ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 21-750 от 17.12.2018 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Курцева И.А. Дело № 21-750

решение

Судья Саратовского областного суда Шмидт Т.Е., при секретаре Михайловой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Дербенова А.П. на решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 12 сентября 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» Дербенова А.П.,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 12 сентября 2018 года, оставленным без изменения решением судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года, директор общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ПК БВО» Дербенов А.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

В жалобе, поданной в Саратовский областной суд, Дербенов А.П. ставит вопрос об отмене вышеуказанных постановления должностного лица и решения судьи, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения, поскольку ООО «ПК БВО» сброс сточных вод в водный объект не осуществляет, собственных сточных вод не имеет. Кроме того, полагает, что заключение, выполненное филиалом «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», не могло быть использовано в качестве доказательства по делу.

В судебном заседании директор ООО «ПК БВО» Дербенов А.П. доводы жалобы поддержал в полном объеме, представитель государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области Федорова А.М. – Анненкова Е.Е., прокурор Лукьянов М.О. возражали против доводов жалобы.

Проверив законность и обоснованность постановления должностного лица и решения судьи в полном объеме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ), исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему выводу.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось осуществление ООО «ПК БВО» сброса в Волгоградское водохранилище сточных вод с превышением нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ.

По факту выявленного правонарушения государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области 12 сентября 2018 года вынесено постановление о привлечении Дербенова А.П. как директора вышеназванного общества к административной ответственности по части 4 статьи 8.13 КоАП РФ.

В соответствии с частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Часть 6 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) предусматривает, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Согласно части 6 статьи 60 ВК РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается, в том числе осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).

В соответствии с частью 1 статьи 35 ВК РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (часть 2). Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты (часть 4).

Статьей 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ) установлено, что загрязнение окружающей среды - это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду; загрязняющее вещество - вещество или смесь веществ, количество и (или) концентрация которых превышают установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы и оказывают негативное воздействие на окружающую среду; нормативы в области охраны окружающей среды - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие; нормативы качества окружающей среды - нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда; нормативы допустимого воздействия на окружающую среду - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 39 названного Закона юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (часть 1). Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (часть 2).

В силу статьи 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе, на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

В ходе производства по делу установлено, что Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ООО «ПК БВО» с 14 августа по 31 августа 2018 года была проведена проверка, в ходе которой был выявлен факт осуществления данным обществом сброса в водный объект (Волгоградское водохранилище) сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ.

Решением Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 13 октября 2017 года ООО «ПК БВО» был предоставлен участок Волгоградского водохранилища, расположенный в черте города Балаково Саратовской области с целью использования – для сброса сточных вод с приведением максимальных показателей содержания загрязняющих веществ и микроорганизмов в сточных водах.

23 ноября 2017 года между ООО «ПК БВО» и ООО «Производственный комплекс № 5» был заключен договор аренды, на основании которого ООО «ПК БВО» на праве аренды была предоставлена часть производственного комплекса, включающая в себя отстойные пруды и сбросные каналы по адресу: Саратовская область, город Балаково, Саратовское шоссе, 2.

Вопреки доводам жалобы, факт осуществления ООО «ПК БВО» сброса сточных вод с превышением нормативов по нитрит-иону и фосфатам, установленных для сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду подтвержден заключением филиала «ЦЛАТИ по Саратовской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» № 25-в от 17 августа 2018 года, имеющим лицензию на проведение данного рода исследований. При этом отбор проб сбрасываемых сточных вод, равно как и исследование были произведены в период проведения прокурорской проверки, что опровергает доводы жалобы о недопустимости использования полученных результатов исследования в качестве доказательства по делу.

Также необоснованными являются доводы жалобы об отсутствии у ООО «ПК БВО» собственных сточных вод ввиду того, что факт попадания загрязненных вод в Волгоградское водохранилище именно через сооружения, используемые обществом на предоставленном ему участке водохранилища.

Директором ООО «ПК БВО» является Дербенов А.П., соответственно, является субъектом вмененного правонарушения как должностное лицо.

Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, а также вина Дербенова А.П. в совершении данного административного правонарушения подтверждается исследованными в ходе рассмотрения доказательствами, выводы о его виновности в совершении вышеуказанного правонарушения основаны на доказательствах, которые были всесторонне и полно проверены и оценены как должностным лицом, так и судьей районного суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении в отношении Дербенова А.П. вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте. Несогласие с оценкой доказательств и приведенных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1-30.9 КоАП РФ, суд

решил:

решение судьи Балаковского районного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года, постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Росприроднадзора по Саратовской области от 12 сентября 2018 года оставить без изменения, жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «ПК БВО» Дербенова А.П. - без удовлетворения.

Судья Т.Е. Шмидт