ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-93/2014 от 19.03.2014 Курильского районного суда (Сахалинская область)

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    г. Курильск  19 марта 2014 года  Судья Курильского районного суда Сахалинской области Лепёшкин А.О. при секретаре Павлюк А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившегося в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, а также о возложении на Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» обязанности в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеназванное нарушение требований федерального законодательства,

 УСТАНОВИЛ:

 13 марта 2014 года и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области обратился в Курильский районный суд Сахалинской области с заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившегося в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, а также о возложении на Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» обязанности в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеназванное нарушение    требований федерального законодательства.

 В заявлении от 13 марта 2014 года (исх. № 219-2014) и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области указал, что по результатам проведённой проверки соблюдения требований градостроительного законодательства были выявлены допущенные Собранием муниципального образования «Курильский городской округ» нарушения при осуществлении градостроительной деятельности.

 Так, в соответствии с ч. 5 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов,    проектной документации,    нормативных правовых    актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

 В силу положений ч. 11 ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ в случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

 Между тем, представительным органом местного самоуправления –Собранием муниципального образования «Курильский городской округ» – такой порядок не установлен, а отсутствие правового регулирования данного вида градостроительных отношений ущемляет права неопределённого круга лиц на безопасную среду и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан от потенциально опасных зданий и сооружений.

 Ссылаясь на перечисленные обстоятельства и положения ст.ст. 45 и 254 ГПК РФ, ст. 4, 5 и 55.24 Градостроительного кодекса РФ, и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области просил признать незаконным бездействие Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившееся в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, а также обязать Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеназванное нарушение требований федерального законодательства.

 В процессе подготовки дела к судебному разбирательству от Собрания муниципального образования «Курильский городской округ» письменные возражения на заявление и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области об оспаривании бездействия органа местного самоуправления не поступили.

 В судебное заседание явился помощник прокурора Курильского района Сахалинской области Гордеев А.А.

 Представители Собрания муниципального образования «Курильский городской округ» в судебное заседание, несмотря на надлежащее извещение об его времени и месте, не явились. Ходатайств о рассмотрении дела в их отсутствие они суду не представили, а председатель данного органа местного самоуправления Белоусова Т.Б. указала на её выезд в служебную командировку.

 Учитывая указанные обстоятельства и мнение присутствующего помощника прокурора Курильского района Сахалинской области, суд, руководствуясь ст. 257 ГПК РФ, определил возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Собрания муниципального образования «Курильский городской округ».

 Присутствовавший в судебном заседании помощник прокурора Курильского района Сахалинской области Гордеев А.А. настаивал на удовлетворении заявления прокурора об оспаривании бездействия органа местного самоуправления по изложенным в этом заявлении основаниям.

 Заслушав помощника прокурора Курильского района Сахалинской области, изучив материалы гражданского дела, исследовав в судебном заседании имеющиеся по делу доказательства, суд установил следующее:

 В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

 Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

 На основании ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. При этом, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

 В силу положений ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, а в том числе:

 - обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;

 - организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счёт взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещённых законом источников финансирования;

 - осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

 Согласно ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:

     владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа;

     организация содержания муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством;

     утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения;

     осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений.

 На основании ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ по вопросам, отнесённым в соответствии со ст.ст. 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.

 В силу положений ст. 34 Федерального закона № 131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом, порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчётность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

 В соответствии со ст. 35 того же Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган городского поселения, муниципального района, городского округа обладает правами юридического лица. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, в том числе, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

 Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней.

 Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, – председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

 Согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее – градостроительные отношения).

 На основании ст. 5 Градостроительного кодекса РФ субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.

 В силу положений ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешённым использованием (назначением).

 Эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

 В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

 Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путём осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надёжности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

 Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надёжности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

 Эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.

 Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учётом требований жилищного законодательства.

 В случае поступления в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения зданий, сооружений заявлений физических или юридических лиц о нарушении требований законодательства Российской Федерации к эксплуатации зданий, сооружений, о возникновении аварийных ситуаций в зданиях, сооружениях или возникновении угрозы разрушения зданий, сооружений органы местного самоуправления, за исключением случаев, если при эксплуатации зданий, сооружений осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствии с федеральными законами, проводят осмотр зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направляют лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендации о мерах по устранению выявленных нарушений. Порядок проведения данного осмотра устанавливается представительным органом поселения, городского округа.

 В соответствии со ст. 41 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казёнными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казённым учреждениям.

 Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 На основании ст. 70 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

 В силу положений ст. 77 Федерального закона № 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

 Устав муниципального образования «Курильский городской округ» содержит положения, аналогичные вышеприведённым требованиям федерального законодательства об общих принципах организации местного самоуправления и полномочиях органов местного самоуправления.

 Представительным органом этого муниципального образования является Собрание муниципального образования «Курильский городской округ», возглавляемое его председателем, являющимся главой муниципального образования (ст.ст. 27 и 28 Устава).

 При этом, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями на издание муниципальных правовых актов (ст. 10 Устава).

 Из исследованных заявления и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области от 13 марта 2014 года (исх. № 219-2014), справки прокуратуры Курильского района Сахалинской области от 12 марта 2014 года копии устава муниципального образования «Курильский городской округ» следует, что в нарушение требований ст. 55.24 Градостроительного кодекса РФ указанным органом местного самоуправления в рамках предоставленных ему законодательством РФ и названным Уставом полномочий не установлен порядок осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов, а также направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.

 При этом отсутствие правового регулирования данного вида градостроительных отношений ущемляет права неопределённого круга лиц, проживающих на территории Курильского района Сахалинской области, на безопасную среду и создаёт угрозу жизни и здоровью граждан от потенциально опасных зданий и сооружений.

 Установлено, что и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области был соблюдён предусмотренный ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления.

 В ст. 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

 Суд руководствуется положениями ч. 1 ст. 249 ГПК РФ о том, что обязанности по доказыванию законности оспариваемого бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые совершили оспариваемое бездействие.

 В ходе подготовки делу к судебному разбирательству и его рассмотрения Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» и его представители не представили достаточных и достоверных доказательств, опровергающих доводы и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области и выводы суда в названной части.

 Таким образом, требования и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившегося в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, а также о возложении на Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» обязанности в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеназванное нарушение требований федерального законодательства являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

 При подаче заявления в силу ст. 89 ГПК РФ и пп. 9 п. 1 ст. 333.36. НК РФ и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области был освобождён от уплаты государственной пошлины. На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36. НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, также освобождены от уплаты государственной пошлины.

 В соответствии с ч. 1 ст. 103 и ст. 246 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых заявитель был освобождён, взыскиваются с заинтересованного лица, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворённой части требований.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление и.о. прокурора Курильского района Сахалинской области в защиту интересов неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившегося в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений, а также о возложении на Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» обязанности в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить вышеназванное нарушение требований федерального законодательства удовлетворить в полном объёме.

 Признать незаконным бездействие Собрания муниципального образования «Курильский городской округ», выразившееся в непринятии правового акта, устанавливающего порядок проведения осмотров зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надёжности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений.

 Обязать Собрание муниципального образования «Курильский городской округ» в трёхмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение требований федерального законодательства, прав и свобод граждан и препятствие к осуществлению гражданами их прав и свобод.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Курильский районный суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья Курильского районного суда  А.О. Лепёшкин