ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1123/2023 от 29.12.2023 Любинского районного суда (Омская область)

Дело № 2а-1123/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Любинский 29 декабря 2023 года

Судья Любинского районного суда Омской области Казанцева Л.А. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Николенко М.В к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании бездействия должностных лиц незаконным, обязании устранить нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Николенко М.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании действий и протокола собрания жителей незаконными, указав следующее.

Она обратилась в администрацию Любинского городского поселения с заявлением о приведении тротуара по <адрес> в надлежащее состояние, так как он имеет неровности, искусственные препятствия. Данные неровности создал житель <адрес>, сделав себе подъем к гаражу и входным воротам через тротуар, перекопав тротуар. ДД.ММ.ГГГГ администрацией городского поселения был организован сход граждан, на котором жители проголосовали о том, что неровности на тротуаре их устраивают. Однако данный тротуар не устраивает ее.

Просила признать решение администрации Любинского городского поселения незаконным, нарушающим права собственников <адрес>, протокол собрания (схода) жителей признать незаконным, нарушающим права собственников <адрес>, привлечь к административной ответственности администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района <адрес>, администрацию Любинского муниципального района <адрес> за нарушение пользования тротуаром, обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района <адрес> устранить неровности тротуара, оборудовать бордюром по <адрес>.

Определением суда отказано в принятии административного иска в части привлечения администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области и администрации Любинского муниципального района Омской области к административной ответственности.

В ходе судебного разбирательства административный истец Николенко М.В. административные исковые требования уточнила, просила признать решение Любинской Администрации городского поселения, выраженное протоколом схода жителей <адрес> незаконным, нарушающим ее права и законные интересы, протокол собрания (схода) жителей <адрес> признать оформленным в нарушение закона, привлечь к административной ответственности администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области как собственника прилегающей территории к дому по <адрес> в р.<адрес> за нарушение ее прав, обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить неровности тротуара возле <адрес> и на всей протяженности этого тротуара, оборудовав тротуар бордюром и канавами для сточных вод, признать незаконным бездействие Администрации городского поселения Любинского муниципального района Омской области по решению устранения неровностей и возвышенностей тротуара по <адрес>.

Определением суда отказано в принятии административного иска в части привлечения администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области и администрации Любинского муниципального района Омской области к административной ответственности.

В судебном заседании административный истец Николенко М.В. уточненные административные исковые требования поддержала, суду показала, что она обратилась в администрацию Любинского городского поселения с обращением о том, что тротуар по <адрес> имеет неровности и возвышение, которые оборудовали жители <адрес>, что затрудняет движение по тротуару, а также несет опасность для здоровья граждан в виде получения травм, затопляет ее участок в дождливые дни и при таянии снега вода с возвышенности стекает в огород <адрес>, затопляя посадки и заболачивая плодородный слой земли на участке, нарушая права собственника и ее права, так как она проживает в этом доме. Однако администрацией поселения никаких мер принято не было. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась на личный прием к главе Любинского муниципального района Омской области ФИО4, где было рекомендовано администрации Любинского городского поселения проверить восстановление тротуара, при необходимости выписать предписание. Жители <адрес> в двух местах испортили тротуар и залили его цементом, а не тротуарной крошкой, что привело к образованию еще одного возвышения, которое от воды выкрашивается и возвышение к гаражу у <адрес>, которое оборудовал житель <адрес>ФИО22, однако администрацией Любинского городского поселения было признано допустимой нормой. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с этим же вопросом в администрацию Любинского муниципального района. На приеме заместитель главы ФИО5 предложил привлечь специализированную организацию для обследования тротуара и необходимости прокопки кювета. В ДД.ММ.ГГГГ года она обращалась к Представитель№5 по этому же вопросу, однако ответа не поступило. В ДД.ММ.ГГГГ года Администрацией Любинского городского поселения было принято решение о собрании (сходе) граждан жителей <адрес> в р.<адрес>, которое прошло в нарушение требований закона № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», в нарушение Положения о собрании Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, а также Устава Любинского поселения. Ее оповестили ДД.ММ.ГГГГ о том, что будет комиссия по тротуару по телефону, однако о дате проведения собрания она должна быть уведомлена за 7 дней до даты проведения собрания. Также заблаговременно она должна была быть уведомлена о том, какие вопросы будет решать сход, кто является инициатором схода граждан. На основании Федерального закона № 131-ФЗ сход граждан является правомочным, в случае, если в нем участвует более половины жителей, обладающих избирательным правом, при этом согласно Положению о собрании Любинского городского поселения, собрание считается правомочным, если в нем участвует не менее 25% граждан, проживающей на соответствующей территории. По информации территориальной избирательной комиссии численность жителей <адрес> составляет 151 избиратель, то есть сход является правомочным, при участии 37 человек. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 21 человек, из них 15 человек проголосовали за, 2 против. Таким образом, участвовало 17 человек, и 4 человека представители администрации, что указывает на то, что сход был неправомочным. Кто являлся инициатором собрания, в протоколе не отображено, процедура назначения схода граждан не соблюдена. Решение Совета поселения о проведении схода граждан не опубликовано, 5% проживающих за проведение схода граждан на <адрес> не подписывались. Кроме того, в протоколе схода граждан отсутствует информация об общем количестве проживающих на <адрес> в р.<адрес>, в повестке дня отсутствует информация об инициаторе собрания. Она инициатором собрания не являлась. В протоколе отсутствует информация об общем числе проживающих на <адрес>, в повестки дня отсутствует информация об инициаторе Собрания, значится как «Обращение Николенко М.В., проживающей по адресу: р.<адрес>, по вопросу подтопления тротуара по вине соседа ФИО22», однако инициатором схода граждан она не является. К жителям <адрес> за их мнением и решением этого вопроса она не обращалась. Согласно п.7.1 Положения в течение 3 рабочих дней со дня завершения собрания, ответственное структурное подразделение Администрации городского поселения направляет протокол собрания главе Любинского городского поселения или Совету Любинского городского поселения, в зависимости от того, в чьей компетенции находится решение вопроса, выносимого на обсуждении Собрания. В протоколе от ДД.ММ.ГГГГ в разделе: Решение общего собрания. В разделе – Выступали – Представитель№2 Предложение: засыпать гранулятом ямы на тротуаре, напротив <адрес> сделать пологие спуски на данном тротуаре, для удобства жителей данной улицы, на собрании также выступала и она, однако это не занесено в протокол, что также нарушает правила ведения протокола, где должны быть отражены все выступления и предложения. Она озвучила предложение: устранить собственником земельного участка, на котором расположен тротуар, неровности и возвышение или выдать предписание жителю <адрес>, оборудовавшего эти неровности и возвышение. Обсуждения по ее предложению не было и в протоколе не отражено, что она внесла предложение и оно было вынесено на обсуждение, так как не обсуждалось в нарушение этих правовых актов. Резолютивную часть решения она не увидела к представленному протоколу собрания (схода) жителей, а также не видела, чтобы решение было опубликовано (обнародовано) в районных средствах массовой информации. Решения главы Администрации или Совета Любинского городского поселения по сходу граждан <адрес> не предоставлены, не обнародованы, что свидетельствует о том, что сход граждан неправомочен. Также ранее ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт обследования тротуара и прилегающей территории по адресу: р.<адрес>, тогда как спорный участок находится возле <адрес> отсутствует лицензия и подписка эксперта о проведении заключения. Вывод комиссии не имеет никакой юридической силы и носит просто рекомендательный характер, где слова «тротуар не является причиной подтопления», так она и не заявляет об этом, что именно тротуар является причиной подтопления. Принимать этот акт как значимый в этом деле не имеет смысла, так как обследован не спорный участок, который расположен у <адрес> ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ, что объект по <адрес> является просто пешеходной дорожкой и обязанность по содержанию пешеходной дорожки полностью лежит на собственниках домов прилегающей территории, на которой расположен объект – пешеходная дорожка. Однако, во всех других документах, в протоколе, в актах обследования этот объект обозначен, как тротуар. Этими документами Администрация Любинского городского поселения, комиссии из специалистов, также подтверждают, что объект, расположенный по <адрес>, на землях Администрации городского поселения, ни что иное, как тротуар. Решение схода жителей <адрес> р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принято с нарушениями действующего законодательства, прав и законных интересов ее как административного истца. Считает, что если подсыпать возвышение, которое сделали ФИО25, ситуация ещё усугубиться, так как будет выше и вода будет стекать ещё больше, канавы отсутствуют. Необходимо убрать этот настил, на тротуаре не должно быть никаких препятствий, тротуар должен быть легко проходим, для детей, колясок, для нее лично. Бездействием Администрации городского поселения по непринятию мер по устранению неровностей и возвышенности на тротуаре по <адрес>, не оборудование его бордюром, а также кюветами для сточных вод ведут к нарушению ее прав и законных интересов. Действиями Администрации Любинского городского поселения, незаконным сходом граждан и решением схода граждан нарушаются закон и другие нормативные акты, нарушаются ее права и законные интересы. Она просит оборудовать канавы не по всей улице, а именно возле нее. ФИО22, проживающий в <адрес>, когда делал свои ремонтные работы, устанавливал канализацию, канаву трактором разровнял, и получилось, что в этом месте канавы нет вообще. После того, как ФИО22 всё перерыл, заложил бетоном, вода течёт и заходит к ней в огород. ФИО25 засыпал, в том числе и свою канаву, так как она общая, до столба. У нее большой участок, протяжённостью больше 13 метров, вся эта придомовая территория больше 15 метров выкашивается, облагораживается, она лично делает канавы, однако собственник <адрес> ее засыпал, теперь воде больше уходить некуда, всё идет в ее огород. Она просит администрацию оборудовать бордюром и оборудовать канавами для отвода водосточных вод, там, где они отсутствуют. По <адрес>, видно, где канав нет. До этого она канаву сама копала, а потом собственник <адрес> засыпал эту канаву. Полагала, что ее права нарушены, потому что именно из-за возвышения, которое сделал сосед ФИО22, отсутствие бордюров и канав, к ней стекает вода. Уточненные административные исковые требования просила удовлетворить полностью.

Представители административного ответчика администрации Любинского городского поселения глава администрации Представитель№2, Представитель№4, действующий по доверенности, в судебном заседании участия не принимали, уведомлены надлежащим образом.

В предыдущем судебном заседании представитель административного ответчика Представитель№2 административные исковые требования не признала, суду показала, что к ней обращалась Николенко М.В. по трём пунктам, по колонке, по освещению и по тротуару. Одновременно решить все вопросы достаточно сложно, в связи с чем, поэтому работали поэтапно. Сначала необходимо было заменить колонку, поскольку поломка была действительно серьёзная и пользовались ей не только Николенко М.В., но и другие люди. Затем работали с освещением, так как Николенко М.В. просила установить лампочку над колонкой, тогда как по всему посёлку лампы расположены через один столб, так было по нормативам, но администрация сделала освещение над колонкой по просьбе Николенко М.В. По поводу тротуара, она направляла на улицу комиссию, в которую входил и представитель Администрации Любинского муниципального района и администрации поселения, акт обследования был предоставлен и по нему было сделано заключение, о том, что нет такого препятствия, чтобы заставлять человека полностью его разбирать. После чего Николенко М.В. обратилась в районную администрацию, она также присутствовала, и ей было дано поручение от администрации Любинского муниципального района о проведении повторной проверки и проведении обследования, для определения, куда уходит вода. Для того, чтобы провести это обследование, нужно было привлечь специализированную организацию, которая при помощи специального прибора определяет уклон земли. Тротуар по <адрес> строился хозяйственным способом, его основной задачей было, чтобы дети могли нормально проходить, так как рядом находится детский сад, школа. Тогда по всему посёлку хозяйственным способом были выложены тротуары, тротуар делался неофициально, просто для нужд граждан. Сделать тротуар по всем нормам у администрации нет возможности. Согласно техническому паспорту автомобильной дороги <адрес>, дорога на <адрес> является грунтовой, тротуар отсутствует. Для того, чтобы сделать тротуар соответствующий требованиям, чтобы он был не менее 1,5 метров в ширину, чтобы он был ровный, чтобы он имел бортовые камни, которые задерживают дождь и способствуют более длительной эксплуатации, в техническом паспорте должно быть указано на наличие тротуара на улице. В этом году закончили ремонт по <адрес> полностью и по ул. МОПРа, они проложили тротуар, который действительно отвечает всем требованиям ГОСТа, а тротуар, о котором просит Николенко М.В., администрация сделать просто не может по закону, так как никогда не войдёт в отбор. В связи с чем, был проведен сход граждан, основной задачей которого было выяснить, мешает ли эта неровность всем жителям <адрес>, которые проходят там, на что люди ответили, что не мешает. Тогда она предложила это углубление засыпать гранулятом, то есть асфальтной крошкой, которая у них имеется после ремонта, которая хорошо уплотняется, когда люди по ней ходят и становится практически, как асфальт. Этот вопрос готовы были решить, за это и проголосовали 15 человек, но Николенко М.В. была категорически против, из-за чего они ничего делать не стали. Когда они привлекли специальную организацию, чтобы выяснить, действительно ли вода с тротуара идёт именно во двор Николенко М.В. Согласно заключению весь тротуар по <адрес> имеет спуски, небольшие возвышения, потому что ничего там не выравнивалось и не соблюдалась технология, вероятность скопления воды во время дождя связана с тем, что участок Николенко М.В. по сравнению с другими земельными участками находится ниже. Но непосредственно с тротуара вниз вода уходит ни во двор Николенко М.В., она идёт вдоль домов по уклону и стекает вниз, она может потечь во двор, если только для неё прорыть место, канавку. По законам природы вода повернуть в ту или иную сторону сама не может. Кроме того, административным истцом было сказано, что тротуар плохо освещается, там фонари горят с одной стороны вдоль всей улицы, там всё по нормативам, как на всех улицах. В данном случае освещение идёт с противоположной стороны. Канавы находятся ближе к дороге, по всей <адрес> имеется одна канава. Про канавы только сейчас возник вопрос, при обращении Николенко М.В. про канавы вообще ничего не говорила. Глубокие канавы прокапывались по всему посёлку, когда было подтопление, для водоотведения, в каком состоянии эти канавы сейчас находятся на улицах, в основном зависит от того, в каком состоянии эти канавы поддерживают жители. Это придомовая территория и ухаживать за ней, в том числе скашивать траву, подкопать канаву, так как происходит осыпание грунта, должен собственник. Администрация Любинского городского поселения по обращению граждан прокопали канавы на двух улицах. В летнем содержании дорог у них заложено только грейдирование. Денежные средства на прокапывание канав не заложены, многие улицы сами складываются, заказывают экскаватор и прокапывают канавы. У них есть контракт по летнему содержанию, где денежные средства на указанные цели не предусмотрены.

Представитель административного ответчика Администрации Любинского городского поселения Представитель№4, действующий по доверенности, в предыдущем судебном заседании пояснил, что в соответствии с национальными стандартами тротуары устраиваются в населённых пунктах на дорогах с твёрдым покрытием. <адрес> не имеет твёрдого покрытия. Тротуара как такового нет. Есть результат хозяйственных работ, которые были проведены по инициативе администрации, чтобы как-то людям облегчить передвижение по этой улице пешком. Поэтому требования истца в данном случае считает необоснованными и все те ссылки, которые истец приводит в исковом заявлении относительно требований к содержанию тротуаров, они в этом случае применяться не могут, так как тротуар на улице отсутствует. Требования к его обустройству или устройству законодательство в настоящее время не содержит, потому что улица грунтовая. Из пояснений истца, у него требования больше не к администрации Любинского городского поселения, а к соседу ФИО22, нарушения прав отражается именно в затоплении земельного участка истца со стороны земельного участка ФИО25. Согласно Правил благоустройства, на территории Любинского городского поселения собственник земельного участка также обязан содержать придомовую территорию, что составляет от границы земельного участка до проезжей части. Они вправе какие-то элементы благоустройства размещать, в том числе элементы какого-то озеленения, например, ФИО22 залил себе съезд к гаражу. Если он не мешает никому, значит нарушений нет. Полагал, что данный спор должен решаться между соседями в гражданском порядке и заявленные требования в административном порядке удовлетворению в настоящем случае не подлежат. В соответствии с пунктом 141 Правил благоустройства территории Любинского городского поселения, утвержденных решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ собственникам жилых домов на территориях индивидуальной застройки запрещается: самовольно устанавливать объекты (шлагбаумы, "лежачие полицейские" и др.) на территориях и дорогах общего пользования, препятствующие передвижению пешеходов, автотранспорта, в том числе машин скорой помощи, пожарных, аварийных служб, специализированной техники по вывозу отходов и др. Критериев определения понятия «препятствующие передвижению пешеходов» действующие Правила не содержат, в связи с чем, специалистами администрации в ходе обследования ДД.ММ.ГГГГ была проведена работа с жителями <адрес>, которые присутствовали по месту жительства на момент проведения обследования на предмет того, имеются ли реальные препятствия передвижению пешеходов вдоль проезжей части по <адрес> проведении обследования присутствовали 15 жителей данной улицы, которые выразили свое мнение о том, что не испытывают каких-либо препятствий при передвижении по возведенному ручным способом твердому покрытию на прилегающей к домам территории вдоль проезжей части по <адрес> жителей <адрес> при проведении обследования ДД.ММ.ГГГГ Г., их присутствие при обследовании, проведенная с ними работа было зафиксировано в протоколе, который был неверно поименован как протокол «собрания (схода) граждан. Фактического схода граждан или собрания граждан в том определении и порядке, который дается в законодательстве об организации местного самоуправления не проводилось. Указанным протоколом фактически была зафиксирована лишь проведенная работа специалистов администрации с жителями <адрес> на момент проведения обследования. При этом неправильное наименование протокола участия (присутствия) жителей при проведении обследования не меняет его фактического смысла и содержания. Порядок проведения собрания или схода граждан предполагает строгую процедуру, соблюдение которой не позволяет уложиться в ограниченные сроки рассмотрения обращений граждан в соответствии с действующим законодательством. При этом следует отметить, что указанные мероприятия, в том числе собрание и сход граждан, по вопросам местного значения не лишена возможности инициировать сама заявитель Николенко М.В. в установленном законом порядке. Административный истец Николенко М.В. ранее не обращалась в администрацию с требованием об очистке водоотводной канавы по <адрес> в р.<адрес>, факт нарушения системы водоотвода на <адрес> в р.<адрес> не установлен. Согласно акта обследования от ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> имеется водопропускной кювет, который имеет уклон для беспрепятственного прохождения паводковой и ливневой воды. Собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки: очищают канавы, трубы для стока воды для обеспечения отвода талых вод в весенний период дождевых вод в летний период. Собственники индивидуальных жилых домов за счет собственных средств обязаны: очищать водоотводные канавы и трубы, проходящие перед застроенным участком, в весенний период обеспечивать пропуск талых вод; поддерживать в надлежащем санитарном состоянии прилегающие к домовладению территории, про изводить на ней покос травы. В соответствии с пп.13 п. 139 Правил, конфликтные ситуации на неудовлетворительную эксплуатацию домовладений и приусадебных участков должны решаться по обоюдному согласию домовладельцев в соответствии с действующим законодательством, настоящими правилами или в судебном порядке. Считает что оснований для удовлетворения требований Николенко М.В. не имеется.

Представитель административного ответчика администрации Любинского муниципального района Представитель№3 в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, указав, что администрация Любинского муниципального района не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, так как дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.

Заинтересованные лица ФИО2, ФИО21, ФИО23 участия в судебном заседании не принимали, извещены надлежаще.

Заинтересованное лицо ФИО22 в судебном заседании участия не принимал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 данного кодекса.

С учетом данной правовой нормы, настоящее административное дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам гл. 33 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В силу ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка и жилого дома по адресу: <адрес>, является ФИО2 (л.д.25-27, 71-72).

В ходе судебного разбирательства установлено, что фактически по данному адресу проживает Николенко М.В., что не оспаривалось административными ответчиками.

Из содержания части 1 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ следует, что в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек для решения вопросов местного значения проводится сход граждан; в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, более 100 и не более 300 человек для решения вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования может проводиться сход граждан; сход граждан правомочен при участии в нем более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом.

Сход граждан осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, в том числе отнесенные к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования (часть 2 статьи 25 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" граждане Российской Федерации (далее также - граждане) осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

В силу статьи 29 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан (часть 1 статьи 29 Федерального закона). Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования (часть 2 статьи 29 Федерального закона). Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления (часть 5 статьи 29 Федерального закона).

В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.

Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.

Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.

Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.

Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание граждан <адрес>.

Согласно протоколу собрания (схода) жителей от ДД.ММ.ГГГГ собрание проведено ДД.ММ.ГГГГ по <адрес>, зарегистрировано 21 человек, в нем присутствовали: жители <адрес>, представители администрации Любинского городского поселения глава Любинского городского поселения Представитель№2, ФИО10, специалист АГП, представили администрации Любинского муниципального района ФИО11, ФИО12, председатель собрания: глава администрации Любинского городского поселения-Представитель№2, секретарь: инспектор по градостроительной деятельности администрации Любинского городского поселения-ФИО10 Повестка дня общего собрания: обращение Николенко М.В., проживающей по адресу: р.<адрес> по вопросу подтопления тротуара по вине соседа ФИО22. Решение общего собрания: выступили Представитель№2 –глава администрации Любинского городского поселения, предложение- засыпать гранулятом ямы на тротуаре, напротив <адрес> сделать пологие спуски на данном тротуаре для удобства жителей данной улицы. Голосовали: за- 15, против- 2, воздержались- 0, решение принято. Протокол подписан председателем собрания: Представитель№2, секретарем- ФИО10 (л.д.12,30).

В листе регистрации, который является\ Приложением к Протоколу от ДД.ММ.ГГГГ Собрания жителей, указано 17 человек, их адрес указан <адрес> (л.д.13, 31).

Решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О собрании граждан Любинского городского поселения».

Согласно Положению собрание граждан-форма реализации прав населения на участие в осуществлении местного самоуправления на территории Любинского городского поселения посредством собрания граждан по месту жительства на части территории городского поселения, на собрание могут быть вынесены вопросы местного значения городского поселения, предусмотренные ст. 15 ФЗ –ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Согласно п. 1.8 Положения собрания считается правомочным при участии в нем не менее 25% граждан, проживающих на соответствующей территории. В случае, если на собрании присутствует менее 25% граждан, имеющих право на участие в Собрании, то инициатор проведения Собрания созывает повторное собрание (л.д.37-40).

Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа городского поселения, главы городского поселения, а также в случаях предусмотренных Уставом Любинского городского поселения (раздел III).

Cобрание по инициативе населения соответствующей территории городского поселения, Совета депутатов Любинского городского поселения назначается решением Совета депутатов Любинского городского поселения. Решение о назначении Собрания граждан, проводимого по инициативе населения, принимается Советом городского поселения, не позже чем через 7 дней со дня выдвижения такой инициативы и подлежит опубликованию (обнародованию) в течение 7 дней со дня его принятия. Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, должно быть проведено в течение 30 дней со дня поступления инициативы о его проведении в Совет городского поселения. Решение о собрании граждан, проводимое по инициативе населения принимается, когда за его проведение подписалось не менее 5% от числа граждан постоянно проживающих на соответствующей территории и обладающие специальным правом. Глава поселения может назначить проведение собрания по вопросам, отнесенным Уставом Любинского городского поселения к его компетенции собственным постановлением или внести инициативу в его проведение на рассмотрение Совета депутатов. В решении Совета депутатов о назначении собрании указываются: вопросы, выносимые на обсуждение, дата и место проведения Собрания, информация об инициаторе проведения собрания. Население Любинского городского поселения извещается через официальные районные средства массовой информации о проводимом собрании (раздел IV Положения).

На основании правового акта о назначении Собрания главой Любинского городского поселения назначается ответственное структурное подразделение по подготовке и проведению собрания, оно определяет перечень конкретных вопросов местного значения, выносимых на обсуждение собрания, не позднее чем за 7 дней до даты проведения Собрания обеспечивает публикацию информации о проведении Собрания, месте и времени проведения Собрания; организует работу по техническому обеспечению проведения собрания, рекомендует работодателям освобождать участников собрания от выполнения трудовых обязанностей (V).

Собрание открывается главой Любинского городского поселения, председателем Совета Любинского городского поселения или уполномоченным лицом. Для ведения собрания открытым голосованием избирается председатель и секретарь собрания. Собрание утверждает повестку дня. На собрании ведется протокол, в котором указывается дата и место проведения собрания, общее число граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в собрании, количество присутствующих, фамилия, имя, отчество председателя и секретаря собрания, повестка дня, содержание выступлений, итоги голосования, принятые решения. Протокол подписывается председателем и секретарем и передается в ответственное подразделение городского поселения или орган общественного самоуправления. Решения и обращения принимаются открытым голосованием участвующих в собрании граждан (VI)

В течение трех рабочих дней со дня завершения собрания, ответственное структурное подразделение направляет протокол собрания главе поселения или Совету Любинского городского поселения. Решения, обращения и предложения принятые на собрании, а также решение принятое органами местного самоуправления подлежит опубликованию в районных официальных средствах массовой информации (Раздел VII Положения).

Аналогичный порядок указан в п. 12 Устава Любинского муниципального района Омской области принятого решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в редакции решения Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-69).

Анализируя порядок проведения администрацией Любинского городского поселения собрания граждан, проведенного ДД.ММ.ГГГГ между жителями <адрес>, суд приходит к выводу, о том, что требования, предъявляемые Положением, утвержденным решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ соблюдены не были.

Согласно истребованной судом справке Территориальной избирательной комиссии по состояния на ДД.ММ.ГГГГ численность жителей р.<адрес> обладающих избирательных правом составляет 151 избиратель (л.д.73).

При этом собрание считалось бы правомочным при участии не менее 25% граждан, проживающих на <адрес>, то есть 38 человек, тогда как согласно протоколу собрания от ДД.ММ.ГГГГ и приложению к нему, на собрании принимало участие 17 человек.

Таким образом, судом установлено, что решение, принятое при проведении собрания ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие кворума, необходимого в силу закона для проведения собрания.

В связи с указанным, протокол собрания (схода) граждан <адрес>, а также решение, принятое на собрании, является незаконным.

Административные исковые требования Николенко М.В. в этой части подлежат удовлетворению.

Доводы администрации Любинского городского поселения о том, что фактически администрацией проводилось обследование ДД.ММ.ГГГГ, и участие жителей в данном обследовании зафиксировано в протоколе, ошибочно поименованным, как протокол собрания (схода) граждан, суд считает неубедительными, так как фактически из протокола не следует, что проводилось обследование территории, при этом участвующие жители голосовали за принятое решение на данном мероприятии.

Рассматривая административные исковые требования Николенко М.В. о признании незаконным бездействия администрации Любинского городского поселения по устранению неровностей и возвышенностей тротуара по <адрес>, возложении обязанности устранить неровности тротуара возле <адрес>, а также на всей протяженности, оборудовав тротуар бордюром и канавами для сточных вод, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно части 3 статьи 14 приведенного закона к вопросам местного значения сельского поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

К вопросам местного значения муниципального района относятся в числе прочего: организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 15 указанного закона).

В соответствии с Уставом Любинского городского поселения к вопросам местного значения поселения относятся в том числе утверждение правил благоустройства поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения (ст. 4 п.22).

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Согласно ч.8 ст.6 Закона № 257-ФЗ к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог,

В силу ст.3 Закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы.

Из выше приведенных положений закона следует, что автомобильные дороги общего пользования местного значения поселения, находящиеся в границах этого поселения и не относящиеся к дорогам федерального, регионального и межмуниципального значения, а также дорогам поселений, по умолчанию являются собственностью поселения и подлежат паспортизации и включению в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.

Как следует из технического паспорта на сооружение автомобильная дорога по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ имеет протяженность 1050 п.м., преобладающий тип покрытия грунт. Тротуар на данной дороге не предусмотрен (л.д.133-137).

В судебном заседании установлено, что на <адрес> хозяйственным способом для удобства граждан построена тротуарная дорожка, которая на все своей протяженности имеет неровности.

Так, житель <адрес>ФИО22 установил на территории своего домовладения гараж, и подъезд к гаражу залит бетоном.

Свидетель ФИО13 в судебном заседании показала, что дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором они с супругом проживают, принадлежит свекрови, ФИО23 Они с мужем поставили гараж, и поскольку гараж на приличное расстояние находился выше от земли, съезд был высоким, муж решил сделать съезд, тротуар на тот момент уже был. Тротуар расположен близко к земельному участку и подъезд по другому сделать не получилось. В октябре приезжали специалисты из администрации, что-то измеряли и пояснили, что можно этот подъезд к гаражу не разбирать. Канавы для водоотведения имеются напротив, сами они не убирают этот подъезд, так как ждут решение администрации. Ей известно, что было собрание жителей, но на собрании она не присутствовала. Они говорили специалистам администрации, что если не получится урегулировать этот вопрос, то будут самостоятельно обсыпать этот подъезд.

Согласно карточке личного приема от ДД.ММ.ГГГГ в 09.30 часов Николенко М.В. обратилась на личный прием к главе администрации Любинского городского поселения, со следующими вопросами: неисправность водоразборной колонки, тротуар по <адрес>, хозяин перерыл по своему усмотрению, освещение. Резолюция: выехать на место, проверить исправность колонки, дежурной ФИО14 написать письменный ответ по нормативам освещения улиц, устным ответом заявитель удовлетворен, на письменном ответе не настаивал (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГ Николенко М.В. обратилась на личный прием к главе администрации Любинского муниципального района Представитель№1 по вопросу освещения водоразборной колонки. В результате ФИО11 и Представитель№5 даны рекомендации выехать на <адрес> в р.<адрес> проверить восстановление тротуара, при необходимости выписать предписание (л.д.126).

ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации Любинского муниципального района <адрес> главе администрации Любинского городского поселения дано поручение осуществить в ближайшее время повторный выезд по указанному адресу произвести осмотр, составить акт обследования, в случае нарушения статьи 32.<адрес> об административных правонарушениях, а именно нарушение чистоты и порядка на территориях общего пользования, выразившееся в нарушении установленных администрацией Любинского городского поселения Правил благоустройства, составить предписание об устранении, а в случае не устранения, составить протокол, который необходимо направить в административную комиссию Любинского муниципального района <адрес>. Указанный выезд просила согласовать и провести совместно с секретарем административной комиссии Любинского муниципального района <адрес>ФИО16, начальником отдела инфраструктурного развития ФИО11, гражданами, проживающими по соседству (л.д.34).

Из акта визуального обследования тротуара и прилегающей территории по адресу: <адрес>, р.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что тротуар у дома по адресу: Школьная <адрес> имеет небольшое возвышение вследствие проводимых земляных работ собственником ФИО23 Тротуар после работ был составлен бетонным покрытием, не является препятствием для прохода по тротуару (л.д.129).

Согласно информации главы администрации Любинского городского поселения Представитель№2 от ДД.ММ.ГГГГ по поручению ФИО17ДД.ММ.ГГГГ был организован выезд на <адрес> с целью повторного обследования тротуара, который по словам Николенко М.В. подтоплен по вине соседа ФИО18 комиссию вошла ФИО12, секретарь административной комиссии Любинского муниципального района ФИО11, начальник отдела инфраструктурного развития ЛМР, глава администрации Любинского городского поселения Представитель№2, специалист администрации Любинского городского поселения ФИО10, также были приглашены жители <адрес>, которые пришли в количестве 17 человек, в том числе Николенко М.В. и ее дочь. Обследование показало, что нарушения чистоты и порядка на территории общего пользования нет. На тротуаре наблюдается небольшое цементное возвышение, не более 4-5 см. и соответственно рядом углубление. Тротуар строился хоз. Способом много лет назад; он весь неровный, где-то уже, где то-шире по всей длине вдоль улицы имеются повышения и понижения, что является нарушением, есть спуски и повышения пологие. Администрации городского поселения было важно понимать, действительно ли возвышение тротуаре мешает всем жителям при перемещении по нему, все 15 присутствующих жителей сказали, что их все устраивает и ничего не мешает. Главой поселения было предложено немного подсыпать асфальтной крошкой, чтобы выровнять это место. 15 человек поддержали это предложение, Николенко М.В. и ее дочь не согласились. Здесь же был составлен протокол собрания, в котором все присутствующие расписались (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ Николенко М.В. обратилась на личный прием к заместителю главы администрации Любинского муниципального района ФИО5, по жалобе на сотрудников администрации района о неккоректном поведении во время обследования участка тротуара по ее жалобе, и с несогласием с решением по ее жалобе. Даны рекомендации, привлечь специализированную организацию для обследования тротуара, необходимости прокопки кювета. По заключению специализированной организации подготовить предложения по решению вопроса, подготовить ответ до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.127).

Согласно акту о результатах обследования тротуара и прилегающей территории по адресу: р.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование тротуара и прилегающей территории комиссий в составе заместителя главы Любинского городского поселения Представитель№5, начальника участка ООО «Омстрой» ФИО19, инженера отдела инфраструктурного развития Администрации Любинского муниципального района ФИО20 Обследование тротуара и прилегающей территории к дому проводилось инструментальным методом с использованием нивелира марки SOKKIA. Был измерен уровень высоты тротуара в нескольких точках. По результатам сделаны следующие выводы: асфальтобетонное покрытие тротуара имеет неровности на всей протяженности, так как строительство производилось хоз.способом, ручным методом, в тои числе образованные в результате температурных перепадов, а также при устройстве сетей газо-водоснабжения открытым путем. В границе <адрес> на тротуаре имеется возвышение 16 см относительно общего уровня тротуара. Также имеется дефект покрытия, где скапливается дождевая вода. Прилегающий участок у <адрес> значительно ниже участков соседних домов. Перепад прилегающей территории (от ограждения до тротуара) между домами и составляет 13 см, а относительно водопропускного кювета: кювет ниже на 9 см. Подтопление участка происходит по причине низкого уровня относительно соседних участков. Водопропускной кювет имеет уклон для беспрепятственного прохождения паводковой и ливневой воды. Тротуар не является причиной подтопления участка и является барьером для <адрес> весенний и летний период при обильных осадках. Даны рекомендации: хозяину <адрес> провести работы по обеспечению пологого спуска с обоих сторон возвышения, хозяину <адрес> осуществить отсыпку участка для дальнейшего исключения паводковой воды (л.д.80).

Свидетель Представитель№5 пояснил, что работает заместителем главы администрации Любинского городского поселения. ДД.ММ.ГГГГ он выезжал по заявлению Николенко М.В. ни раз и совместно с представителями районной администрации, представителями ООО «Омстрой». Специалистом производилось нивелирование тротуара. До этого выезжали совместно со специалистами администрации поселения. Было проведено собрание, сход граждан по данному вопросу. На сходе граждан он не присутствовал. Вопрос был в том, что гражданин, который проживает в <адрес> поставил гараж, и заезд себе подлил. А изначально ещё выезжали по вопросу водопроводной сети, был порыв, всё раскопали, а потом зацементировали тротуар, восстановили твёрдое покрытие. Выезжали и по этому факту. Возвышение составляет 16 сантиметров. Если говорить про водоотведение, про кюветы, то с момента подтопления в 2016-2017 годах, когда посёлок подтапливало, из-за большого количества выпавших осадков, больше от жителей <адрес> вопросов о подтоплении не поступало. У ФИО22 канавы имеются вдоль дорожного полотна.

Свидетель ФИО20 суду показал, что работает инженером отдела инфраструктурного развития администрации Любинского муниципального района, ДД.ММ.ГГГГ была создана комиссия, выезжали вместе с представителем администрации Любинского городского поселения, а также с подрядчиком по ремонту и строительству дорог. Они привлекли его тоже как экспертную организацию в области строительства. С данной комиссией они выехали с целью обследования прилегающей территории по адресу: р.<адрес>, а также обследования тротуара. Тротуар они обследовали, имеются неровности, также напротив <адрес> имеется бетонная конструкция, не обеспеченная пологим спуском по всей прилегающей территории. Так как вопрос стоял ещё в подтоплении участка , там геодезическим оборудованием было выявлено, что талые воды могут приходить от соседа, <адрес>, так как его участок значительно выше, примерно на 13 см. относительно земельного участка <адрес>. Они дали относительно этого рекомендации по дому , чтобы обеспечить пологий спуск его конструкции, а дому осуществить подсыпку своего земельного участка. Крыша <адрес> на тротуар не выходит, также кювет у Николенко М.В. значительно ниже, он не препятствует талым водам, чтобы они на участок проникали. Полагал, что должно было быть согласование с собственником тротуара, так как ФИО22 затронул тротуар, как элемент дороги.

Решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила благоустройства территории Любинского городского поселения (л.д.139).

Согласно п. 2 Правил, они устанавливают единые и обязательные к исполнению требования в сфере благоустройства, к обеспечению доступности городской среды, определяют порядок уборки и содержания городских территорий и объектов благоустройства, перечень работ по благоустройству, их периодичность, порядок участия юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками, пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий (помещений в них), строений и сооружений, объектов благоустройства, в содержании и благоустройстве прилегающих территорий, порядок производства земляных работ и работ, влекущих нарушение благоустройства и (или) природного ландшафта, регулируют порядок планирования и координации сроков проведения указанных работ, устанавливают требования к выдаче, продлению и закрытию ордеров на производство указанных работ в пределах Любинского городского поселения

Администрация Любинского городского поселения определяет границы прилегающих территорий и организуют деятельность юридических и физических лиц по содержанию данных территорий в соответствии с согласованной сторонами картой-схемой, закрепленной на уборку прилегающей территории с указанием перечня необходимых работ. Контроль исполнения требований настоящих Правил осуществляют уполномоченные органы и организации в соответствии с их компетенцией и предоставленными в установленном порядке полномочиями (п.5.2-5.3.).

В главе 2 Правил даны понятия придомовой территории, то есть это примыкающий к дому земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами благоустройства и прилегающей территории - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены настоящими правилами благоустройства, в соответствии с порядком, установленным Законом Омской области.

Субъектами отношений по благоустройству территории являются: 1) органы и должностные лица местного самоуправления Любинского городского поселения в пределах их компетенции; 2) предприятия, организации, учреждения (далее - юридические лица); 3) физические лица, в том числе собственники индивидуальных жилых домов, индивидуальные предприниматели, проживающие или пребывающие на территории Любинского городского поселения; 4) специализированные организации, осуществляющие свои функции в соответствии с нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, в том числе оказывающие потребителям жилищно-коммунальные услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.86).

При осуществлении мероприятий по содержанию и благоустройству территории размер прилегающей территории определяется от границ отведенной территории, исходя из следующих параметров: для индивидуальных жилых домов - 10 метров по периметру от границы земельного участка, а со стороны въезда (входа) - до проезжей части дороги (п.90).

Работы по благоустройству и содержанию осуществляют: на земельных участках, находящихся в собственности, постоянном (бессрочном) и безвозмездном пользовании, аренде физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, и прилегающих к ним территориях - данные физические и юридические лица, индивидуальные предприниматели; на участках индивидуальной застройки, принадлежащих физическим лицам, и прилегающих к ним территориях - собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов (п.92).

Собственники жилых домов на территориях индивидуальной застройки хозяйственные постройки могут располагать в глубине участков, выезд из гаража, встроенного в жилой дом, или выполненного как пристройка к жилому дому, не допускается выносить на красную линию.

Собственникам жилых домов на территориях индивидуальной застройки запрещается: изменять уровень рельефа путем отсыпки площадей для застройки индивидуальных жилых домов и прилегающей территории для исключения подтопления соседних территорий.

Контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляют должностные лица, наделенные полномочиями по контролю за соблюдением муниципальных правовых актов и составлению протоколов об административных правонарушениях. В случае выявления фактов нарушений настоящих Правил должностные лица администрации Любинского городского поселения вправе: выдать письменное предписание об устранении нарушений; составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством.

Таким образом, материалами дела установлено, и следует из показаний свидетелей, что в границе <адрес> имеется возвышение 16 см. относительно общего уровня тротуара. Данное возвышение было создано жителем <адрес>ФИО22 при установке подъезда к своему гаражу. Данное возвышение выполнено из бетона, и по мнению суда существенно изменяет уровень рельефа на тротуаре.

Указанное возвышение в районе <адрес> создает препятствия гражданам при движении на данном участке дороги.

В данном случае судом установлен факт нарушений Правил благоустройства территории Любинского городского поселения, при этом должностными лицами администрации Любинского городского поселения никаких мер к владельцу <адрес> принято было, чем допущено бездействие.

С целью восстановления прав административного истца, суд считает необходимым возложить обязанность на администрацию Любинского городского поселения устранить нарушения прав путем принятия мер, предусмотренных Правилами благоустройства территории Любинского городского поселения.

Требования Николенко М.В. в части возложения обязанности на администрацию Любинского городского поселения обязанности устранить неровности на всей протяженности тротуара, оборудов его бордюром, удовлетворению не подлежат, исходя из следующего.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ-ст утвержден Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007), пункт 4.5.1 которого закрепляет, что тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах 1-3 категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел/сут.

Так, согласно техническому паспорту на сооружение автомобильная дорога по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ дорога имеет протяженность 1050 п.м., преобладающий тип покрытия грунт.

Строительство тротуара на <адрес> не предусмотрено технической документацией.

В связи с указанным, к данной автомобильной дороге, имеющей грунтовой покрытие не могут быть применены требования, предусмотренные ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" (далее - ГОСТ Р 52766-2007).

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.6 п.1 п.п.1 и 4 Федерального закона № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законодателем к компетенции органами местного самоуправления отнесено утверждение правил благоустройства поселения и осуществление контроля за их соблюдением.

Согласно п. 139 Правил благоустройства Любинского городского поселения собственники жилых домов очищают канавы, трубы для стока воды для обеспечения отвода талых вод в весенний период дождевых вод в летний период.

В ходе судебного разбирательства установлено, что напротив <адрес> имелась канава для отвода талых вод, однако владельцем <адрес> канава была засыпана.

Указанные данные подтверждаются, как показаниями административного истца Николенко М.В., так и следует из фотографий (л.д.96, 97, 98), и не оспаривается административным ответчиком.

Таким образом, обязанность восстановления водоотводной канавы на территории, прилегающей к домовладению по <адрес>, должна обеспечиваться собственниками дома, при этом контроль за соблюдением Правил благоустройства лежит на администрации Любинского городского поселения.

На основании изложенного, суд считает необходимым обязать администрацию Любинского городского поселения принять меры, предусмотренные Правилами благоустройства территории Любинского городского поселения, направленные на их соблюдение.

Административные исковые требования Николенко М.В. к администрации Любинского муниципального района удовлетворению не подлежат, так как фактически требования, заявлены к администрации Любинского городского поселения, решение вопросов, о признании бездействия которых заявлено в административном иске, относятся к полномочиям администрации местного поселения.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Николенко М.В к администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, администрации Любинского муниципального района Омской области о признании действий незаконными, обязании устранить нарушения прав, удовлетворить частично.

Признать незаконным протокол собрания (схода) граждан <адрес> в р.<адрес>, проведенный ДД.ММ.ГГГГ администрацией Любинского городского поселения Омской области.

Признать незаконным решение собрания граждан <адрес> в р.<адрес>, оформленного протоколом Собрания (схода) жителей ДД.ММ.ГГГГ.

Признать бездействие администрации Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области в части неосуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории Любинского городского поселения, утвержденных решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.

Обязать администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области устранить нарушения прав административного истца путем принятия мер, предусмотренных Правилами благоустройства территории Любинского городского поселения, утвержденных решением Совета Любинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на административного ответчика Администрацию Любинского городского поселения Любинского муниципального района Омской области обязанность сообщить об исполнении решения суда в Любинский районный суд Омской области и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления судебного акта в законную силу.

В остальной части административных исковых требований отказать.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд с подачей жалобы через Любинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.А. Казанцева