ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 22-2013 от 02.09.2013 Пермского краевого суда (Пермский край)

3-122-2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Спиридонова Е.В.

при секретаре Варанкиной Д.А.

с участием прокурора Пермской краевой прокуратуры Богомоловой Е.П., представителя заявителя Московкина Э.Р. - Ж., представителя заинтересованного лица Попова А.А. - У., представителя окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 и Избирательной комиссии Пермского края Любарской Т.В.,

рассмотрел 02 сентября 2013 года в открытом судебном заседании в городе Перми дело по заявлению Московкина Э.Р. об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №13 Попова А.А.,

установил:

Постановлением Избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/01-2 на 08 сентября 2013 года назначены дополнительные выборы депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13. Указанное постановление опубликовано в Пермской краевой газете «Звезда» № 59 (32075) от 31 мая 2013 года.

Постановлением избирательной комиссии Пермского края от 30 мая 2013 года № 107/03-2 «О возложении полномочий окружной избирательной комиссии по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва на территориальную избирательную комиссию» полномочия окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № 13 возложены на территориальную избирательную комиссию Соликамского муниципального района.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 12 июля 2013 года № 05/1 Попов А.А., выдвинутый избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии Справедливая Россия в Пермском крае», зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по указанному избирательному округу.

Решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 от 02 августа 2013 года № 13/01 Московкин Э.Р. зарегистрирован кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва.

Московкин Э.Р. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить регистрацию кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 Попова А.А.

В обоснование заявленных требований Московкин Э.Р. указал, что кандидат Попов А.А. в ходе проведения предвыборной агитации допустил нарушения избирательного законодательства. Так, 13 августа 2013 года, в селе Половодово, 20 августа 2013 года в селе Жуланово, 24 августа 2013 года в поселке Городище, 27 августа 2013 года в поселке Черное в период избирательной кампании Попов А.А. организовал работу мобильного передвижного медицинского пункта, оборудованного на базе автобуса ПАЗ, государственный регистрационный знак Е 096 АХ 159 RUS, который находится на балансе муниципального бюджетного медицинского учреждения «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска. На месте работы медицинского пункта, оказывающего бесплатные услуги населению, кандидат Попов А.А. и его агитаторы общались с избирателями, раздавали им агитационные печатные материалы. Указанные действия свидетельствуют об осуществлении кандидатом Поповым А.А. подкупа избирателей при проведении предвыборной агитации и являются в силу пп. «г» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием для отмены судом регистрации кандидата.

Другим основанием для отмены регистрации кандидата Попова А.А. является проведение им агитации, нарушающей законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Так, 24 июля 2013 года Попов А.А. изготовил за счет средств собственного избирательного фонда агитационный печатный материал - буклет на четырех страницах формата А4 (заказ № 2932). На 4-й странице буклета размещено

изображение товарных знаков KAMAZ и ***, правообладателем которых является ОАО «КАМАЗ». Использование данных товарных знаков третьими лицами возможно только с согласия ОАО «КАМАЗ» на основании лицензионного договора, в противном случае использование является нарушением исключительных прав правообладателя.

В судебное заседание Московкин Э.Р., извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явился.

Представитель Московкина Э.Р. Ж., действующий на основании доверенности, заявленные требования поддержал по доводам, указанным в заявлении. В судебном заседании уточнил, что в связи с тем, что в агитационном материале Попова А.А. - буклете на четырех страницах формата А4 (заказ № 2932) - изображение товарного знака *** отсутствует, на доводе о незаконном использовании указанного товарного знака он не настаивает.

Заинтересованное лицо Попов А.А. в суд не явился, просил о рассмотрении дела без его участия.

Представитель Попова А.А. У., действующий на основании доверенности, не согласился с заявленными требованиями. Пояснил, что бесплатные медицинские услуги мобильного центра на базе автобуса ПАЗ оказывало муниципальное медицинское учреждение «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска в соответствии с законодательством Пермского края и собственным планом работы. О графике работы мобильного центра Попову А.А. стало известно из сети Интернет, и он решил воспользоваться работой центра для встреч с избирателями в ряде населенных пунктов сразу после проведения медицинского осмотра. Работа мобильного центра финансируется из краевого бюджета в рамках утвержденной Правительством Пермского края программы, направленной на повышение эффективности здравоохранения в крае, поэтому Попов А.А. не имеет никакого отношения к организации профилактических осмотров, проводимых мобильным центром. Агитационная продукция, распространяемая Поповым А.А., не является товаром, она распространялась безвозмездно, поэтому изображение в буклете товарного знака KAMAZ не может свидетельствовать о нарушении законодательства об интеллектуальной собственности.

Представитель окружной избирательной комиссии № 13 и Избирательной комиссии Пермского края Любарская Т.В., действующая на основании доверенности, не согласилась с заявленными требованиями. Пояснила, что отсутствуют доказательства финансирования и организации работы передвижного мобильного медицинского центра кандидатом Поповым А.А., в связи с чем отсутствуют основания для признания того, что кандидат осуществлял подкуп избирателей. ОИК № 13 было получено заявление избирателя Максютиной B.C. о проводимой Поповым А.А. агитации в месте работы мобильного центра, однако, в нем избиратель не указывает на допущенные Поповым А.А. нарушения избирательного законодательства, а просит оценить его действия. Указанное заявление направлено комиссией для рассмотрения в прокуратуру г. Соликамска, которой решения по заявлению не принято. Также отсутствуют основания для признания нарушения Поповым А.А. законодательства об интеллектуальной собственности при проведении агитации. Товарный знак KAMAZ в агитационном буклете кандидатом не использовался, поскольку изображение знака имеется на шторке, размещенной водителем в кабине грузового автомобиля. Шторка не является неотъемлемой частью автомобиля.

Заслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного Московкиным Э.Р. требования.

В соответствии с пп. «г» и «д» п. 7 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях: установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией; несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно п. 1.1 ст. 56 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается агитация, нарушающая законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 4 и 5 ч. 7 ст. 82, частях 2 и 3 ст. 51 Закона Пермского края от 11.05.2011 № 766-ПК «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пермского края».

В соответствии с пунктом 1 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.

Согласно пункту 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака:

1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;

2) при выполнении работ, оказании услуг;

3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;

4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе;

5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Как установлено судом, в период избирательной кампании по выборам депутата Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу № 13 на территории Соликамского муниципального района проводились мероприятия по бесплатному обследованию сельского населения мобильным передвижным центром здоровья.

Указанные мероприятия проводились в период с 13 августа по 30 августа 2013 года в селах Половодово, Жуланово, Городище, поселках Черное, Усовский, Красный берег и иных населенных пунктах.

Доводы Московкина Э.Р. и его представителя о том, что бесплатное медицинское обследование было организовано и оплачено кандидатом в депутаты Поповым А.А. с целью побуждения избирателей голосовать за него на выборах, не нашли подтверждения в судебном заседании.

Как следует из информации, размещенной на сайте solzdrav.ru управления здравоохранения администрации Соликамского муниципального района Пермского края, мобильный центр здоровья, расположенный в автобусе, в августе 2013 года начал работу на территории Пермского края, в том числе, в Соликамском районе. Основная задача мобильного центра -обследование населения на выявление факторов риска по сердечнососудистым заболеваниям. Проведение обследования возложено на муниципальное медицинское учреждение «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска. График выездов мобильного центра здоровья опубликован на сайте, утвержден приказом главного врача названного медицинского учреждения.

Проведение профилактических осмотров с целью раннего выявления заболеваний и факторов риска предусмотрено Перечнем мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению Пермского края медицинской помощи на 2013 года и плановый период 2014 и 2015 годов, которая была утверждена Законом Пермского края от 25 декабря 2012 года № 143-ПК.

Муниципальное медицинское учреждение «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска приказом министра здравоохранения Пермского края от 26 апреля 2013 года № СЭД-34-01-06-215 включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы.

Финансирование расходов в рамках реализации программы осуществляется за счет ассигнований бюджета Пермского края и средств обязательного медицинского страхования.

Распоряжением председателя Правительства Пермского края от 04 марта 2013 года № 61-рп утвержден План мероприятий в отраслях социальной сферы, направленный на повышение эффективности здравоохранения Пермского края, который предусматривает развитие выездной работы врачебных бригад на базе мобильных центров для проведения диспансеризации и мобильных центров здоровья.

Из указанных документов следует, что работа мобильного центра здоровья на территории Соликамского муниципального района не была организована и профинансирована кандидатом Поповым А.А. Бесплатные медицинские услуги населению оказывались специалистами муниципального медицинского учреждения «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска за счет средств бюджета Пермского края.

При данных обстоятельствах свидетельские показания М. и Т. о том, что во время работы мобильного центра здоровья 13 августа 2013 года в селе Половодово и 21 августа 2013 года в селе Родники кандидат Попов А.А. проводил среди избирателей, посещавших мобильный центр, предвыборную агитацию, не являются доказательствами осуществления Поповым А.А. подкупа избирателей. Кроме того, названные свидетели не указывают на то, что при встрече с избирателями Попов А.А говорил об организации им услуг мобильного центра, а также на то, что об организации их работы Поповым А.А. говорили сотрудники мобильного центра.

Пояснения М. в той части, что об организации бесплатных услуг Поповым А.А. ей говорили люди, выходившие из автобуса после обследования, являются голословными, поскольку фамилии этих людей она не назвала.

Ссылка М. на то, что работа мобильного центра здоровья не могла быть организована медицинским учреждением «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска без согласования с администрацией центральной районной больницы г. Соликамска, в которой работает свидетель, не означает, что оказание услуг населению организовал Попов А.А. Кроме того, муниципальное медицинское учреждение «Центр медицинской профилактики» г. Соликамска является самостоятельным юридическим лицом, в связи с чем согласование им своих мероприятий с иным медицинским учреждением не является обязательным.

Заявление М. в окружную избирательную комиссию об обстоятельствах встречи Попова А.А. с избирателями возле мобильного центра здоровья не содержит указаний на нарушение Поповым А.А. избирательного законодательства, а содержит просьбу проверить, имеются ли такие нарушения в действиях кандидата. Также текст заявления подтверждает доводы представителя Попова А.А. о том, что работу мобильного центра здоровья кандидат использовал для проведения встреч с избирателями по окончании ими медицинского обследования по причине большого количества людей, собравшихся в одном месте с целью обращения к услугам мобильного центра.

Довод представителя Московкина Э.Р. о том, что на организацию работы мобильного центра кандидатом Поповым А.А. указывает размещение объявлений о работе центра рядом с предвыборной печатной агитацией Попова А.А., выполненной в одной цветовой гамме и одинаковым шрифтом с названными объявлениями, не является достаточным основанием для вывода об осуществлении Поповым А.А. подкупа избирателей.

Также судом установлено, что 24 июля 2013 года по заказу кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №13 Попова А.А. за счет средств его избирательного фонда был изготовлен и выпущен тиражом 25 000 экземпляров агитационный печатный материал - буклет на четырех страницах формата А4. На четвертой странице буклета размещена информация под заголовком «А. Попов: Победить три беды», в которой кандидат Попов А.А. обещает бороться, в том числе, с некачественными дорогами в г. Соликамске и Александровском районе. На указанной странице агитационного материала имеется фотографическое изображение кандидата Попов А.А. на фоне грузового автомобиля красного цвета.

Как следует из положений ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Попов А.А., изготовляя и распространяя агитационный материал - баннер (заказ № 2932), на четвертой странице которого кандидат изображен на фоне большегрузного автомобиля, не преследовал целью оказание возмездных услуг, выполнение работ, продажи товара, их рекламы и осуществление иных действий, указанных в пункте 2 ст. 1484 Гражданского кодекса РФ, направленных на извлечение прибыли. Изготовленный по заказу Попова А.А. печатный материал выпущен в целях предвыборной агитации, распространялся бесплатно, что указывает на отсутствие в его действиях незаконного использования результата интеллектуальной деятельности.

Кроме того, большегрузный автомобиль, на фоне которого в агитационном буклете изображен кандидат Попов А.А., не идентифицируется как автомобиль КАМАЗ, поскольку в фотографии на составных элементах автомашины, в том числе кузове, отсутствует информация о ее принадлежности к указанной марке и, следовательно, производителю ОАО «КАМАЗ». Шторка на лобовом стекле автомобиля, на которой имеется надпись «KAMAZ», также не свидетельствует, что изображенный на фотографии автомобиль является автомашиной КАМАЗ, поскольку шторка не является составным конструктивным элементом автомобиля, а используется водителями транспортных средств с целью защиты глаз от попадания солнечных лучей. Использование такой шторки водителем изображенного автомобиля не указывает на незаконное использование Поповым А.А. в агитационном материале товарного знака, правообладателем которого является ОАО «КАМАЗ».

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194- 199, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Московкину Э.Р. в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Пермского края второго созыва по одномандатному избирательному округу №13 Попова А.А. отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, принесено представление прокурором в Верховный Суд Российской Федерации через Пермский краевой суд в течение 5 дней со дня изготовления мотивированного решения - 02 сентября 2013 года.

Решение вступило в законную силу 10 сентября 2013 года.

Судья - Е.В. Спиридонов