ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-555/2016 от 31.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья – Горькавая Л.Ф.

Дело № 7-911-2016 (21-555/2016)

Р Е Ш Е Н И Е

31 мая 2016 года г. Пермь

Судья Пермского краевого суда Ефремова О.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Покровской Д.А., с участием защитника Батуева И.С., действующего на основании доверенности, рассмотрев в судебном заседании жалобу начальника Управления образования администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Мальцева Г.И. на решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 20 апреля 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л :

Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 10.03.2016 № ** МУ «Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края» (далее Управление образования) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно в том, что в ходе проведения внеплановой документарной проверки в период с 25.02.2016 по 26.02.2016, выявлен факт нарушения Управлением образования норм действующего трудового законодательства: 1. работодателем не приняты необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая с директором МАОУ «Верх-Юсьвинская ООШ» Л. и оформлению материалов расследования, чем нарушена ст. 228 ТК РФ; 2. Работодателем нарушены сроки расследования несчастного случая со смертельным исходом, нарушены сроки создания комиссии по расследованию несчастного случая на производстве, чем нарушены ст. 229, 229.1 ТК РФ.

Не согласившись с постановлением, начальник Управления образования обратился с жалобой в Кудымкарский городской суд, в обоснование доводов жалобы указал, что необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая были приняты, сроки проведения расследования несчастного случая были не нарушены, так как председателем комиссии в соответствии со ст. 229.1 ТК РФ сроки были продлены.

Решением судьи указанного выше суда от 20.04.2016 постановление государственного инспектора труда в Пермском крае от 10.03.2016 изменено в части размера назначенного наказания, снижен размер административного штрафа до 50000 рублей.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, начальник Управления образования просит постановление должностного лица от 10.03.2016 и решение судьи от 20.04.2016 отменить, производство по делу прекратить, в обоснование доводов жалобы ссылаясь на обстоятельства, изложенные в жалобе на постановление должностного лица.

В судебном заседании защитник Управления образования на доводах жалобы настаивал. Начальник Управления образования, государственный инспектор труда К., извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, не явились.

Заслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 228 ТК РФ при несчастных случаях, указанных в статье 227 настоящего Кодекса, работодатель (его представитель) обязан: немедленно проинформировать о несчастном случае органы и организации, указанные в настоящем Кодексе, других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом - также родственников пострадавшего.

Положениями ст. 228.1 ТК РФ установлен порядок извещения о несчастных случаях, в том числе о тяжелом несчастном случае или несчастном случае со смертельным исходом, согласно которого работодатель (его представитель) в течение суток обязан направить извещение по установленной форме: в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; в прокуратуру по месту происшествия несчастного случая; в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) орган местного самоуправления по месту государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; в исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).

Статьей 229 ТК РФ предусмотрено, что для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.

При расследовании несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов, а при расследовании указанных несчастных случаев с застрахованными - представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Комиссию возглавляет, как правило, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Сроки расследования комиссией несчастного случая со смертельным исходом установлен ст. 229.1 ТК РФ - 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, получения соответствующих медицинских и иных заключений указанные в настоящей статье сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней. Если завершить расследование несчастного случая в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью рассмотрения его обстоятельств в организациях, осуществляющих экспертизу, органах дознания, органах следствия или в суде, то решение о продлении срока расследования несчастного случая принимается по согласованию с этими организациями, органами либо с учетом принятых ими решений.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от 16.02.2016 № ** в отношении МУ «Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района» проведена внеплановая, документарная проверка соблюдения законодательства по охране труда по расследованию несчастного случая на производстве со смертельным исходом, произошедшего 22.10.2015 с директором МАОУ «Верх-Юсьвинская ООШ» Л.

По результатам проверки составлен акт от 26.02.2016 № **, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения законодательства о труде и охране труда РФ:

1. Работодателем не приняты необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая с директором МАОУ «Верх-Юсьвинская ООШ» Л. и оформлению материалов расследования, чем нарушена ст. 228 ТК РФ;

2. Работодателем нарушены сроки расследования несчастного случая со смертельным исходом, нарушены сроки создания комиссии по расследованию несчастного случая на производстве, чем нарушены ст. 229, 229.1 ТК РФ.

По указанным нарушениям в отношении Управления образования 26.02.2016 составлен протокол об административном правонарушении. 10.03.2016 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.

Изменяя постановление должностного лица в части размера назначенного административного наказания, судья городского суда верно исходил из того, что материалами дела подтверждено совершение Управлением образования административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, поскольку извещение о несчастном случае и.о. директора МАОУ «Верх-Юсьвинская ООШ» направлено в Государственную инспекцию труда в Пермском крае лишь 26.10.2015, а не в течение суток; состав созданной 23.10.2015 и 27.10.2015 комиссии по расследованию несчастного случая неоднократно менялся, следовательно, комиссия не могла приступить к расследованию несчастного случая незамедлительно; сроки проведения расследования несчастного случая нарушены, решение о продлении срока на неопределенный срок не согласовано с экспертным учреждением, органами следствия, в инспекцию труда не представлено.

Доказательств, свидетельствующих о том, что Управлением образования были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований по соблюдению трудового законодательства в материалах дела не содержится.

При указанных обстоятельствах действиях Управления образования по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ квалифицированы верно. Доводы жалобы не влекут отмену решения судьи городского суда, так как не опровергают содержащиеся в нем правильные выводы о наличии в действиях Управления состава административного правонарушения и не свидетельствуют о наличии оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Управления образования допущено не было.

Довод подателя жалобы о том, что должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, не вправе рассматривать дело о данном административном правонарушении по существу основан на ошибочном толковании норм КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 указанного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно ч. 1 ст. 23.12 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 5.27.1 названного Кодекса, рассматривает Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Таким органом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 является Федеральная служба по труду и занятости (Роструд). Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени данного органа вправе должностные лица, указанные в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ.

Нормы, содержащей запрет на рассмотрение дела должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, КоАП РФ не содержит. При таких обстоятельствах должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, вправе рассмотреть дело о данном административном правонарушении по существу.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока привлечения к административной ответственности для данной категории дел.

Наказание назначено в соответствии с требованиями КоАП РФ, в соответствии с санкцией ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, административный штраф назначен в минимальном размере.

Бюджетный статус учреждения, его имущественное и финансовое положение не являются основанием для освобождения от административной ответственности и влияют на определение вида и размера административного наказания. В данном случае указанные обстоятельства были учтены судьей городского суда при изменении постановления должностного лица путем снижения назначенного административного штрафа с 60000 рублей до минимального размера административного штрафа – 50000 рублей. Оснований для изменения назначенного наказания не усматриваю.

При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

решение судьи Кудымкарского городского суда Пермского края от 20 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу начальника Управления образования администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края Мальцева Г.И. – без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу.

Судья (подпись)