Судья Кваскова И.В. Дело № 21-151-АК-2019 г.
КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУДР Е Ш Е Н И Е
02 июля 2019 года г. Курск
Судья Курского областного суда Переверзева И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в Курском областном суде административное дело по жалобе Ильина Н.И. на решение судьи Суджанского районного суда Курской области от 22.04.2019г. и постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Каткова А.В. от 19.02.2019г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении
Ильина Николая Ивановича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, Главы муниципального образования «<адрес>» Курской <адрес>,
у с т а н о в и л а:
постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Курской области Каткова А.В. от 19.02.2019г. Глава муниципального образования «Суджанский район» Курской области Ильин Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Решением судьи Суджанского районного суда Курской области от 22.04.2019г. постановление по делу об административном правонарушении от 19.02.2019г. оставлено без изменения, а жалоба защитника Ильина Н.И. по доверенности Машировой Т.И. – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Курский областной суд, Ильин Н.И. ставит вопрос об отмене актов, вынесенных по делу об административном правонарушении, как незаконных и просит прекратить производство по делу.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения защитников Ильина Н.И. по доверенностям Крохмаль Н.Г. и Браткеева В.М., поддержавших доводы жалобы, нахожу решение судьи подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Частью 2 ст.8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель
В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в т.ч. по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, и т.п., загрязнения химическими веществами, в т.ч. радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в т.ч. земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в т.ч. меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;.. .выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как следует из статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.
Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Так, статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п.1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта РФ, а также на межселенной территории.
Согласно ч.4 ст. 14 указанного Федерального закона, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Как следует из п. 14 ч.1 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3, к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п. 16 статьи 7 Устава муниципального образования "Суджанский район" Курской области, утвержденного решением представительного собрания Суджанского района Курской области от 05.12.2005 №7, к вопросам местного значения Суджанского района относится участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Суджанского района.
Таким образом, действующим законодательством определены исключительные полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе вопросов участия в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов, каждого уровня муниципального самоуправления.
Согласно ст.2 Закона Курской области от 21.10.2004 N 48-ЗКО, муниципальное образование «Суджанский район» наделено статусом муниципального района.
В соответствии со ст.4 указанного Закона Курской области, в состав муниципального района «Суджанский район» входит сельское поселение - Гончаровский сельсовет.
В соответствии с п.1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ; право муниципальной собственности, на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Как следует из п.32 Устава, администрация Суджанского района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции.
Администрацией руководит Глава Суджанского района на принципах единоначалия.
В силу положений ч.1 ст. 19 Устава, глава Суджанского района является высшим должностным лицом Администрации, возглавляет Администрацию.
Как установлено постановлением по делу об административном правонарушении от 19.02.2019г., в ходе рейдового обследования земельного участка, проведенного государственным инспектором Катковым А.В. в связи с поступившим обращением Комова М.В. установлено, что на территории Гончаровского сельсовета Суджанского района Курской области по ул. Коммунистическая, д. 14 имеется несанкционированное место складирования ТБО, визуально установлены виды отходов: отходы бумаги и картона, отходы полиэтиленовой пленки, полиэтиленовая тара поврежденная, порубочные остатки, следы горения порубочных остатков и другие виды ТБО, общей площадью 150 кв.м.; места складирования отходов в государственный реестр объектов размещения отходов не внесено и для складирования отходов не предназначено; складирование отходов может привести к загрязнению земель, подземного водоносного горизонта, причинить вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.7 КоАП РФ.
28.12.2018 государственным инспектором Катковым А.В. был составлен протокол об административном правонарушении в отношении главы Суджанского района Ильина Н.И. по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлением №378/1-3 от 19.02.2019 должностное лицо - глава Суджанского района Ильин Н.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Рассматривая дело, судья районного суда пришла к обоснованному выводу о том, что глава Суджанского района Ильин Н.И. является высшим должностным лицом Администрации, возглавляет Администрацию и в соответствии со ст.20 Устава осуществляет руководство деятельностью администрации, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции Администрации и в силу своих полномочий является ответственным за совершенное правонарушение.
Таким образом, глава Суджанского района Ильин Н.И. не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель и охране почв от негативного воздействия на окружающую среду и предотвращению процессов, в результате которых происходит деградация земель, что является нарушением п.1 ст.7, ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.2 ст.8, ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», ст.42 ЗК РФ и влечет ответственность по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения должностным лицом – главой Суджанского района Ильиным Н.И. данного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами, оцененными судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом изложенного судья районного суда пришла к правильному выводу, что постановление Управления Росприроднадзора по Курской области от 19.02.2019г. по делу об административном правонарушении вынесено государственным инспектором Катковым А.В.
в пределах предоставленной компетенции, имеющийся в действиях должностного лица –главы Суджанского района Ильина Н.И. состав административного правонарушения квалифицирован правильно, а административное наказание назначено в размере санкции ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и определено с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с правилами, установленными ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ, соразмерно целям наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 Кодекса).
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, из материалов дела не усматривается.
Доводы жалобы о том, что к полномочиям муниципального района не относится деятельность, указанная должностным лицом в постановлении; об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки; об отсутствии в действиях главы Суджанского района Ильина Н.И. состава правонарушения, поскольку 20.12.2018 г. производился «контролируемый пал дикорастущих кустарников, а не горение мусора», приводились в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении и обоснованно отклонены судьей районного суда как несостоятельные по изложенным в оспариваемом решении основаниям.
Иных доводов, ставящих под сомнение или опровергающих выводы судьи районного суда, а также указывающих на нарушение судом норм материального права или о существенном нарушении процессуальных требований, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, жалоба Ильина Н.И. не содержит.
При таких обстоятельствах решение и постановление сомнений в своей законности не вызывают, оснований для их отмены или изменения не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Курского областного суда
р е ш и л а:
решение судьи Суджанского районного суда Курской области от 22.04.2019г. оставить без изменения, а жалобу Ильина Н.И. - без удовлетворения.
Судья
Курского областного суда И.Н. Переверзева