ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-1243/17 от 20.12.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Дело № 21-1243/2017

РЕШЕНИЕ

г. Кемерово 20 декабря 2017 г.

Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, по жалобе защитника ООО «Фермерское хозяйство «ИжморВодСтрой» (далее - ООО «ФХ «ИжморВодСтрой») на постановление по делу и решение судьи Ижморского районного суда от 8 ноября 2017 г.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Департамента природных ресурсов и экологии по Кемеровской области от 26 сентября 2017 г. ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.2, ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты>

В жалобе защитник ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» ФИО1 действующая на основании доверенности от 20 декабря 2016 г. (л.д. 12), просила постановление отменить, прекратить производство по делу, ссылаясь на отсутствие доказательств вины общества в совершении правонарушений; незаконном привлечении к административной ответственности дважды; значительный размер назначенного штрафа.

Решением судьи Ижморского районного суда от 8 ноября 2017 г. в удовлетворении жалобы было отказано.

В жалобе защитник ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» просит постановление и решение отменить, ссылаясь на те же доводы.

ООО «ФХ «ИжморВодСтрой», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание представителя не направило, о причинах неявки не известило, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявило. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителя юридического лица.

Проверив материалы дела, считаю, что основания для отмены решения отсутствуют.

Как следует из материалов дела, ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» по адресу: <адрес> в нарушение требований ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почв. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» допускает складирование отходов с нарушением установленных требований, сброс навоза в пруд. Указанные обстоятельства установлены в ходе осмотра территории, прилегающей к месту осуществления обществом производственной деятельности в районе пруда, в котором и около которого имеются следы навоза крупного рогатого скота.

Действия ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» квалифицированы ст. 8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а также ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом осмотра с фототаблицей, договором аренды земельного участка от 20 июня 2016 г., свидетельством о праве собственности на коровник на 200 голов дойного стада привязного содержания, расположенный по адресу: <адрес>, корпус 1., протоколом об административном правонарушении, иными материалами дела.

Перечисленным доказательствам должностное лицо дало верную оценку, обоснованной установив вину общества в совершении правонарушений.

Законность и обоснованность постановления проверена судьей районного суда.

Отказывая в удовлетворении жалобы, судья исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения

Считаю необходимым согласиться с выводами суда.

Доводы жалобы являются необоснованными.

Статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены основные обязательные для соблюдения принципы охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду. К таким принципам относятся: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

Санитарные правила для животноводческих предприятий, утвержденные Главным государственным врачом СССР от 31 декабря 1987 г. № 4542-87, содержат следующие требования: жидкий навоз и навозные стоки должны подвергаться очистке: механической, искусственной и естественной биологической очистке или физико-химической обработке. Выбор очистки диктуется местными условиями (п. 5.5); не допускается использование жидкого навоза и навозных стоков в качестве удобрения в тех случаях, когда сельскохозяйственные угодья расположены: в радиусе 1 км от водозабора из поверхностного водоисточника (пп. «в» п. 5.16); для оценки возможного загрязнения водных объектов при использовании навоза и навозных сточных вод необходимо при проектировании проводить прогнозные расчеты загрязнений (п. 5.17).

Образующийся в результате деятельности ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» навоз крупного рогатого скота относится к отходам производства, обращение с которыми регламентировано Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ.
Как следует из протокола осмотра, на общедоступной территории, прилегающей к месту осуществления деятельности общества, имеется пруд, ограждение территории, где осуществляется животноводческая деятельность общества, отсутствует. В пруду и около пруда имеются следы навоза. Кроме этого на участке местности имеются следы разлива навозной жижи, обваловка и водонепроницаемое покрытие отсутствует.

Каких-либо иных предприятий, осуществляющих хозяйственную деятельность с образованием данного вида отхода, в указанном месте не установлено. Объем отходов, а также площадь, которая занята отходами, не позволяет признать обоснованными доводы о возможном загрязнении указанной территории и пруда частными лицами.

Как установлено из материалов дела, общество ранее в 2015 году привлеклось к административной ответственности за аналогичные нарушения, постановление от ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу. Нарушающая требования природоохранного законодательства деятельность общества продолжается и в 2017 году.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Должностным лицом и судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у общества имелась, доказательства принятия обществом всех зависящих от него мер по предотвращению вменяемого ему административного правонарушения, заявителем не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «ФХ «ИжморВодСтрой».

Основания для отмены постановления и решения отсутствуют.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 8 ноября 2017 г. оставить без изменения, жалобу защитника ООО «ФХ «ИжморВодСтрой» - без удовлетворения.

Судья Т.А. Ершова