ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 240048-01-2018-007790-98 от 28.08.2018 Советского районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело № 2-10240/2018

УИД № 24RS0048-01-2018-007790-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 августа 2018 года г. Красноярск

Советский районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Севрюкова С.И.,

при секретаре Назаркиной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства лесного хозяйства Красноярского края к обществу с ограниченной ответственностью «Сибирские Энергетические сети» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с исковым заявлением к ООО «Сибирские Энергетические сети» об обязании устранить нарушения лесного законодательства, приостановлении деятельности, требуя: обязать ответчика в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды от 30.09.2015 г. № 201: мобильные средства пожаротушения, в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) – 1 шт.; бензопилы – 1 шт.; ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 5 шт.; топоры – 5 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15л. – 3 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды – 1 шт.; бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт.; приостановить деятельность ООО «Сибирские Энергетические сети» на территории лесного участка, арендуемого по договору от 30.09.2015 г. № 201 до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, как деятельность, осуществляемую с нарушением действующего лесного законодательства.

Требования мотивированы тем, что на основании договора аренды лесного участка от 30.09.2015 г. № 201 ООО «Сибирские Энергетические сети» является арендатором лесного участка 0,0142 га, расположенного на <адрес> в целях строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Согласно акту осмотра на используемых лесных участках требования приказа Минприроды России от 28.03.2014 г. № 161 не выполнены, ПСПИ не укомплектовано в полном объеме. Отсутствие у арендатора средств и оборудования, необходимых для тушения лесных пожаров влечет неготовность арендатора к тушению пожара, и при возникновении лесного пожара может привести не только к уничтожению огнем значительной площади лесного фонда, но и повлечь переход лесных пожаров на населенные пункты.

Представитель истца Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом. До судебного заседания представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.

Представитель ответчика ООО «Сибирские Энергетические сети» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица КГБУ «Кодинское лесничество» в судебное заседание своего представителя не направил, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен судом своевременно и надлежащим образом. До судебного заседания представил письменное ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, выразил согласие с заявленными требованиями.

Суд, исследовав материалы дела, полагает возможным иск удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

Согласно статье 37 названного Закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Положениями статьи 38 этого же Закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

В соответствии со статьей 53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Классификация природной пожарной опасности лесов и классификация пожарной опасности в лесах в зависимости от условий погоды устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; иные определенные Правительством Российской Федерации меры.

В силу части 3 названной статьи указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обустройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно пп. "в" п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 г. N 417, юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

В соответствии с ч. 7 ст. 53.1 Лесного кодекса РФ, п. 13 Правил пожарной безопасности в лесах, Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 г. N 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.

В силу части 2 статьи 24 Лесного кодекса РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

По смыслу пункта 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.

Как установлено в судебном заседании, 30.09.2015 г. между Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края (арендодатель) и ООО «Сибирские Энергетические сети» (арендатор) заключен договора аренды земельных участков № 201, по условиям которого арендатор обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесной участок, сроком на 49 лет, находящиеся в государственной собственности, расположенные в <адрес> (часть выдела 35, 43, 45, 46), общей площадью 0,0,0142 га (п.п. 1, 2 договора).

Согласно п. «е» п.13 договора аренды земельных участков № 201 от 30.09.2015 г. арендатор обязан осуществлять меры противопожарного обустройства лесов на основании проекта освоения лесов, в случае обнаружения лесного пожара на лесном участке немедленно сообщать об этом в специализированную диспетчерскую службу и принимать все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара; обеспечивать наличие средств предупреждения и тушения лесных пожаров, в нормативах, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В силу положения п. 27 договора аренды земельных участков № 201 от 30.09.2015 г. срок действия договора устанавливается с 30.09.2015 г. по 30.09.2064 г.

Согласно сведениям о наличии противопожарного инвентаря и техники от 16.02.2018 г. ПСПИ ООО «Сибирские Энергетические сети» на участке площадью 0,0142 га, используемого для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, на основании договора аренды от 30.09.2015 г. № 201, укомплектован не в полном объеме, отсутствуют: мобильные средства пожаротушения: бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт.; малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с противопожарным инвентарем – 1 шт.; бензопилы – 1 шт.; ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 5 шт.; топоры – 5 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 л. – 3 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды – 1 шт.

Оценивая представленные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд принимает во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что деятельность ООО «Сибирские Энергетические сети» осуществляется с нарушением действующего законодательства, ответчиком ненадлежащим образом выполняются полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющихся на территории лесного участка, расположенного: <адрес>, общей площадью 0,0142 га ПСПИ средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов, окружающей среде и экологической безопасности в целом, указанное не оспорено ответчиком в процессе рассмотрения дела.

До настоящего времени выявленные нарушения не устранены, доказательств обратного ответчиком, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Установив нарушение ответчиком требований по укомплектованию ПСПИ средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, - суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края и необходимости возложить обязанность на ООО «Сибирские Энергетические сети» укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды от 30.09.2015 г. №201: мобильные средства пожаротушения, в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) – 1 шт.; бензопилы – 1 шт.; ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 5 шт.; топоры – 5 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 л. – 3 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды – 1 шт.; бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт. Срок для исполнения настоящего судебного решения - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу - суд находит разумным.

Кроме того, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края о приостановлении деятельности по договору аренды лесного участка от 30.09.2015 г. № 201 как деятельности, осуществляемой с нарушением действующего лесного законодательства, до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, поскольку осуществление деятельности на арендованном земельном участке при отсутствии готовности к пожароопасному сезону требований нарушает права и законные интересы населения на безопасные условия жизни и может создавать угрозу причинения гражданам вреда.

В силу требований ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден в силу закона, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Учитывая, что истец, являющийся государственным органом, был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче данного иска в силу закона (пп. 19 п. 1 ст.333.36 НК РФ), суд считает необходимым взыскать с ответчика в доход местного бюджета государственную пошлину по данному делу в сумме 6000 руб. (на основании пп.3 п. 1 ст. 333.19).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства лесного хозяйства Красноярского края удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Сибирские Энергетические сети» укомплектовать пункт сосредоточения противопожарного инвентаря следующим оборудованием и инвентарем в рамках договора аренды от 30 сентября 2015 года № 201: мобильные средства пожаротушения, в том числе малый лесопатрульный комплекс или легковой автомобиль повышенной проходимости с комплектом пожарно-технического вооружения (за исключением спасательного оборудования) – 1 шт.; бензопилы – 1 шт.; ранцевые лесные опрыскиватели (ранцы противопожарные) – 5 шт.; топоры – 5 шт.; лопаты – 10 шт.; емкость для доставки воды объемом 10-15 л. – 3 шт.; бидоны или канистры для питьевой воды – 1 шт.; бортовой автомобиль повышенной проходимости или вездеход – 1 шт., - в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Приостановить деятельность общества с ограниченной ответственностью «Сибирские Энергетические сети» по договору аренды лесного участка от 30 сентября 2015 года № 201 до выполнения мероприятия по укомплектованию пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сибирские Энергетические сети» государственную пошлину в доход бюджета городского округа г. Красноярск в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Севрюков