ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-99 от 02.02.2012 Эжвинского районного суда г. Сыктывкара (Республика Коми)

                                                                                    Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                             Вернуться назад                                                                                               

                                    Эжвинский районный суд г. Сыктывкара Республики Коми — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Дело № 2-99/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в составе

председательствующего судьи Санжаровской Н.Ю.,

при секретаре Антоновой Ю.Л.,

с участием прокурора Махмудова З.Ш.,

представителей ответчика ОАО «Монди СЛПК» Гудковой Н.В., Цыганова С.П., Тимшина К.Ю.,

представителя третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми К.,

представителя третьего лица Печорского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 02 февраля 2012 года дело по иску Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» об обязании принятия мер к соблюдению требований законодательства в сфере защиты атмосферного воздуха,

УСТАНОВИЛ:

Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании бездействия по соблюдению требований законодательства по обеспечению очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ незаконным, обязании в срок до **.**.** принять меры к соблюдению требований законодательства по обеспечению эффективной постоянной очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ, а также иных образующихся в процессе производства дурнопахнущих и вредных веществ и химических элементов, поступающих в процессе производственной деятельности в аппарат очистки газа – установку СРК ст. №..., обязании ответчика с момента вступления в законную силу решения суда исключить факты выброса в атмосферу указанных веществ, загрязняющих атмосферу, без их обезвреживания.

В обоснование иска прокурор указал, что в период с **.**.** по **.**.** Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства в сфере защиты атмосферного воздуха, в ходе которой установлено, что в рамках реализации обществом проекта «Степ» на предприятии введена в эксплуатацию новая установка – содорегенерационный котел СРК ст. №..., предназначенный для комплексного решения задач: сжигания плотного черного щелока, высококонцентрированных и низкоконцентрированных дурнопахнущих газов, а также иных образующихся в процессе производства дурнопахнущих и вредных веществ и химических элементов.

При эксплуатации содорегенерационного котла СРК ст. №... **.**.** около ... ч. на основной горелке котла СРК ст. №..., предназначенной для сжигания дурнопахнущих газов, сработала блокировка с последующим отключением горелки, в связи с чем газы для осуществления их очистки путем сжигания были направлены на резервную горелку предприятия. Однако для подготовки резервной горелки предприятия к работе потребовался период времени ... мин., в течение которого газы выбрасывались предприятием в атмосферу без их обезвреживания иными способами.

Данная ситуация не является нештатной или аварийной, так как предусмотрена инструкцией по эксплуатации котла СРК ст. №..., и в связи с этим каких-либо мер, направленных на снижение угрозы загрязнения воздуха, проведение постоянного, надежного и эффективного обезвреживания высококонцентрированных производственных газов, ответчиком не принимается.

По мнению прокурора, в работе новой установки – содорегенерационного котла СРК ст. №... имеются недостатки, противоречащие требованиям законодательства в сфере защиты атмосферного воздуха, выражающиеся в работе основной горелки газов котла СРК ст. №... и резервной горелки с промежутком времени, в течение которого происходит выброс газов и вредных веществ в атмосферный воздух без термической и иной очистки, что свидетельствует о неэффективности данной установки, не обеспечивающей в исправном состоянии очистку газов от вредных веществ и их обезвреживание до безопасных концентраций.

Прокурор полагает, что бездействие ОАО «Монди СЛПК» в виде непринятия мер к соблюдению требований законодательства по обеспечению эффективной постоянной очистки от вредных веществ выбрасываемых в атмосферу газов, поступающих в процессе производственной деятельности в установку СРК ст. №..., является незаконным и просит присудить к исполнению в натуре ответчиком обязанности обеспечить постоянную очистку выбросов дурнопахнущих газов в атмосферу от установки СРК №... и прекратить выбросы дурнопахнущих газов в атмосферу от данной установки без их обезвреживания.

В судебном заседании прокурор на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика ОАО «Монди СЛПК» исковые требования не признали.

Представитель третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми иск прокурора поддержал.

Представитель третьего лица Печорского управления Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору с иском прокурора не согласился.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

На основании п. 1 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.

Из приведенных норм закона следует, что основным критерием обеспечения законности соответствия деятельности является непревышение нормативов качества атмосферного воздуха.

Обеспечение данного требования осуществляется в соответствии с установленным порядком строительства объектов хозяйственной деятельности, в соответствии с которым уполномоченные организации разрабатывают проекты строительства, которые проходят государственную экспертизу на предмет соответствия проектных решений санитарно-эпидемиологическим, экологическим и другим требованиям ( ч. 5 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ ). При условии наличия проектов, получивших положительное заключение государственной экспертизы, органами местного самоуправления выдаются разрешения на строительство ( ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ ). При условии полного соответствия построенных объектов проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы, органами местного самоуправления выдаются разрешения на ввод объектов в эксплуатацию ( ст. 55 Градостроительного кодекса РФ ).

Установлено, что ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» является одним из крупнейших предприятий целлюлозно-бумажной промышленности России, осуществляющим производственную деятельность по изготовлению целлюлозы, бумаги и картона.

В период с **.**.** по **.**.** в рамках реализации проекта «Развитие и реконструкция комбината» ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» на производственных площадях общества построена и с **.**.** введена в эксплуатацию установка нового содорегенерационного котла СРК производительностью ... т.с.в./сут., предназначенного для регенерации химикатов, содержащихся в черном щелоке за счет процесса сжигания с целью повторного использования, а также для сжигания всех дурнопахнущих газов и побочных продуктов, собираемых с производства.

Проект «Развитие и реконструкция комбината» ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», в том числе в части проектного решения по установке нового содорегенерационного котла СРК, получил положительное заключение государственной экспертизы, проведенной ФГУ «Главное управление государственной экспертизы», из которого следует, что проектные решения по технологической части содорегенерационного котла и паропроводам достаточны и соответствуют требованиям ПБ 10-574-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов», ПБ 10-573-03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды».

В целом указанные проектные решения экспертизой признаны соответствующими требованиям нормативных правовых актов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и персонала; экологическим требованиям, установленным законодательными актами и нормативными документами Российской Федерации и обеспечивающими сохранность существующих параметров качества окружающей среды; требованиям промышленной безопасности, установленным законодательными актами, нормативными техническими документами Российской Федерации в области промышленной безопасности (п.п. 6.2.2.5, 6.2.2.6, 6.2.2.8 заключения экспертизы № 190-08/ГГЭ-5342/03 от 21.03.2008 года ).

На строительство содорегенерационного котла СРК было получено разрешение №... от **.**.**, выданное администрацией МО ГО «Сыктывкар», со сроком действия до **.**.**. Последующее продление сроков строительства содорегенерационного котла оформлялось разрешениями администрации МО ГО «Сыктывкар» от **.**.**, **.**.**.

В соответствии с требованиями законодательства о промышленной безопасности после положительного прохождения испытаний на СРК №... получено заключение Межтерриториального отдела государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора №... от **.**.** о соответствии объекта капитального строительства – нового содорегенерационного котла производительностью по сухому веществу – ... тн/сутки, производительностью по пару – ... тн/час требованиям технических регламентов ( норм и правил ), проектной документации. Указанным заключением разрешен допуск в эксплуатацию энергоустановки №... от **.**.**.

Разрешением Администрации МО ГО «Сыктывкар» №... от **.**.** разрешен ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства – содорегенерационного котла.

Паспорт содорегенерационного котла зарегистрирован в Сыктывкарском территориальном отделе Печорского управления Ростехнадзора **.**.** за №....

Оценив исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что строительство и эксплуатация нового содорегенерационного котла осуществлены ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Материалами дела установлено и стороной ответчика не оспаривается, что **.**.** около ... ч. на основной горелке сжигания дурнопахнущих газов котла СРК ст. №... сработала блокировка, после чего горелка отключилась. В связи с этим сжигание дурнопахнущих газов было переведено в резервную горелку предприятия. В период времени, необходимого для безопасного включения резервной горелки в работу, часть общезаводских газов вышла в атмосферу без обезвреживания. Указанное обстоятельство послужило поводом для обращения прокурора в суд с иском.

Установлено, что техническая возможность отключения основной горелки сжигания дурнопахнущих газов котла СРК ст. №... с последующим переводом газов для сжигания в резервную горелку предприятия предусмотрена инструкцией по эксплуатации содорегенерационного котла СРК, а также нашла отражение в положительном заключении государственной экспертизы №... от **.**.**.

Таким образом, отключение основной горелки сжигания дурнопахнущих газов котла СРК ст. №... **.**.**, повлекшее непродолжительный выброс части общезаводских газов в атмосферу, не является аварийной ситуацией на содорегенерационном котле СРК №... и не привело к остановке работы данного котла.

Указанное обстоятельство подтверждается актом №... от **.**.**, составленным Сыктывкарским территориальным отделом Печорского управления Ростехнадзора по результатам внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ОАО «Монди Сыктывкарский СЛПК», из которого следует, что в ходе проверки нарушений не выявлено: объекты укомплектованы сертифицированным и разрешенным к применению оборудованием в соответствии с установленными требованиями и проектами, в том числе фильтрами, исключающими возможность загрязнения окружающей среды. Согласно журналу учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах и журнала учета аварий на опасных производственных объектах аварийных ситуаций **.**.**, при которых произошел выброс загрязняющих веществ в окружающую среду, не зарегистрировано. Аварийных ситуаций на содорегенерационном котле СРК №... **.**.** не возникло, остановка СРК не происходила, фиксация аварийных ситуаций не осуществлялась. Процедура блокировки и отключения основной горелки сжигания дурнопахнущих газов котла СРК ст. №... и последующий перевод газов для сжигания в резервную горелку предприятия, в ходе которой часть общезаводских газов вышла в атмосферу, не является аварийной, так как предусмотрена инструкцией по эксплуатации содорегенерационного котла СРК.

Таким образом, установлено и ответчиком не оспаривается, что производственная деятельность ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» связана с эксплуатацией источников выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ. Одним из таких источников является содорегенерационный котел СРК №..., введенный в эксплуатацию с **.**.**.

Вместе с тем, суд учитывает, что осуществление ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» производственной деятельности, в ходе которой производится выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, само по себе не свидетельствует о нарушении Обществом требований действующего законодательства об охране атмосферного воздуха.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" под загрязнением атмосферного воздуха понимается поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.

Под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь указанных веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

Согласно ст. 22 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельностью для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

Статьей 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" определено, что в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы.

Технические нормативы выбросов устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов.

Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).

Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

Из материалов дела видно, что вышеуказанные положения закона ОАО «Монди СЛПК» выполняются, поскольку у ответчика имеется разрешение Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми от **.**.** №... на выброс вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения со сроком действия по **.**.**, содержащее перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу в атмосферу стационарными источниками, расположенными на территории ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК». Как следует из Приложения к указанному разрешению, в перечень стационарных источников включен содорегенерационный котел СРК №... производительностью ... т.с.в./сут.

По результатам производственного контроля в ... году фактов превышения предельно-допустимых выбросов не имеется. За нарушение нормативов качества атмосферного воздуха, а также за превышение предельно-допустимых выбросов в ... году ОАО «Монди СЛПК» к административной ответственности не привлекалось.

Из объяснения прокурора, представителя Управления Росприроднадзора по РК, материалов дела установлено, что по факту выброса с установки СРК №... дурнопахнущих газов в атмосферу **.**.** Сыктывкарская природоохранная прокуратура совместно с представителями Управления Росприроднадзора по РК, Роспотребнадзора по РК, Печорского управления Ростехнадзора выезжали в Эжвинский район для проведения проверки соблюдения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства со стороны ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК».

В ходе проведения проверки специалистами испытательной лаборатории по контролю воздушной среды ОАО «Монди СЛПК» совместно с представителями Сыктывкарской природоохранной прокуратуры и Управления Росприроднадзора по РК были отобраны пробы промышленных выбросов вредных (загрязняющих ) веществ на содорегенерационном котле СРК №..., по результатам исследования которых превышений установлено не было. По указанию ГУ МЧС России по РК спасателями Сыктывкарского филиала Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России взяты пробы воздуха в Эжвинском районе и проведены замеры на наличие в нем отравляющих веществ. Во взятых пробах отравляющих веществ не обнаружено.

Таким образом, прокурором не представлены и в материалах дела не содержится каких-либо доказательств того, что при эксплуатации содорегенерационного котла СРК №... ответчиком производится выброс в атмосферный воздух специфичных для него загрязняющих веществ с превышением предельно-допустимых выбросов. Доказательств, подтверждающих, что в результате выбросов с установки СРК №... Обществом была превышена предельно-допустимая концентрация специфичных для данного источника веществ, в материалах дела также не имеется.

Оценив установленные обстоятельства с учетом приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что при эксплуатации оборудования нового содорегенерационного котла СРК №... качество атмосферного воздуха в районе выбросов вредных (загрязняющих) веществ ОАО «Монди СЛПК» не нарушалось, и следовательно, право граждан на благоприятную окружающую среду нарушено не было. Доказательств обратного суду не представлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для признания бездействия ОАО «Монди СЛПК» незаконным и присуждения к исполнению в натуре ответчиком обязанности обеспечить постоянную очистку выбросов вредных веществ – дурнопахнущих газов в атмосферу от установки СРК №... и прекратить выбросы загрязняющих веществ – дурнопахнущих газов в атмосферу от данной установки без их обезвреживания не имеется.

При этом суд учитывает, что в случае установления в дальнейшем превышения ответчиком установленных соответствующим разрешением предельно допустимых выбросов, в отношении ответчика полномочными должностными лицами могут быть применены меры в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 года № 847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух».

Довод прокурора о том, что в работе нового содорегенерационного котла СРК №... имеются недостатки, противоречащие требованиям действующего законодательства, является несостоятельным, так как опровергается материалами дела, из которых следует, что проектные решения по данному объекту получили положительное заключение государственной экспертизы, которая подтвердила, его соответствие требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе в части охраны атмосферного воздуха, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. А соответствие построенного содорегенерационного котла требованиям технических регламентов ( норм и правил) и проектной документации подтверждается заключением Межтерриториального отдела государственного строительного надзора Печорского управления Ростехнадзора от **.**.** №....

На основании изложенного, исковые требования Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании бездействия по соблюдению требований законодательства по обеспечению очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ незаконным, обязании в срок до **.**.** принять меры к соблюдению требований законодательства по обеспечению эффективной постоянной очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ, а также иных образующихся в процессе производства дурнопахнущих и вредных веществ и химических элементов, поступающих в процессе производственной деятельности в аппарат очистки газа – установку СРК ст№..., обязании с момента вступления в законную силу решения суда исключить факты выброса в атмосферу указанных веществ, загрязняющих атмосферу без их обезвреживания не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

  Исковые требования  Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Монди Сыктывкарский ЛПК» о признании бездействия по соблюдению требований законодательства по обеспечению очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ незаконным, обязании в срок до **.**.** принять меры к соблюдению требований законодательства по обеспечению эффективной постоянной очистки выбрасываемых в атмосферу газов от вредных веществ, а также иных образующихся в процессе производства дурнопахнущих и вредных веществ и химических элементов, поступающих в процессе производственной деятельности в аппарат очистки газа – установку СРК ст. №..., обязании с момента вступления в законную силу решения суда исключить факты выброса в атмосферу указанных веществ, загрязняющих атмосферу без их обезвреживания – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Эжвинский районный суд г. Сыктывкара в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2012 года.

Судья-

Копия верна:судья- Н.Ю.Санжаровская