ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-955/18 от 17.07.2018 Кировского районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело 2-955/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 июля 2018 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Т.В. Брязгуновой, при секретаре В.В. Кочуковой, с участием представителей ответчиков Министерства обороны РФ по доверенности Ефремова Д.В., ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ по доверенности Заверяева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску 32 Военного прокурора гарнизона Восточного военного округа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонт МКД по адресу: <адрес>, военный городок ,

установил:

32 Военный прокурор гарнизона Восточного военного округа обратился в интересах РФ и неопределенного круга лиц в Кировский районный суд г.Хабаровска с требованиями к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонт МКД по адресу: <адрес>, военный городок . В обоснование иска указал, что 32 военной прокуратурой гарнизона проведена проверка специализированного жилищного фонда МО РФ в военном городке в <адрес> на предмет проведения текущего и капитального ремонта. В ходе указанной проверки установлено, что здание МКД инв. (1969 года постройки и ввода в эксплуатацию), расположенное по адресу: <адрес>, военный городок , состоит на балансе ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, является собственностью РФ, в лице Минобороны России. На основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДАТА-р за ФГУ «Шкотовская
квартирно-эксплуатационная часть» МО РФ закреплены многоквартирные жилые здания , 3, 154, 190, 191, 197, 199, 200, 227, 228, 229, 238, 239, 240, 241, 242 расположенные на территории военного городка по адресу: <адрес> п.п.13 и 14 Устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений МО РФ от ДАТА основными целями деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. Для достижения указанных целей, данное учреждение в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном в Министерстве обороны, осуществляет, в том числе электромонтажные работы, строительные специализированные работ, гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и
стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы. Согласно п.8 приказа Министра обороны РФ от ДАТА «О реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России» и п.11 Приложения к названному приказу с ДАТА ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ «Шкотовская КЭЧ
района» Минобороны России. В соответствии с п.20 Устава ФГКУ «ДТУИО» МО РФ, утвержденного Министром обороны РФ ДАТА ФГКУ «ДТУИО» МО РФ осуществляет свою деятельность в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ в сфере управления и распоряжения имуществом ВС РФ. Основной целью деятельности является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ. Согласно пп.71 п.7 Положения о МО РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами. Проведение капитального ремонта возложено на собственника имущества - ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. В соответствии с договором № З-УЖФ/ВВО-1 от ДАТА ФГБУ Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ с ДАТА приняло на себя обязательство по обеспечению надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в жилищном фонде, со 100 % собственностью МО РФ. В то же время проведенной проверкой установлены факты неисполнения собственником (наймодателем) - Минобороны России обязанности по проведению капитального ремонта жилого фонда. Так, в результате осмотра многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, комиссия сделала вывод, отразив его в акте технического зданий (сооружения) от ДАТА о том, что для обеспечения эксплуатации данного жилого дома необходимо провести текущий ремонт в объеме: кровли - 350 м2, ремонт оконных рам, остекление оконных блоков - 6 м2, косметический ремонт лестничных клеток - 1152 м2, ремонт участков системы центрального отопления - 60 м/п., ремонт участков системы водоснабжения - 27 м/п.,восстановление трубопровода канализации - 24 м/п., герметизация межпанельных швов - 270 м/п., частичный ремонт отмостки - 67 м/п; капитальный ремонт в объеме: кровли - 772 м2, оконных блоков - 66,48 м2, системы центрального отопления – 427 м/п., водоснабжения - 238 м/п., канализации - 252 м/п., герметизация межпанельных швов - 1100 м/п., отмостка - 105,76 м2, ремонт крылец - 9 м2, ремонт козырьков - 4,2 м2, ремонт балконов - 80,64 м2. Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденным приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от ДАТА, под капитальным ремонтом понимается ремонт с целью восстановления ресурса здания с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей. Пунктом 2.2 ВСН 58-88 (р) предусмотрено, что система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в печение всего периода их использования по назначению. Сроки проведения ремонта зданий, объектов или их элементов должны определяться на основе оценки их технического состояния. Техническое обслуживание должно проводиться постоянно в течение всего периода эксплуатации. Исходя из системного толкования ст.158 ЖК РФ и ст.210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений. В силу п.п.1 и 3 ст.125, п.3 ст.214 ГК РФ права собственника от имени РФ могут осуществлять государственные органы, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями. В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативногоуправления. Пунктом 1 постановления Правительства РФ от ДАТА «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у ВС РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений. Статьей 2 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено понятие капитального ремонта многоквартирного дома - это проведение работ по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Часть 3 ст.15 названного Закона содержит перечень видов работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, к которым относятся: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-тепло-газопотребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа); ремонт крыш; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах; утепление и ремонт фасадов. Согласно ст.681 ГК РФ капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения. Согласно Уставу ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ является уполномоченным лицом собственника - Минобороны России по управлению и распоряжению имуществом, спорное здание многоквартирного жилого <адрес> состоит на его балансе, следовательно, ему делегированы не только права, но и обязанности собственника, исполнение которых возможно как самостоятельно, так и с помощью третьих лиц. В соответствии п.24 Устава гарнизонной и караульной службы ВС РФ утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ» начальник гарнизона обязан руководствуясь законодательством РФ, рассматривать и утверждать распределение жилой площади в гарнизоне, проверять содержание воинскими частями зданий, территорий военных городков и сооружений общегарнизонного пользования. Ненадлежащее исполнение МО РФ обязанностей собственника и наймодателя по капитальному ремонту принадлежащего ему имущества, приводит к существенному нарушению прав граждан, а также военнослужащих проживающих в указанном специализированном жилищном фонде, что создает угрозу для их жизни и здоровья. На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.65, п.1 ст.100 ЖК РФ, ст.12 ГК РФ, ст.45, 131 ГПК РФ, ч.4 ст.27 ФЗ «О прокуратуре РФ», просил: обязать МО РФ и ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ произвести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, военный городок - кровли, оконных блоков, системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, герметизация межпанельных швов, отмостка, крылец, козырьков, балконов, лоджий. Обязать ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ произвести текущий ремонт МКД инв. , расположенного по адресу: <адрес>, военный городок - кровли, оконных рам, остекление оконных блоков, лестничных клеток (косметический ремонт), участков системы центрального отопления, участков системы водоснабжения, восстановление трубопровода канализации.

В судебном заседании истец военный прокурор 32 военной прокуратуры гарнизона ВВО не явился, о месте и времени слушания дела был извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.

Представитель ответчика Министерства обороны РФ по доверенности Ефремов Д.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, в обоснование ссылаясь на письменные возражения, где указал, что в соответствии с подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДАТА, МО РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за ВС РФ. Необходимость текущего и капитального ремонтов специализированного и казарменного жилищного фонда возникает, в том числе, вследствие неисполнения Управляющей организации обязанности по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, в рамках договора управления. В соответствии со ст.2 ФЗ от ДАТА № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» капитальный ремонт многоквартирного дома - включает в себя проведение и (или) оказание предусмотренных настоящим Федеральным законом работ и (или) услуг по устранению неисправностей изношенных конструктивных элементов общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по их восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме. Организация и проведение вышеуказанных процедур с учетом требований законодательства составляет от 3 до 6 месяцев (в зависимости от сложности
объекта). Заключение государственного контракта, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту, возможно только при наличии выделенных лимитов бюджетных обязательств, в противном случае, контракт считается не обеспеченным лимитами и заключенным в нарушении бюджетного законодательства. Лимиты бюджетных обязательств по статьям капитального ремонта на соответствующий год распределены в полном объеме и направлены на
исполнение обязательств Министерства обороны Российской Федерации по ранее заключенным государственным контрактам. Для включения объекта в титул капитального ремонта необходимо
проведение технического обследования данного объекта специализированными организациями, на основании результатов которых органом военного управления, в чью компетенцию входит решение данной задачи, принимается решение о целесообразности проведения капитального ремонта, реконструкции, либо сноса объекта. Одновременно сообщается, что выполнение работ по капитальному ремонту объекта возможно только после определения стоимости подлежащих
выполнению работ. В свою очередь, для установления состава и объема работ по
капитальному ремонту, определения действительного технического состояния зданий и их элементов, получения количественной оценки фактических показателей качества конструкций с учетом изменений происходящих во времени в соответствии с положениями ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», включенного постановлением Правительства РФ от ДАТА в перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Министерству обороны РФ необходимо заключить государственный контракт с генподрядной организацией по обследованию сооружения объекта. По результатам обследования работ составляется техническое заключение, на основе которого заключается государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту объекта. Таким образом, организация проведения капитального ремонта объекта недвижимости, закрепленных за ВС РФ является процедурой трудоемкой и осуществляется посредством заключения соответствующих договоров с юридическими лицами, выполняющими специализированные работы по договорам подряда. Кроме того, необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что объекты, подлежащие капитальному ремонту, определяются на основании порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков, формирования Плана капитального ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на соответствующий год. После составления актов осмотра, дефектных ведомостей и подтверждения характера работ определяется стоимость подлежащих выполнению работ. Представитель государственного заказчика на основании актов технического состояния здания определяет перечень объектов материально-технической базы, по которым необходимо проведение капитального ремонта. Представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с региональным и окружным представителями государственного заказчика в установленный законом срок. Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у Командующего войсками военного округа и направляет в адрес Департамента строительства МО РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на соответствующий год. Таким образом, для проведения капитального ремонта объектов недвижимости, принадлежащих РФ в лице МО РФ необходимо в обязательном порядке направление в установленном порядке соответствующей заявки от заинтересованных лиц. Вместе с тем, виды работ, относящихся к текущему и капитальному ремонту, определены Постановлением Госстроя . В Приложении к Правилам Постановления Госстроя приведен примерный перечень работ, относящихся к капитальному ремонту. Так, согласно данному приложению к капитальным работам относятся: Обследование жилых зданий (включая сплошное обследование жилищного фонда) и изготовление проектно-сметной документации (независимо от периода проведения ремонтных работ). Ремонтно-строительные работы по смене, восстановлению или замене элементов жилых зданий (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов). Модернизация жилых зданий при их капитальном ремонте (перепланировка с учетом разукрупнения многокомнатных квартир; устройства дополнительных кухонь и санитарных узлов, расширения жилой площади за счет вспомогательных помещений, улучшения инсоляции жилых помещений, ликвидации темных кухонь и входов в квартиры через кухни с устройством, при необходимости, встроенных или пристроенных помещений для лестничных клеток, санитарных узлов или кухонь); замена печного отопления центральным с устройством котельных, теплопроводов и тепловых пунктов; крышных и иных автономных источников теплоснабжения; переоборудование печей для сжигания
в них газа или угля; оборудование системами холодного и горячего водоснабжения, канализации, газоснабжения с присоединением к существующим магистральным сетям при расстоянии от ввода до точки подключения к магистралям до 150 м, устройством газоходов, водоподкачек, бойлерных; полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения (в т.ч. с обязательным применением модернизированных отопительных приборов и трубопроводов из пластика, металлопластика и т.д. и запретом на установку стальных труб); установка бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов; устройство
лифтов, мусоропроводов, систем пневматического мусороудаления в домах с отметкой лестничной площадки верхнего этажа 15 ми выше; перевод существующей сети электроснабжения на повышенное напряжение; ремонт телевизионных антенн коллективного пользования, подключение к телефонной и радиотрансляционной сети; установка домофонов, электрических замков, устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления; автоматизация и диспетчеризация лифтов, отопительных котельных, тепловых сетей, инженерного оборудования; благоустройство дворовых территорий (замощение, асфальтирование, озеленение, устройство ограждений, дровяных сараев, оборудование детских и хозяйственно-бытовых площадок). Ремонт
крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50 %. Утепление жилых зданий (работы по улучшению теплозащитных свойств ограждающих конструкций, устройство оконных заполнений с тройным остеклением, устройство наружных тамбуров). Замена внутриквартальных инженерных сетей. Установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей). Переустройство невентилируемых совмещенных крыш. Авторский надзор проектных организаций за проведением капитального ремонта жилых зданий с полной или частичной заменой перекрытий и перепланировкой. Технический надзор в случаях, когда в органах местного самоуправления, организациях созданы подразделения по техническому надзору за капитальным ремонтом жилищного фонда. Ремонт встроенных помещений в зданиях. Помимо указанного выше, следует отметить, что все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда МО РФ, определяются централизованно, путем заключения соответствующих государственных контрактов. С 2010 года в соответствии с приказами и директивами МО РФ с ВВО сняты все функции по обслуживанию и содержанию специализированного жилого фонда (в том числе казарменного, поставка тепла, электроэнергии). Данные функции возложены на сторонние специализированные организации. Приказом Министра обороны РФ от ДАТА создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. В соответствии с п.3 Приказа основной целью деятельности Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ. В приложении к указанному приказу содержится Перечень филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по военным округам. Согласно Положению о Филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО) Филиал выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий МО РФ. Рассматриваемый спор возник в рамках ненадлежащего исполнения своих обязанностей филиалом ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» (по ВВО). В соответствии с п.96 Правил организации теплоснабжения в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.08.2012г. , к социально значимым категориям потребителей относятся воинские части МО РФ. С ДАТА вступили в силу Рекомендации по организации работы органов военного управления и филиалов ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Согласно данным Рекомендациям ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ осуществляет виды деятельности в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что также регламентировано и Положением о Филиале ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО). Ссылаясь на ст.4 Закона РФ от ДАТА «О защите прав потребителей», ст.309, 310, ч.4ст.401 ГК РФ, полагал, что выявленное бездействие филиала может привести к угрозе жизни и здоровья военнослужащих и жителей военного городка, нарушению боеготовности и невозможности выполнения боевых задач, созданию чрезвычайных ситуаций и даже экологической катастрофе. МО РФ полагает, что исковые требования заместителя военного прокурора к Министерству обороны РФ не подлежат удовлетворению, поскольку содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах ВС РФ возложено на ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ. Таким образом, МО РФ является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, просили в удовлетворении исковых требований заместителя военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона к МО РФ о проведении капитального ремонта многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок - отказать.

В судебном заседании представитель соответчика ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ по доверенности Заверяева А.Н. с требованиями не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск согласно которым указал, что согласно п.6 Устава Учреждения - Учредителем Учреждения является РФ. Функции и полномочия учредителя в отношении Учреждения осуществляет МО РФ. В соответствии с п.20 Устава Учреждения - основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных сил по решениям (заданиям) Министерства обороны РФ и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ. Согласно п.22 Устава ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ - Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом. В п.21 Устава Учреждения указан исчерпывающий перечень видов деятельности, в котором отсутствует такой вид деятельности как осуществление работ по ремонту жилищного фонда Министерства обороны. Следует отметить, что в соответствии со ст.6 БК РФ, казенное учреждение государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы. Бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения. Кроме того, обеспечение выполнения функций казенных учреждений, определены в ст.70 БК РФ. При этом Уставом Учреждения не предусмотрено таких полномочий, как обеспечение содержания, ремонта и эксплуатации зданий, строений, сооружений, находящихся в оперативном управлении Учреждения. Кроме того, в бюджетной смете Учреждения отсутствуют лимиты на указанные статьи расхода. Штатным расписанием Учреждения не предусмотрены должности инженеров-проектировщиков, сметчиков, строителей, плотников-бетонщиков, газо-(электро-) сварщиков, каменщиков, сантехников, электриков и т.<адрес> этом, полномочиями по заключению государственных контрактов на проведение ремонтно-восстановительных работ, Учреждение не наделялось, соответствующим финансированием Учреждение не обеспечивалось. Пунктами 14.20, 16, 22 ст.1, ч.2, 3 ст.52 ГрК РФ, даны понятия капитального ремонта объектов капитального строительства, кто является застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, а также виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Приказом Министерства регионального развития РФ от ДАТА утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Указанный Перечень включает в себя 3 (три) раздела: 1. Виды работ по инженерным изысканиям; II. Виды работ по подготовке проектной документации; III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту. Проведение ремонтно-восстановительных работ эксплуатируемого объекта капитального строительства (даже если исключить этап проведения работ по инженерным изысканиям) включает в себя как минимум работы по подготовке проектной документации, а так же работы по капитальному ремонту. При этом, разработкой проектно-сметной документации, а тем более выполнением самих работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Дополнительно Учреждение сообщает, что ДАТА заместителем Министра обороны РФ был утвержден «Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров объектов военных городков на 2016-2017 годы, формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017 год. В Регламенте утверждены принятые термины и определения, а также порядок формирования заявочного плана капитального ремонта. Учреждение ни Районным, ни Окружным представителем государственного заказчика, ни Потребителем, ни (тем более) Исполнителем либо Региональным представителем исполнителя не является, в структуру Департамента строительства Минобороны России не входит. Помимо указанного выше, следует отметить, что все работы, связанные с техническим содержанием казарменно-жилищного фонда Минобороны России, определяются централизовано, путем заключения соответствующих государственных контрактов. Министерством обороны РФ являющимся Государственным заказчиком, заключаются государственные контракты по содержанию и ремонту объектов недвижимости. Учреждение стороной данных Госконтрактов не является, ввиду чего не вправе: - вмешиваться в хозяйственную деятельность иных юридических лиц (сторон Госконтракта); - отслеживать исполнение (не исполнение, не надлежащее исполнение) условий Госконтракта; - требовать от сторон Госконтракта его исполнение и т.д. Таким образом, Учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему гражданскому делу, поскольку не уполномочено выступать в роли государственного заказчика, представителя государственного заказчика, тем более производить работы по текущему и капитальному ремонту объектов недвижимости. Согласно ст.59, 60 ГПК РФ, указал, что в рамках заявленных требований о возложении обязанности осуществить капитальный ремонт объектов недвижимости, стороной заявителя должны быть представлены следующие документы: строительно-техническое заключение, содержащее сведения о проведении инструментального обследования (с указанием использованной технической литературы и примененных инструментов и приборов, прошедших государственную поверку), фиксирующее состояние объекта, его процент износа, количество и объем повреждений, требующих устранений, составленное юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, состоящим в саморегулируемой организации и имеющим соответствующее свидетельство о допуске к определенному и (или) определенным видам работ; - проектно-сметную документацию, содержащую объем ремонтных работ, сроки их проведения, количество и виды строительно-ремонтных материалов, необходимых для проведения работ, стоимость материалов, работ и т.д. Указанных документальных доказательств стороной заявителя в материалы гражданского дела не представлено, а имеющиеся документы не являются достаточными доказательствами для принятия их в качестве обосновывающих требования. Согласно Руководству об эксплуатационных органах в сфере обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Министерства обороны РФ, утверждённого ДАТА заместителем Министра обороны РФ, объекты недвижимости Министерства обороны включаются в план (титульные списки) капитального строительства, реконструкции (капитального ремонта) Департамента государственного заказчика капитального строительства Министерства обороны только после положительного решения Министра обороны по представлению Генерального штаба Вооружённых Сил. Вопрос о признании объектов нуждающимися в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции Министерства обороны РФ. Таким образом, предусмотренная Регламентом процедура включения МКД , расположенного на территории военного городка 41 (Приморский кр., <адрес>), в Титул капитального ремонта не пройдена. Поскольку вопрос о признании спорного объекта нуждающимся в проведении капитального ремонта относится к исключительной компетенции МО РФ, то суд не вправе своим решением подменять его компетенцию. Дополнительно Учреждение сообщило, что зам.Министра обороны РФ Т.В.Ивановым ДАТА за исх. в адрес зам.Генерального прокурора РФ Главного военного прокурора РФ В.<адрес> было направлено обращение по вопросу обоснованности привлечения в качестве соответчиков Департамента имущественных отношений и территориальных управлений имущественных отношений по искам военных гарнизонных прокуратур о возложении обязанности провести капитальный ремонт, установить общедомовые приборы учета, систем пожаротушения и сигнализации в объектах недвижимости, находящихся в федеральной собственности и предоставленных органам военного управления, войсковым частям и организациям МО РФ. Зам.Генерального прокурора РФ В.<адрес> в адрес зам.Министра обороны РФ Т.В.Иванова ДАТА за исх./Ид1897-2018 был дан ответ, согласно которого была выявлена необоснованность привлечения в качестве ответчиков Департамент и его территориальные управления. На основании изложенного ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, просит в удовлетворении требований Военного прокурора 32 военной прокуратуры гарнизона отказать в полном объеме.

Представитель соответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, представил отзыв на иск, где указал, что на основании приказа Министра Обороны Российской Федерации от ДАТА «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ» с ДАТА создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ. В соответствии с п.3 данного приказа, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ. В соответствии с заключенным между заказчиком, в лице МО РФ, и исполнителем - ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ договора от ДАТА-УЖФ/ВВО-1 управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ, ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ осуществляет управление специализированным жилищным фондом военных городков МО РФ. В силу ч.2 ст.162 ЖК РФ и согласно акта приема-передачи многоквартирного дома в управление от ДАТА жилой многоквартирный <адрес> передан на обслуживание ЖЭ(К)0 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО). На момент подачи искового заявления указанный жилой многоквартирный дом находился на обслуживании 6 месяцев, всего на обслуживание ЖЭ(К)0 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ (по ВВО) принято 247 жилых МКД с 7 827 лицевыми счетами. Кроме этого, и прежде всего, согласно Акта приема-передачи от ДАТА, <адрес> - 1969 года постройки, сведений о проведении капитального ремонта в течение 49 лет эксплуатации жилого здания не имеется, не представлены и заявителем. Заявителем к исковому заявлению приложен акт технического здания от ДАТА, однако данный акт ответчику не направлялся и последний с ним не ознакомился, при его составлении не присутствовал. В указанном акте не соответствуют количественные данные, так в акте технического здания заявлены площадь и объем ремонта, не соответствующий акту приема-передачи от ДАТА, акту весеннего осмотра, дефектному акту, дефектной ведомости, которые составлены ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.Так же, согласно акта приема-передачи от ДАТА жилой многоквартирный <адрес>
<адрес> фактический износ здания составляет 35% и требуется проведения капитального ремонта: технические подвалы, наружные стены и перегородки износ составляет 50 %, крыши более 50 %, дверей более 50 %, сети теплоснабжения более 50 %, трубопровод холодной воды более 50 %, трубопровод канализации более 50 %, то есть требуется полная замена указанных конструктивных элементов. Из этого можно сделать вывод о том, что заявителем мероприятия по осмотру многоквартирного дома выполнены частично и с
нарушениями, так как состояние здания, исходя из данных акта приема-передачи многоквартирного дома, акта весеннего осмотра здания, дефектного акта и дефектной ведомости, составленной ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, обстоятельства, представленные органом прокуратуры не соответствуют действительности. ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, при осуществлении деятельности по
управлению многоквартирными домами, не допускает нарушения норм в области содержания общего имущества многоквартирных домов. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДАТА, содержание включает в себя целый ряд действий обеспечивающих надлежащее содержание имущества, в том числе, осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствий, подготовку к сезонной эксплуатации, поступление заявок от собственника (жильцов, нанимателей). Порядок этих действий строго регламентирован, сроки выполнения установлены. При подготовке искового заявления орган прокуратуры не проводил проверку деятельности Учреждения, не устанавливал, какие мероприятия оно осуществило, был ли проведен осмотр, что было выявлено и что предпринималось. Данная информация не была изучена заместителем военного прокурора при проведении проверки. Подобный подход грубым образом нарушает права ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ и является недопустимым. Работа организации по содержанию многоквартирных домов осуществляется за счет средств, поступающих от нанимателей жилых помещений (строка содержание и ремонт).Помимо этого, структура тарифа за содержание и ремонт,равно как иперечень услуг, утвержденный договором управления многоквартирным домом, предусматриваетразграничение по составляющим статьям по видам работ. Таким образом, для выполнения каких либо работ, учреждение планирует их проведение с
учетом наличия денежных средств на их осуществление и спецификой деятельности организации. Учреждение не может с момента принятия дома в управление осуществить дорогостоящие и трудоемкие работы по содержанию дома. В связи с этим, деятельность по управлению многоквартирным домом имеет строго регламентированный и плановый характер. Заявителем необоснованно заявлены требования об обязании осуществления текущего ремонта в связи с тем, что сроки проведения работ по содержанию дома не нарушены, а безосновательное вмешательство в деятельность организации противоречит требованиям законодательства. В соответствии с п.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий - текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями. Таким образом, организация текущего ремонта представляет собой процесс, требующий установления недостатков и дальнейшее их устранение с привлечением специализированных подрядных организаций. Согласно п.2.3.4 периодичность текущего ремонта следует принимать в пределах трех – пяти лет.Согласно перечню работ, относящихся к текущему ремонту, в отношении крыш предусмотрены работы по ремонту гидроизоляции. Согласно п.2.1.5 Правил эксплуатации жилищного фонда, организация по обслуживанию жилищного фонда на основании актов осмотров и обследованиядолжна уточнить объемы работ по текущему ремонту (по результатам весеннего осмотра на
текущий год и осеннего осмотра - на следующий год), а также определить неисправности и повреждения, устранение которых требует капитального ремонта. Правилами эксплуатации жилищного фонда не установлены конкретные сроки проведения осмотров. Как было указано выше, дом находится в управлении 6 месяцев. Проведение осеннего сезонного осмотра в период принятия дома не осуществлялось по объективным причинам - приемка осуществлялась в зимний период.В связи с этим Учреждение осуществляло управление домом в текущем режиме. В соответствии с п.ДАТА Договора управления жилищным фондом от ДАТА ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ обязано направлять собственнику (балансодержателю) жилого дома предложения на проведение капитального ремонта.Данное положение, наряду с п.ДАТА, 3.3.5 Договора является реализацией указанного выше порядка подготовки и проведения капитального ремонта. В результате проведенных осмотров было выявлено, что объем предполагаемого ремонта значительно превышает 50 % от общей площади. В связи с высокой сложностью, ремонт не может быть произведен в порядке технической эксплуатации (обслуживания) дома. Кроме того, принятие дома произведено в холодный (зимний) период времени с продолжительными осадками технологические операции по производству технического обслуживания не могут быть осуществлены. В результате ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России был составлен дефектный акт с указанием о необходимости проведения капитального ремонта с приложениемдефектной ведомости с перечислением выявленных недостаткови перечня необходимых работ. Кроме того ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ проводилась работа по включению домов, требующих капитального ремонта в «Программу капитального ремонта общего имущества МКД, расположенных на территории <адрес>, на 2014-2043» (Главе администрации <адрес> с целью рассмотрения вопроса о возможности включения объекта в <адрес>). По данному вопросу велась переписка с ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ. Все необходимы требования, предусмотренные Правилами эксплуатации жилищного фонда и ЖК РФ выполнены Учреждением в полном объеме. До настоящего времени от государственного заказчика, либо его уполномоченного представителя не поступало никаких распоряжений, как следствие собственником не принято решение о проведении текущего либо капитального ремонта.Следовательно, ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ не может выполнять действия направленные на проведение текущего либо капитального ремонта. Сохранность зданий с учетом расчетного срока службы в значительной мере зависит от планового проведения текущего и капитальных ремонтов. Принадлежащие РФ на праве собственности жилые помещения образуют государственный жилищный фонд. Жилые помещения в указанном жилом <адрес> находятся в федеральной собственности, а именно: в ведении МО РФ и граждане проживают в них на основании договора найма. Ссылаясь на ст.210, ч.1 ст.296 ГК РФ указал, что жилищный фонд военных городков МО РФ передан ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, и закреплен за ним на праве оперативного управления (п.12 ст.1 ФЗ от ДАТА № 61-ФЗ «Об обороне»). То есть последний владеет, пользуется данным имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (ст.296 ГК РФ). Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. С учетом указанных выше нормативных положений на ответчика – ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, которому жилой <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, передан в оперативное управление, законом возложена обязанность нести расходы, связанные с содержанием принадлежащего ему жилого дома. На основании изложенного, руководствуясь ст.296, 676 ГК РФ, ст.44, 65, 162 ЖК РФ, просил в удовлетворении требований об обязании ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ произвести текущий ремонт многоквартирного жилого <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, военный городок - кровли, оконных рам, остекление оконных блоков, косметический ремонт лестничных клеток, участков системы центрального отопления, участков системы водоснабжения, восстановление трубопровода канализации, герметизация межпанельных швов, частичный ремонт отмостки, отказать полностью. Кроме того, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и соответчика ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судом установлено.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).

Согласно положению о Министерстве обороны РФ, утвержденному Указом Президента РФ от ДАТА, а также постановлению Правительства РФ от ДАТА «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», МО РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.

В соответствии с приказом Минобороны России от ДАТА «Об утверждении Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации» создан Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, предназначенный для реализации прав Минобороны России по управлению федеральным недвижимым имуществом, находящимся в Вооруженных Силах РФ.

На основании распоряжения Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес> от ДАТА-р за ФГУ «Шкотовская квартирно-эксплуатационная часть» МО РФ закреплены многоквартирные жилые здания , 3, 154, 190, 191, 197, 199, 200, 227, 228, 229, 238, 239, 240, 241, 242 расположенные на территории военного городка по адресу: <адрес>.

Приказом Минобороны России от ДАТА «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации» федеральные государственные квартирно-эксплуатационные учреждения МО РФ реорганизованы путем их присоединения к соответствующим территориальным управлениям имущественных отношений МО РФ, с передачей на баланс данных территориальных управлений объектов недвижимого имущества и документации, относящейся к финансово-хозяйственной деятельности учреждений.

Согласно п.8 вышеуказанного приказа Министра обороны РФ от ДАТА и п.11 Приложения к названному приказу с ДАТА ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ реорганизовано путем присоединения к нему ФГУ «Шкотовская КЭЧ района» Минобороны России.

Во исполнение указанных нормативных документов, объекты федерального недвижимого имущества (в том числе МКД , военного городка Приморский кр., <адрес>) передан ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», что подтверждается Передаточным актом от 2011г.

32 военной прокуратурой гарнизона ВВО проведена проверка специализированного жилищного фонда МО РФ в военном городке <адрес> на предмет проведения текущего и капитального ремонта.

Согласно Акту технического состояния здания (сооружения) МКД (1969 г.постройки) по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок от ДАТА установлено следующее: фундамент: ленточный – состояние удовл.; стены: панельные – состояние неудовл., имеется разгерметизация стыков ж/б панелей наружных стен; перекрытие: ЖБИ – состояние удовл.; кровля: рубероид – состояние неудовл., на мягкой кровле имеется расслоение рулонного ковра «воздушные подушки», разрушение цементно-песчаной стяжки, разрушение зонтов над вентиляционными шахтами; полы: бетонные – состояние неудовл.; проемы: деревянные двери – состояние неудовл., оконные проемы – состояние неудовл., имеется частичное биоповреждение блоков, полное отсутствие остекления второй нитки; отделочные работы – состояние неудовл., разрушение штукатурного слоя, отслоение окрасочного покрытия, загрязнение известковой окраски; отмостка – состояние неудовл.; система отопления – коррозия металла стального трубопровода, запорно-регулирующая арматура отсутствует, состояние неудовл.; система водоснабжения – коррозия металла, многочисленные бандажи, протекание труб, состояние неудовл.; система водоотведения – частично отсутствуют участки канализационного трубопровода, состояние неудовл.; система электроснабжения: скрытая - состояние удовл., требуется замена ВРУ; система вентиляции: естественная организованная – состояние удовл.

В результате осмотра комиссией сделан вывод, что для обеспечения эксплуатации жилого дома по адресу: Приморский кр., <адрес> необходимо провести текущий ремонт в объеме: кровли – 350 кв.м., оконных рам, остекление оконных блоков – 6 кв.м., лестничных клеток (косметический ремонт) – 1152 кв.м., участков системы центрального отопления – 60 п.м., участков системы водоснабжения – 27 п.м., восстановление трубопровода канализации – 24 п.м., герметизация межпанельных швов – 270 п.м., частичный ремонт отмостки – 67 п.м. Также необходимо провести капитальный ремонт в объеме: кровли – 772 кв.м., оконных блоков – 66,48 кв.м., системы центрального отопления – 427 п.м., водоснабжения – 238 п.м., канализации – 252 п.м., герметизация межпанельных швов – 1100 п.м., отмостка – 105,76 кв.м., крылец – 9 кв.м., козырьков – 4,2 кв.м., балконов – 80,64 кв.м.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от ДАТА утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.

К жилищному фонду относятся все жилые помещения независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневременного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Граждане, юридические лица обязаны бережно относиться к жилищному фонду и земельным участкам, необходимым для использования жилищного фонда; выполнять предусмотренные законодательством санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-градостроительные, противопожарные и эксплуатационные требования (п.1.4 Правил).

Техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путем проведения плановых и внеплановых осмотров (п.2 Правил).

Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (пункт 2.1 Правил).

Обнаруженные во время осмотров дефекты, деформации конструкций или оборудования зданий, которые могут привести к снижению несущей способности и устойчивости конструкций или здания, обрушению или нарушению нормальной работы оборудования, должны быть устранены собственником с привлечением организации по содержанию жилищного фонда или с другой привлеченной для выполнения конкретного вида работ организацией (пункт 2.1.3 Правил).

Учитывая, что МКД расположенного в военном городке по адресу: Приморский кр., <адрес> находится в неудовлетворительном состоянии, не отвечает установленным требованиям, представленным в материалы дела актом технического состояния здания от ДАТА подтверждается необходимость проведения технического и капитального ремонта, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора.

В соответствии с ч.12 ст.1 Федерального закона от ДАТА № 61-ФЗ (ред. от ДАТА) "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента РФ от ДАТА утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.

Минобороны России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций (абз.1 п.1 Положения).

В соответствии с ч.1 ст.209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст.7 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью расположенного вышеназванной территории животных и растений в результате в том числе разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей и разрушения всего здания, сооружения или их частей.

Статьей 55.24 Градостроительного кодекса РФ закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание, эксплуатационный контроль, текущий и капитальный ремонт.

Материалами дела подтверждается, что МКД расположенного по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок находится в неудовлетворительном состоянии, требуется: текущий ремонт: кровли, оконных рам, лестничных клеток, систем центрального отопления, водоснабжения, восстановление трубопровода канализации, герметизация межпанельных швов, частичный ремонт отмостки; а также капитальный ремонт: кровли, оконных блоков, систем центрального отопления, водоснабжения, канализации, герметизация межпанельных швов, отмостка, крылец, козырьков, балконов, лоджий. В результате чего, существенно нарушаются права, предусмотренные ст.ст.8, 11, 24 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» военнослужащих и граждан на безопасные условия труда.

Указанный МКД относится к государственному жилищному фонду Российской Федерации, находящемуся в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

В соответствии с ч.12 ст.1 Федерального закона от ДАТА № 61-ФЗ (ред. от ДАТА) "Об обороне", имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Указом Президента РФ от ДАТА утверждено Положение о Министерстве обороны РФ, в котором закреплены его полномочия.

Министерство обороны Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны России, в соответствии с назначением (подп.68 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утверждено Указом Президента РФ от ДАТА).

Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, имуществом подведомственных ему государственных учреждений (пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДАТА «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом»).

ДАТА зам.Министра обороны РФ утвержден Регламент порядка проведения весенних (осенних) осмотров военных городков на 2016-2017г.г., формирования Плана текущего ремонта и заявочного Плана капитального ремонта на 2017г., где из раздела V следует, что районный представитель государственного заказчика формирует заявку на капитальный ремонт, согласовывает с Региональным представителем исполнителя и направляет в адрес окружного представителя государственного заказчика в срок не более 30 дней с даты проведения весеннего осмотра, определенного приказом командующего войсками военного округа (п.2). Окружной представитель государственного заказчика обобщает сведения, разрабатывает заявочный план капитального ремонта, утверждает у командующего войсками округа и направляет в Департамент строительства МО РФ для принятия решения о включении объектов в Титул капитального ремонта на 2017г. (п.3).

На основании приказа Министра Обороны Российской Федерации от ДАТА «О создании ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ с ДАТА создано ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ.

В соответствии с п.3 данного приказа, основной деятельностью Учреждения является содержание (эксплуатация) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.

Учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем - Министерством обороны Российской Федерации, в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Финансирование Учреждения осуществляется за счет средств федерального бюджета с учетом государственного задания на очередной финансовый год.

В соответствии с договором -УЖФ/ВВО-1 от ДАТА ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России с ДАТА приняло на себя обязательство по обеспечению надлежащего содержания общего имущества жилищного фонда, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в жилищном фонде, со 100 % собственностью Минобороны России.

Пунктом 14 Устава Учреждения определено, что для достижения целей деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ, в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве Обороны РФ, осуществляет определенные виды работ в отношении переданных в эксплуатацию объектов.

Перечень ремонтных работ ограничен и включает в себя следующие их виды: - электромонтажные работы, - гидроизоляционные, штукатурные, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, и прочие отделочные и завершающие работы. Таким образом, Учреждение в соответствии с предоставленными полномочиями в отношении переданных объектов и в пределах бюджетного финансирования проводит работы, направленные на поддержание имущества в работоспособном и пригодном для эксплуатации состоянии, т.е. работы текущего характера.

При этом как установлено судом МКД расположенный по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок передан Учреждению от ООО «Главное управление жилищным фондом» по Акту приема-передачи от ДАТА на основании приказа МО РФ от ДАТА.

В соответствии с указанным Актом капитальный ремонт МКД расположенный по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок (1969 года постройки) не производился с момента ввода его в эксплуатацию и до настоящего времени. Техническое состояние МКД расположенного по вышеуказанному адресу зафиксировано актом технического состояния здания от ДАТА, актом весеннего осмотра здания от ДАТА, согласно которому МКД находится в неудовлетворительном состоянии и требует капитального ремонта.

В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Статья 310 ГК РФ не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий.

Согласно ст.401 ГК РФ, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Право оперативного управления имеет вещный характер (ст.216 применяемого Кодекса), и как следствие, не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.

Как установлено судом собственником вышеуказанного казарменного фонда МО РФ в настоящее время является МО РФ в лице ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ. Несмотря на указание в документах о необходимости проведения работ по капитальному ремонту МКД расположенного по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок , данные работы до настоящего времени не проведены, что в свою очередь создает опасность к причинению вреда жизни и здоровья военнослужащим и гражданскому персоналу МО РФ, а также причинению вреда имуществу МО РФ.

Таким образом, суд полагает требования прокурора к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО о возложении обязанности организовать проведение капитального и текущего ремонта обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, суд считает необходимым обязать МО РФ, ФГКУ "ДВТУИО" МО РФ, ФГКУ «ЦЖКУ» МО РФ по ВВО организовать проведение капитального и текущего ремонта МКД расположенный по адресу: Приморский кр., <адрес>, военный городок .

При этом доводы ответчиков о том, что они не наделены полномочиями по капитальному ремонту жилищного фонда опровергаются материалами дела, в том числе, Уставом ФГКУ «ДВТУИО» МО РФ, из которого следует, что управление имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления включает в себя полномочия по сего содержанию, эксплуатации, ремонту, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственниками и назначением этого имущества. Пунктами 20, 21 Устава предусмотрено, что основной целью деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министра обороны Российской Федерации. Для достижения целей, указанных в пункте 20 настоящего Устава, учреждение осуществляет следующие основные виды деятельности: формирует документы для принятия Министром обороны Российской Федерации и (или) директором Департамента имущественных отношений Министерства обороны решений по вопросам управления, распоряжения и контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил; проводит по решениям (заданиям) Министра обороны Российской Федерации и (или) директора Департамента имущественных отношений Министра обороны и (или) руководителя Учреждения в установленном порядке проверки использования по назначению и сохранности имущества Вооруженных Сил; осуществляет контроль за исполнением условий и обязательств по заключенным договорам.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования 32 Военного прокурора гарнизона Восточного военного округа в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству обороны РФ, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО о возложении обязанности провести капитальный и текущий ремонт МКД по адресу: <адрес>, военный городок - удовлетворить.

Обязать Министерство обороны Российской Федерации и ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта кровли, оконных блоков, системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, межпанельных швов (герметизация), отмостки, крылец, козырьков, балконов многоквартирного жилого дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, военный городок .

Обязать ФГКУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» МО РФ по ВВО в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение текущего ремонта кровли, оконных рам, остекления оконных блоков, лестничных клеток (косметический ремонт), участков системы центрального отопления, участков системы водоснабжения, восстановление трубопровода канализации многоквартирного жилого дома инв. , расположенного по адресу: <адрес>, военный городок .

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено ДАТА.

Судья (подпись)

Решение не вступило в законную силу

Копия верна, судья Т.В. Брязгунова

Подлинник решения подшит в дело № 2-955/2018 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания _______________