судья Ковалева Е.В. дело №21-57/2019
П С К О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Р Е Ш Е Н И Е
25 марта 2019 г. гор. Псков, ул. Р.Люксембург, д.17/24
Судья Псковского областного суда Русакова О.С.,
при секретаре Шевчук В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Трашкова О.В. на постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС) и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении должностного лица главы сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области Трашкова Олега Васильевича, <данные изъяты> г. рождения, проживающего по адресу: <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС от 19 ноября 2018 г. №93/18-ГЗ глава сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области Трашков О.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Псковского районного суда от 1 февраля 2019 г. указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе в Псковский областной суд Трашков О.В. (заявитель) просит об отмене состоявшихся по делу актов и прекращении производства по делу на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Выслушав Трашкова О.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя УФАС по Псковской области Юркиной Н.Ю. и прокурора Качновой Н.В., полагавших постановление и судебное решение законными и обоснованными, проверив материалы дела и доводы жалобы, оснований для удовлетворения данной жалобы не нахожу.
Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным и муниципальным контрактом.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя кроме прочего оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Псковского района Псковской области проведена проверка исполнения администрацией сельского поселения «Ершовская волость» требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе проверки установлено, что в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе заказчиком администрацией сельского поселения «Ершовская волость» неоднократно нарушены сроки оплаты товаров, услуг при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, а именно:
1. по договору регулярного сопровождения № РС-054/18 от 9 января 2018 г., заключенному с ООО «ИТ Нова», на оказание услуг по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ системы «1С», которым в пункте 5.2 предусмотрено, что оплата сопровождения осуществляется на основании подписанного акта об оказании услуг и счета в течение пяти рабочих дней с момента получения акта и счета. Акты подписаны 31 января, 28 февраля, 1 марта, 2 апреля 2018 г., сроки оплаты составляли до 7 февраля, 7 марта, 9 марта, 9 апреля 2018 г. соответственно, однако оплата произведена 27 февраля, 20 марта, 23 мая, 20 июня 2018 г. соответственно; услуги по актам, подписанным 3 мая, 1 июня, 2 июля, 1 августа, 3 сентября 2018 г., на дату рассмотрения дела Псковским УФАС не оплачены, сроки оплаты составляли соответственно до 11 мая, 8 июня, 9 июля, 8 августа, 10 сентября 2018 г.
2. по договору № 126/2018/П от 16 марта 2018 г., заключенному с ООО «Ваш Консультант», на поставку и сопровождение экземпляров Систем КонсультантПлюс, пунктом 6.5 которого определено, что заказчик оплачивает стоимость информационных услуг в текущем месяце в течение 5 дней со дня получения счета. Акты выполненных работ подписаны 24 апреля, 24 мая, 22 июня, 24 июля, 24 августа, 24 сентября 2018 г., на дату рассмотрения дела Псковским УФАС услуги не оплачены, сроки оплаты составляли соответственно до 29 апреля, 29 мая, 27 июня, 29 июля, 29 августа, 29 сентября 2018 г.;
3. по договору № РО-023/18 от 14 марта 2018 г., заключенному с ООО «ИТ Нова», на услуги по установке, тестированию, сопровождению программ для ЭВМ системы «1С», пунктом 5.2 которого предусмотрено, что расчеты между заказчиком и исполнителем производятся на основании счета и акта выполненных работ. Акт выполненных работ подписан 14 марта 2018 г., срок оплаты составлял до 13 апреля 2018 г., оплата по договору на дату рассмотрения дела Псковским УФАС не произведена.
4. по договору № 25/18 от 3 мая 2018 г., заключенному с ИП Феофановым В.Н., на выполнение работ по ремонту дороги в <данные изъяты>, пунктом 2.3 которого предусмотрено, что окончательный расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приемки работ. Акт выполненных работ подписан 16 мая 2018 г., срок оплаты составлял до 26 мая 2018 г., оплата по контракту произведена в полном объеме 8 октября 2018 г.
5. по договору от 22 мая 2018 г., заключенному с ПГО ООО «Знание», на оказание образовательных услуг, согласно пункту 5.2 которого оплата производится по счету и акту выполненных работ. Акт выполненных работ подписан 22 мая 2018 г., срок оплаты составлял до 21 июня 2018 г., оплата на дату рассмотрения дела Псковским УФАС не произведена;
6. по договору № 31/18 от 4 июня 2018 г., заключенному с ИП Феофановым В.Н., на выполнение работ по ремонту дороги в <данные изъяты>, согласно пункту 2.3 которого окончательный расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приемки работ. Акт выполненных работ подписан 13 июня 2018 г., срок оплаты составлял до 23 июня 2018 г., оплата в полном объеме произведена 29 октября 2018 г.;
7. по договору от 20 июня 2018 г., заключенному с ПГО ООО «Знание», на оказание платных услуг по организации и проведению семинара, пунктом 3.2 которого предусмотрено, что оплата производится по счету и акту выполненных работ. Акт выполненных работ подписан 20 июня 2018 г., последним днем оплаты являлось 20 июля 2018 г., на дату рассмотрения дела Псковским УФС оплата не произведена;
8. по договору № 44/18 от 23 июля 2018 г., заключенному с ИП Феофановым В.Н., на выполнение работ по ремонту дороги в <данные изъяты>, согласно пункту 2.3 которого окончательный расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приемки работ. Акт приемки подписан 30 июля 2018 г., срок оплаты составлял до 9 августа 2018 г., оплата в полном объеме произведена 29 октября 2018 г.;
9. по договору № РО-59/18 от 24 марта 2018 г., заключенному с ООО «ИТ Нова», на услуги по установке, тестированию, сопровождению программ для ЭВМ системы «1С», пунктом 5.2 которого предусмотрено, что расчеты между заказчиком и исполнителем производятся на основании счета и акта выполненных работ. Акт выполненных работ подписан 24 июля 2018 г., срок оплаты составлял до 23 августа 2018 г., на дату рассмотрения дела Псковским УФАС оплата не произведена.
10. по договору № 53/18 от 20 августа 2018 г., заключенному с ИП Феофановым В.Н., на выполнение работ по ремонту участка дороги в <данные изъяты> пунктом 2.3 которого предусмотрено, что окончательный расчет производится в течение 10 дней после подписания акта приемки работ. Акт выполненных работ подписан 27 августа 2018 г., срок оплаты составлял до 6 сентября 2018 г., цена контракта 99600 рублей, на дату рассмотрения дела Псковским УФАС задолженность по оплате составляла 45283 рубля.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии со статьёй 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно части 2 статьи 12 Закона о контрактной системе должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и нормативными правовыми актами, указанными в частях 2 и 3 статьи 2 настоящего Федерального закона.
Решением собрания депутатов сельского поселения «Ершовская волость» от 25 сентября 2015 г. № 5 Трашков О.В. избран главой сельского поселения «Ершовская волость».
Таким образом, должностное лицо – глава сельского поселения «Ерошовская волость» Трашков О.В. действуя от имени муниципального заказчика – администрации сельского поселения «Ершовская волость» на основании прав по должности, обоснованно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, поскольку не обеспечил исполнение обязательств по оплате товаров, услуг в сроки, определенные муниципальными контрактами.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены; на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что с учетом особенностей финансирования бюджета сельского поселения, в который поступает земельный налог, налог на имущество физических лиц, срок уплаты которых 1 декабря текущего года и отсутствия возможности повлиять на своевременность их уплаты, у администрации сельского поселения отсутствовала реальная возможность произвести оплату выполненных работ в срок подлежат отклонению исходя из следующего.
В силу положений части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе, на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Планирование закупок в соответствии со статьей 16 названного Закона осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков.
Частью 7 статьи 17 Закона о контрактной системе предусмотрено, что план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 21 Закона о контрактной системе планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок (часть 2). План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (часть 10).
При этом согласно части 2 статьи 72 БК РФ государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 указанной статьи.
Таким образом, с учетом положений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе, закупка не может быть спланирована и осуществлена в случае отсутствия лимитов бюджетных обязательств, доведенных до заказчика.
При таких обстоятельствах доводы Трашкова О.В. о том, что им предприняты все зависящие от него меры по оплате поставленного товара, однако реальная возможность исполнения обязательств отсутствовала, несостоятельны.
В суде первой инстанции должностным лицом Трашковым О.В. приводились доводы о том, что ввиду передачи полномочий по формированию и исполнению бюджета сельского поселения Администрации Псковского района финансирование бюджетных обязательств сельского поселения осуществляется только по заявкам, подаваемым в Администрацию Псковского района, при этом он обращался с соответствующими заявками, которые исполнялись после согласования и проверки в Администрации района.
Трашковым О.В. представлены заявки на финансирование, включающие оплату обновлений 1С за январь по заявке от 21 февраля 2018 г. на февраль 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), за февраль по заявке от 19 марта 2018 г. на март 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), за март по заявке на май 2018 г. (л.д. <данные изъяты> за апрель по заявке на июнь 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), за обновление и консультации по 1С за май-сентябрь по заявке от 1 ноября 2018 г. на ноябрь 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), оплату информационных услуг СПС «КонсультантПлюс» за апрель-сентябрь 2018 г. по заявке от 1 ноября 2018 г. на ноябрь 2018 г. (л.д. <данные изъяты>), оплату за обучение муниципальных служащих на семинарах в 2018 г. по заявке от 1 ноября 2018 г. на ноябрь 2018 г. (л.д. <данные изъяты> оплату текущего ремонта дороги в дер. Зелединье по заявке от 4 октября 2018 г. на октябрь (л.д. <данные изъяты> текущего ремонта дорог на территории волости по заявке от 25 октября 2018 г. на октябрь 2018 г. (л.д. <данные изъяты>) и заявке от 13 ноября 2018 г. на ноябрь 2018 г. (л.д. <данные изъяты>
Указанные заявки явным образом не свидетельствуют о принятии должностным лицом достаточных мер для исполнения обязательств по муниципальным контрактам и соблюдения требований Закона о контрактной системе, так как сделаны по истечении сроков оплаты по соответствующим контрактам.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшихся по делу актов, не допущено, нормы материального права применены правильно.
Срок давности и порядок привлечения Трашкова О.В. к административной ответственности соблюдены.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным не имеется, поскольку отсутствие претензий со стороны исполнителей муниципальных контрактов не свидетельствует об отсутствии вреда, причиненного охраняемым общественным отношениям. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным интересам заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Административное наказание назначено Трашкову О.В. в пределах санкции части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2-4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли бы служить основанием к отмене или изменению постановления и судебного решения, не установлено.
С учётом изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
постановление заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий УФАС по Псковской области от 19 ноября 2018 г. и решение судьи Псковского районного суда Псковской области от 1 февраля 2019 г., вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы сельского поселения «Ершовская волость» Псковского района Псковской области Трашкова Олега Васильевича оставить без изменения, а жалобу Трашкова О.В. – без удовлетворения.
Судья Псковского областного суда подпись О.С. Русакова
Копия верна.
Судья Псковского областного суда О.С. Русакова