Дело № 2а-1-8903/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Калужский районный суд Калужской области
в составе председательствующего судьи Желтиковой О.Е.,
при ведении протокола помощником судьи Титковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Калуге 03 декабря 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Харитоновой Г.Г. к Министерству дорожного хозяйства Калужской области, администрации Муниципального района «Бабынинский район» о признании незаконными действий (бездействия), обязании произвести укладку асфальтового покрытия на участке автомобильной дороги,
УСТАНОВИЛ:
17 сентября 2021 года Харитонова Г.Г. обратилась в суд с иском к министерству дорожного хозяйства Калужской области и администрации муниципального района «Бабынинский район», просила признать незаконными бездействия ответчиков по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги «<адрес> с км <данные изъяты> по км <данные изъяты> м, обязать ответчиков произвести укладку нового асфальтного покрытия согласно ГОСТ Р № на указанном участке автомобильной дороги. В обоснование заявленных требований истцом указано, что она проживает в <адрес>, участок автомобильной дороги «Бабынино-Воротынск-поворот Росва»-Антопьево-Акулово требует ремонта посредством укладки нового асфальта (дорожного полотна), а не ямочного ремонта, так как состояние вышеуказанного участка дороги критическое, дорожное полотно полностью разрушено.
Административный истец Харитонова Г.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась надлежаще.
Представитель административного ответчика министерства дорожного хозяйства по доверенности Костяев С.Д. в судебном заседании заявленные требования не признал.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Бабынинский район» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представитель заинтересованного лица ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Выслушав пояснения представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственного в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
В обоснование административных исковых требований административным истцом указано, что она является жителем <адрес>.<адрес>. Участок автомобильной дороги «Бабынино-Воротынск-поворот Росва»-Антопьево-Акулово требует ремонта посредством укладки нового асфальта (дорожного полотна), а не ямочного ремонта, так как состояние вышеуказанного участка дороги критическое, дорожное полотно полностью разрушено, при этом д.Акулово является крайним населенным пунктом, соединяющим два района муниципальных образований Калужской области – Бабынинского и Козельского районов Калужской области, отсутствие на дороге разметки, дорожных знаков, а также имеющиеся многочисленные ямы и выбоины препятствуют движению транспорта, в том числе своевременному прибытию пожарных машин, машин скорой помощи и иных спецслужб, а также создает неудобства для граждан при передвижении по указанной дороге.
Как следует из материалов дела участок автомобильной дороги <адрес> с км <данные изъяты> по км <данные изъяты> м включен в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 11.10.2010 г. №401 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области».
В соответствии с решением районного собрания муниципального района «Бабынинский район» от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района «Бабынинский район» указанный участок автомобильной дороги не входит в перечень автомобильных дорог общего пользования муниципального значения МР «Бабынинский район».
Как следует из материалов дела, автомобильная дорога протяженностью 13 519 м по адресу: <адрес> на основании приказа Министерства экономического развития Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на праве оперативного управления принадлежит КГУ Калужской области «Калугадорзаказчик», что также подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Статьей 4 названного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации о безопасности дорожного движения состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ).
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения" (далее - Основные положения), установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ).
Исходя из положений статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за их сохранностью и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа отнесена и дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением правительства Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено положение о министерстве дорожного хозяйства Калужской области.
Согласно п.1.1. указанного Положения министерство является Министерство дорожного хозяйства Калужской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Калужской области, обладает исполнительно-распорядительными и контрольными полномочиями, отнесенными к его ведению.
Как следует из задач, функций и полномочий министерства, определенных указанным Положением, содержание автомобильных дорог не является функцией министерства, не входит в его задачи и полномочия.
Между тем, согласно Устава ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» учреждение в соответствии с возложенными задачами осуществляет в рамках полномочий контроль за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области и искусственных сооружений на них, организацию и проведение работ по диагностике транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог (пп.3.1.1.); обеспечивает сохранность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области и имущества, необходимого для их нормального функционирования (пп.31.2.); контролирует выполнение подрядными организациями норм и правил эксплуатации автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области, обеспечивает принятие в оперативном порядке мер по устранению выявленных недостатков (пп.3.1.3.); разрабатывает предложения и мероприятия по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области и планов работ на очередной год по их содержанию, ремонту, строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования и дорожных сооружений (п.3.1.4); в установленном законом порядке выполняет функции государственного заказчика по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области (п.3.1.5.); огранизует непрерывный контроль за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Калужской области в осеннее-зимне-весенний период, а также обеспечивает круглогодичное бесперебойное и безопасное движение транспортных средств.
Таким образом, ни Министерство дорожного хозяйства Калужской области, ни администрация МР «Бабынинский район» не являются собственниками либо владельцами автомобильной дороги <адрес>, не осуществляют содержание, ремонт, реконструкцию либо строительство автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Калужской области, в связи с чем оснований для признания незаконными действий (бездействия) министерства дорожного хозяйства Калужской области и администрации МР «Бабынинский район» по надлежащему содержанию участка автомобильной дороги «Бабынино-Воротынск-поворот Росва»-Антопьево-Акулово и обязании ответчиков произвести укладку асфальтового покрытия на данной автомобильной дороге у суда не имеется.
С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административного иска.
Руководствуясь статьями 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Харитоновой Г.Г. к Министерству дорожного хозяйства Калужской области, администрации Муниципального района «Бабынинский район» о признании незаконными действий (бездействия), обязании произвести укладку асфальтового покрытия на участке автомобильной дороги – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калужский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Калужский районный суд Калужской области.
Председательствующий О.Е. Желтикова
Мотивированное решение составлено 29 декабря 2021 года.