Дело № 2-998/21
УИД76RS0014-01-2021-000095-65
Изготовлено 27.09.2021г.
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2021 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Нуваховой О.А,
при секретаре Дядевой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», Правительству Ярославской области о возложении обязанности совершить действия по сохранению объекта культурного наследия,
установил :
Прокурор Кировского района города Ярославля обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к Департаменту имущественных и земельных отношений Ярославской области, Государственному бюджетному учреждению Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», Правительству Ярославской области, в котором с учетом уточнений просил обязать ответчиков убрать мусор с территории объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба Пастухова: сторожка», конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, установить надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, выполнить консервационные работы в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, разработать проектную документацию для проведения работ по реставрации в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу, выполнить реставрацию объекта культурного наследия в течение 1 года с даты вступления решения в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что здание, расположенное по адресу: г<адрес> отнесено к объектам культурного наследия регионального значения как «Усадьбы Пастухова: сторожка», конец XIX в. и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области». В настоящее время объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдается утрата штукатурно-красочного слоя стен и цоколя здания, фрагментарно деструкция кирпичной кладки, на стенах нанесены граффити, утрачены перекрытия, конструкции крыши здания, включая стропильную систему и кровлю, утрачены, в верхней части здания произрастает трава и мелкий кустарник, наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя декоративных элементов, фасадов, утраты кирпичной кладки элементов декора. Фактов проведения каких-либо работ на объекте культурного наследия не зафиксировано. Таким образом, собственник объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьбы Пастухова: сторожка», самоустранился от его владения и пользования, мер по сохранению этого объекта культурного наследия и предотвращению его дальнейшего разрушения, в том числе, по предотвращению его внезапного обрушения, не предпринимает, чем допускает бесхозяйственное содержание объекта культурного наследия. Неисполнение должным образом требований закона влечет за собой нарушение прав граждан, в том числе, несовершеннолетних, на безопасность и охрану жизни и здоровья, что является недопустимым. Непринятие мер к сохранению объекта культурного наследия может привести к его полному уничтожению.
Помощник прокурора Кировского района города Ярославля Кваша Н.Е. в судебном заседании исковые требования уточнила, исковые требования в части возложения обязанности убрать мусор с территории объекта культурного наследия не поддержала в связи с добровольным удовлетворением требований, в остальной части исковые требования поддержала по доводам иска, просила установить сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с со сроками, установленными актом технического состояния от 20.05.2021 г., выданным департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области.
Представитель ответчика ГБУ Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» по доверенности Васюра Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что охранное обязательство с копией акта технического состояния в отношении объекта культурного наследия было выдано ГБУ ЯО ПСС ЯО в июне 2021 года, в акт технического состояния объекта культурного наследия были внесены изменения с установлением сроков проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, работы по сохранению объекта культурного наследия будут выполнены в установленные охранным обязательством сроки, кроме того, указала, что объект культурного наследия не имеет регистрационного номера, поэтому установление надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте, на данный момент не представляется возможным, исковые требования заявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Представитель ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором указано, что здание, расположенное по адресу: <адрес> является собственностью Ярославской области и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области», в соответствии с постановлением Правительства Ярославской области от 14.02.2013 № 114-п «О функциональной подчиненности государственных унитарных предприятий и государственных учреждений Ярославской области» ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» функционально подчинено департаменту региональной безопасности Ярославской области, который является учредителем учреждения. Согласно Положению о департаменте региональной безопасности Ярославской области, утвержденному постановлением Правительства области от 02.12.2011 № 960-п, департамент является главным распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором доходов областного бюджета, на департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области не возложена обязанность в части несения ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель ответчика Департамента региональной безопасности Ярославской области, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признает.
Представитель ответчика Правительства Ярославской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому исковые требования не признает, указывает, что обязанность по осуществлению охраны объекта культурного наследия возложена на лиц, имеющих право по их владению и использованию, в соответствии с п.1.2 Устава ГБУ ЯО ««Пожарно-спасательная служба Ярославской области» функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения от имени Ярославской области осуществляет департамент региональной безопасности Ярославской области, а функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения осуществляет департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. В соответствии с пунктом 3.1 Устава учредитель формирует и утверждает государственное задание для бюджетного учреждения в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности и осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания, утверждает перечень недвижимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, в целях расчета субсидии, осуществляет контроль за деятельностью бюджетного учреждения в установленном действующим законодательством порядке. В соответствии с пунктом 4.4 Устава департамент совместно, с учредителем, если иное не установлено законодательством, осуществляет контроль за сохранностью и использованием по назначению имущества, закреплённого за бюджетным учреждением на праве оперативного управления. Пунктом 4 Положения об осуществлении органами исполнительной власти Ярославской области функций и полномочий учредителя и собственника имущества государственного бюджетного учреждения Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области Ярославской области от 27.01.2011 № 14-п «О порядке осуществления органами исполнительной власти Ярославской области функций и полномочий учредителя и собственника имущества государственного казенного учреждения Ярославской области, государственного бюджетного учреждения Ярославской области», установлено, что орган исполнительной власти Ярославской области, в чьем функциональном подчинении находится бюджетное учреждение, осуществляет финансовое обеспечение выполнения государственного задания с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, а также приобретенного бюджетным учреждением на средства, выделенные для его приобретения, и иных расходов, предусмотренных действующим законодательством. Таким образом, Правительство области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
По делу установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес>, является собственностью Ярославской области и закреплено на праве оперативного управления за ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области».
На основании приказа департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 23.10.2017 № 62 выявленный объект культурного наследия «Усадьба Пастухова: флигель восточный», конец XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Пастухова: сторожка, XIX в.
Приказом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области от 21.09.2018 № 35 на указанный объект культурного наследия утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца. Охранное обязательство с копией акта технического состояния было выдано ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» в июне 2021 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон N 73-ФЗ)сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно статье 41 Закона N 73-ФЗ консервация объекта культурного наследия - это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, в том числе комплекс противоаварийных работ по защите объекта культурного наследия, которому угрожает быстрое разрушение, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта культурного наследия и без изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Статьей 45 Закона N 73-ФЗ предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Работы по реставрации выявленного объекта культурного наследия проводятся по инициативе собственника или иного законного владельца выявленного объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящей статьей.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Из статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ следует, что охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
- к сохранению объекта культурного наследия;
- к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния;
- к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
- к установке информационных надписей и обозначений на объект
культурного наследия.
Охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В силу части 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Вместе с тем, в настоящее время объект культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии: наблюдается утрата штукатурно-красочного слоя стен и цоколя здания, фрагментарно деструкция кирпичной кладки, на стенах нанесены граффити, утрачены перекрытия, конструкции крыши здания, включая стропильную систему и кровлю, утрачены, в верхней части здания произрастает трава и мелкий кустарник, наблюдаются утраты штукатурно-красочного слоя декоративных элементов фасадов, утраты кирпичной кладки элементов декора.
В силу части 1 статьи 27 Закона N 73-ФЗ на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.
В нарушение статьи 27 Закона N 73-ФЗ соответствующая информация на здании отсутствует.
Пунктом 11 ст. 47.6 Закона N 73-ФЗ установлено, что охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, охранное обязательство подлежит выполнению унитарным предприятием или учреждением.
Согласно п. 1 ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Полномочия учреждения в отношении имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, определены статьей 296 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками имущества, и включает в себя полномочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичном правам собственника, с учетом ограничений, установленных действующим законодательством.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Из положений вышеприведенных норм специального Закона N 73-ФЗ, регулирующего вопросы сохранения, использования, популяризацию и государственной охраны памятников истории и культуры, по отношению к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, следует, что обязанности по соблюдению законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и, в частности, по сохранению объекта культурного наследия - спорного памятника, осуществлению расходов на его содержание и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, организации проведения работ по сохранению объекта культурного наследия возложена в силу императивной нормы закона (абзац 2 пункт 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ) на ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» как учреждение, которому объект культурного наследия передан на праве оперативного управления.
ГБУ ЯО «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» как лицо, за которым закреплено на праве оперативного управления имущество, являющееся объектом культурного наследия, обязано поддерживать его в надлежащем состоянии. Однако ответчиком не принимаются меры по сохранению объекта культурного наследия и предотвращению его дальнейшего разрушения. Работы по сохранению объекта ответчиком не предпринимались. Доказательств обратного материалы дела не содержат. Ответчиком не представлено доказательств, что он приступил к выполнению работ, предусмотренных актом технического состояния объекта культурного наследия от 20.05.2021, которым определен план работ по сохранению объекта и создания надлежащих условий для его использования. Ответчиком было допущено нарушение статьи 47.3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а именно - не обеспечено содержание объекта культурного наследия в надлежащем техническом, санитарном, противопожарном состоянии.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требования истца о понуждении ответчика исполнить установленные законом обязательства по сохранению принадлежащего ему на праве оперативного управления объекта культурного наследия являются обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Кировского района города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» установить надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия регионального значения - «Усадьба Пастухова: сторожка», конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес> в течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» выполнить консервационные работы в отношении объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба Пастухова: сторожка конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2022 года.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» разработать проектную документацию для проведения работ по реставрации объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба Пастухова: сторожка конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2022 года.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Ярославской области «Пожарно-спасательная служба Ярославской области» выполнить реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба Пастухова: сторожка конец XIX в., расположенного по адресу: <адрес> в срок до 01.06.2023 года.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд города Ярославля
Судья | О.А.Нувахова |