ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-529/20 от 12.11.2020 Иркутского областного суда (Иркутская область)

№ 21-529/2020

решение

г. Иркутск 12 ноября 2020 г.

Судья Иркутского областного суда Полозова Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 на решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 5 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессКомлекс+»

установил:

Постановлением главного государственного инспектора Ангарского городского округа по пожарному надзору ФИО2 № 2-13-18-16 от 11 февраля 2020 г. общество с ограниченной ответственностью «ЭкспрессКомлекс+» (далее ООО «ЭкспрессКомлекс+») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, с применением части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере ста тысяч рублей.

Решением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 5 августа 2020 г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, должностное лицо, вынесшее постановление, не соглашаясь с решением судьи, просит об его отмене, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что «ЭкспрессКомлекс+» является субъектом вменяемого правонарушения.

Законный представитель ООО «ЭкспрессКомлекс+», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностное лицо отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Иркутской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения Иркутским областным судом жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявили, учитывая, что при подготовке к рассмотрению жалобы обязательным и необходимым присутствие в судебном заседании указанных лиц не признано, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.

Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебного дела по жалобе на постановление, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Статья 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, указанных в пункте 4 этой нормы, предусматривающей возможность вынесения решения об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 – 8 настоящей статьи, влечет административное наказание.

Частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон № 69-ФЗ) требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

Этой же нормой определено, что особый противопожарный режим – это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

На территории Иркутской области с 08.00 часов 27 декабря 2019 г. до 08.00 часов 9 января 2020 г., постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2019 г. № 1129-пп «Об установлении на территории Иркутской области особого противопожарного режима» установлен особый противопожарный режим (далее постановление Правительства Иркутской области № 1129-пп).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 постановления Правительства Иркутской области № 1129-пп, обеспечение органами местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и руководителями организаций размещения на уличных информационных стендах, расположенных на территориях населенных пунктов, садоводческих, огороднических некоммерческих объединений граждан, а также при входе и выходе в подъезды многоквартирных жилых домов, объекты здравоохранения, торговли, иные объекты с массовым пребыванием людей (50 и более человек) информации об оперативной обстановке с пожарами и правил поведения людей на случай пожара, размещаемых на официальном сайте Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.38.mchs.gov.ru), обновления указанной информации по состоянию на 30 декабря 2019 г., 2 января 2020 г., 4 января 2020 г., 6 января 2020 г.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО «ЭкспрессКомлекс+», являющимся управляющей компанией, в нарушение требований пожарной безопасности, подпункта 5 пункта 2 постановления Правительства Иркутской области № 1129-пп, в период действия особого противопожарного режима, при входе и выходе в подъезды многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: <адрес изъят>, не размещена информация об оперативной обстановке с пожарами, размещаемых на официальном сайте Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.38.mchs.gov.ru).

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом 20 января 2020 г. в отношении ООО «ЭкспрессКомлекс+» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения 11 февраля 2020 г. постановления о привлечении юридического лица к административной ответственности.При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судья Ангарского городского суда Иркутской области, пришел к выводу, что выполнение действий указанных в подпункте 5 пункта 2 постановления Правительства Иркутской области № 1129-пп, то есть действий по размещению информации об оперативной обстановке с пожарами и правилами поведения людей на случай пожара, при входе и выходе в подъезды многоквартирных жилых домов, возлагается на органы местного самоуправления и руководителей организаций, которые прямо перечислены в указанном пункте постановления (то есть объекты здравоохранения, торговли, иные объекты с массовым пребыванием людей (50 и более человек). Многоквартирные дома не являются организациями. ООО «ЭкспрессКомлекс+» не является ни собственником, ни лицом, владеющим, пользующимся или распоряжающимся многоквартирными жилыми домами.

Между тем, судьей не учтено следующее.

В силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области пожарной безопасности, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Как усматривается из материалов дела, ООО «ЭкспрессКомлекс+», на основании соответствующих договоров № 013 от 25 марта 2013 г. и № 14 от 29 марта 2013 г. (л.д.35-44), управления, содержания и обслуживания многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес изъят>, принимает на себя обязанность, в соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2.1 Договора).

Согласно пункту 1.4 Договора, в состав общего имущества включается помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир, включая двери помещений общего пользования.

Согласно статье 30. Федерального закона № 69-ФЗ, в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.

На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности.

Постановлением Правительства Иркутской области от 26 декабря 2019 г. № 1129-пп, на территории Иркутской области с 08.00 часов 27 декабря 2019 г. до 08.00 часов 9 января 2020 г., установлен особый противопожарный режим и установлены дополнительные требования пожарной безопасности.

Статья 37 Федерального закона № 69-ФЗ устанавливает, что руководители организации, среди прочего, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций (статья 38 Федерального закона № 69-ФЗ).

Подпунктом 5 пункта 2 постановления Правительства Иркутской области №1129-пп, нарушение которого вменяется юридическому лицу, предусмотрено, что руководитель организации размещает информацию об оперативной обстановке с пожарами, при входе и выходе в подъезды многоквартирных жилых домов.

Невыполнение управляющей компанией, которая в силу статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества собственников помещений, в том числе в области пожарной безопасности, действий, указанных в подпункте 5 пункта 2 постановления Правительства Иркутской области № 1129-пп, свидетельствует о нарушении требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима, поскольку могло привести к угрозе жизни и здоровью жителей многоквартирных домов.

При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с выводом судьи об отсутствия состава административного правонарушения и прекращении производства по делу.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Поскольку при рассмотрении дела судьей районного суда не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 5 августа 2020 г. подлежит отмене, а дело подлежит возвращению на новое рассмотрение в Ангарский городской суд Иркутской области.

В виду того, что дело направлено на новое рассмотрение, обсуждение вопроса об оставлении без изменения постановления должностного лица, как о том, указывается в жалобе, невозможно.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

Жалобу начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Ангарскому городскому округу Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного Управления МЧС России по Иркутской области ФИО2 удовлетворить частично.

Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 5 августа 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЭкспрессКомлекс+» отменить, дело – возвратить на новое рассмотрение в Ангарский городской суд Иркутской области.

Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Н.Ф. Полозова