ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2016 от 22.08.2016 Дульдургинского районного суда (Забайкальский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Дульдурга 22 августа 2016 года

Дульдургинский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Замиеновой О.В., с участием

помощника прокурора Дульдургинского района Цыдыпова Ц.Э.,

представителя ответчика федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «<данные изъяты> Бальжинимаева А.Б. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

при секретаре Суюшкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2016 по исковому заявлению заместителя прокурора Дульдургинского района Цыреновой Д.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению национальный парк «<данные изъяты> об обязании снести незаконные временные постройки,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора Дульдургинского района Цыренова Д.В. в порядке ст.45 ГПК РФ обратилась в суд с вышеуказанным иском мотивировав следующим:

Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой установлено следующее.

Так, на территории хозяйственной зоны особо охраняемой территории национального парка <данные изъяты> в местности «<адрес>» согласно решению администрации национального парка «<данные изъяты> были построены, следующие временные постройки:

беседка;

гараж;

служебный кордон;

баня, которая расположена в метрах от реки «<данные изъяты>

Согласно ч. 2 ст.94 к землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения; особо ценные земли.

В соответствии с ч.1, ч. 3, ч.7 ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли национальных парков, на которых запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению не допускается.

Запрещаются строительство эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами.

Статья 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» устанавливает, что запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко - культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное значение и находящихся под особой охраной.

Пункт 12 Положения о Федеральном государственном бюджетном учреждении национальный парк «Алханай» предусматривает, что на всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным объектам растительного и животного мира, культурно — историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного покрова и геологических обнажений;

деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка.

движение и автостоянка механизированных транспортных средств;

сброс в водоемы и карстовые воронки промышленных и бытовых отходов, неочищенных сточных вод;

другие виды деятельности, нарушающие природные комплексы национального парка или влекущие за собой снижение природной и культурной ценности его территории.

Часть 4 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации устанавливает, что ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

Часть 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что в границах водоохранных зон запрещаются:

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Таким образом, дирекция национального парка «Алханай» в нарушение статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 12 Положения о Федеральном государственном бюджетном учреждении национальный парк «Алханай», статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации возвела вышеуказанные постройки: гараж; баня; беседка.

Защита охраны окружающей среды, соблюдение прав человека неблагоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека определяют смысл, содержание и применение законов, обеспечиваются правосудием, признаются государством в качестве высшей ценности.

На основании изложенного, просит суд:

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение национальный парк «Алханай» снести незаконные временные постройки:

баня;

гараж;

беседка.

В своем возражении на заявленные требования представитель ответчика Бальжинимаев А.Б. указал, что в соответствии с возложенной задачей, предусмотренной п. «А» ст. 13 ФЗ- 33 от ДД.ММ.ГГГГ, «Об особо охраняемых природных территориях», по сохранению природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов на основании п. «Д» ч.1, п. «Д» ч.2 ст. 15 ФЗ-ЗЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ «Национальный парк «Алханай» в хозяйственной зоне национального парка в местности «Верхняя Никсанда» были возведены хозяйственные объекты: беседка, гараж, служебный кордон, баня, с целью обеспечения функционирования национального парка в части обеспечения контроля и охраны природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов. В соответствии п. «Д» ч.1,ч.2 ст. 15 ФЗ-ЗЗ «Об особо охраняемых природных территориях» от ДД.ММ.ГГГГ, в хозяйственной зоне национального парка допускается строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с функционированием национального парка.

С исковыми требования истца согласны только в части, а именно, что временные постройки беседка и баня располагаются в водоохраной зоне и нарушают требования ч.4 статьи 65 Водного кодекса РФ, которая предусматривает ширину водоохраной зоны в зависимости от протяженности русла реки. Что касается временной постройки используемой как гараж, то данное строение не располагается в границах водоохраной зоны, т.к. произведенными замерами сотрудниками НП <данные изъяты>», установлено, что временная постройка «Гараж» находится в 100 м. от берега русла реки <данные изъяты> При этом данное строение располагается в хозяйственной зоне особо охраняемой территории. Так согласно схемы деления по функциональным зонам территории НП «<данные изъяты> участок, где располагаются вышеуказанные объекты, находится в хозяйственной зоне, что подтверждается приведенной схемой, ч. 11 Положения о ФГБУ «НП «Алханай». Временная постройка для использования как гараж, была необходима для постановки лесопожарной и патрульной техники при выполнения прямых служебных обязанностей по охране окружающей среды. Отсутствие данных временных построек неминуемо послужило бы фактором и причиной возникновения на территории парка пожаров, нарушений правил нахождения в зоне ООПТ посторонних лиц. Учитывая природно- климатические условия, высокий перепад ночных и дневных температур, может послужить причиной замерзания двигателя служебного транспорта при отсутствии помещения, при этом данная зона не обслуживается сотовыми операторами, является отдаленной местностью, куда затруднен доступ ввиду отсутствия дороги, все это может послужить причиной возникновения угрозы жизни и здоровью инспекторов НП <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ вынесен приказ директора ФГБУ «Национальный парк «<данные изъяты> о демонтаже и переносе временных построек об изменении целевого назначения временной построек.

Учитывая вышеизложенное, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в части:

Сноса временной постройки «гараж», ввиду нахождения данного объекта в зоне хозяйственного назначения.

Разрешить демонтаж временной постройки бани и переноса в зону хозяйственного назначения с изменением целевого назначения под склад для хозяйственных нужд.

В судебном заседании помощник прокурора Дульдургинского района Цыдыпов Ц.Э. отказался от заявленных требовании в части сноса незаконной временной постройки – гаража, в остальной части заявленные требования поддержал по изложенным в нем основаниям. Просит суд удовлетворить заявленные требования об обязании ФГБУ «Национальный парк «<данные изъяты> снести незаконные временные постройки: баню и беседку, также просит суд определить срок исполнения – в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Отдельным определением дело в части заявленных требований, а именно сносе гаража прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании представитель ответчика Бальжинимаев А.Б. заявленные требования в части сноса бани и беседки признал.

Суд, выслушав стороны и исследовав представленные доказательства, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы особо охраняемых природных территорий отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Национальный парк «Алханай» является федеральным государственным бюджетным учреждением.

На национальный парк возлагаются следующие задачи:

а) сохранение уникальных природных комплексов Алханая, имеющих большое экологическое, историческое и рекреационное значение;

б) сохранение историко-культурных объектов;

в) создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

г) разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

д) осуществление экологического мониторинга;

е) восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов;

ж) охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов, охрана объектов растительного и животного мира;

з) экологическое просвещение населения.

На всей территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в частности строительство магистральных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникации, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка.

Из представленных материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором <адрес> по пожарному надзору майором внутренней службы ФИО5 совместно с помощником прокурора <адрес>ФИО4 было проведено обследование территории и строений ФГБУ «Национальный парк «Алханай» (далее - Учреждение), расположенного по адресу: <адрес>, местность «Верхняя Никсанда».

В ходе обследования выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

В помещениях Учреждения (баня 3x3м, тепляк 5x4м, гараж 9x6м) отсутствуют первичные средства пожаротушения, а именно огнетушители в тепляке и бане, пожарный щит в гараже. Учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей и иных средств пожаротушения не ведется в специальном журнале произвольной формы (основание: п.70, 478, 482 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»);

В помещениях Учреждения не назначены лица, ответственные за пожарную безопасность, отсутствует инструкция о мерах пожарной безопасности (основание: п.2,4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»);

В помещениях бани и тепляка отсутствуют предтопочные листы перед топкой печи размером не менее 50x70см., а также в указанных помещениях для отопления используются металлические печи, дымовые трубы которых не имеют искрогасителей на выходе, дымовая труба железной печи в тепляке имеет отверстие в дымовом канале, в месте соединения металлических труб (основание: п.81, 83 Правил противопожарного &apos; режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»);

В помещении тепляка используется оголенная временная электропроводка, распределительные коробки электрической сети используются открытыми, без крышки, без изоляции (основание: пп. «а», «б» п.42 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»);

На территории объекта не обеспечивается запас воды для нужд пожаротушения (основание: п.60, 483 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»);

На территории объекта, граничащим с лесными насаждениями не обеспечивается прокладка противопожарной минерализованной полосы по всему периметру (основание: п. 7 8 Правил противопожарного режима в РФ утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме»).

На особо охраняемой территории национального парка <данные изъяты> в местности верхняя <данные изъяты> в нарушение ч. 6 ст. 94, ч. 3, ч. 7 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации расположены самовольные постройки: жилой дом, баня, гараж, беседка.

Из ответа ФГБУ «Национальный парк <данные изъяты> на требования прокурора Дульдургинского района следует, что земли, расположенные в местности <данные изъяты> включены при создании Национального парка <данные изъяты> (далее - парк) в границы парка как земли без изъятия из хозяйственной эксплуатации, на который в соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» распространяется требования особого режима охраны территории национального парка. В соответствии ч.П Положения о Федеральном государственном учреждении «Национальный парк «<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, земли расположенные в местности <данные изъяты>» вошли в хозяйственную зону национального парка. В соответствии с п. «Д» ч.1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в границах зоны хозяйственного назначения допускается осуществление деятельности, направленной на обеспечение функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего управление национальным парком. В целях осуществления служебной деятельности, связанной с обеспечением охраны территории национального парка «<данные изъяты> на границе лесной зоны в местности «<данные изъяты> на основании п. «Б» распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р «О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов» решением администрации ФГБУ «Национальный парк <данные изъяты>» были поэтапно возведены временные хозяйственные строения:

-служебный кордон со вспомогательными сооружениями (баня, беседка и т.д.);

-гараж для патрульной и лесопожарной техники;

- смотровые площадки и вышки;

- изгородь.

В ходе проводимой администрацией ФГБУ «Национальный парк «Алханай» работы по уточнению границ земель особо охраняемых природных территорий, в том числе и в местности <данные изъяты> было установлено, что земельный участок, на котором ранее были размещены вышеуказанные временные хозяйственные постройки разметены на землях сельскохозяйственного назначения. В связи с вышеуказанным администрацией ФГБУ «Национальный парк «<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ года проводятся работы по оформлению земельного участка в местности «<данные изъяты> в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии п.2 ч.2 ст. 39.9 Земельного кодекса РФ.

Одним из признаков самовольной постройки в соответствии с ч. 1 ст. 222 ГК РФ является ее возведение на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства (подп. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

Пунктом 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

Земли, указанные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).

Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Под градостроительным регламентом понимаются устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п. 9 ст. 1 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ по целевому назначению земли в Российской Федерации подразделяются на семь категорий:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности (и иного специального назначения);

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

Пунктом 3 статьи 58 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что территории национальных парков входят в природно-заповедный фонд. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещено (п. 4 ст. 58), и приватизация земель также запрещается (п. 5 ст. 58). В соответствии со статьей 95 ЗК РФ земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий.

В соответствии нормам ЗК РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

Согласно ч. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны.

В силу ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны окружающей среды от порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, леса и иная растительность. Особой охране подлежат национальные парки.

Частью 2 статьи 59 Закона об охране окружающей среды установлен запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Таким образом, по делу установлено, что ответчиком на особо охраняемой природной территории без каких-либо разрешительных документов, возведены вышеуказанные строения, которые являются самовольными постройками и их строительство осуществлено на земельном участке, относящимся к категории особо охраняемых территорий. Возведение незаконных временных построек негативно воздействуют на окружающую среду, в связи с чем подлежат сносу (демантажу).

С учетом вышеизложенных обстоятельств, заявленные требования об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк <данные изъяты> снести незаконные временные постройки: баню и беседку расположенных в местности <данные изъяты> на территории хозяйственной зоны особо охраняемой территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк <данные изъяты> подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявленные требования удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение национальный парк <данные изъяты> снести незаконные временные постройки: баню и беседку, расположенные в местности <данные изъяты> на территории хозяйственной зоны особо охраняемой территории Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк <данные изъяты> в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Дульдургинский районный суд Забайкальского края в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Замиенова О.В.