ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1018/2023 от 18.12.2023 Судакского городского суда (Республика Крым)

Дело №2а-1018/2023

УИД91RS0021-01-2023-001442-63

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 декабря 2023 года г. Судак

Судакский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи – Боси Е.А.,

при секретаре – Шакировой Л.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шугалей Антона Петровича к администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Управление архитектуры и земельных отношений администрации г. Судака, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Шугалей А.П. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Судака в котором просил:

- признать незаконным решение Администрации города Судака Республики Крым от 10 марта 2023 года N? Ш-1914/09 «Об отказе в предоставлении земельного участка без торгов» относительно отказа продать Шугалей Антону Петровичу в собственность без проведения торгов по льготной цене в размере 20% от кадастровой стоимости земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый номер участка );

- обязать Администрацию города Судака Республики Крым устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возложения обязанности на Администрацию города Судака Республики Крым в течение одного календарного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить без проведения торгов с гражданином Российской Федерации Шугалей Антоном Петровичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, Договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу Российская Федерация, <адрес> (кадастровый номер участка ) относительно продажи заявителю в собственность данного земельного участка по льготной цене в размере 20% от кадастровой стоимости участка - за 437 089,40 рублей.

Административные исковые требования мотивированы тем, что административный истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый номер участка ), что подтверждается договором аренды земельного участка N? 1240 от ДД.ММ.ГГГГ. На указанном земельном участке расположены капитальные здания, а именно: нежилое административно-бытовое здание с кадастровым и душ с кадастровым , которые принадлежат ему на праве собственности. 25.10 2023 года административный истец обратился в администрацию г. Судака с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка без проведения торгов на основании пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации. Однако администрацией г. Судака Республики Крым решением от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу было отказано в выкупе испрашиваемого земельного участка, так как указанный земельный участок находится в территориальной зоне Р-4 (Зона объектов отдыха и туризма), в границах водоохраной зоны Черного моря, пересекает водоток без названия.

С вынесенным отказом администрации г. Судака административный истец не согласен, считает его незаконным, вынесенным с нарушением действующего законодательства. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения административного истца в суд.

Определением Судакского городского суда Республики Крым от 07.11.2023 года, занесенным в протокол судебного заседания в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление архитектуры и земельных отношений администрации г. Судака.

Административный истец – Шугалей А.П. в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом, уведомленным о дате, времени и месте рассмотрения дела, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в котором просил административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации города Судака Республики Крым – Анифиева Д.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дате, времени и месте рассмотрения дела, направила в суд ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие, в котором указала, что не возражает против удовлетворения требований в части признания решения администрации г. Судака незаконным, в остальной части заявленных требований просила отказать.

Представители заинтересованных лиц Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Управления архитектуры и земельных отношений администрации г. Судака- в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом уведомленными о дате, времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщили, возражений по заявленным требованиям не предоставили.

В соответствии с п. 6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд, исследовав материалы дела, представленные письменные доказательства по делу, всесторонне и полно исследовав все фактические обстоятельства дела, на которых обосновываются требования, объективно оценив доказательства, имеющие юридическое значение для рассмотрения дела по существу, приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

С целью реализации конституционного права статья 218 КАС РФ устанавливает порядок подачи заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Суд при рассмотрении данного административного искового заявления руководствуется положениями п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 (в ред. от 09.02.2012) «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта в награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, административный истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый номер участка ), что подтверждается договором аренды земельного участка N? 1240 от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией г. Судака. На указанном земельном участке расположены капитальные здания, а именно: нежилое административно-бытовое здание с кадастровым номером и душ с кадастровым номером , которые принадлежат ему на праве собственности, что подтверждается выписками из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах. 25 октября 2022 года административный истец обратился в Администрацию города Судака Республики Крым с заявлением о выкупе вышеуказанного земельного участка без проведения торгов на основании пункта 6 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, на момент его обращения в орган местного самоуправления действовало решение 10 сессии II созыва Судакского городского совета от

19 декабря 2019 года N? 53 «0б утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым» (с изменениями на основании решения 37 сессии II созыва Судакского городского совета Республики Крым от 02 июня 2021 года N? 266 «О внесении изменений в решение 10 сессии созыва Судакского городского совета от 19 декабря 2019 года N? 53).

10 марта 2023 года решением администрации г. Судака, административному истцу Шугалей А.П. было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка без торгов, в соответствии с п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Свой отказ административный ответчик мотивирует тем, что согласно Генерального плана городского округа Судак Республики Крым, принятого решением 78 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 15.11.2018 года № 850 и Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденных 83 сессией 1 созыва от 28.03.2019 года № 906, а также письма Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок с кадастровым , площадью 522 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, находится в территориальной зоне Р-4 ( зона объектов отдыха и туризма), в границах водоохраной зоны Черного моря, пересекает водоток без названия.

В соответствии с положениям подпунктов 1, 6 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории, указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

Так согласно служебной записки начальника отдела архитектуры и градостроительства Управления архитектуры и земельных отношений администрации г. Судака объекты капитального строительства с кадастровыми номерами 90:23:010110:24, 90:23:010110:118 в границах испрашиваемого земельного участка соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства. Дополнительно сообщено, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположены в зоне с особыми условиями использования территории-водоохранная зона Черного моря, береговая полоса реки.

В соответствии с п. 8 ст. 27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Отказывая в предоставлении земельного участка без торгов административному истцу, административный ответчик руководствовался п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, при этом ссылаясь на Генеральный план городского округа Судак Республики Крым, принятого решением 78 сессии 1 созыва Судакского городского совета от 15.11.2018 года № 850 и Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, утвержденных 83 сессией 1 созыва от 28.03.2019 года № 906, а также на письмо Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от 30.12.2022 года

Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В соответствии с подпунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В силу части 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно пункту 3 части 1 статьи 16 которого, к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа.

В силу статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статьёй 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.

В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации приведены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В силу пункта 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.

В обжалуемом решение административный ответчик, указал что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территории –водоохранная зона Черного моря, береговая полоса реки.

Согласно пункту 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: 1) защита жизни и здоровья граждан; 2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; 3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия; 4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; 5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий (пункт 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьёй 105 Земельного кодекса Российской Федерации, могут быть установлены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий: 1) зоны охраны объектов культурного наследия; 2) защитная зона объекта культурного наследия; 3) охранная зона объектов электроэнергетики (объектов электросетевого хозяйства и объектов по производству электрической энергии); 4) охранная зона железных дорог; 5) придорожные полосы автомобильных дорог; 6) охранная зона трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 7) охранная зона линий и сооружений связи; 8) приаэродромная территория; 9) зона охраняемого объекта; 10) зона охраняемого военного объекта, охранная зона военного объекта, запретные и специальные зоны, устанавливаемые в связи с размещением указанных объектов; 11) охранная зона особо охраняемой природной территории (государственного природного заповедника, национального парка, природного парка, памятника природы); 12) охранная зона стационарных пунктов наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением; 13) водоохранная зона; 14) прибрежная защитная полоса; 15) округ санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов; 16) зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также устанавливаемые в случаях, предусмотренных Водным кодексом Российской Федерации, в отношении подземных водных объектов зоны специальной охраны; 17) зоны затопления и подтопления; 18) санитарно-защитная зона; 19) зона ограничений передающего радиотехнического объекта, являющегося объектом капитального строительства; 20) охранная зона пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети; 21) зона наблюдения; 22) зона безопасности с особым правовым режимом; 23) рыбохозяйственная заповедная зона озера Байкал; 24) рыбохозяйственная заповедная зона; 25) зона минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов); 26) охранная зона гидроэнергетического объекта; 27) охранная зона объектов инфраструктуры метрополитена; 28) охранная зона тепловых сетей.

Согласно части 5 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах, которые являются приложением к правилам землепользования и застройки.

В подпункте 2 пункта 1 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что Правительство Российской Федерации утверждает положение в отношении каждого вида зон с особыми условиями использования территорий, за исключением зон с особыми условиями использования территорий, которые возникают в силу федерального закона (водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия), в котором должен быть определен исчерпывающий перечень объектов, территорий, в связи с размещением которых или в целях защиты и сохранения которых устанавливается зона с особыми условиями использования территории, или критерии таких объектов, виды территорий.

В соответствии с пунктом 6 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей, установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории осуществляются на основании решения уполномоченного органа государственной власти, органа местного самоуправления.

В силу пункта 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, зоны с особыми условиями использования территорий, в том числе возникающие в силу закона, ограничения использования земельных участков в таких зонах считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зоне с особыми условиями использования территории, соответствующих изменений в сведения о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости. Зоны с особыми условиями использования территорий считаются прекратившими существование, а ограничения использования земельных участков в таких зонах недействующими со дня исключения сведений о зоне с особыми условиями использования территории из Единого государственного реестра недвижимости, если иное не предусмотрено настоящей статьей, федеральным законом.

Частью 8 статьи 26 Федерального закона от 03.08.2018 №342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Закон №342-ФЗ), установлено, что до 01 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 01 января 2022 года одним из следующих способов: решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, принятым в соответствии с законодательством, действовавшим на день принятия этого решения; согласованием уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории в соответствии с законодательством, действовавшим на день данного согласования, в случае, если порядок установления зоны был предусмотрен указанным законодательством; нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.

Согласно части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Согласно карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования городского округа Судак Республики Крым, испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в зоне Р-4 (Зона объектов отдыха и туризма).

Согласно письма Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. .01-17/4726 указано, что согласно представленных картографических материалов, а также публичной кадастровой картой РФ, границы запрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , пересекает водоток без названия, сведения о котором в Государственном реестре отсутствуют, ввиду его неизученности.

Кроме того, в соответствии с письмом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. .1-05/1 указано, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 90:23:010109:51 располагается вне границ особо охраняемых природных территорий регионального значения, в границах водоохранной зоны Черного моря, не отнесен к землям лесного фонда, зоны санитарной охраны источников водоснабжения, установленные в соответствии со ст. 106 ЗК РФ, отсутствуют.

Из письма Министерства культуры Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ за исх. усматривается, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне объекта культурного наследия федерального значения –Комплекс сооружений Судакской крепости, при этом Министерство культуры Республики Крым указало в своем ответе, что согласовывает схему расположения данного земельного участка при условии выполнения обязательных требований законодательства в сфере охраны культурного наследия.

Таким образом, административным ответчиком не предоставлено суду надлежащих и достоверных доказательств в обоснование оспариваемого постановления в части расположения испрашиваемого земельного участка полностью в границах зоны с особыми условиями использования территории –водоохранная зона Черного моря, береговая полоса реки, установленные ограничения использования в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.

При таких обстоятельствах, административным ответчиком в соответствии с требованиями статей 62,84 КАС РФ не представлено суду надлежащих и достоверных доказательств обоснованности оспариваемого решения в части указанного основания для отказа административному истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка по пункту 6 статьи 39.16 ЗК РФ, в связи с чем суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным оспариваемого решения.

Вместе с тем, разрешая требования о возложении на административного ответчика обязанности в течение одного календарного месяца с момента вступления в законную силу решения суда по настоящему делу заключить без проведения торгов с административным истцом договор купли-продажи земельного участка, суд исходит из следующего.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ суд, в случае удовлетворения требований об оспаривании незаконных решений, действий органа государственной власти, возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Вместе с тем суд не вправе подменять собой компетентные органы, которые действуют в рамках собственных полномочий, и не может предрешать вопросы, отнесенные к их исключительной компетенции.

Согласно Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации, ее субъектах опирается на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (статья 1, часть 1), единства системы государственной власти (статья 5, часть 3), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятельности их органов (статья 10).

По смыслу приведенных норм Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предполагает установление такой системы правовых гарантий, сдержек и противовесов, которая исключает возможность концентрации власти у одной из них, обеспечивает самостоятельное функционирование всех ветвей власти и одновременно - их взаимодействие.

Приведенная правовая позиция выражена в ряде решений Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе в Постановлении от 18 января 1996 года № 2-П, в котором указано, что разделение властей закрепляется в Конституции Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя для Российской Федерации в целом, то есть не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в ее субъектах.

Конституционный Суд Российской Федерации указал на то, что органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции действуют независимо друг от друга, каждая власть формируется как самостоятельная, а полномочия одной власти по прекращению деятельности другой допустимы только при условии сбалансированности таких полномочий, обеспечиваемой на основе законодательных решений.

В данном случае, понуждение ответчика к совершению указанных действий является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законодательством полномочий и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Суд, предрешая вопросы, по которым уполномоченный орган компетентен самостоятельно принять решения, лишает административный орган возможности осуществлять свою деятельность в рамках предоставленных ему полномочий.

Кроме того, при новом рассмотрении вопроса административный орган не лишен возможности установить новые обстоятельства, на основании которых в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги будет отказано.

Таким образом, суд, осуществляя функции судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов государственной власти, не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции.

Поскольку вопрос заключения без проведения торгов договора купли-продажи земельного участка, находящего в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Судак Республики Крым, относится к исключительной компетенции администрации г. Судака Республики Крым, суд не имеет полномочий возлагать на ответчика заключить договор купли –продажи с административным ответчиком о продаже земельного участка без проведения торгов.

При этом в целях восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым возложить на администрацию г. Судака обязанность рассмотреть повторно заявление о выкупе вышеуказанного земельного участка без проведения торгов от 25 октября 2022 года, с учётом установленных по настоящему административному делу обстоятельств, и сообщением в порядке исполнения требований пункта 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об исполнении решения суда в суд первой инстанции и заявителю в срок 1 (один) месяц.

Исходя из установленных обстоятельств дела, основываясь на исследованных в судебном заседании доказательствах с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, а также достаточности в совокупности, оценив все представленные суду доказательства всесторонне, полно и объективно, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Шугалея Антона Петровича к администрации города Судака Республики Крым, заинтересованное лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым, Управление архитектуры и земельных отношений администрации г. Судака, о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов, обязании совершить определенные действия– удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации города Судака Республики Крым от 10 марта 2023 года N? Ш-1914/09 «Об отказе в предоставлении земельного участка без торгов» относительно отказа продать гражданину Шугалей Антону Петровичу в собственность без проведения торгов по льготной цене в размере 20% от кадастровой стоимости земельный участок, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес> (кадастровый номер участка );

Обязать администрацию г. Судака повторно рассмотреть заявление Шугалей Антона Петровича от 25.10.2022 г. о выкупе без торгов земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый , с учётом установленных по настоящему делу обстоятельств, сообщив об исполнении решения суда в Судакский городской суд Республики Крым и Шугалей Антона Петровича в срок 1 (один) месяц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Судакский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме составлено 18 декабря 2023 года.

Председательствующий – судья Е.А. Боси