Туймазинский районный суд Республики Башкортостан
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Туймазинский районный суд Республики Башкортостан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-978/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28апреля 2011года г. Туймазы
Судья Туймазинского районного суда РБ Ахунова А.А.,
При секретаре Юмалиной Г.С.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Эшонкулова А.Х. об оспаривании решения органа государственной власти, должностного лица,
У с т а н о в и л:
Эшонкулов А.Х. обратился в суд с заявлением о признании незаконными бездействия начальника ОВД Газизуллина Р.Н. и начальника ИВС Такаева А.А. по и при на том основании, что решением Туймазинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что условия содержания осужденных в ИВС ОВД по и не соответствуют общепризнанным нормам международного права и федеральному законодательству, частично удовлетворено его требование о взыскании морального вреда с ответчика -Министерства Финансов РФ.
В деле имеется акт обследования инженерно-технического, санитарно-гигиенического и противоэпидемического состояния ИВС УВД по и , согласно которого помещение ИВС является не типовым и частично соответствует требованиям приказа МВД РФ № ДСП от ДД.ММ.ГГГГ и Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД России СП 12-95, поскольку отсутствует набор режимных, служебных и вспомогательных помещений, карцер, медицинский изолятор, санпропускник, комната дежурного, комнат обыска, уборная для персонала, кладовая для хранения чистого и грязного белья. Комната подогрева пищи и мойки посуды имеется, но не соответствует предъявленным требованиям (отсутствует водопроводная вода). Камеры не оборудованы санитарными узлами, с соблюдением необходимых требований приватности, кранами с водопроводной водой, индивидуальные места выполнены в виде сплошных нар, скамейками, настенными шкафами, кнопкой дл выхода дежурного, отсутствуют окна для естественного освещения. Полы камер бетонные.
Из заявления Эшонкулова А.Х. следует, что с 22 по ДД.ММ.ГГГГ он вновь содержится в ИВС по и , условия содержания лиц, заключенных в ИВС остались прежними, отсутствуют набор режимных, служебных и вспомогательных помещений, карцер, медицинский изолятор, санпропускник, комната дежурного, комната для проведения обыска, уборная для персонала, кладовая для хранения чистого и грязного белья. Комната для подогрева пищи и мойки посуды имеется, но не соответствует предъявляемым требованиям, в камерах нет санузлов, кранов с водопроводной водой, кровати выполнены в виде сплошных нар, отсутствуют окна для естественного освещения, полы камер бетонные.
Считает, что указанные нарушения имеют место в результате бездействия начальника ОВД по и Газизуллина Р.Н. и начальника ИВС Такаева А.А. Эшонкулов А.Х. просит признать бездействие указанных лиц незаконным, обязать устранить допущенные нарушения.
Заявитель Эшонкулов А.Х. находящийся в ФБУ ИЗ- ГУФСИН РФ по РБ извещен о времени и месте судебного заседания, право представления своих интересов через представителя разъяснено. Исходя из целей отправления правосудия, руководствуясь разъяснениями Конституционного Суда РФ, содержащимися в определении от ДД.ММ.ГГГГ, объективное, всесторонне рассмотрение искового заявления, возможно по имеющимся доказательствам без этапирования на судебное заседание Эшонкулова А.Х., отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Представитель ответчиков по доверенности Сафин Д.Р. в удовлетворении заявления просил отказать.
В соответствии с требованиями ст.9 ФЗ № «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от ДД.ММ.ГГГГ, ИВС органов внутренних дел финансируется за счет средств федерального бюджета по смете МВД РФ. Дополнительное финансирование может производиться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Считает, что претензии, изложенные в заявлении Эшонкулова А.Х., адресованы не надлежащим лицам. В иске о взыскании морального вреда Эшонкуловым было указано Министерство Финансов РФ, в данном случае, претензии должны быть предъявлены им же, поскольку главным распорядителем бюджетных средств является Министерство Фининсов.
ОВД по и неоднократно направлялись письма в МВД РБ, администрацию МР с просьбой о выделении денежных средств на приведение ИВС в соответствии с ФЗ-№года. К сожалению, выделенных средств хватило только на косметический ремонт ИВС и покупки матрацев, одеял и наволочек. Выделенные из федерального бюджета средства расходуются строго по целевому назначению наполняемости ИВС. Просит суд приобщить копии писем копии последних писем, направленных в администрацию и МВД РБ.
Что зависит от администрации ОВД, в целях обеспечения прав лиц, содержащихся в ИВС, все выполняется: ежедневно совершаются прогулки протяженностью не менее 1часа в прогулочном дворе, организовано здоровое 3-хразовое питание, имеется библиотека -400книг, при необходимости выдаются иголки, нитки, ножницы, имеется универсальная аптечка, мыло, туалетная бумага, туалетные принадлежности выдаются по мере потребления, камеры оборудованы принудительной вентиляцией, радиоточкой, вешалками, шкафами. Эшонкулов А.Х. указанное и не оспаривает.
В настоящее время запланировано возведение 3этажа ОВД, в том числе, реконструкция ИВС, задержка происходит только из-за отсутствия финансирования, которого настойчиво добивается руководство ОВД. Предполагается начало работ в 2012году, незамедлительно после решения вопроса о финансировании.
Выслушав представителя ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
Руководство ОВД по и по мере возможности, пытается решать вопросы по приведению условий содержания задержанных лиц ИВС в соответствие с предъявляемыми требованиями:
ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо № на имя главы администрации МР с просьбой изыскать денежные средства для оснащения каждой из 7 камер ИВС: индивидуальными двухъярусными кроватями, столом и скамейками в каждой камере по лимиту мест, шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов, сан.узлом с соблюдением необходимых требований приватности, краном с водопроводной водой и канализацией, кнопкой для вызова дежурного, светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа, приточной и вытяжной вентиляцией, окнами естественного освещения, постельными принадлежностями на 40человек. Кроме того, необходимы средства для душа для помывки спецконтингента, капитального ремонта ИВС(побелки, покраски), замена входных дверей в камеры(тюремного типа), замена входной двери в ИВС (тюремного типа), установление решетки с дверью для разделения режимной зоны от служебных помещений установление водонагревателя с системой кипячения емкостью не менее 30литров, установление металлического ящика с 40ячейками, для хранения вещей спецконтингента (бритвенные принадлежности, лекарства), оборудование прогулочного двора для спецконтингента тревожной сигнализацией, замена замков тюремного типа.
Аналогичные письма направлены ДД.ММ.ГГГГ № -на имя начальника УМТ и ХО МВД по РБ, исх№ от ДД.ММ.ГГГГ -на имя начальника УООП МВД по РБ.
Согласно ч. 3 ст. 9 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из анализа Положения о МВД РФ и ст. 158, 159 БК РФ Министерство внутренних дел Российской Федерации утверждает подчиненным подразделениям (МВД РБ) сметы доходов и расходов, распределяет в пределах своих полномочий бюджетные ассигнования и материально-технические средства между органами, подразделениями и организациями, входящими в систему МВД России. В свою очередь утверждение сметы доходов и расходов МВД РФ является полномочием Правительства РФ. Данная смета утверждается Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом Российской Федерацией "О федеральном бюджете", который в свою очередь принимается Государственной Думой РФ. При отсутствии соответствующего решения уполномоченных федеральных органов исполнительной власти о выделении финансирования по данному виду расходных обязательств должностные лица ОВД не могут устранить указанные в заявлении недостатки.
В силу ст. 23 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 ФЗ "О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступления" от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ, лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Из выступления представителя ответчиков следует, что руководством ОВД и персоналом ИВС создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, исходя из имеющихся возможностей.
Согласно ст.158 п.12 Бюджетного Кодекса РФ, Министерство Финансов РФ отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Изоляторы временного содержания финансируются за счет средств федерального бюджета. За счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов может осуществляться их дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение, как следует из ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Согласно п.6,7 указанного ФЗ, Изоляторы временного содержания органов внутренних дел и пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации финансируются за счет федерального бюджета.. Решение о создании, реорганизации или ликвидации изоляторов временного содержания принимается на ведомственном уровне в отношении изоляторов временного содержания органов внутренних дел Министерством внутренних дел Российской Федерации;
Согласно ст. ст. 125, 1069, 1071 ГК РФ, решению Туймазинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, причиненный Эшонкулову А.Х. моральный вред подлежит возмещению за счет казны РФ, Газизуллин Р.Н. и Такаев А.А. являются руководителями ОВД, ИВС, то есть организации, которая финансируется за счет средств федерального бюджета. Согласно п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главным распорядителем средств федерального бюджета является МВД РФ.
В деле имеется акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования инженерно-технического, санитарно -гигиенического и противоэпидемического состояния ИВС ОВД по и с фотографиями, в котором отражены все указанные Эшонкуловым А.Х. недостатки, сделан вывод; помещение ИВС не типовое, ИВС размещен в подвальном помещении, не соответствует требованиям ФЗ РФ №ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и Инструкции по проектированию объектов органов внутренних дел МВД РФ.
Из выступления в судебном заседании представителя Сафина Д.Р. следует, что в настоящее время решается вопрос о постройке 3этажа здания ОВД, изготовлен план реконструкции здания, в том числе, помещения ИВС, руководством ОВД направлены письма в соответствующие инстанции, вопрос -в финансировании, а решение данного вопроса не относится к ведению указанных в заявлении лиц.
Указанные Эшонкуловым А.Х., зафиксированные в акте от ДД.ММ.ГГГГ недостатки вызваны тем, что здание ОВД по и , в подвальном помещении которого находится ИВС, является старым, построенным в , руководство ОВД активно решает вопрос о его реконструкции, имеется план реконструкции, который суду представлен на обозрение.
Согласно Положению о милиции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 209, милиция общественной безопасности (местная милиция) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. В районах, городах, районах городов милиция общественной безопасности создается и функционирует в качестве самостоятельного структурного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутренних дел.
Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной безопасности определяются законодательством Российской Федерации.
Законом РФ "О милиции" установлено, что милиция в Российской Федерации есть система органов исполнительной власти, которая входит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.254-258ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении заявления Эшонкулова А.Х. о признании незаконным бездействия начальника ОВД Газизуллина Р.Н. и начальника ИВС Такаева А.А. по и , обязать устранить указанные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 10дней со дня провозглашения.
Судья: А.А.Ахунова