Дело № 2а-102/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 марта 2020 года
Красносельский районный суд Костромской области
в составе председательствующего судьи Сидорова Н.Ф.,
при секретаре Львовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Полякова А.В., Борщовой М.Н., Иванова А.Ю., Ивановой М.Н., Веселова М.В., Веселовой С.Л., Верняева И.И., Верняевой И.Л., Лебедева А.Б., Катиркина С.Н., Катиркиной О.А., Бугрова Д.И., Бугрова И.Ю., Бугровой Е.А., Левочкина Г.Н., Левочкиной В.Г., Павлова А.В., Смирновой М.М., Смирнова А.В., Грицай В.В., Грицай Л.Н., Ушакова А.П., Васильева Ю.П., Васильевной А.А., Груздевой Е.Ю., Ивановой Н.А., Иванова Н.П., Шарова Д.Н., Шаровой О.С., Покровского Н.Ю., Покровской Е.С., Лосева В.И., Лосевой Ж.В., Винник А.В., Винник И.В., Басаева В.Б., Андрианова А.В., Андриановой М.Н., Солопова А.В., Колобовой Т.В., Колобова С.В. к Администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действия Администрации по демонтажу бетонных блоков на границе д. Волчково и организации на территории д. Волчково дороги общего пользования сообщением д. Волчково – д. Завражье; о признании незаконным ответ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской С.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ в части утверждения о том, что через д.Волчково проходит дорога общего пользования, а занимаемая этой дорогой территория не является подъездом к частным домам; о признании незаконным отказ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской СВ. в установке дорожных знаков «Жилая зона»; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Поляков А.В., Борщова М.Н., Иванов А.Ю., Иванова М.Н., Веселов М.В., Веселова С.Л., Верняев И.И., Верняева И.Л., Лебедев А.Б., Катиркин С.Н., Катиркина О.А., Бугров Д.И., Бугров И.Ю., Бугрова Е.А., Левочкин Г.Н., Левочкина В.Г., Павлов А.В., Смирнова М.М., Смирнов А.В., Грицай В.В., Грицай Л.Н., Ушаков А.П., Васильев Ю.П., Васильева А.А., Груздева Е.Ю., Иванова Н.А., Иванов Н.П., Шаров Д.Н., Шарова О.С., Покровский Н.Ю., Покровская Е.С., Лосев В.И., Лосева Ж.В., Винник А.В., Винник И.В., Басаев В.Б., Андрианов А.В., Андрианова М.Н., Солопов А.В., Колобова Т.В., Колобов С.В. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действия Администрации по демонтажу четырех бетонных блоков на границе д. Волчково и организации на территории д. Волчково дороги общего пользования сообщением д. Волчково – д. Завражье; о признании незаконным ответ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской СВ. от ДД.ММ.ГГГГ№ в части утверждения о том, что через д. Волчково проходит дорога общего пользования, а занимаемая этой дорогой территория не является подъездом к частным домам; о признании незаконным отказ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской СВ. в установке дорожных знаков «Жилая зона» (п.5.21, 5.22 ПДД), изложенный в ее ответе от ДД.ММ.ГГГГ на обращение граждан; обязать администрацию Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области устранить допущенные нарушения.
Требования административные истцы обосновывают тем, что дер. Волчково Красносельского района состоит из трех улиц, всего около <данные изъяты> домов. Все дороги внутри деревни являются однополосными (ширина проезжей части 4-4,5м), встречный разъезд затруднен. В деревне проживает много малолетних и несовершеннолетних детей, людей пожилого возраста. По центральной улице деревни дома располагаются напротив друг друга. Расстояние между ними (от забора до забора) около 6 метров. Это пространство между домами, являющееся подъездом к домам и одновременно жилой зоной, жители деревни благоустроили, за свой счет положили асфальт, в течение нескольких лет нанимали трактор для очистки от снега. Обочины у проезда нет. Прямо с подъезда, по всей его длине, имеются съезды в ворота домовладений.
С одной стороны деревня ограничивалась автомобильной дорогой районного значения. С другой стороны лесной массив и поля. В одном километре от границы деревни Волчково расположена деревня Завражье, в котором постоянных жителей не имеется. По сути, д. Завражье является дачным поселком. Из благоустройства имеются электричество и вода из родника. Этот поселок к д. Волчково никакого отношения не имеет и ни чем не связан с деревней. К данному поселению имеется самостоятельный подъезд.
Для предотвращения сквозного проезда по жилой зоне, в конце деревни Волчково жителями были установлены бетонные блоки, приобретенные за счет жителей деревни.
В середине октября ДД.ММ.ГГГГ данные блоки были демонтированы администрацией Боровиковского сельского поселения. В настоящее время их местонахождение неизвестно. Ущерб бюджету деревни составил <данные изъяты> рублей. Никаких официальных объяснений и документов об изъятии от администрации поселения не поступало. В связи с этим, главе Боровиковского сельского поселения жителями деревни Волчково был направлен запрос об обоснованности действий главы поселения по созданию сквозного проезда через деревню и признании благоустроенного подъезда к частным домам собственников жилой зоной деревни.
В своем ответе глава поселения сообщила, что подъезд к частным домам и жилую зону деревни администрация расценивает как автомобильную дорогу от д. Волчково до д. Завражье. Поэтому блоки были убраны для обеспечения сквозного проезда через деревню. Это мнение глава Боровиковского сельского поселения выразила в своем ответе на обращение жителей деревни от ДД.ММ.ГГГГ в пунктах 3 и 4. В этих пунктах глава заявила, что территория между домами в деревне не является жилой зоной, т.к. жилая зона ограничит сквозной проезд через деревню. Дорога «Волчково - Завражье» отмечена на генеральном плане Боровиковского сельского поселения.
Истцы полагают, что утверждение главы Боровиковского сельского поселения о существовании транзитной дороги через д. Волчково не соответствует действительности. В результате данного заблуждения главы поселения нарушаются права жителей деревни Волчково на жизнь и здоровье, поскольку сквозной проезд через деревню приведет к созданию условий, результатом которых явится ДТП с возможными угрозами для жизни и здоровья населения. Нарушается право жителей деревни на благоприятную среду обитания, на комфортные условия проживания. На основании ст. 42 Конституции РФ, ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Под средой обитания человека понимается совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Благоприятные условия жизнедеятельности человека это состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.
К физическим факторам среды обитания, которые оказывают воздействие на человека, в частности, относятся шум и вибрация, ультразвук, инфразвук и т.д. (ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
От дороги общего пользования, кроме опасности для жизни и здоровья, будут исходить постоянный шум, вредные выбросы, техническая грязь от проезжающих машин. Это нарушение вышеуказанных Конституционных прав жителей д. Волчково.
В обоснование своего утверждения о наличии дороги, глава поселения ссылается на то, что «Дорога «Волчково» - «Завражье» отмечена на Генеральном плане Боровиковского сельского поселения данная дорога является собственностью Администрации Красносельского муниципального района». Как, может быть собственностью Красносельского района то, чего не существует в действительности. И встает вопрос, почему дорога местного значения является собственностью администрации муниципального района, а не поселения? Почему эта дорога не внесена в перечень дорог муниципального района? В соответствии со ст. 6 п. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (с последующими изменениями) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», данная дорога должна находиться в собственности Боровиковского сельского поселения.
В административном исковом заявлении истцы указывают на то, что приводят фактические доказательства того, что этой дороги в деревне Волчково реально не существует.
В администрации Боровиковского сельского поселения и Красносельского муниципального района отсутствуют проектные документы на строительство дороги до д. Завражье через центральную улицу д. Волчково. Вызывает сомнение необходимость такой дороги, поскольку д. Волчково стоит в стороне от федеральных и региональных дорог. Производственно или иным образом, эти деревни не связаны. Если ехать в д. Завражье из <адрес>, то сначала придется проехать мимо Завражья, доехать до д. Волчково и через деревню возвращаться обратно к д. Завражье. Такой «объездной» путь длиннее и затратнее, чем прямой путь к д. Завражье от поворота с региональной дороги, идущей до <адрес> через д. <адрес> Обоснований (экономических, технических, экологических, географических) прохождения дороги именно через д. Волчково главой поселения не представлено.
Полагают, что решения Совета депутатов Боровиковского сельского поселения о выделении бюджетных средств на строительство дороги не было, поскольку строительство дороги не велось, деньги бюджета поселения или района на это не расходовались. Акта о вводе дороги в эксплуатацию не имеется. Паспорта дороги не имеется. В перечень местных автодорог данная дорога не включена.
В нарушение требований п. 1, 5 ст. 10 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «дорога» в единый государственный реестр автомобильных дорог не включена.
Земельный участок в установленном законом порядке под строительство дороги не выделялся. Земельный участок, за пределами д. Волчково, находится в частной собственности физического лица. Соглашения о строительстве дороги с этим лицом на его землях, не имеется.
Указанные факты подтверждают, то, что спорный земельный участок является подъездом к домам, жилой зоной, а не автомобильной дорогой.
Спорная территория не является единственным способом проезда к д. Завражье. Она вообще не является способом проезда к д. Завражье, поскольку на подъезде к д. Завражье имеется овраг, проезд через который без возведения специального сооружения, невозможен. Такого сооружения не имеется и его возведение в планах администрации отсутствует. Дорога через д. Волчково не имеет ни экономической, ни практической выгоды, поскольку к д. Завражье имеется подъездная дорога с другой стороны. Эта дорога короче и не требует возведения моста для преодоления оврага. Единственный «недостаток» этой дороги в том, что от администрации потребуется осуществить ремонт участка дороги общей протяженностью около 1 км (на данный момент дорога имеет гравийное покрытие). Таким образом, дорога, о которой говорит администрация, является «тупиковой».
Согласно статье 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок с капитальными постройками или правом на их возведение, должен быть обеспечен проездом к нему. На основании данной нормы закона, в д. Волчково был обустроен подъезд ко всем домам собственников. Сначала жители сделали подъезд к домам из щебня и в течение нескольких лет подсыпали его, а ДД.ММ.ГГГГ частично заасфальтировали. Администрация поселения к этим работам никакого отношения не имела. За границей деревни дороги нет вообще. Только слегка укатанная земля среди зарослей деревьев и кустов.
По версии главы поселения, подъезд к частным домам д. Волчково, сооруженный жителями деревни на свои средства, будет совпадать с автодорогой общего пользования, уже существующей по версии ответчика (по ширине, по направлению, по месту положения), что создаст реальную угрозу безопасности гражданам, проживающим в этих домах. Люди, выходя со своих приусадебных участков, попадают сразу на автодорогу, что создает опасность наезда автомашины. При остановке машины собственника около своего дома, становится невозможным или затруднительным проезд других транспортных средств, поскольку ширина проезда незначительна, а увеличить ее невозможно. Пешеходных дорожек в деревне не имеется и они не нужны, поскольку все жители передвигаются по жилой зоне, т.е. по проезду. В случае создания дороги, жители, в том числе, мамы с детьми, должны будут гулять с колясками, с маленькими детьми по автомобильной дороге. Подростки и пенсионеры тоже будут вынуждены передвигаться по автомобильной дороге, поскольку других способов передвижения по деревне не будет. Тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек, а также обочин, нет. Ширина подъезда не позволяет безопасно двигаться по краю проезжей части дороги общего пользования. Люди, в соответствие со ст. 4.1 ПДД будут вынуждены передвигаться по деревне в один ряд по краю проезжей части. Дети же, которые чаще гуляют по деревне группами, в соответствие со ст. 4.2 ПДД вообще не смогут законно передвигаться по деревне.
Если же спорная территория является, как сейчас, жилой зоной, то разрешено свободное передвижение людей в любом месте проезжей части. Машины, проезжающие по жилой зоне, в соответствие с требованиями п. 5.21, 5.22 ПДД, обязаны пропускать пешеходов и велосипедистов, которые имеют преимущество в движении, что и происходило в деревне до вмешательства главы поселения, открывшей сквозной проезд в деревне. Сейчас, после открытия сквозного проезда, через деревню на большой скорости проезжают неизвестные машины, в том числе грузовые, количество которых многократно увеличивается в весенне-летний период, и жители вынуждены предоставлять им преимущество, постоянно пропускать их, уклоняться от них, во время выхода из дома постоянно опасаться за свою жизнь и здоровье.
Генеральный план Боровиковского сельского поселения не содержит информации о том, что отмеченная в нем дорога от д. Волчково до д. Завражье, проходит через середину деревни. Данная дорога на плане проходит по краю деревни Волчково. При таком прохождении дороги вышеописанная жилая зона деревни предположительно будет сохранена. Однако данный генеральный план поселения не реализуется в течение более 10 лет. Его реализация, по крайней мере, в части строительства дороги, в ближайшие годы не намечается. Поэтому в настоящее время оснований для открытия сквозного движения через жилую зону деревни не имеется.
В связи с чем, административные истцы просят суд удовлетворить вышеизложенные требования.
В судебное заседание административные истцы – Иванов А.Ю., Иванова М.Н., Веселов М.В., Веселова С.Л., Верняев И.И., Верняева И.Л., Лебедев А.Б., Катиркин С.Н., Катиркина О.А., Бугров Д.И., Бугров И.Ю., Левочкин Г.Н., Павлов А.В., Смирнова М.М., Смирнов А.В., Грицай В.В., Грицай Л.Н., Ушаков А.П., Васильев Ю.П., Васильева А.А., Груздева Е.Ю., Иванова Н.А., Иванов Н.П., Шаров Д.Н., Шарова О.С., Покровский Н.Ю., Покровская Е.С., Лосев В.И., Лосева Ж.В., Винник А.В., Винник И.В., Басаев В.Б., Андрианов А.В., Андрианова М.Н., Солопов А.В., Колобова Т.В., Колобов С.В., надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения административного спора, не явились. Поручают представлять их интересы в суде по ведению административного дела по заявленному административному иску без доверенности со всеми правами и обязанностями административных истов – административным истцам: Полякову А.В., Борщовой М.Н., Бугровой Е.А., Левочкиной В.Г.
В судебном заседании административные истцы: Поляков А.В., Борщова М.Н., Бугрова Е.А., Левочкина В.Г., действующие в своих интересах и по поручению указанных выше истов, административный иск поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.
Глава Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальская С.В. в судебном заседании административный иск не признала, пояснив, что спорная дорога Волчково-Завражье является собственностью Красносельского муниципального района. Данная дорога проходит через д.Волчково. Её представитель по доверенности Бурков А.Д. также в судебном заседании пояснил, что сторона ответчика не согласна с административным истцом. От него идет 4 требования. Первое – признать незаконным действия администрации Боровиковского сельского поселения по демонтажу блоков. Второе – признать незаконным ответ администрации. Третье – признать незаконным отказ администрации в установке знаком жилая зона. Четвертое требование – обязать администрацию устранить допущенные нарушения. По поводу блоков. У администрации Боровиковского сельского поселения было предписание ГИБДД № от ДД.ММ.ГГГГ, где непосредственно инспекция по безопасности дорожного движения провела проверку данной дороги и вынесла предписание, что администрации Боровиковского сельского поселения необходимо устранить нарушение путем демонтажа этих блоков. Предписание выдано законным органом, выдано законно. Соответственно администрация не могла не исполнять данное предписание. Поэтому руководствуясь данным предписанием, администрация убрала блоки. В представленном суду письменном отзыве на административный иск приводится нормативное обоснование, почему данные блоки не могут лежать на автодороге общего пользования, поскольку они будут препятствовать дорожному движению и создавать помеху. А в рамках ПДД это не допускается. По второму требованию, признание незаконным ответа и отказа в организации дорожного движения. Данная дорога есть, существует, она включена в перечень дорог общего значения. Данная дорога относится к ведению администрации Красносельского муниципального района. В материалы дела представлено соответствующее постановление и схематичное изображение данной дороги. В настоящее время администрацией Красносельского муниципального района изготавливается технический план данной дороги. В любом случае данная дорога отнесена к дорогам, она есть в перечне, ее никто оттуда не удалял. Основанием не считать ее дорогой, нет. Данное постановление никем не оспорено, имеет полную юридическую силу. Нормативное обоснование здесь приводится в письменном отзыве. Административные истцы говорят о том, что по этой дороге проживают много детей, соответственно их жизнь и здоровье могут быть под угрозой. Проживают только 2 ребенка, в <адрес>№. Ни о каком массовом скоплении детей речи быть не может. Кроме того одним из требований истца прозвучало, что Завражье является дачным поселком. Согласно справки администрации д. Завражье является жилой и в ней постоянно проживают 4 человека. По третьему требованию, по установке знака «Жилая зона». Регулируется это ПДД и п. 5.21. Жилая зона – это территория, на которой действуют правила дорожного движения, устанавливающие порядок движения в жилой зоне. Согласно п. 17.1 в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которою и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. Суть сводится к тому, что там сквозной проезд запрещен. Из материалов дела видно, что данная автодорога имеет свою протяженность от <адрес> до д. Волчково. Соответственно она имеет как въезд, так и выезд. Эта дорога является сквозной. Соответственно данный знак уже не подпадает под действие данной автодороги, поскольку п. 5 и п. 6 Национального стандарта РФ знаки 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны» являются знаками особых предписаний, которые применяют для введения особых режимов движения или их отмены. Необходимость установки дорожных знаков, согласно п. 3.3 Национального стандарта РФ определяется с учетом дорожных условий. Если посмотреть с учетом дорожных условий, необходимости установки данного знака нет, и тем более он будет противоречить действующему законодательству. По следующему пункту- требование к администрации устранить нарушение. Это последнее требование административного искового заявления. Согласно п 5 ч.2 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны содержание требований к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования. При этом действующим законодательством прописана обязанность истца конкретно формулировать требования в просительной части заявления. Поскольку неконкретность и неясность формулировок может в последующем затруднить исполнение решения суда. Требования просто устранить допущенные нарушения- это требование размыто и непонятно что необходимо сделать. Соответственно они считают, что административный иск не подлежит удовлетворению по всем пунктам требований.
Представитель заинтересованного лица по делу- администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. в судебном заседании требования административных истцов не признала, пояснив, что администрация Красносельского муниципального района возражает против заявленных административных требований истца по следующим основаниям. Действительно автомобильная дорога Волчково-Завражье находится в реестре муниципальной собственности, что подтверждается выпиской из реестра и изначально постановление администрации Красносельского муниципального района от 07.12.2012 года №199 «Об утверждении перечня автомобильных дорог» она является муниципальной собственностью Красносельского муниципального района. Данной дороге присвоен идентификационный номер. Указанная дорога включена в единый реестр в соответствии с федеральным законом № 257-ФЗ. Границы также установлены, что подтверждается схемой установления границ. Указанная дорога передана по постановлению губернатора Костромской области от 26.12.2005 года №812 с актом передачи. В настоящее время администрацией Красносельского муниципального района от 20.01.2020 года заключен договор с инженерно-геодезической фирмой «Земля» на выполнение кадастровых работ связанных с изготовлением технического плана на указанную дорогу Волчково-Завражье. Они согласны с Боровиковским поселением в части того, что действительно железобетонные блоки были убраны по требованию ГИБДД для обеспечения сквозного проезда через деревню и чтобы не препятствовать дорожному движению. Считает, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
Выслушав стороны, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, административный спор между сторонами инициирован административными истцами по вопросу полномочий Боровиковского сельского поселения в области дорожной деятельности непосредственно в д.Волчково Красносельского района.
Согласно части 9 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В соответствии с п. 5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»( в редакции от 27.12.2019 года) к вопросам местного значения сельским поселений относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 13 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
В судебном заседании установлено, что в Костромской области отсутствует закон о закреплении за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, поэтому эти полномочия, в силу указанного выше п.2 ст.13 Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ, относятся к вопросам местного самоуправления Красносельского муниципального района, который также вправе передать их осуществление органам местного самоуправления сельских поселений на основании заключенных с администрацией сельских поселений соответствующих соглашений, что предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 г. №131-ФЗ.
Судом также установлено, что каких-либо соглашений по вопросу осуществления деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения между администрациями Боровиковского сельского поселения и Красносельского муниципального района не заключено.
Таким образом, с учетом приведенных обстоятельств, суд считает, что организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Боровиковского сельского поселения относится к вопросам местного значения Красносельского муниципального района.
В судебном заседании также установлено, что автодорога д.Волчково-д. Завражье является собственностью Красносельского муниципального района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества Красносельского муниципального района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№-в, постановлением губернатора Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О передаче автомобильных дорог в муниципальную собственность Красносельского района», передаточным актом от ДД.ММ.ГГГГ, постановлением главы администрации Красносельского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ « Об утверждении Перечня автомобильных дорог, являющихся муниципальной собственностью муниципального образования Красносельский муниципальный район Костромской области». Указанная дорога имеет реестровый №<данные изъяты> V категория, кадастровый номер земельного участка № проходит через д. Волчково, что также подтверждается материалами по установлению черты населенных пунктов Красносельского района от ДД.ММ.ГГГГ, а также материалам инвентаризации земель населенных пунктов – н.п. Волчково Боровиковской сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ года.
Доводы стороны административного истца о том, что существующие дороги не являлись предметом инвентаризации земель населенных пунктов, суд находит несостоятельными, поскольку целью проведения инвентаризации являлось создание основы для ведения государственного земельного кадастра, обеспечения регистрации прав собственности, обеспечение создания банка данных. В соответствии с п.1.4 Временного руководства по инвентаризации земель населенных пунктов, утвержденного председателем Роскомзема ДД.ММ.ГГГГ, одной из основных задач проведения инвентаризации земель являлось выявление всех землепользователей(землевладельцев) с фиксацией границ земельных участков, следовательно и землепользователей земельных участков, занятых автомобильными дорогами.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона N 257-ФЗ). Комплекс работ по организации и обеспечению безопасности дорожного движения входит в понятие содержание автомобильной дороги (п. 12 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ).
В силу абз. 6 п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ( ред. от 30.07.2019 года) « О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения также относится осуществление полномочий, установленных абзацем первым настоящего пункта, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Таким образом, в соответствии с указанной нормой закона, с учетом того, что собственником спорной дороги является Красносельский муниципальный район, а законом Костромской области не установлено иное, обеспечение безопасности дорожного движения на территории Боровиковского сельского поселения относится к полномочиям администрации Красносельского муниципального района.
В силу статьи 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно ст. 21 Федерального закона N 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог соответствующими органами власти, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (ч. 1 ст. 22 Федерального закона №196-ФЗ).
Размещение дорожных знаков и их применение регулируется требованиями ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», которые действуют до ДД.ММ.ГГГГ года( с ДД.ММ.ГГГГ вводится взамен указанного ГОСТА – ГОСТ Р 52289-2019).
Согласно постановлению Правительства РФ от 23.10.1993 года №1090( ред. от 21.12.2019г.) «О Правилах дорожного движения» знак 5.21 «Жилая зона»-это территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации», устанавливающие порядок движения в жилой зоне.
Согласно п.17.1 Правил дорожного движения в жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21( «жилая зона») и 5.22(«конец жилой зоны») движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств.
В соответствии с п.17.2 Правил дорожного движения в жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств, учебная езда, стоянка с работающим двигателем, а также стоянка грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 т вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест. Движение транспортного средства через «жилую зону» рассматривается как сквозное(транзитное) при условии если въезд в зону и выезд из нее осуществляется через разные пункты доступа.
Таким образом, поскольку дорога, проходящая через д.Волчково Красносельского района имеет сквозной проезд, то требования административных истцов об установке дорожных знаков «Жилая зона»( п.5.21,5.22 ПДД) являются необоснованными. Кроме того, указанные требования заявлены не к уполномоченному лицу, поскольку собственником дороги общего пользования является администрация Красносельского муниципального района, к полномочиям которой относятся вопросы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Боровиковского сельского поселения.
Также суд не находит оснований для удовлетворения требований административных истцов о признании незаконными действий администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района по демонтажу четырех железобетонных блоков на границе д.Волчково.
В судебном заседании установлено, что указанные железобетонные блоки были установлены на проезжей части дороги Волчково-Завражье, на землях общего пользования, без каких-либо правовых оснований.
ДД.ММ.ГГГГ Отделением ГИБДД Отд МВД России по Красносельскому району Костромской области администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского района было выдано предписание № о необходимости в срок до ДД.ММ.ГГГГ демонтировать железобетонные блоки с проезжей части дороги в д.Волчково в соответствии с требованиями п.5.1.1 ГОСТ-50597-2017.
Требования предписания административного органа никем не оспорены, обязательны для исполнения лицом, которому предписано его исполнить. Ответственность за невыполнение требований предписания предусмотрена действующим законодательством.
Выполняя требования предписания административного органа о демонтаже железобетонных блоков, администрация Боровиковского сельского поселения действовала в рамках своих полномочий, предусмотренных ч.1 ст.14 Федерального закона от 26.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, при всех изложенных выше обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований административных истцов, поэтому в удовлетворении административного иска следует отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требованиях Полякова А.В., Борщовой М.Н., Иванова А.Ю., Ивановой М.Н., Веселова М.В., Веселовой С.Л., Верняева И.И., Верняевой И.Л., Лебедева А.Б., Катиркина С.Н., Катиркиной О.А., Бугрова Д.И., Бугрова И.Ю., Бугровой Е.А., Левочкина Г.Н., Левочкиной В.Г., Павлова А.В., Смирновой М.М., Смирнова А.В., Грицай В.В., Грицай Л.Н., Ушакова А.П., Васильева Ю.П., Васильевной А.А., Груздевой Е.Ю., Ивановой Н.А., Иванова Н.П., Шарова Д.Н., Шаровой О.С., Покровского Н.Ю., Покровской Е.С., Лосева В.И., Лосевой Ж.В., Винник А.В., Винник И.В., Басаева В.Б., Андрианова А.В., Андриановой М.Н., Солопова А.В., Колобовой Т.В., Колобова С.В. к Администрации Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконными действия Администрации по демонтажу бетонных блоков на границе д. Волчково и организации на территории д. Волчково дороги общего пользования сообщением д. Волчково – д. Завражье; о признании незаконным ответ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской С.В. от ДД.ММ.ГГГГ№ в части в части утверждения о том, что через д.Волчково проходит дорога общего пользования, а занимаемая этой дорогой территория не является подъездом к частным домам; о признании незаконным отказ главы Боровиковского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области Ковальской СВ. в установке дорожных знаков «Жилая зона»; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения ОТКАЗАТЬ.
Решение суда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено 23.03.2020 года в 17.00 часов.