ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-94 от 21.03.2011 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

                                                                                    Центральный районный суд г. Хабаровска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Центральный районный суд г. Хабаровска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        21 марта 2011г.

Дело № 2- 94/11

г.Хабаровск

РЕШЕНИЕ

  Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Хабаровска в составе:

Председательствующего

Савченко Е.А.

При секретаре судебного заседания

Пресс Ю.Б.

При участии в заседании:

Помощника прокурора Хабаровского края

Волковой Е.С.

От Министерства природных ресурсов Хабаровского края,

Представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №.328-933

ФИО3

3-е лицо не заявляющее самостоятельные требования на стороне ответчика Администрация г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края

Представитель по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ/05 от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, 3-ему лицу, не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Строй» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Хабаровского края обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды. В обоснование иска указал, что прокуратурой края проведена проверка исполнения уполномоченными органами и субъектами хозяйственной деятельности природоохранного законодательства в части обеспечения надлежащего содержания гидротехнического сооружения шламонакопителя (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) и находящихся в нем опасных отходов шлама борогипса. Установлено, что дамба шламонакопителя является объектом федеральной собственности и учтена в соответствии с постановлением Правительства от 03.07.1998 года № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» в Территориальной базе данных по хабаровскому краю реестра имущества в составе государственной казны РФ. При этом в реестр федерального имущества, сформированного в соответствии с постановлением правительства РФ от 16.07.2007 года № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества», указанный объект не внесен. Одновременно установлено, что в ходе проведения конкурсного производства в ОАО «Комсомольский сернокислотный завод» определением Арбитражного суда хабаровского края от 29.04.2003 года конкурсному управляющему указано на недопустимость включения в конкурсную массу дамбы шламонакопителя, поскольку дамба является федеральной собственностью и не может быть объектом внимания конкурсного управляющего. Факты и документы, подтверждающие прекращение права собственности РФ на указанный объект, отсутствует. В связи с чем, невнесение объекта «Шламонакопитель» в реестр федерального имущества является незаконным.

Просит суд признать незаконным бездействие территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю, выразившееся в неисполнении полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества объекта «Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) и невнесение в реестр федерального имущества указанного объекта в соответствии с требованиями Постановления РФ от 16.07.2007 года №447 «О совершенствовании учета Федерального имущества»; по его надлежащему учету в составе казны РФ; неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов и гидротехнического сооружения по проведению контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду и выполнению работ по восстановлению нарушенных земель; непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества, не определении эксплуатирующей организации.

Просит суд обязать Территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю до 31.12.2010 года: как правообладателя выполнить необходимые мероприятия и внести в реестр федерального имущества в состав казны РФ объект Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) в соответствии с требованием Постановления РФ от 16.07.2007 № 447 « О совершенствовании учета федерального имущества»; принять меры к обеспечению объекта надлежащего содержания и режима охраны объекта федерального имущества, определить эксплуатирующую организацию в установленном законом порядке; в порядке, установленными Федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «О безопасности гидротехнических сооружений» организовать контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду дамбы шламонакопителя, выполнить работы по восстановлению нарушенных земель.

В ходе рассмотрения гражданского дела исковые требования Прокурором Хабаровского края были уточнены, просит суд:

1. Признать незаконным бездействие Территориального управления Росимущества в Хабаровском крае, выразившееся в

- неисполнении полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе,д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества»;

- неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за его состоянием и воздействием на окружающую среду;

- непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества, неопределении эксплуатирующей организации.

2. Обязать Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- как правообладателя выполнить необходимые мероприятия и внести в реестр федерального имущества в состав казны РФ объект Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) в соответствии с требованием Постановления РФ от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества»:

- Принять меры к обеспечению надлежащего содержания и режима охраны объекта федерального имущества, в установленном законом порядке определить эксплуатирующую организацию.

- В порядке, установленном федеральными законами «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды» обеспечить исполнение экологических и санитарно-эпидемиолоигческих требований при эксплуатации объекта размещения отходов «земляная дамба шламонакопителя».

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 09.07.2010 года к участию в деле было привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края для дачи заключения.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.10.2010г.к участию в деле привлечена в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика Администрация г. Комсомольска-на-Амуре.

Определением Центрального районного суда г.Хабаровска от 24.01.2011 г.к участию в деле привлечено в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика ООО «Эко-Строй».

В судебном заседании помощник прокурора Хабаровского края Волкова Е.С. измененные исковые требования поддержала, дала пояснения аналогичные вышеизложенным.

В судебном заседании ответчик Территориальное управление Росимущества в Хабаровском крае не явилось, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заблаговременно, нарочно, в том числе публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. Суд не располагает сведениями об уважительности причин неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотреть дело в их отсутствие.

Как следует из пояснений представителя ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, исковые требования не признали в полном объеме. В соответствии с Постановлением Верховного Совета «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области и автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27.12.1991г. № 3020-1 объект недвижимого имущества - «гидротехнические сооружения» в приложениях к вышеуказанному Постановлению отсутствует. В соответствии с п.2.1.14 Указа Президента РФ «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 24.12.1993г. № 2284 запрещена приватизация объектов недвижимости «портовые гидротехнические сооружения и объекты...».

Кроме того, в соответствии с планом приватизации предприятия «Комсомольский сернокислотный завод» путем преобразования в акционерное общество открытого типа, утвержденного Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края № 22 от 20.01.1994г., в уставной капитал реорганизованного общества вошло все имущество, находящееся на балансе предприятия на момент преобразования, за исключением объектов социально-бытового и социально-культурного назначения. В числе объектов недвижимого имущества, не подлежащих приватизации объект «земляная дамба шламонакоиителя» также не значится. Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что объект «земляная дамба шламонакопителя» не является федеральной собственностью.

Также необходимо отметить, что «земляная дамба шламонакопителя» фактически представляет собой земляную насыпь, возведенной на сухом основании с прослойнои укаткой. Таким образом, земляная дамба как объект недвижимости не наносит вред окружающей среде. Данный довод подтверждается также заключением ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 27.07.2009г. «о техническом состоянии бывшего шламонакопителя Комсомольского сернокислотного завода», которым установлено, что шламонакопитель в настоящее время не является накопителем жидких промышленных отходов. Он практически осушен. Напор воды па ограждающую дамбу отсутствует. Гидродинамическая авария невозможна. Ограждающая дамба по своему современному состоянию ни по одному признаку не является гидротехническим сооружением. Кроме того, отходы производства (шлам борогипса), расположенные в теле дамбы, и сама «земляная дамба шламонакопителя» являются отходами производства, в силу ст. 134 ГК РФ являются сложной вещью, которая также в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.2009г. «Об отходах производства» фактически является отходами производства Комсомольского сернокислотного завода.

Согласно ст. 134 ГК РФ действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части. Таким образом, отходы шлама борогипса, расположенные в геле «земляной дамбы» и сама «земляная дамба шламонакопителя», в силу договора мены от 26.08.2004г. являются собственностью ООО «Эко-строй».

Между Территориальным управлением и ООО «Эко-строй» было заключено соглашение от 15.01.2010г. 16юр/21 о подтверждении прав ООО на объект «земляная дамба шламонакопителя».

В приложении № 1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 об объектах, относящихся исключительно к федеральной собственности также отсутствует понятие объектов, фактически являющихся отходами производства предприятий.

Объект «земляная дамба шламонакопителя» не является объектом недвижимости в связи с отсутствием документов, подтверждающих технический учет данного объекта, в том числе технический паспорт на данный объект, сведения, подтверждающие технические характеристики данного объекта (инвентарный номер, литер, общая площадь и др.); отсутствием соответствующей информации о фактическом наличии и принадлежности данного объекта к объектам недвижимости.

Кроме отсутствия технических характеристик объекта недвижимости, «земляная дамба шламонакопителя» отсыпана насыпными глинистыми и крупнообломочными грунтами с включением строительного мусора, торфа, древесины.

Кроме того, решением Арбитражного суда Хабаровского края от 27.01.2010г. но делу № А73-17764/2009 по заявлению Территориального управления к Министерству природных ресурсов Хабаровского края об отмене предписания об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 28.10.2009г. установлено, что оспариваемое представление вынесено в отношении органа, не являющегося собственником имущества.

Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.02.2010г. по делу № А73-17627/2009 по заявлению Территориального управления о признании незаконным и отмене постановления Управления охраны окружающей среды министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края также установлено, что объект «земляная дамба шламонакопителя» не является федеральной собственностью. Кроме того, судом установлено, что дамба шламонакопителя не учтена в соответствующем реестре как гидротехническое сооружение и на настоящий момент, ввиду частичного разрушения дамбы, а также высыхания шлама борогипса, свойства гидротехнического сооружения отсутствуют. Также данным судебным актом установлено, что эксплуатация объекта «земляная дамба шламонакопителя» заключается в изъятии шлама и направлении его для дальнейшего использования, что указывает на эксплуатацию объекта собственником отходов, но не собственником самого шламонакопителя.

Представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика Администрация г. Комсомольска-на-Амуре Лисайчук Т.А., действующая на основании доверенности, не возражал против удовлетворения исковых требований прокурора. Указала, что в соответствии с планом приватизации, «Комсомольский сернокислотный завод» является объектом федеральной собственности, таким образом, все имущество, принадлежащее предприятию (в том числе и дамба шламонакопителя) относится к федеральному имуществу. Кроме того, дамба шламонакопителя зарегистрирована в Территориальной базе данных по Хабаровскому краю Реестра федерального имущества в составе государственной казны Российской Федерации.

Документы, подтверждающие прекращение права собственности Российской Федерации в отношении данного объекта отсутствуют. После банкротства ОАО «Комсомольский сернокислотный завод» дамба шламонакопителя из федеральной собственности в другие формы собственности не передана. Факт принадлежности дамбы шламонакопителя к федеральной собственности также подтверждается:

Определением Арбитражного суда Хабаровского края от 29.04.2003г. по делу № А73-5034/2000-14Б, где указано, что дамба шламонакопителя является федеральной собственностью и не может быть реализована конкурсным управляющим ОАО «Комсомольский сернокислотный завод».

Актом-предписания МТУ Ростехнадзора по ДФО от 30.06.2008г. № 353-03-02-12 по результатам обследования гидротехнических сооружений шламонакопителя бывшего Комсомольского-на-Амуре сернокислотного завода, где в п. 1.6. указано, что собственником гидротехнического сооружения является Территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю.

Письмом Территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю от 20 июня 2008г. № 8591.1-07 «О предоставлении информации», которым Территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю информировало администрация города Комсомольска-на-Амуре о проведении мероприятий по заключению в установленном порядке договора содержания дамбы шламонакопителя, являющейся федеральной собственностью.

- Соглашением от 15.01.2010г. №16юр/21, заключенным между Территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю и ООО «Эко-Строй», согласно которому стороны признают и подтверждают права ООО «Эко-Строй» на дамбу шламонакопителя. Указанное соглашение не может являться юридическим основанием для перехода права собственности на дамбу шлаконакопителя к ООО «Эко-Строй», однако подтверждает факт реализации Территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю права собственника по распоряжению вышеуказанным имуществом.

Положением о Территориальном управлении Федерального агентства Росимущества по Хабаровскому краю (утв. Приказом Росимущества 01.02.2005г. № 37) на Территориальное управление Росимущества возложено исполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, в том числе имущества составляющего государственную казну.

Кроме того, на Территориальное управление Росимущества возложены полномочия по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, а также полномочия по принятию мер в целях устранения нарушений режима пользования объектами федеральной собственности и привлечению виновных лиц к ответственности.

Территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю является правообладателем по отношению к имуществу, составляющему казну Российской Федерации и в нарушение правовых норм не осуществляет необходимые мероприятия по внесению в реестр федерального имущества, а также, в нарушение действующего законодательства, не производит оформление прав на земельный участок, занимаемый дамбой шламонакопителя.

В судебное заедание представитель 3-его лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика ООО «Эко-Строй» не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в том числе извещен публично путем размещения информации на сайте суда. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. Суд не располагает сведениями об уважительности причин их неявки в судебное заседание и полагает возможным в силу требований ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения сторон, заключение Министерства природных ресурсов Хабаровского края изучив представленные суду доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны дополнительных документов, кроме тех, которые были приложены к исковому заявлению, представить не могут. Сторонам ставились на обсуждение обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. Заявлений и ходатайств о затруднении в представлении доказательств и оказания содействия в их собирании, от сторон не поступало. Суд считает, что, так как иных, кроме представленных документов нет, взять за основу при рассмотрении иска пояснения и документы, имеющиеся в деле.

В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.

Согласно пункту 4 указанного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Хабаровскому краю, создано на основании приказа Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 22.12.2003 N 607 и передано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 200 "Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом" Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом.

Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, ТУ ФАУГИ в Хабаровском крае является территориальным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на территории Хабаровского края.

Согласно Положению о ТУ Росимущества в Хабаровском крае, утвержденному приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 29.09.2009г. №278, управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридического лица на территории Хабаровского края, и иного федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передачи федерального имущества юридическим и физическим лицам, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранно­стью федерального имущества, находящегося на территории Хабаровского края, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федераль­ных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений применять в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности (пункты 4.1 и 4.3 раздела 2). В том числе осуществляет в установленном порядке учет федерального имущества, ведение реестра федерального имущества и выдачу выписок из указанного реестра, обеспечивает передачу данной информации в Росимущество (пункт 4.9).

Следовательно, ТУ Росимущества в Хабаровском крае наделено полномочиями на совершение действий по включению того или иного объекта в реестр федеральной собственности, а также исполнение полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края.

Объект Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) построено и введено в эксплуатацию в 1960 г.

Согласно статьям 94, 95 Гражданского кодекса РСФСР (1964 года) государство в рассматриваемый период являлось единым собственником всего государственного имущества. Государству принадлежали основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, имущество организованных государством торговых, коммунальных и иных предприятий, основной городской жилищный фонд, а также другое имущество, необходимое для осуществления задач государства. Следовательно, «Шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) являлось государственной собственностью.

Согласно абзацу 3 статьи 1 Закона РСФСР от 31.10.1990 N293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" расположенные на территории РСФСР объекты государственной собственности, включая имущество государственных предприятий, учреждений, организаций союзного подчинения, имущество, находящееся в управлении общесоюзных органов, являлись собственностью РСФСР.

Кроме того, согласно статьей 21 Закона РСФСР от 24.12.1990 "О собственности в РСФСР" имущество органов власти и управления РСФСР было отнесено к государственной собственности РСФСР.

Распоряжение и управление государственным имуществом в соответствии со статьей 4 Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1 "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР" было возложено на Совет Министров РСФСР.

Порядок и сроки разграничения имущества между различными уровнями собственностями установлены Постановлением Верховного Совета РСФСР от 31.10.1990 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР".

До проведения такого разграничения распоряжение и управление имуществом предприятий, находящихся в подчинении РСФСР, республик в составе РСФСР, автономных областей и округов, краев и областей, городов, районов и сел в соответствии с пунктом 6 Постановления Верховного Совета РСФСР от 24.12.1990 "О введении в действие Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" осуществляли соответствующие Советы народных депутатов и уполномоченные ими органы.

Так как до принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорный объект, находившееся в собственности РСФСР в силу статьи 1 Закона РСФСР от 31.10.1990 N 293-1, из федеральной собственности в установленном порядке собственником (РСФСР) не передавалось, находилось в пользовании и во владении РСФСР, то на момент принятия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 оно по-прежнему в силу закона являлось федеральной собственностью.

Согласно статье 25 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N443-1 предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения и иное имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, могут быть отчуждены в частную собственность граждан и юридических лиц в порядке и на условиях, установленных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию, актами местных Советов народных депутатов, изданными в пределах их полномочий.

В силу статьи 14 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N443-1 хозяйственные общества и товарищества, кооперативы, коллективные и иные предприятия, созданные в качестве собственников имущества и являющиеся юридическими лицами, обладают правом собственности на имущество, переданное им в форме вкладов и других взносов их участниками, а также на имущество, полученное в результате своей предпринимательской деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом. Акционерные общества являются также собственниками средств, полученных ими от продажи акций.

Единственным доказательством существования права собственности, хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество является государственная регистрация этого права (статья 2 Закона N122-ФЗ).

Судом установлено, что в соответствии с планом приватизации предприятия «Комсомольский сернокислотный завод» путем преобразования в акционерное общество открытого типа, утвержденного Приказом Комитета по управлению государственным имуществом Хабаровского края №22 от 20.01.1994г., в уставной капитал реорганизованного общества вошло все имущество, находящееся на балансе предприятия на момент преобразования, за исключением объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, а также за исключением дамбы шламонакопителя, который был включен в федеральную собственность как экологически опасный объект.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 03.07.1991 N 1531-1 определение величины уставного капитала акционерного общества может производиться только в соответствии с методическими указаниями по оценке стоимости объектов приватизации.

Согласно абз. 2 п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, величина уставного капитала акционерного общества устанавливалась в акте оценки стоимости имущества предприятия.

В судебном заседании установлено, что в 1960 г. в Центральном районе г. Комсомольска-на-Амуре был по­строен шламонакопитель Комсомольского сернокислотного завода, предназна­ченный для складирования и хранения отходов переработки датолитового кон­центрата - шлама борогибса. (паспорт на производственное сооружение «Шла­монакопитель», составленный министерством химической промышленности 07.07.1976, технический паспорт шламохранилища сернокислотного завода, за подписью И.о. директора завода А.Ф. Макарова). В состав шламонакопителя входили: ограждающая дамба, системы гидротранспорта, оборотного водоснаб­жения и гидрозащиты. Сооружения эксплуатировались в период с 1960 г. по 1974 г. За этот пери­од в шламонакопитель было складировано около 2 млн. т. отходов (письмо МТУ Ростехнадзора по ДФО от 28.07.2008 № 0342/3029).Собственником части отходов является ООО «Эко-Строй» (договор купли-продажи от 30.03.2004, договор мены от 26.08.2004).

В настоящее время шламонакопитель находится в аварийном состоянии (ограждающая дамба разрушена) и является экологически опасным, так как за­грязняет землю шламом борогибса, ближайшие водные объекты (реки Силинка и Черная) и подземные воды дренирующими борсодержащими соединениями в концентрациях, превышающих предельно-допустимые концентрации от 2 до 3000 раз (акт-предписание от 30.06.2008 № 353-03-02-12).

В Приложениях 1-3 Постановления Верховного Совета Российской Феде­рации от 27.12.1991 № 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" пообъектно указаны объекты, относящиеся к фе­деральной собственности, и которые могут быть переданы в собственность субъ­ектов федерации, собственность муниципальных образований. Оформление передачи объектов, указанных в п.2 вышеуказанного постановления в муниципальную собственность осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (п.5 Постановления от 27.12.21991г. №3020-1).

При этом непосредственно Постановлением Верховного Совета Россий­ской Федерации от 27.12.1991 №3020-1 не установлено право собственности на конкретный объект, а предусмотрено условие передачи объектов - это принятие соответствующего распорядительного акта уполномоченного органа.

Судом установлено, что данный распорядительный акт ответчиком не принимался, материалы дела не содержат.

Доказательств того, что спорное имущество в установленном законодательством порядке выбыло из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела не имеется.

Согласно п.5 ст.214 Гражданского кодекса РФ порядок разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности устанавливается специальным законом.

До принятия данного закона действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при разрешении споров о праве собственности в отношении объектов, не включенных или необоснованно включенных в соответствующий реестр или перечень, арбитражный суд при определении их принадлежности соответствующим субъектам на праве собственности руководствуется приложениями N N 1, 2, 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. N 3020-1.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, находящиеся в федеральной собственности, являются объектами, приватизация которых запрещена.

Как следует из положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 11.06.1992 N 2980-1 (в редакции постановлений Верховного Совета Российской Федерации от 25.12.1992 N 4239-1, от 01.07.1993 N 5310-1 и с изменениями, внесенными Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 28.04.1993 N4881-1), не подлежат приватизации объекты водохозяйственных и мелиоративных систем и сооружений, а также объекты и предприятия по их эксплуатации (п. 2.1.12).

Согласно статье 95 Гражданского кодекса РСФСР земля, ее недра, воды, леса состояли в исключительной собственности государства и предоставлялись только в пользование. В соответствии со статьей 49 Основ гражданского законодательства, введенных в действие с 01.01.1992, юридическим лицам земельные участки и другие природные объекты также предоставлялись только во владение или пользование.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.07.97 N 117 "О безопасности гидротехнических сооружений" гидротехнические сооружения (плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов) могут находиться в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также в собственности физических или юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы.

Судом установлено, что Принадлежность шламонакопителя к федеральной собственности подтверждается следующими документами:

письмами ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 08.06.2004 № 1913, от 23.07.2004 № 2582, от 26.11.2004 № 4323, от 20.06.2008 № 8591.1-07, от 15.07.2008 № 7533.1-08, от 26.08.2008 № 12256.1-08, от 29.12.2008 № 1542/20214.1-07, от 11.08.2009 № 7.3/16-09, от 18.09.2009 № 20341.1-08;

письмами министерства имущественных отношений Хабаровского края от 02.11.2009 вх. № 42806-6.3.15, от 09.09.2002 № 4-21/6896, от 09.09.2002 № 4-21/6897;

письмами администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.10.2004 № 1-13/3064, от 17.01.2006 № 1-1-23/58, от 11.06.2008 № 11-21/2658, от 12.10.2009 № 1-1-15/4567;

письмом конкурсного управляющего В.Ф. Морозова от 26.04.2004 № 1-22;

письмом министерства по чрезвычайным ситуациям Хабаровского края от 24.06.2008 №7/1166.

Как следует из материалов дела, дамба шламонакопителя не включена в конкурсную массу, т.к. данный объект являлся федеральной собственностью.

Ранее учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества осуществлялся на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» и ведение реестра федерального имущества включало в себя ведение государственных баз данных федерального имущества, формируемых по территориальному признаку, и автомати­зированное объединение их в единый банк данных.

Согласно информации территориального управления Росимущества по Хабаровско­му краю от 26.08.2008 № 12256.1-08 «О предоставлении инфор­мации из реестра федерального имущества» дамба шламонакопителя является объектом федеральной собственности и учтена в Территориальной базе данных по Хабаровскому краю Реестра феде­рального имущества в составе государственной казны Российской Федерации как имущество, не вошедшее в уставный капитал ОАО «Комсомольский серно­кислотный завод» (№02700574 от 01.12.1999г.). Данный факт также подвтеждается ответом Росимущества от 13.12.2010г. №17-380.

Согласно ответчика Росимущества от 19.01.2011г. №17-16 «О предоставлении инфор­мации из реестра федерального имущества», «Земляная дамба шламонакопителя» является объектом федеральной собственности и учтена в Территориальной базе данных по Хабаровскому краю Реестра феде­рального имущества в составе государственной казны Российской Федерации (№02799999).

То есть информация из Территориальной базы данных по Хабаровскому краю Реестра федерального имущества должна была быть перенесена в реестр федерального имущества, сформированный в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447. Как следует из пись­ма ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 08.12.2009 № 24784 этого не было сделано.

Однако это не означает, что у объекта недвижимого имущества - дамба шламонакопителя изменился статус, данный объект остался в федеральной соб­ственности.

Какие-либо документы об отчуждении дамбы шламонакопителя из феде­ральной собственности отсутствуют.

Соглашением от 15.01.2010 № 16юр/21 ТУ Росимущества по Хаба­ровскому краю распорядилось дамбой шламонакопителя как федеральным иму­ществом: ТУ Росимущества по Хабаровскому краю передало обязанности по со­держанию и обслуживанию объекта недвижимости ООО «Эко-Строй».

Как следует из письма территориального управления Росимущества по Хабаровскому краю от 20.06.2008 № 8591.1-07 территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю проводятся мероприятия по заключению в установленном порядке договора содержания дамбы шламонакопителя, являющейся федеральной собственностью.

В 2004 году территориальным управлением Росимущества по Хабаровскому краю было предложено администрации г. Комсомольска-на-Амуре принять дамбу шламонакопителя - государственный (федеральный) объект недвижимости в муниципальную собственность, однако в ответ был получен отказ о нецелесообразности принятия данного объекта в муниципальную собственность без приведения экологически опасного объекта в соответствие с нормативными требованиями и без решения финансового обеспечения его содержания (письмо ТУ Росимущества по Хабаровскому краю от 23.07.2004 № 2582, письмо администрации г. Комсомольска-на-Амуре от 21.10.2004 №1-13/3064).

В соответствии с Положением о территориальном управлении Росиму­щества по Хабаровскому краю, утвержденным приказом Росимущества от 01.02.2005№37, территориальное управление Росимущества по Хабаровскому краю осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Хабаровского края, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью федерального имущества, находящегося на территории Хабаровского края, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений применять в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновныхлиц к ответственности (пункты 1 и 3 раздела 2).

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ):

- размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34);

- юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39).

В нарушение части 1 статьи 34 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ТУ Росимущества по Хабаровскому краю не исполняет требования по содержанию и эксплуатации объекта - дамбы шламонакопителя, в результате чего, дамба шламонакопителя находится в аварийном состоянии: в теле дамбы находится искусственный проран треугольного профиля шириной поверху 10 метров, через который происходит растекание шламов, вымываемых атмосферными осадками. Площадь загрязнения рельефа местности составила 0,12 га. Слой шламов на данной площади имеет мощность от 0,2 до 0,5 метров. Шламонакопитель посредством прорана в дамбе оказывает значительное негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно пункту 2 Положения об учете федерального имущества и ведении реестра федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 N696 под реестром объектов федерального недвижимого имущества понимается федеральная информационная система, представляющая собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащая учету в Государственном регистре баз и банков данных.

Документом, подтверждающим право собственности субъектов прав на отдельные объекты, является соответствующий реестр.

До момента внесения объектов в реестр таким документом является перечень объектов, составленный в соответствии с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" и Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Данный объект на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 03.07.1998г. №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества» был учтен в Территориальной базе данных по Хабаровскому краю Реестра федерального имущества с присвоением реестрового номера 02700574 от 01.12.1999г.

Поскольку надлежащих доказательств включения спорного имущества в перечень объектов государственной собственности субъекта федерации (частной и т.д.) ответчик не представил, суд приходит к выводу о том, что дамба шламонакопителя обоснованно была включена в Реестр федеральной собственности.

Судом установлено, что спорный объект не передавался из федеральной собственности в иную собственность (в том числе частную) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, а иные основания прекращения права федеральной собственности, в соответствии со ст. 235 ГК РФ, материалами дела не подтверждены.

В соответствии с п.п.»б» п.4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.07.2007г. №447, учет федерального имущества и ведение реестра федерального имущества в отношении имущества, составляющего государственную казну РФ, расположенного на территории РФ, по месту его нахождения осуществляют территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Под учетом федерального имущества понимается получение, экспертиза и хранение документов, содержащих сведения о федеральном имуществе, и внесение указанных сведений в реестр федерального имущества в объеме, необходимо для осуществления полномочий по управлению и распоряжению федеральным имуществом (п.2 Положения).

Суд приходит к выводу о неисполнении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61 в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» по следующим основаниям и полагает необходимым заявленные требования прокурора удовлетворить в данной части.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) как специально оборудованное сооружение, предназначенное для складирования и хранения отходов переработки датодитового концентрата-борогибса. Являясь сооружением, прочно связанным с землей, дамба шламонакопителя подпадает под понятие объекта недвижимого имущества и подлежит учету в реестре федерального имущества, что также подтверждается паспортом на производственное сооружение «шмалонакопитель». В Указанном паспорте отражены технические характеристики шламонакопителя.

Государственной программой приватизации на 1992 год установлен запрет на приватизацию объектов водохозяйственных и мелиоративных сооружений. Судом установлено, что спорное гидротехническое сооружение является объектом федеральной собственности (ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, ст.3 Федерального закона "О безопасности гидротехнических сооружений").

Таким образом, действия ТУ Росимущества в Хабаровском крае по неисполнению полномочий правообладателя указанного объекта федерального имущества по его надлежащему учету в составе казны РФ и неисполнению обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за их состоянием и воздействием на окружающую среду и выполнению работ по восстановлению нарушенных земель незаконны.

Доводы ответчика о пропуске срока суд находит несостоятельными, поскольку как следует из представленных материалов, прокуратурой Хабаровского края проводилась прокурорская проверка, принимались меры прокурорского реагирования.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», шламонакопитель является объектом размещения отходов – специально оборудованным сооружением, предназначенным для размещения отходов.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

На основании ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматриваются способы защиты гражданских прав, к которым в том числе относится присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иные способы предусмотренные законом.

В соответствии с ч.3, 4 ст.12 Федерального закона 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Собственники объектов размещения отходов после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель, в порядке, установленном законодательством РФ.

Согласно п.п.4.3, 4.13 положения, Управление Росимущества в Хабаровском крае осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельный участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности. Проводит в пределах своей компетенции проверку использования имущества, находящегося в федеральной собственности, назначает и проводит документальные и иные проверки, федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, в том числе включенных в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, а также иных юридических лиц по эффективному использованию и сохранности федерального имущества.

В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ): размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (часть 1 статьи 34); юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1 статьи 39).

В нарушение части 1 статьи 34 и части 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ ТУ Росимущества по Хабаровскому краю не исполняет требования по содержанию и эксплуатации объекта – «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), в результате чего, « шламонакопитель» оказывает значительное негативное воздействие на здоровье населения и на окружающую среду в целом.

Согласно заключения Министерства природных ресурсов Хабаровского края от 02.08.2010 ода № 9.3.26-11849, в результате эксплуатации сооружения в период с 1960 г. по 1974 г. За этот пери­од в шламонакопитель было складировано около 2 млн. т. отходов, в настоящее время шламонакопитель находится в аварийном состоянии (ограждающая дамба разрушена) и является экологически опасным, так как за­грязняет землю шламом борогибса, ближайшие водные объекты (реки Силинка и Черная) и подземные воды дренирующими борсодержащими соединениями в концентрациях, превышающих предельно-допустимые концентрации от 2 до 3000 раз.

Таким образом, требования прокурора об обязании ответчика как правообладателя объекта федерального имущества «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» выполнить все мероприятия и внести и внести в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации объект «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), и понуждению принять меры к обеспечению надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества - «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии со ст.196 ч.3 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Срок для производства работ определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела, с учетом объема и характера выполняемых работ, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности. При определении срока выполнения работ, суд учитывает, и то, что в настоящее время оказывает значительное негативное воздействие на здоровье населения и на окружающую среду в целом суд полагает необходимым установить двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Хабаровского края в защиту неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Территориальному управлению федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, 3-ему лицу, не заявляющему самостоятельные требования на стороне ответчика Администрации города Комсомольска-на-Амуре, Обществу с ограниченной ответственностью «Эко-Строй» о признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений федерального законодательства в сфере управления федеральным имуществом и охраны окружающей среды - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае, выразившееся в:

- неисполнении полномочий правообладателя и невнесении в реестр федерального имущества объекта «шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества»;

- неисполнении обязанностей собственника объекта размещения отходов по проведению контроля за его состоянием и воздействием на окружающую среду;

- непринятии мер по надлежащему содержанию и обеспечению сохранности объекта федерального имущества, неопределенииии эксплуатирующей организации.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае как правообладателя объекта федерального имущества «Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода) в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 №447 «О совершенствовании учета федерального имущества» выполнить все мероприятия и внести в реестр федерального имущества в составе казны Российской Федерации объект «Шламонакопитель» (г. Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д. 61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

Обязать Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Хабаровском крае принять меры к обеспечению надлежащего содержания и сохранения объекта федерального имущества - «Шламонакопитель» (г.Комсомольск-на-Амуре, Северное шоссе, д.61, территория бывшего Комсомольского сернокислотного завода), в установленном законом порядке принять меры к обеспечению надлежащего содержания и сохранности объекта федерального имущества, определить эксплуатирующую организацию; обеспечить исполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации объекта размещения отходов «земляная дамба шламонакопителя» в порядке, усыновленном федеральными законами «Об охране окружающей среды», «Об отходах производства и потребления».

Решение суда может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд, течение 10 дней со дня составления 28.03.2011 г. мотивированного решения, через Центральный районный суд г.Хабаровска.

Судья Е.А. Савченко