Советский районный суд города Челябинска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Советский районный суд города Челябинска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-935/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 апреля 2011 года
Советский районный суд г. Челябинска в составе:
председательствующего судьи Мосиной Е.В.,
при секретаре Филатовой Е.Ю.,
с участием прокурора Гиззатуллина Д.З.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Металлургического района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Металлургического района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации г.Челябинска, Комитету по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска (далее по тексту – КУиЗО г.Челябинска) о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия (л.д.2-6).
Свои требования мотивировал тем, что проведенной прокуратурой Металлургического района г.Челябинска проверкой установлено, что на территории Металлургического района г.Челябинска находятся безхозяйные дороги, мосты, не переданные в муниципальную собственность в количестве 7 объектов - .
По результатам проведенной прокуратурой района проверки в адрес Главы администрации Металлургического района г.Челябинска Антипова С.В. направлено письмо о необходимости рассмотрения вопроса о принятии безхозяйного имущества, выявленного на территории района, в собственность муниципального образования.
Согласно ответа Главы администрации района, письмом от 08.12.2010г. № направлена информация в КУиЗО г.Челябинска о принятии в состав муниципальной собственности безхозных дорог, мостов и транспортных сооружений Металлургического района г.Челябинска, всего выявленных объектов в количестве 118, в том числе указанных мостов, поскольку указанное безхозное имущество не числится в реестре муниципальной собственности и выявлено районной администрацией для дальнейшего решения вопроса о принятии его в муниципальную собственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
После направления в КУиЗО г.Челябинска информации о выявленном безхозном имуществе для подготовки КУиЗО г.Челябинска распорядительных документов по включению дорог в муниципальную собственность и проведению процедуры признания права муниципальной собственности на бесхозное имущество Управлению дорожного хозяйства Администрации г.Челябинска необходимо определять специализированную обслуживающую организацию, а также включать в бюджет города средства на содержание и проведение инвентаризации объектов. В настоящее время вопрос о принятии безхозяйного имущества, указанного в письме главы районной администрации в количестве 118 объектов от 08.12.2010г. №, находится на рассмотрении.
Отсутствие приказа председателя КУиЗО г.Челябинска о принятии объектов в муниципальную собственность, а также позиция органов местного самоуправления о возможности принятия безхозяйных мостов в муниципальную собственность подтверждает бездействие органов местного самоуправления в решении данного вопроса. Указанные мосты никем не ремонтируются по причине неопределенности балансовой принадлежности и в отсутствие надлежащего содержания представляют реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Бездействие органа местного самоуправления, выражающееся в не включении мостов в реестр муниципальной собственности и в не регистрации собственности муниципалитета на указанное имущество нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт мостов, не отслеживается их техническое состояние, в результате чего в случае обрушения могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, гибели людей, оказавшихся на мостах.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по невключению мостов (в количестве 7 объектов – в реестр муниципальной собственности и в не регистрации права собственности муниципалитета на указанное имущество, обязать КУиЗО администрации г.Челябинска включить в реестр муниципальной собственности вышеуказанные мосты, обязать Администрацию г.Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на мосты в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – в Управлении Росреестра по Челябинской области.
В ходе рассмотрения дела уточнил исковые требования и просил суд признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по невключению мостов (в количестве 6 объектов – в реестр муниципальной собственности и в не регистрации права собственности муниципалитета на указанное имущество, а также признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по не регистрации права собственности муниципалитета на мост , обязать КУиЗО г.Челябинска включить в реестр муниципальной собственности вышеуказанные мосты, кроме моста , обязать Администрацию г.Челябинска зарегистрировать право муниципальной собственности на мосты в количестве 7 объектов в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – в Управлении Росреестра по Челябинской области (л.д.67-69).
Помощник прокурора Металлургического района г.Челябинска Гиззатуллин Д.З. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений настаивал, поддержав доводы, изложенные в заявлении.
Представители ответчиков Администрации г.Челябинска, КУиЗО г.Челябинска в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом (л.д.73,74), причин неявки суду не сообщили. Представитель ответчика КУиЗО г.Челябинска представил письменный отзыв, в котором считает требования прокурора незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению, поскольку в порядке ст.225 ГК РФ, ст.ст.290-293 ГПК РФ ГПК РФ объекты могут быть признаны безхозяйными и право муниципальной собственности на них только судом. После признания в судебном порядке объектов безхозяйными они могут быть включены в реестр муниципальной собственности на основании решения Челябинской городской Думы от 23.05.2000г. №55/8 «Об утверждении Положения о реестре муниципальной собственности», согласно п.1.4.5 которого, объектами учета Реестра являются отдельные объекты муниципальной собственности в виде движимого и недвижимого имущества. Следовательно, до момента признании судом объекта безхозяйным, он таковым не является, значит отсутствует правовое основание для включения сведений об объекте в реестр. Полагает, что отсутствует необходимая совокупность доказательств, позволяющая считать требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Считает, что прокурором не доказано нарушение прав и свобод граждан, создание препятствий к осуществлению гражданами их прав и свобод, а также не доказан факт нарушения конкретной нормы права и не представлено доказательств наличия бездействия.
Представитель третьего лица администрации Металлургического района г.Челябинска в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.75), причин неявки суду не сообщил. Возражений на исковые требования не представил.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению частично.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16 №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Ст. 51 указанного закона определяет право органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельного владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом; право передавать муниципальное имущество во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами; создавать муниципальные предприятия и учреждения, необходимые для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения; а также ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
На основании п.1 Указа Президента РФ от 22.12.1993г. №2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением №3 к постановлению №3020-1.
Согласно ст.3 №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Искусственное сооружение – сооружение, предназначенное для движения транспортных средств, пешеходов и прогона животных в местах пересечения автомобильных дорог иными автомобильными дорогами, водотоками, оврагами, в местах, которые являются препятствиями для такого движения, прогона (зимники, мосты, переправы по льду, путепроводы, тоннели, эстакады, подобные сооружения).
В силу ст.6 №257-ФЗ от 08.11.2007г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог (в ред. Федерального закона от 03.12.2008г. N 246-ФЗ)
В силу ч.1 п.5 ст.9 Устава г.Челябинска (в ред. Решения Челябинской городской Думы от 22.04.2008г. N 31/17) к вопросам местного значения города Челябинска относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Челябинского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
П. 12 ст.36 Устава г.Челябинска устанавливает, что Администрация г.Челябинска ведет учет и реестр муниципального имущества.
Согласно пп. 1.6, 2.1, 2.5-2.5.5 Положения о реестре муниципальной собственности, утвержденного Решением Челябинской городской Думы от 23.05.2000г. №55/8, держателем реестра является КУиЗО г. Челябинска. Под ведением реестра понимается процедура сбора, регистрации и обработки информации об объектах муниципального имущества.
Основаниями включения или исключения объектов из Реестра являются:
-закон или иной правовой акт РФ;
-постановление Правительства РФ;
-правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправлении г. Челябинска;
-решения судебных органов;
-договор гражданско- правового характера;
-приказ председателя комитета.
Из Положения о КУиЗО г.Челябинска следует, что КУиЗО г.Челябинска является структурным подразделением органа местного самоуправления- Администрации г. Челябинска, наделенным правами юридического лица.
Судом установлено, что на территории Металлургического района г.Челябинска в административных границах муниципального образования «город Челябинск» находятся 7 недвижимых объектов - .
Из материалов дела следует, что объекты недвижимости - в реестре муниципальной собственности не числятся (л.д.47,76).
Согласно выписке КУиЗО г.Челябинска от 09.02.2011г. мост включен в реестр муниципальной собственности 04.03.1994г. на основании решения Челябинского областного Совета народных депутатов от 17.12.1992г. №. (л.д.77).
08.12.2010г. администрация Металлургического района г.Челябинска обратилась в КУиЗО г.Челябинска с заявлением о принятии в состав муниципальной собственности безхозяйного имущества в количестве 118 объектов, в том числе 7 объектов - (л.д.33-39).
В соответствии с п.п.1,3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в порядке, определенном Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г. N 580.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с п.5 указанного Положения принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.
К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник неизвестен, в том числе являются:
выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект недвижимого имущества не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества;
выданные соответствующими государственными органами (организациями), осуществлявшими регистрацию прав на недвижимость до введения в действие ФЗ от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон) и до начала деятельности учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, документы, подтверждающие, что права на данные объекты недвижимого имущества ими не были зарегистрированы.
Поскольку спорные объекты расположены в административных границах муниципального образования – г.Челябинск, необращение администрации г.Челябинска в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о принятии спорных объектов на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений ч.3 ст.225 ГК РФ.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеназванных Положений до настоящего времени КУиЗО г.Челябинска по заявлению администрации Металлургического района г.Челябинска решение не принято, следовательно, заявление администрации Металлургического района г.Челябинска в установленном порядке не рассмотрено.
Отсутствие принятия соответствующего решения по вопросу включения мостов (в количестве 6 объектов – в реестр муниципальной собственности, регистрации права собственности муниципалитета на указанное имущество, а также регистрации права собственности муниципалитета на мост свидетельствует о бездействии Администрации г.Челябинска и КУиЗО г.Челябинска, которым нарушаются законные права и свободы неопределенного круга лиц, поскольку при отсутствии собственника не производится ремонт мостов, не отслеживается их техническое состояние, в результате чего в случае обрушения могут наступить тяжкие последствия в виде причинения вреда здоровью людей, гибели людей, оказавшихся на мостах.
Доводы представителя КУиЗО г.Челябинска о том, что бездействия не допущено, права неопределенного круга лиц не нарушены, в связи с чем, требования прокурора являются необоснованными, суд считает несостоятельными.
Таким образом, факт бездействия Администрации г.Челябинска, КУиЗО г.Челябинска по невключению мостов (в количестве 6 объектов – )) в реестр муниципальной собственности и в не регистрации права собственности муниципалитета на указанное имущество, а также по не регистрации права собственности муниципалитета на мост нашел свое подтверждение в судебном заседании.
Однако, исходя из положений п.3 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 3 ст. 225 ГК РФ, судебный порядок возложения на муниципальное образование обязанности по обращению в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а затем в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на это имущество, не предусмотрен.
Поскольку в отношении имущества, не являющегося муниципальной собственностью органы местного самоуправления не имеют права владения, пользования и распоряжения, а в судебном заседании установлено отсутствие мостов в реестре муниципальной собственности, на них не может быть возложена обязанность по включению данных объектов в реестр муниципальной собственности и государственной регистрации права муниципальной собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Управлении Росреестра по Челябинской области без соблюдения процедуры, установленной действующим законодательством.
Оценив доказательства в их совокупности при установленных обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Металлургического района г.Челябинска подлежащими удовлетворению частично.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Металлургического района г.Челябинска в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по невключению мостов (в количестве 6 объектов – )) в реестр муниципальной собственности и в не регистрации права собственности муниципалитета на указанное имущество.
Признать незаконным бездействие Администрации г.Челябинска, Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г.Челябинска по не регистрации права собственности муниципалитета на мост
В удовлетворении исковых требований прокурора Металлургического района г.Челябинска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Советский районный суд г.Челябинска.
Председательствующий: Е.В. Мосина