ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1108/18 от 12.12.2018 Суздальского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2а-1108/2018

УИД 33RS0019-01-2018-001264-36

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Суздаль 12 декабря 2018г.

Суздальский районный суд Владимирской области в составе

председательствующего судьи Фиткевича Д.В.,

при секретаре Панюхиной Т.С.,

с участием административного истца Лемасова А.Н., представителя административных истцов Румянцева В.В.,

представителя административного ответчика Федуловой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Суздале Владимирской области административное дело по административному иску Лемасова Андрея Николаевича, Вайнсфельда Игоря Дмитриевича к администрации Суздальского района Владимирской области признании незаконным решения о невозможности установления соответствия вида разрешенного использования земельных участков, обязании установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Лемасов А.Н., Вайнсфельд И.Д. обратились в суд с административным иском к администрации Суздальского района Владимирской области о признании незаконным решения о невозможности установления соответствия вида разрешенного использования земельных участков, обязании установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков, указав в обоснование иска следующее. Истцы являются долевыми собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ###, ######, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства, местоположение участков установлено относительно ориентира: <...>, МО <...>, <...>. 16.08.2018г. административные истцы обратились в администрацию Суздальского района Владимирской области с заявлением об установлении соответствия между видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540), в отношении указанных земельных участков. 20.09.2018г. административным ответчиком вынесено решение о невозможности установления такого соответствия видов разрешенного использования в отношении земельных участков истцов. Данное решение истцы считают незаконным, противоречащим действующему законодательству. Административным ответчиком в решении указывается, что земельные участки относятся к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель в соответствии с Законом Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается». Однако в данный перечень земельные участки истцов не включены. Из ответа департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России от 20.09.2018г. на обращение административного истца следует, что возможность установления соответствия между видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0 классификатора) имеется. В ЕГРН отсутствуют сведения о территориальной зоне, в которой расположены земельные участки; сведения об установлении в отношении данных земельных участков администрацией Суздальского района соответствия разрешенного использования классификатору. Таким образом, ЕГРН не содержит каких-либо ограничений (запретов) для сельскохозяйственного использования земельных участков. В соответствии с действующим земельным законодательством собственник земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения вправе по своему усмотрению использовать такой участок для ведения сельскохозяйственного производства. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, на землях сельскохозяйственного назначения разрешено заниматься ведением сельского хозяйства (с видами разрешенного использования с кодами 1.1-1.18 классификатора, в том числе, размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции). Права и законные интересы административных истцов нарушены, поскольку невозможно использовать земельные участки по их целевому назначению без приведения в соответствие их вида разрешенного использования на «сельскохозяйственное использование» (код 1.0 классификатора). При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с классификатором не является изменением вида разрешенного использования, Земельные участки будут использоваться в целях сельскохозяйственного производства и их целевое назначение не изменится. В связи с указанными обстоятельствами административные истцы Лемасов А.Н., Вайнсфельд И.Д. просят суд признать незаконным решение администрации Суздальского района Владимирской области от 20.09.2018г. о невозможности установления соответствия вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0 классификатора видов разрешенного использования земельных участков) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ###, ###, ###; обязать административного ответчика установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков.

Административный истец Лемасов А.Н. и представитель административных истцов Лемасова А.Н., Вайнсфельда И.Д. - Румянцев В.В. в судебном заседании исковые требования и доводы в их обоснование поддержали по изложенным в иске основаниям, просили административный иск удовлетворить, пояснили, что приведение вида разрешенного использования земельных участков в соответствие с классификатором истцам необходимо в целях реализации совместного с иностранным инвестором проекта по производству сельскохозяйственного продукта. Принадлежащие истцам земельные участки в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается, не включены, к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель не относятся, доказательств этому административным ответчиком не представлено. Оспариваемый тказ администрации Суздальского района является незаконным, нарушает права истцов как собственников земельных участков, противоречит Закону Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ, поскольку вид разрешенного использования фактически не меняется, а уточняется его наименование в соответствии с классификатором, что прямо предусмотрено законом от 23.06.2014г. № 171-ФЗ.

Административный истец Вайнсфельд И.Д. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, реализовал право на ведение дела через представителя.

Представитель административного ответчика - администрации Суздальского района Владимирской области Федулова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в обоснование возражений против административного иска пояснила, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения таких зданий и сооружений возможно использовать земельные участки (их части), не являющиеся сельскохозяйственными угодьями. Территория, на которой расположены земельные участки с кадастровыми номерами ###, ###, ###, в соответствии с Законом Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ входит в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается. В соответствии со схемой размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района спорные земельные участки относятся к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель, использование которых в соответствии с указанным законом для других целей не допускается. Установление вида разрешенного использования с кодом 1.0 классификатора видов разрешенного использования земельных участков, который включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, является недопустимым в силу прямого запрета, установленного ст.79 ЗК РФ. Земельные участки истцов могут быть использованы только для выращивания зерновых и иных сельскохозяйственных культур, тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводства, выращивания льна и конопли.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела управление извещено надлежащим образом, в письменных отзывах на административное исковое заявление представитель управления Зеленов С.А. просил провести судебное заседание без участия их представителя, указал, что разрешение заявленных требований управление оставляет на усмотрение суда. По сведениям ЕГРН земельные участки с кадастровыми номерами ###, ###, ### были образованы путем выдела в счет земельных долей, предоставленных ТОО «Прометей», из земельного участка, относящегося к сельскохозяйственным угодьям, и их следует рассматривать как участки, относящиеся к сельскохозяйственным угодьям. В ЕГРН отсутствуют сведения о территориальной зоне, в которой расположены указанные земельные участки, а также сведения об установлении в отношении данных земельных участков администрацией Суздальского района соответствия разрешенного использования классификатору. В соответствии со схемой размещения особо ценных сельскохозяйственных угодий Суздальского района Владимирской области, находящейся в государственном фонде данных Российской Федерации (утверждена руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству Владимирской области приказом № 40 от 05.04.2005г.), земельные участки с кадастровыми номерами ###, ###, ###, относятся к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель.

Представитель заинтересованного лица - департамента сельского хозяйства и продовольствия администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела департамент извещен надлежащим образом, в письменном заявлении директор департамента Демидов К.Б. просил провести судебное заседание в отсутствие представителя департамента, вынести решение на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица - администрации муниципального образования Новоалександровское Суздальского района Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела администрация извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве глава администрации Кашина Е.Е. просила рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указала, что разрешение спора администрация оставляет на усмотрение суда.

Заслушав стороны, изучив материалы дела и оценивая имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требования о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

В судебном заседании установлено, что в общей долевой собственности Лемасова А.Н. в 10/100 доле в праве, Вайнсфельда И.Д. в 90/100 доле в праве находятся следующие земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования: «для сельскохозяйственного производства»:

- земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 168125 кв.м, расположенный примерно в 400 м по направлению на восток от ориентира - жилого дома по адресу: <...>, <...><...>;

- земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 90348 кв.м, расположенный примерно в 400 м по направлению на восток от ориентира - жилого дома по адресу: <...>, <...>, <...>;

- земельный участок с кадастровым номером ###, площадью 42132 кв.м, расположенный примерно в 500 м по направлению на северо-восток от ориентира - жилого дома по адресу: <...>, <...>, <...>.

Границы указанных земельных участков поставлены на государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями законодательства.

Административные истцы Лемасов А.Н., Вайнсфельд И.Д. обратились в администрацию Суздальского района Владимирской области с заявлением от 16.08.2018г. (зарегистрировано 22.08.2018г.), в котором указали, что являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами ###, ###, ###, имеющих местоположение, установленное относительно ориентира - жилой дом по адресу: <...>, <...><...>. Земельные участки, имеют вид разрешенного использования - «для сельскохозяйственного производства», который не предусмотрен классификатором видов разрешенного использования земельных участков. В связи с этим заявители просили установить соответствие между видом разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства» и видом разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» (код 1.0 классификатора) в отношении указанных земельных участков.

Письмом администрации Суздальского района Владимирской области от 20.09.2018г. Лемасову А.Н., Вайнсфельду И.Д. на их заявление сообщено, что данный вопрос рассмотрен на заседании комиссии по подготовке проектов Правил землепользования и застройки сельских поселений муниципального образования Суздальский район Владимирской области от 29.03.2018г. В соответствии с Законом Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ «О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается» земельные участки истцов относятся к реперным участкам агроэкологического мониторинга земель. Изменение видов разрешенного использования земельных участков возможно только после исключения из перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий. В настоящее время установление видов разрешенного использования согласно классификатору возможно только из видов разрешенного использования, не предусматривающих строения и сооружения на данных участках (код 1.2 - выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, код 1.4 - выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, код 1.5 - садоводство, код 1.6 - выращивание льна и конопли).

В соответствии с абз.3 п.2 ст.7 Земельного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540, вид разрешенного использования земельного участка «сельскохозяйственное использование» предусматривает ведение сельского хозяйства. Содержание данного вида разрешенного использования включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 - 1.18, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии с ч.13 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014г. № 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.

Согласно п.1 ст.77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015г. ###, обеспечение продовольственной безопасности осуществляется за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

В соответствии с п.1 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

На основании п.4 ст.79 Земельного кодекса Российской Федерации особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Законом Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ "О перечне особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается" утвержден перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается.

В разделе XV перечня - «Суздальский район» под № 121 указано: вид угодий - пашня, местоположение сельскохозяйственных угодий - расположен в 0,2 км северо-восточнее д<...>, площадь 31,0 га.

В соответствии с примечанием к перечню конкретное местоположение и границы особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается, определяется в соответствии с землеустроительной документацией.

Административным ответчиком в суд представлены:

- схема размещения особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий Суздальского района Владимирской области, утвержденная руководителем комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Владимирской области (приказ № 40 от 05.04.2005г.);

- генеральный план муниципального образования <...> сельское поселение Суздальского района Владимирской области, утвержденный решением Совета народных депутатов муниципального образования <...> сельское поселение Суздальского района Владимирской области от 05.05.2011г. ###;

- схема территориального планирования муниципального образования Суздальский район Владимирской области, утвержденная решением Совета народных депутатов Суздальского района от 28.12.2012г. ###,

из содержания которых следует, что территория, на которой расположены спорные земельные участки, принадлежащие административным истцам, отнесена к особо ценным сельскохозяйственным угодьям.

В соответствии с сообщением ФГБУ Центр агрохимической службы «Владимирский» от 06.11.2018г. три земельных участка сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами ###, ###, ### входят в состав реперного участка агроэкологического мониторинга земель № 5 площадью 31 га, код реперного участка 043175405. Начиная с 1993г., в соответствии с Государственной программой мониторинга земель Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.07.1992г. и согласно Методическим указаниям по проведению локального мониторинга на реперных участках, ФГБУ ЦАС «Владимирский» проводит наблюдения и комплексные исследования по широкому набору показателей. Вся информация по каждому реперному участку вносится в паспорт, который подлежит бессрочному хранению. Результаты мониторинга земель используются при разработке программы воспроизводства и повышения плодородия почв, при оценке качества сельскохозяйственной продукции и при составлении Ежегодного государственного доклада «О состоянии окружающей среды и здоровья населения Владимирской области». В соответствии с п.1 ст.79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Рассматриваемый реперный участок был внесен в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории Владимирской области, использование которых для других целей не допускается (Закон Владимирской области от 05.03.2005г. № 23-ОЗ).

При указанных обстоятельствах, учитывая, что вид разрешенного использования земельных участков «сельскохозяйственное использование» предусматривает возможность размещения на них зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, установление данного вида разрешенного использования в отношении принадлежащих административным истцам Лемасову А.Н., Вайнсфельду И.Д. земельных участков, входящих в состав реперного участка и относящихся к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, в силу п.4 ст.79 ЗК РФ является недопустимым.

Суд принимает во внимание, что действующим законодательством для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

Таким образом, учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, применяя указанные нормы права, суд приходит к выводу о том, что отказ администрации Суздальского района Владимирской области в установлении вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» в отношении спорных земельных участков, принадлежащих административным истцам, является законным и обоснованным, в связи с этим административное исковое заявление Лемасова А.Н., Вайнсфельда И.Д. к администрации Суздальского района Владимирской области удовлетворению не подлежит полностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного иска Лемасова Андрея Николаевича, Вайнсфельда Игоря Дмитриевича к администрации Суздальского района Владимирской области признании незаконным решения от 20.09.2018г. о невозможности установления соответствия вида разрешенного использования «сельскохозяйственное использование» по коду 1.0 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014г. № 540, в отношении земельных участков с кадастровыми номерами ###, ###, ###; обязании установить соответствие вида разрешенного использования земельных участков - отказать полностью.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Суздальский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Д.В.Фиткевич

Мотивированное решение составлено 17 декабря 2018г.