ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-92/2018 от 29.01.2018 Уфимского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2-92/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 января 2018 года г. Уфа

Уфимский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Моисеевой Г.Л.,

при секретаре Батршиной Ю.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Уфимского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в лице конкурсного управляющего Ахметова А.С., ООО «Совхоз им. Цюрупы» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на земельных участках приаэродромной территории,

установил:

Уфимский транспортный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма им. Цюрупы» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на земельных участках приаэродромной территории, мотивируя тем, что Уфимской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов в отношении ООО «Агрофирма им. Цюрупы», которое осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур в границах приаэродромной территории аэродрома "Уфа", в ходе которой выявлены нарушения воздушного законодательства. ООО «Агрофирма им. Цюрупы» является юридическим лицом, действует на основании Устава, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонной ИФНС России по РБ за основным государственным регистрационным номером . По запросу Уфимской транспортной прокуратуры получен ответ Администрации МР <адрес> РБ от ДД.ММ.ГГГГ. , содержащий сведения о зерновых сельскохозяйственных культурах, посеянных ООО «Агрофирма им. Цюрупы» на земельных участка расположенных в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа», в том числе: земельный участок с кадастровым номером использован под посев озимой вики; земельный участок с кадастровым номером использован под посев озимой пшеницы, земельный участок с кадастровым номером использован под посев озимой пшеницы; земельный участок с кадастровым номером использован под посев кукурузы; земельный участок с кадастровым номером использован под посев яровой пшеницы; земельный участок с кадастровым номером использован под посев озимой пшеницы; земельный участок с кадастровым номером использован под посев яровой пшеницы; земельный участок с кадастровым номером использован под посев многолетних трав; земельный участок с кадастровым номером использован под посев многолетних трав; земельный участок с кадастровым номером использован под посев яровой пшеницы.

Указанные земельные участки находятся на следующем расстоянии от аэропорта «Уфа», в том числе: земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от торца взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии 650 метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии 50 метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии 2000 метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии 2000 метров от взлетно-посадочной полосы . Следовательно, указанные сельскохозяйственные культуры засеяны в приаэродромной территории в пределах <данные изъяты>-ти километрового радиуса от контрольной точки аэродрома.

Культивирование агрокультур и производство сельскохозяйственных работ значительно осложняет орнитологическую обстановку на аэродроме, особенно в периоды весенней посевной, созревания и осенней уборки сельскохозяйственных культур в сезон массовой миграции птиц, что многократно повышает вероятность столкновения воздушных судов с птицами и создает угрозу безопасности полетов воздушных судов, жизни и здоровью людей в зоне взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в аэропорту «Уфа». Выращивание зерновых сельскохозяйственных культур в полосах воздушных подходов, а также в радиусе <данные изъяты>-ти километровой зоны от контрольной точки аэродрома «Уфа» создает условия для массового скопления птиц в зоне взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в аэропорту «Уфа» и противоречит действующему законодательству. Выращивание некоторых сельскохозяйственных культур в непосредственной близости

к границам проекции полос воздушных подходов является условием для привлечения и массового скопления птиц, что создает угрозу безопасности полетов воздушных судов и обеспечения сохранности жизни людей. На основании информации ФГБОУ ВО Министерства сельского хозяйства РФ «Башкирский аграрный университет» и отчета о проведении эколого-орнитологического обследования района аэродрома, наиболее привлекательной пищей для различных птиц являются: ячмень, овес, яровая пшеница, подсолнечник, кукуруза, всходы многолетних трав. Таким образом, выращивание вышеуказанных сельскохозяйственных культур в непосредственной близости к проекции полос воздушных подходов, а также в радиусе <данные изъяты>-ти километровой зоны от контрольной точки аэродрома «Уфа» создает условия для привлечения и массового скопления птиц, что заведомо создает угрозу безопасности полетов воздушных судов и наступления нежелательных последствий. Уфимской транспортной прокуратурой по итогам ранее проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ. объявлялось предостережение руководству ООО «Агрофирма Цюрупы» о недопустимости нарушения воздушного законодательства, вместе с тем должным образом исполнено ООО «Агрофирма Цюрупы» предостережение прокурора не было. ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в ДД.ММ.ГГГГ годах осуществило, а в ДД.ММ.ГГГГ году планирует вновь осуществить посев сельскохозяйственных культур привлекающих скопление птиц, в непосредственной близости от аэропорта «Уфа». Представленный АО «Международный Аэропорт «Уфа» анализ за период ДД.ММ.ГГГГ.г. показал, что ежегодно в среднем в аэропорту «Уфа» происходит 7-8 столкновений воздушных судов с птицами. В настоящее время в аэропорту «Уфа» Приволжским МТУ Росавиации на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ-П проводится расследование авиационного события по факту столкновения ДД.ММ.ГГГГ воздушного судна Аэробус-320 авиакомпании «Аэрофлот» с птицей при взлете в аэропорту «Уфа», в результате которого были повреждены лопатки вентилятора правого двигателя самолета. На основании изложенного истец просит запретить ООО «Агрофирма «Цюрупы» осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках, расположенных в приаэродромной территории, с кадастровыми номерами:

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика по делу привлечено ООО «Совхоз им. Цюрупы».

В судебном заседании истец в лице помощника прокурора Байбуриной Е.В., исковые требования поддержала в полном объеме по доводам изложенным в иске, просит запретить ООО «Агрофирма «Цюрупы», ООО «Совхоз им. Цюрупы» осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках, расположенных в приаэродромной территории, с кадастровыми номерами:

Представитель ответчика ООО «Агрофирма им.Цюрупы» в лице представителя конкурного управляющего – Гарифуллина Р.Р. исковые требования не признал, суду пояснил, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчиком. Также указал, что ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в настоящее время никакой хозяйственной деятельности не ведет, признано банкротом. Земли принадлежат пайщикам, с которыми у них были некие договоренности о том, чтобы засевать указанные земельными участки сельскохозяйственными культурами. В настоящее время земли засеваются ООО «Совхоз им. Цюрупы».

Представитель ответчика ООО «Совхоз им. Цюрупы» в лице руководителя Зубаирова Р.Г. исковые требования не признал, суду пояснил, что они как предприятие, которое заключило Договор аренды с ООО «Агрофирма им.Цюрупы» по поводу имущественного комплекса и скота, также имеют намерение решать кормовую базу для скота на этих земельных участках. На спорных земельных участках они засевали зерновые и кормовые культуры в ДД.ММ.ГГГГ году и планируют засевать также они. Возможно, они рассмотрят варианты засева сельскохозяйственных культур, которые не представляют привлекательности для птиц. С момента введения конкурсного производства ООО «Агрофирма им. Цюрупы» не ведет деятельности, работу по обработке полей продолжают они на основании устной договоренности с пайщиками земли и ООО «Агрофирма им. Цюрупы».

Представитель третьего лица АО «МАУ» - Юнусов И.Я., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что посев зерновых культур на приаэродромной территории, вблизи взлетно-посадочной полосы, привлекает птиц, что повышает вероятность столкновения воздушных судов с птицами и угрожает безопасности полетов самолетов, жизни и здоровью людей.

Представители третьего лица Администрации МР Уфимский район РБ – Саматов Р.М., Ямурова И.И., действующие по доверенности, в удовлетворении иска просили отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск, суду также пояснили, что документов, подтверждающих договорные обязательства ответчиков в отношении спорных земельных участков не имеется, они являются ненадлежащими ответчиками. В отношении ООО «Агрофирма Цюрупы» введено конкурсное производство, деятельность не ведется. В ДД.ММ.ГГГГ году совхоз «им. Цюрупы» засевал на спорных земельных участках зерновые культуры, кукурузу, это кормовая база. Решение суда в отношении ответчика будет неисполнимо.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокуратура является самостоятельным государственным органом, основным предназначением которого является надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов на территории Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" определено, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, в том числе таких объектов как аэродромы и аэропорты, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от незаконного вмешательства, под которым понимается противоправное действие (бездействие), угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее либо создавшее угрозу причинения вреда жизни и здоровья людей, материальный ущерб (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 2 Федерального закона). Одними из задач обеспечения транспортной безопасности являются нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности, определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, осуществление контроля и надзора в области обеспечения транспортной безопасности (п. 2 ст. 2 Федерального закона).

В силу ст. 2 Воздушного кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В соответствии со статьей 15 Воздушного кодекса РФ структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 138, приаэродромная территория это прилегающий к аэродрому участок земной или водной поверхности, в пределах которого (в целях обеспечения безопасности полетов и исключения вредного воздействия на здоровье людей и деятельность организаций) устанавливается зона с особыми условиями использования территории.

Согласно статьи 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Решением, указанным в абзаце первом настоящего пункта, на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с настоящим Кодексом (далее - ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности). Приаэродромная территория является зоной с особыми условиями использования территорий. На приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности:

1) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов;

2) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта;

3) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории;

4) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны;

5) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов;

6) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц;

7) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Порядок установления приаэродромной территории и порядок выделения на приаэродромной территории подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на приаэродромной территории могут выделяться следующие подзоны, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности: а) первая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для организации и обслуживания воздушного движения и воздушных перевозок, обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; б) вторая подзона, в которой запрещается размещать объекты, не предназначенные для обслуживания пассажиров и обработки багажа, грузов и почты, обслуживания воздушных судов, хранения авиационного топлива и заправки воздушных судов, обеспечения энергоснабжения, а также объекты, не относящиеся к инфраструктуре аэропорта; в) третья подзона, в которой запрещается размещать объекты, высота которых превышает ограничения, установленные уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (далее - уполномоченный федеральный орган) при установлении соответствующей приаэродромной территории; г) четвертая подзона, в которой запрещается размещать объекты, создающие помехи в работе наземных объектов средств и систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, предназначенных для организации воздушного движения и расположенных вне первой подзоны; д) пятая подзона, в которой запрещается размещать опасные производственные объекты, определенные Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", функционирование которых может повлиять на безопасность полетов воздушных судов; е) шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц; ж) седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового и электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п. 3 Правил выделения на приаэродромной территории подзон, выделение следующих подзон осуществляется: д) шестая подзона - по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома.

В соответствии с п.2.3.3 Приказа Минпромторга РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1215 "Об утверждении нормативных методических документов, регулирующих функционирование и эксплуатацию аэродромов экспериментальной авиации», запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении менее 30 км, а вне полос воздушных подходов - менее 15 км от контрольной точки аэродрома мест выбросов пищевых отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Уфимской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов, в ходе которой выявлены нарушения воздушного законодательства ООО «Агрофирма им. Цюрупы», которое осуществляет выращивание сельскохозяйственных культур в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа» на земельных участках с кадастровыми номерами

Сведения об указанных земельных участках внесены в государственный кадастр. Долевыми собственниками указанных земельных участков являются физические лица, данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером отсутствуют.

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Агрофирма им. Цюрупы» находится в стадии ликвидации.

Решением Арбитражного суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ по делу № постановлено: признать ООО «Агрофирма им. Цюрупы» (ИНН , ОГРН ) несостоятельным (банкротом) и открыть в отношении него конкурсное производство по упрощенной процедуре ликвидируемого должника сроком на <данные изъяты> месяцев. Утвердить конкурсным управляющим должника арбитражного управляющего Ахметова А.С. ИНН , являющегося членом саморегулируемой межрегиональной общественной организации «Ассоциация антикризисных управляющих», номер в сводном реестре арбитражных управляющих .

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Совхоз им. Цюрупы», зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ. Межрайонной ИФНС по РБ, номер записи .

Согласно ответу Администрации МР <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. исх. на запрос Уфимской транспортной прокуратуры, содержащему сведения о плане севооборота сельскохозяйственных культур в ДД.ММ.ГГГГ гг. на землях сельскохозяйственного назначения, в том числе: земельные участки с кадастровыми номерами расположенные в границах приаэродромной территории аэродрома «Уфа», использованы ООО «Агрофирма им.Цюрупы» под посев озимой вики, озимой пшеницы, кукурузы, яровой пшеницы, озимой пшеницы, многолетних трав. На ДД.ММ.ГГГГ. ООО «Агрофирма им. Цюрупы» планируется посев на земельных участках: - ячмень, – пары, – яровая пшеница, – пары, – однолетние травы – пары, – кукуруза, – многолетние травы, – многолетние травы, – однолетние травы.

Из пояснений в судебном заседании представителя ответчика ООО «Агрофирма им.Цюрупы» в лице представителя конкурсного управляющего – Гарифуллина Р.Р. и представителя ответчика ООО «Совхоз им. Цюрупы» - Зубаирова Р.Г., спорные земельные участки в ДД.ММ.ГГГГ году засевались ООО «Совхоз им. Цюрупы» и в дальнем они планировали их засевать.

Как следует из искового заявления и не оспаривается ответчиком, земельные участки расположены: с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от торца взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии 50 метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы ; земельный участок с кадастровым номером на расстоянии <данные изъяты> метров от взлетно-посадочной полосы .

Следовательно, указанные сельскохозяйственные культуры засевались в приаэродромной территории в пределах 15-ти километрового радиуса от контрольной точки аэродрома.

Пунктом 59 Правил использования воздушного пространства, действующими на момент проведения Уфимской транспортной прокуратурой проверки, установлен запрет на размещение в полосах воздушных подходов на удалении до <данные изъяты> км, а вне полос воздушных подходов - до <данные изъяты> км от контрольной точки аэродрома объектов выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

Установленный названной нормой перечень объектов, запрещенных к размещению, не является исчерпывающим, к запрещенной деятельности относится и деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур.

Как следует из ответа ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет» исх. от ДД.ММ.ГГГГ на обращение вх. от ДД.ММ.ГГГГ, посевы сельскохозяйственных культур обеспечивают птицам обильную и стабильную кормовую базу, поэтому очень часто их посещают многие виды птиц, прежде всего зерноядные. Наиболее привлекательны в пищевом отношении для птиц посевы пшеницы, проса, овса, ячменя, кукурузы и бобовых культур. На свежевспаханном поле ловят насекомых, подбирают их личинок и куколок, а также червей и прочих безпозвоночных грачи, галки, вороны, сороки, чайки, скворцы, белые трясогузки. Грызуны, которые выбрасываются на поверхность при переворачивании пласта земли, привлекают хищных птиц – канюка, луней, пустельгу, кобчика и др. На посевах сельскохозяйственных культур поселяются те виды птиц, чьи природные местообитания сходны с агробиоценозами. Распаханные земли больше всего напоминают птицам пойменные и суходольные луга, поэтому в первую очередь на распаханных угодьях поселяются обитатели лугов. Однако посевы часто посещают и лесные птицы, которые также находят здесь хорошие кормовые условия. На посевах зерновых культур, таких как ячмень, овес, яровая пшеница чаще кормятся воробьи, голуби, грачи, перепела, куропатки. Часто вылетают подкормиться на поля подсолнечника тетерева, гуси, журавли. На посевах подсолнечника и кукурузы обычно кормятся грачи, скворцы, голуби, воробьи. Всходами многолетних и однолетних трав могут питаться гуси.

Как следует из Отчета проведения эколого-орнитологического обследования района аэродрома ДД.ММ.ГГГГ.г., выполненного ООО «Институт экологической экспертизы и биоинформационных технологий», неправильный выбор посева сельскохозяйственных растений приводит к привлечению массы птиц отряда Воробьинообразные. Чтобы избежать «нашествие» птиц на территорию аэропорта и прилежащих к нему земель, следует, во-первых, правильно выбрать вид сельскохозяйственного растения; во-вторых место посадки. Например, вместо подсолнечника или пшеницы, можно сеять кукурузу или свеклу; но кукурузу предпочтительнее, так как на свекловичных полях могут охотиться на грызунов хищные птицы, а на кукурузе им это делать не под силу (л.д. 37 Отчета). В отчете даны рекомендации по снижению птицеопасности, в том числе провести конкурс на разработку проекта по минимизированию нахождения птиц путем засева земель определенными видами сельскохозяйственных культур, снижающих возможность их присутствия. Цель мероприятия – сделать территорию не привлекательной для птиц (л.д.79 об. Отчета).

Согласно представленному АО «Международный Аэропорт «Уфа» анализу, за период ДД.ММ.ГГГГ ежегодно в среднем в аэропорту «Уфа» происходит 7-8 столкновений воздушных судов с птицами.

На основании ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно статье 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.

По смыслу приведенных норм, установленные статьей 1065 ГК РФ положения выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Поскольку в судебном заседании установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами входят в зоны с особыми условиями использования территории аэропорта «Уфа», используются ответчиком ООО «Агрофирма им.Цюрупа», которое на настоящий момент не ликвидировано, сведений о котором содержаться в плане севооборота сельскохозяйственных культур в ДД.ММ.ГГГГ гг. и ответчиком ООО «Совхоз им. Цюрупы» для выращивания зерновых сельскохозяйственных культур, что влечет ухудшение орнитологической обстановки на приаэродромной территории и создает непосредственную угрозу безопасности полетов воздушных судов, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Как установлено в судебном заседании на земельных участках с кадастровыми номерами выращивание сельскохозяйственных культур в ДД.ММ.ГГГГ году производилось ООО «Совхоз им. Цюрупы» с согласия ООО «Агрофирма им. Цюрупа», а ООО «Агрофирма им. Цюрупа» включен в план посева на ДД.ММ.ГГГГ год, в связи с чем утверждения ответчиков и представителя третьего лица Администрации МР <адрес> РБ о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд считает несостоятельными.

Доводы ответчика и третьего лица о том, что решение является неисполнимым, поскольку земельный участок может засеваться иными лицами, что свидетельствует о ненадлежащем способе защиты гражданских прав, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу статей 9, 12 ГК РФ прокурор, обращаясь с иском в интересах неопределенного круга лиц осуществляет принадлежащие ему гражданские права (в том числе выбор способа защиты гражданских прав) по своему усмотрению. Лицо, полагающее, что нарушено его субъективное право, имеет возможность защиты права способами, предусмотренными законом.

Отсутствие указаний на количественные показатели присутствия птиц на территории сельскохозяйственных угодий, используемых ответчиками (спорные земельные участки) не может служить основанием к отказу в иске, поскольку обладая любой степенью привлекательности для птиц, посевы сельскохозяйственных зерновых культур (как источник корма) способствуют дополнительному привлечению птиц в район расположения аэродрома, то есть способствуют увеличению их численности и, как следствие увеличению вероятности столкновений с ними. Не вызывает сомнений отрицательная роль посевов сельскохозяйственных культур в формировании орнитологической обстановки в районе аэродрома «Уфа».

Поскольку запрет по выращиванию зерновых культур на приаэродромной территории установлен федеральным законодательством, носит императивный характер, и направлен на то, чтобы исключить любую возможность отрицательного влияния на безопасность полетов и возникновения угрозы жизни множества людей, а скопление птиц создает реальную возможность наступления необратимых последствий в виде авиакатастроф с многочисленными человеческими жертвами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Уфимского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в лице конкурсного управляющего Ахметова А.С., ООО «Совхоз им. Цюрупы» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках приаэродромной территории.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Уфимского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в лице конкурсного управляющего Ахметова А.С., ООО «Совхоз им. Цюрупы» о запрете осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных культур на земельных участках приаэродромной территории удовлетворить.

Запретить ООО «Агрофирма им. Цюрупы» в лице конкурсного управляющего Ахметова А.С., ООО «Совхоз им. Цюрупы» осуществлять деятельность по выращиванию сельскохозяйственных зерновых культур на земельных участках, расположенных в приаэродромной территории аэродрома «Уфа», с кадастровыми номерами:

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Уфимский районный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца.

Судья Г.Л. Моисеева