ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-944/2015 от 07.10.2015 Купинского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-944/2015

Поступило в суд 07.10.2015 года.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2015 года р.п. Чистоозерное

Купинский районный суд Новосибирской области в составе:

председательствующего судьи Баева Ю.П.,

зам. прокурора <......> района М.Е.Г.,

при секретаре Жук Е.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску транспортного прокурора Новосибирской области к Ощепко В.И.,

У С Т А Н О В И Л:

Новосибирский транспортный прокурор обратился в Купинский районный суд Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Ощепко В.И. о запрете Ощепко В. И. осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащих К.В.Г., без уведомления (разрешения) органа обслуживания воздушного движения, представления в названный орган плана (графика) полетов; осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащем К.В.Г., до устранения нарушения закона: получения свидетельства пилота, предусмотренного ФАП – 147 с соответствующими отметками о виде воздушного судна и квалификационными отметками; регистрации и получения сертификата летной годности на ВС, принадлежащее К.В.Г.

В исковом заявлении прокурор указывает, что Новосибирской транспортной прокуратурой, на постоянной основе осуществляется надзор в сфере соблюдения воздушного законодательства, законодательства об использовании воздушного пространства на территории Новосибирской области физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в транспортной сфере, была проведена проверка доводов жалобы Р.М.Н., поступившей на телефон доверия дежурного прокурора Западно-Сибирской транспортной прокуратуры <дата> о нарушении законодательства главой <......> сельсовета Ощепко В.И. при выполнении полетов над <адрес> на легкомоторном самолете, принадлежащем главе фермерского хозяйства К.В.Г.

В ходе проверки и опроса фермерского хозяйства К.В.Г.<дата> в <адрес> было установлено, что владельцем сверхлегкого (масса <......> кг) <......> самолета <......>, является К.В.Г. Самолет приобретен <дата> в <адрес> у ООО «<......>», что подтверждается договором купли-продажи. Однако правоустанавливающие документы на него не оформлены, в реестр воздушных судов гражданской авиации самолет не включен, сертификат летной годности на ВС не оформлен. Само ВС не маркировано опознавательными знаками согласно требованиям ВК РФ для ВС гражданской авиации.

К.В.Г. самолетом управлять не умеет, соответствующего обучения не проходил, пилотом не является. Иногда он выполнял полеты как пассажир, совместно с главой <......> сельсовета Ощепко В.И., который выполняет полеты с его разрешения. Иным лицам управлять ВС он никогда не разрешал, доверенности на право управления Ощепко В.И. и иным лицам он не выдавал. Последний раз Ощепко В.И. выполнял полет <дата>, за что был привлечен к административной ответственности Карасукским транспортным прокурором.

Полеты выполнялись с земельного участка в <адрес>, расположенного за домом К.В.Г.. которым он владеет на основании долевого договора аренды. Уведомления о выполнении полетов с данной посадочной площадки в ОрВД, ЗС МТУ ВТ ФАВТ К.В.Г., Ощепко В.И. не направляли, посадочная площадка в соответствии с требованиями воздушного законодательства России не оборудована.

Ощепко В.И. летает на ВС, принадлежащим К.В.Г. с <дата> года, занимался обработкой полей К.В.Г. от вредителей. Последний полет выполнил <дата>, <дата> полет он не совершал.

Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

Согласно ст. 8 Воздушного кодекса РФ обязательной сертификации подлежат воздушные суда, авиационные двигатели, воздушные винты и другие объекты. Обязательной аттестации подлежит авиационный персонал. Воздушное судно, эксплуатируемое Ощепко В.И. не имеет сертификата летной годности.

В соответствии со ст. 32 ВК РФ – воздушное судно - летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Сверхлегким судном, признается воздушное судно, максимальный взлетный вес которого составляет не более 495 кг, без учета веса авиационных средств спасания.

В силу ст. 21 Воздушного законодательства РФ, авиация, используемая в целях обеспечения потребности граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Воздушное судно К.В.Г. является гражданским судном авиации общего назначения.

Согласно пояснениям К.В.Г. и представленной технической документации, масса ВС не превышает 495 кг, является единичным экземпляром воздушного судна, следовательно относится в сверхлегкому воздушному судну.

Согласно ч.6 ст. 34 ВК РФ государственные и регистрационные опознавательные знаки гражданских судов, а также порядок нанесения этих знаков и порядок нанесения товарных знаков на гражданские воздушные суда устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Приказом Минтранса РФ от 18.11.2011 № 287 разработан «Порядок государственной регистрации сверхлегких гражданских судов авиации общего назначения». Согласно п.2 Порядка сверхлегкие воздушные суда весом более 115 кг подлежат государственной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта с выдачей свидетельства о государственной регистрации сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения.

При государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна ему присваивается государственный и регистрационный опознавательные знаки. Информация о государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна ( выдача свидетельства о регистрации, его замена, выдача дубликата свидетельства о регистрации, снятие с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна) и о его собственнике заносятся в базу данных органа регистрации.

Государственная регистрация сверхлегкого воздушного судна не является актом регистрации прав на сверхлегкое воздушное судно и сделок с ним. База данных л о зарегистрированных сверхлегких судах ведется органом регистрации на электронном и бумажном носителях и содержит следующие данные: государственный и регистрационный опознавательные знаки сверхлегкого воздушного судна; тип (наименование) сверхлегкого воздушного судна (при наличии); сведения о собственнике сверхлегкого воздушного судна; номер свидетельства о регистрации, дата выдачи свидетельства о регистрации, замены свидетельства о регистрации (выдачи дубликата)_, снятия с государственной регистрации сверхлегкого воздушного судна.

В нарушение изложенного, ВС, принадлежащее К.В.Г., не имеет регистрационных и опознавательных знаков, в реестр воздушных судов гражданской авиации не состоит, Ощепко В.И. выполняет полеты с нарушением требований воздушного законодательства

В соответствии со ст. 66 ВК РФ к полету допускаются воздушные суда, имеющие государственный и регистрационный или учетный опознавательные знаки, прошедшие необходимую подготовку и имеющие на борту соответствующую документацию.

В силу требований ст. 36 ВК РФ и п.1 Федеральных авиационных правил «Положение о порядке допуска к эксплуатации единичных экземпляров воздушных судов авиации общего назначения, утвержденных приказом Минтранса России от 17.04.2003 № 118, единичный экземпляр воздушного судна авиации общего назначения, не имеющий и не имевший сертификата типа, не производимый ранее и в настоящее время серийно, изготовленный в количестве 1-3 экземпляров, допускается к эксплуатации лишь при наличии сертификата годности.

На основании п.2 ФАП-118, установленные требования к ЕЭВС - требования к летной годности ЕЭВС, определенные специально уполномоченным органом в области гражданской авиации на основе общих технических требований к ЕЭВС; сертификат летной годности ЕЭВС – документ, подтверждающий соответствие ЕЭВС установленным требованиям к ЕЭВС.

Согласно п.п. 5.6 ФАП – 118, содержащиеся в настоящем Положении процедуры и общие технические требования применяются к самолетам с максимальной взлетной массой не более 1800 кг, с количеством людей на борту не более четырех.

На основании п.18 ФАП – 1288, сертификат летной годности ЕЭВС вступает в силу с даты регистрации в Государственном реестре. Допуск к эксплуатации ЕЭВС осуществляется после его регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ.

Отсутствие сертификата летной годности ЕЭВС свидетельствует о ненадлежащем техническом состоянии данного воздушного судна. Ощепко В.И. выполняет полеты на несправном воздушном судне, что представляет угрозу для неопределенного круга лиц.

Вместе с тем, Приложение № 1 к ФАП- 188 предъявляет к сверхлегким летательным аппаратам, в целях обеспечения безопасности полетов, жесткие требования к прочности, которые определены через эксплуатационные нагрузки (максимальные нагрузки, возможные в эксплуатации) и расчетные нагрузки (эксплуатационные нагрузки, умноженные на предписанные коэффициенты безопасности) (п.3); к пригодности и долговечности материалов, использованных для изготовления деталей (п.4) и.т.д.

П.1 ст. 67 ВК РФ и п.2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации РФ», утвержденных приказом Минтранса РФ от 31.07.2009 « 138, установлено, что каждое гражданское судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации; сертификат (свидетельство) Эксплуатанта; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); бортовой и санитарный журналы, руководство по летной эксплуатации; свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц; в случае если на борту отсутствует владелец воздушного судна, то КВС должен иметь доверенность в произвольной форме, уполномочивающий его управлять воздушным судном от имени владельца воздушного судна, или при выполнении полетов на воздушных судах, включенных в сертификат (свидетельство) эксплуатанта – задание на полет, оформленное эксплуатантом, бортовой и санитарный журналы.

В нарушение указанных требований, Ощепко В.И., осуществлялись полеты на воздушном судне, принадлежащем К.В.Г., не имеющем сертификата летной годности, в отсутствие судовых документов: свидетельства о государственной регистрации; сертификата (свидетельства) эксплуатанта; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); бортового и санитарного журналов; доверенности, уполномочивающей управлять воздушным судном от имени его владельца, задания на полет (названные документы при осмотре ВС <дата>, <дата> отсутствовали

Ощепко В.И. осуществлял полеты на самолете, не имея на это прав, так как пилотом он не является. В <дата> году он окончил <......> летно-техническое училище по специальности «летная эксплуатация самолетов» и получил квалификацию – пилот гражданской авиации. В период с <дата> г. работал пилотом, выполнял полеты на АН-2, вертолетах МИ-8. В <дата> году обучился в <......> авиационно-техническом клубе «<......>», получил свидетельство пилота СВС. Вместе с тем, в настоящее время данное свидетельство пилота не действительно, о чем Ощепко В.И. известно, он этого не отрицает, так как курсы повышения квалификации, ВЛЭК пилот в установленное законом время не проходил, справку о прохождении проверки навыков, предусмотренной п.2.22. Федеральных Авиационных правил «Требований к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам пол обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации», утвержденных приказом Минтранса России от 12.09.2008 № 147, он не имеет, что нарушает требования воздушного законодательства.

Согласно п.2.1 ФАП-147, для выполнения функции командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами: самолет; дирижабль, объемом более 4600м3; свободный аэростат; планер; вертолет; сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг. В силу п.2.2 ФАП – 147 при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного суднах и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений). Согласно п.2.22. ФАП – 147 обладатель свидетельства пилота не выполняет функции командира воздушного судна и ли второго пилота воздушного судна на воздушном судне, если он в течение предшествующих 24 месяцев не прошел квалификационную проверку пилотом-инструктором.

В ходе проверки обладатель свидетельства демонстрирует пилоту- инструктору в течение не менее часа навыки (умения) управление воздушным судном в полете или на комплексном тренажере, допущенном уполномоченным органом к эксплуатации (использованию) для подготовки авиационного персонала.

При положительных результатах указанных проверок пилот-инструктор подписывает и выдает обладателю свидетельства справку о прохождении проверки навыков. Ощепко В.И. свидетельства пилота не имеет, следовательно, не обладая таким правом и надлежащими навыками и знаниями, выполняет полеты, что несет удвоенную угрозу для жизни и здоровья граждан. Более того, названные полеты осуществлялись

Ощепко В.И. в ходе опроса утверждал, что уведомлял ОрВД о выполнении полетов с посадочной площадки в <адрес>, однако ОрВД по запросу прокуратуры данные сведения не подтвердило.

В соответствии со ст. 11 Воздушного Кодекса РФ, использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещения в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов).

Пользователями воздушного транспорта являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.

В силу п.7 Правил воздушное пространство над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на РФ.

Согласно п.116 Постановления Правительства РФ от 11.03.2010 № 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства РФ» разрешительный порядок использования воздушного пространства устанавливается: для пользователей воздушного пространства, чья деятельность не связана с выполнением полетов воздушных судов и осуществляется на основании планов использования воздушного пространства (графиков) – во всем воздушном пространстве РФ.

План полета воздушного судна представляется пользователем воздушного пространства или его представителем в органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) в соответствии с табелем сообщений о движении воздушных судов в РФ, утвержденным Министерством транспорта РФ.

Ощепко В.И. выполнял полеты без разрешения органов обслуживания воздушного движения, без предоставления планов (графиков).

Кроме того, посадочные площадки допускаются к эксплуатации с даты, представления владельцем посадочной площадки уведомления о начале деятельности на посадочной площадке в уполномоченный орган в области гражданской авиации.

В силу п. 24 Постановления экипажи воздушных судов при выполнении полетов и диспетчеры управления воздушным движением при обслуживании воздушного движения руководствуются данными, опубликованными в аэронавигационной информации. Аэронавигационная информация предоставляется пользователем воздушного пространства Федеральным агентством воздушного транспорта.

Аэронавигационная информация о комплексе сооружений, предназначенных для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, наземной авиационном оборудовании аэродромов, вертодромов и посадочных площадок, а также о препятствиях в районе аэродрома и вертодрома направляется в Федеральное агентство воздушного транспорта старшим авиационным начальником аэродрома, вертодрома или посадочной площадки. Таким образом, Ощепко В.И. выполняет полеты, с незарегистрированной посадочной площадки, без уведомления ЗС МТУ ВТ ФАВТ, не имеющей надлежащего оборудования (без ветроуказателя, маркировки, средств пожаротушения, средств заземления и. т.д.).

Согласно ст. 1079 ГК РФ деятельность по осуществлению воздушных полетов представляет собой источник повышенной опасности.

Осуществление незаконных полетов на сверхлегком воздушном судне заведомо создают опасность для жизни, здоровья неопределенного круга лиц в связи с тем, что данный самолет является источником повышенной опасности.

Осуществление деятельности по производству полетов лицом, не обладающим необходимыми в сфере авиации знаниями и навыками, не знакомым с актуальными в настоящее время требованиями безопасности полетов, авиационной и транспортной безопасности, требованиями в сфере использования воздушного пространства, на воздушном судне не прошедшем обязательной сертификации, увеличивает эту опасность многократно, в связи с чем с целью исключения нежелательных последствий, требуется применение запретительных мер судом.

В соответствии с требованиями п. 1 ст. 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Прокурор просит запретить Ощепко В.И. осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащих К.В.Г., без уведомления (разрешения) органа обслуживания воздушного движения, представления в названный орган плана (графика) полетов; осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащем К.В.Г., до устранения нарушения закона: получения свидетельства пилота, предусмотренного ФАП – 147 с соответствующими отметками о виде воздушного судна и квалификационными отметками; регистрации и получения сертификата летной годности на ВС, принадлежащее К.В.Г.

В судебном заседании заместитель прокурора <......> района Новосибирской области М.Е.Г., действующий на основании доверенности, поддержал исковые требования, заявленные к Ощепко В.И.

Ответчик Ощепко В.И. в судебном заседании пояснил, что исковые требования транспортного прокурора г. Новосибирска признает в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, полагает, что иск прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 173 ч.3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Согласно ст. 198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Суд, учитывая, что признание ответчиком Ощепко В.И. исковых требований истца - транспортного прокурора Новосибирской области, не противоречит закону, не нарушает законных интересов сторон, других граждан, принимает признание иска ответчиком, и на этом основании удовлетворяет исковые требования прокурора.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск транспортного прокурора Новосибирской области удовлетворить.

Запретить Ощепко В.И.:

Осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащих К.В.Г., без уведомления (разрешения) органа обслуживания воздушного движения, представления в названный орган плана (графика) полетов.

Осуществлять полеты на воздушных судах, в том числе на воздушных судах, принадлежащем К.В.Г., до устранения нарушения закона: получения свидетельства пилота, предусмотренного ФАП – 147 с соответствующими отметками о виде воздушного судна и квалификационными отметками; регистрации и получения сертификата летной годности на ВС, принадлежащее К.В.Г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке Новосибирский областной суд в течение 1 месяца.

Председательствующий: л.п. Баев Ю.П.