человек, то есть на объекте с массовым пребыванием людей, а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре. На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

При этом, запрещается: а) эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции; б) пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями; в) обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника; г) пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией; д) применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы и использовать несертифицированные аппараты защиты электрических цепей; е) оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя; ж) размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы; з) при проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ, а также при включении электроподогрева автотранспорта использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов (п. 42 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности (п.3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (п.33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.05.2012 года № 390).

На основании ст. 53 Федерального Закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения). Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

Более того, согласно п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2016 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с п. 1 ст. 6 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) к отношениям собственников помещений, расположенных в нежилом здании, возникающим по поводу общего имущества в таком здании, подлежат применению нормы законодательства, регулирующие сходные отношения, в частности ст.ст. 249, 289 и 290 ГК РФ и ст. 44 - 48 Жилищного кодекса РФ (далее- ЖК РФ).

В соответствии с ч.ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов пользования указанным имуществом. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения пожарной безопасности.

В силу ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

В соответствии с ч. 5 ст. 46 ЖК решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном ЖК порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Согласно п. 103 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 года № 25 по смыслу п. 1 ст. 2, п. 6 ст. 50 и п. 2 ст. 181.1 ГК РФ под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В частности, к решениям собраний относятся решения долевых собственников в нежилом здании.

На основании вышеизложенного, принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, в ходе проведения Ейской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в здании торгового комплекса «Отдых» по ул. Энгельса 47 г. Ейска были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые (нарушения) существенным образом затрагивают права и законные интересы граждан в случае возникновения пожара в общественном здании.

В ходе судебного разбирательства, в качестве доказательств устранения выявленных нарушений, стороной ответчиков был приведен ряд документов: фотоматериал, подтверждающий установку знаков пожарной безопасности в здании торгового комплекса и указателей месторасположения пожарных гидрантов (том 1 л.д.169-174), договор №ТО-АУПТ-02/16 от 05.10.2016 года по техническому обслуживанию и профилактике средств автоматической установки спинклерного пожаротушения в литер А2 (том 1 л.д.176-179); договор №ТО-ОПС-43/18 от 10.04.2018 года на текущее обслуживание исправную и работоспособную систему автоматической установки охранно – пожарной сигнализации и систему оповещения и эвакуации людей при пожаре в литер А2 (том 1 л.д.180-181,182,183, том 2 л.д.220-221,222,223); договор на проведение расчетов пожарных рисков №259-П.РР от 21.05.2018 года (том 1 л.д.202-205,206,207); расчет по оценки пожарного риска в литер А3 (том 2 л.д.2-125) и литер А2 (том 3 л.д.17-111); акт испытания леерного ограждения крыши здания от 21.05.2018 года (том 2 л.д.147), договор №278-Л от 21.05.2018 года на проведение проверки и испытаний пожарных леерного ограждения крыши здания (том 2 л.д.148-150), договор на ремонт системы автоматической установки пожаротушения №РМ-АУПТ-13/18 от 17.05.2018 года (том 2 л.д.151-153,154,155); сведения о техническом состоянии пожарных гидрантов на разводящей сети (том 2 л.д.159-162); договор на выполнение работ по установке противопожарной двери в помещении электрощитовой объекта и помещении насосной станции, также установку функции автоматического открывания при срабатывании систем противопожарной автоматики объекта (том 2 л.д.162-164); договор на проведение расчетов пожарных рисков в литер А2 №257-П.РР от 21.05.2018 года (том 2 л.д.171-174), акт проверки технического состояния пожарного гидранта (том 2 л.д.205); договор на обработку огнезащитным составом металлических конструкций №409-ОГ от 14.06.2018 года (том 2 л.д.209-210,211,212); договор на дооборудование спринкерной системы пожаротушения №392-ПТ от 15.06.2018 года (том 2 л.д.218-219); контракт на изготовление общего плана эвакуации от 01.06.2018 года №393-ПЭ (том 2 л.д.224,225,226,227); договор на оказание платных образовательных услуг по пожарно – техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций торговли, общественного питания, баз и складов №206/Е/18 от 17.05.2018 года (том 2 л.д.231); договор на монтаж аварийных светильников в литер А2 (том 2 л.д.232-234,235); договор поставки люков на кровлю открывной усиленный №49 от 19.06.2018 года, №008 от 25.06.2018 года (том 2 л.д.236-237,238,239,240), а также фотоотчет выполненных мероприятий (том 3 л.д.1-16).

Однако, данные документы не являются надлежащими доказательствами устранения нарушений требований противопожарной безопасности в здании ТК «Отдых» в полном объеме, в связи с чем, а также исходя из положений ст. 1065 ГК РФ, закрепляющей, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, считает исковые требования в части запрета деятельности в здании ТК «Отдых» до устранения нарушений требований пожарной безопасности и возложении обязанности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности в здании ТК «Отдых», подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Более того, как установлено в судебном заседании управление общим имуществом собственников нежилых помещений ТК «Отдых», в том числе, обеспечение пожарной безопасности, осуществляется двумя некоммерческими партнерствами, что исходя из возможности применения аналогии закона (п. 41 постановления Пленума Верховного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2016 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"), не допустимо.

На основании чего, а также принимая во внимание, что отсутствие в уставах некоммерческих партнерств конкретизации вопросов по обеспечению пожарной безопасности, не способствует надлежащему обеспечению пожарной безопасности здания ТК «Отдых» и требует внесения изменений в устав юридического лица, суд считает исковые требований подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд, -

Р Е Ш И Л:

Запретить деятельность в здании торгового комплекса «Отдых», в том числе собственникам, арендаторам и иным лицам, находящегося по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Энгельса, д. 47, за исключением магазинов, выход из которых осуществляется непосредственно на улицу, до устранения нарушений требований пожарной безопасности, кроме проведения работ по обеспечению пожарной безопасности.

Обязать некоммерческое партнерство по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», некоммерческое партнерство «Содействие в эксплуатации мини-магазинов (Феникс)» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании торгового комплекса «Отдых», находящегося по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Энгельса, д. 47, а именно: строительные конструкции здания выполнены из материалов имеющих предел огнестойкости ниже нормативного (отсутствуют документы подтверждающие огнезащитную обработку металлических конструкций бесчердачного покрытия); на кровле здания отсутствует ограждение; между маршами лестниц зазор в плане в свету имеет ширину 50 см (при нормативе не менее 75 мм); в подвальном этаже отсутствуют окна размерами не менее 0,9*1,2 м; наружное противопожарное водоснабжение не предусмотрено не менее чем от 2-х пожарных гидрантов, расположенных в радиусе не более 200 метров от здания; помещение пожарных насосных установок не имеет отдельный выход наружу или на лестничную клетку, имеющую выход наружу; не проведена проверка наружного противопожарного водоснабжения с составлением соответствующего акта; в здании не предусмотрено не менее двух закрытых лестничных клеток; в помещениях не установлены знаки пожарной безопасности, выполненные в соответствии с требованиями НПБ 160-97; на фасаде здания не установлены указатели месторасположения пожарных гидрантов объемные со светильником или плоские со светоотражающим покрытием; не установлена система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) людей при пожаре не ниже 4-го типа; не все помещения оборудованы автоматической установкой пожаротушения; автоматическая пожарная сигнализация, автоматическая установка пожаротушения в здании торгового комплекса установлены разрозненно, что не обеспечивает оповещение о пожаре в целях организации безопасной эвакуации людей в условиях торгового комплекса и автоматическое тушение пожара во всех помещениях; запоры на дверях эвакуационных выходов в здании не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа; на этажах здания размещены планы эвакуации людей в случае возникновения пожара выполненные не в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009 (не фотолюминесцентные); в лестничной клетке 2-го типа в торговом комплексе, а так же в торговых помещениях допускается отделка стен горючими материалами (панели МДФ, пластик); допускается эксплуатация светильников в помещениях торгового комплекса со снятыми колпаками, предусмотренными конструкцией светильника; лица, ответственные за пожарную безопасность, не прошли обучение по пожарно-техническому минимуму в организации, оказывающей в установленном порядке услуги по обучению населения мерам пожарной безопасности; ширина эвакуационных выходов из подвального этажа торгового комплекса составляет от 0,8 до 0,9 м (при нормативе не менее 1,2 метра); ширина эвакуационных лестниц из подвального этажа торгового комплекса, ведущих непосредственно наружу, составляет от 0,8 до 0,9 м (при нормативе не менее 1,2 метра); имеющиеся эвакуационные выходы с первого и второго этажей выполнены с нарушением требований ст. 53, 89 Закона № 123-ФЗ, п.п. 7.1.13, 4.2.6, 7.1.22 таб.17 СП 1.13130.2009, п.п. 6.16, 6.17 СНиП 21-01-97*, п. 1.109 таб. 9 СНиП 2.08.02-89* (двери открываются не по направлению выхода из здания; ширина выходов менее 1,2 м; расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу превышает нормативное, то есть 15м); в подвальных помещениях не установлена система вытяжной противодымной вентиляции для удаления продуктов горения при пожаре; в помещениях литер А2 имеют место следующие нарушения: не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией; имеющиеся пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в нерабочем состоянии; горизонтальное и вертикальное расстояние от извещателей до близлежащих предметов и устройств, до электросветильников выполнено менее 0,5 м; при перепланировке ряда помещений на этажах торгового комплекса нарушены проектные решения по установке пожарных извещателей, в результате которой уменьшается зона действия автоматической системы противопожарной защиты; отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта (на автоматическую пожарную сигнализацию и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре); не заключен договор на обслуживание систем и средств противопожарной защиты объекта со специализированной организацией имеющей лицензию в области пожарной безопасности; имеющиеся эвакуационные выходы в подвальном этаже выполнены не рассредоточено (расположены рядом, а должны располагаться на противоположных сторонах); в помещениях не установлено эвакуационное (аварийное) освещение; под лестничными маршами хранятся вещи, мебель и другие горючие материалы; отсутствуют эвакуационные выходы с третьего этажа здания соответствующие требованиям ст.ст. 53, 89 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", п.п. 7.1.16, 7.1.18, 7.1.13, 4.2.6, 7.1.22 таб.17 СП 1.13130.2009, п.п. 6.16, 6.17 СНиП 21-01-97*, п.п. 1.100, 1.109 таб. 9 СНиП 2.08.02-89* (отсутствуют две закрытые лестничные клетки; один из выходов идет по лестнице 3-го типа (допускается делать со 2 этажа); двери открываются не по направлению выхода из здания; ширина выходов менее 1,2 метра; расстояние по путям эвакуации от дверей наиболее удаленных помещений до выхода наружу превышает нормативное, то есть 15м); ширина путей эвакуации на третьем, втором и первом этажах выполнена менее 1,2 метра в нарушение ст. 53 Закона № 123-ФЗ, п.п. 7.1.14, 4.3.3 СП 1.13130.2009, п.п. 6.27, 6.26* СНиП 21-01-97*; в помещении литер А3 имеются следующие нарушения: имеющаяся автоматическая установка пожаротушения не выполняет функцию пожарной сигнализации; имеющееся аварийное освещение находится в неисправном состоянии; ширина путей эвакуации на втором и первом этажах, а так же в подвальном этаже выполнена менее 1,2 м; допускается устройство на путях эвакуации в коридоре первого этажа перепада высот менее 45 см; в помещениях литер А имеются следующие нарушения; лестничная клетка 1-го типа расположенная в здании не отделена от примыкающих помещений перегородками с дверями; допускается устройство выходов из подвального этажа в общую лестничную клетку здания; имеющиеся на первом этаже торгового комплекса автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре находятся в нерабочем состоянии; в помещениях не установлено эвакуационное (аварийное) освещение.

Обязать директора некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш» Исаева Виктора Дмитриевича, председателя некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини-магазинов (Феникс)» Еременко Анну Валерьевну вынести на рассмотрение общего собрания членов партнерства вопросы: о реорганизации некоммерческого партнерства по содействию в эксплуатации помещений ТК «Отдых» «Реванш», некоммерческого партнерства «Содействие в эксплуатации мини-магазинов (Феникс)» и создании одного некоммерческого партнерства по управлению общим имуществом торгового комплекса «Отдых» (всех помещений здания по адресу: Краснодарский край, Ейский район, г. Ейск, ул. Энгельса, д. 47); о включении в устав некоммерческого партнерства целей, задач и предмета по обеспечению партнерством пожарной безопасности здания торгового комплекса «Отдых» по адресу: Краснодарский край, г. Ейск, ул. Энгельса, д. 47 в целом, возложив на директора некоммерческого партнерства обязанности по организации выполнения требований пожарной безопасности в здании.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы (представления прокурора) через Ейский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме 03.07.2018 года.

Председательствующий