ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1126/13 от 13.04.2022 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-1126/13-2022г.

46RS0030-01-2022-000112-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г.Курск

Ленинский районный суд города Курска в составе:

председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,

при помощнике судьи: Коршунове А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Курска в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету дорожного хозяйства г. Курска об оспаривании бездействия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Курска обратился в Ленинский районный суд г. Курска с вышеназванным административным исковым заявлением ккомитету дорожного хозяйства города Курска. При этом указав, что прокуратурой г. Курска по поручению прокуратуры области выявлены нарушения требований документов по стандартизации при организации дорожного движения, в частности нарушения обязательных требований п.п. 5.2.4, 5.3.1, 6.3.1,6.3.2, 6.2.1, 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017, п.п. 4.5.1.1., 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, п. п. 8.1.3,8.1.12, 8.1.29, раздела 8 ГОСТ Р 52289-2019. При этом, ОГИБДД УМВД России по г. Курску были выданы представление комитету дорожного хозяйства г. Курска, которые не были исполнены в срок, в частности: не устранены выбоины дорожного покрытия в пределах проезжей части ряда автомобильных дорог, не приведены обочины ряда автомобильных дорог, не обустроены тротуары автомобильных дорог, не устранены разрушения горизонтальной дорожной разметки в районе ряда домов не перенесены дорожные знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением», не замены дорожные знаки 3.1 «Въезд запрещен», не установлены ограничивающие ограждения перильного типа, не приведены в соответствии с п.п. 8.1.3 и п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.5.1 ГОСТР 50597-2017 расположение барьерного ограждения, рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения) и составляет менее 1,5 м; не восстановлено дорожное ограждение барьерного типа, предназначенного для предотвращения съезда транспортных средств, протяженностью 50 м на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 метров, не установлены дорожные знаки 5.6»Конец дороги с односторонним движением» и дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением». Указанным бездействием нарушены права неопределенного круга лиц, т.к. отсутствие в местах расположения регулируемых пешеходных переходов, нерегулируемых пешеходных переходов вблизи детских учреждений может привести к дорожно-транспортным происшествиям, влекущим причинение вреда здоровью или гибель людей, в том числе несовершеннолетних. Просит признать незаконным бездействие комитета дорожного хозяйства г. Курска, выразившееся в невыполнении мероприятий по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние: устранения выбоин дорожного покрытия в пределах проезжей части автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес> (<адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) в соответствии с требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; приведения обочины автомобильной дороги «участок от ул. ВЧК до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем устранения занижения обочин), по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем обустройства обочины) в соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; обустройства тротуаров автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог на участках от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес> по <адрес>), на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в районе <адрес>, в районе <адрес> в соответствии с п.п. 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р52766-2007; устранения разрушения горизонтальной дорожной разметки в районе домов 1,3 по <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес> по <адрес> в районе <адрес> армии <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>-а по <адрес> в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017; переноса дорожных знаков 5.5 «Дорога с односторонним движением» которые установлены с левой стороны по ходу движения, на правую сторону дороги в районе <адрес> в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 52289-2019; установки дорожного знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» в районе <адрес>,135 по <адрес>, дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» в районе домов 45,69,97,101, 134,116,110,86,82,54,36,19 по <адрес>, замены дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р50597-2017; установки ограничивающего ограждения перильного типа в районе <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>, районе <адрес> по пр. А.Дериглазова в местах расположения регулируемого пешеходного перехода, в районе <адрес> в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; приведения в соответствии с п.п. 8.1.3 и п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.5.1 ГОСТР 50597-2017 расположение барьерного ограждения, рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения) и составляет менее 1,5 м; восстановления дорожного ограждения барьерного типа, предназначенного для предотвращения съезда транспортных средств, протяженностью 50 м на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 метров, в соответствии с разделом 8 ГОСР Р 52289-2004, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 и возложить на комитет дорожного хозяйства г. Курска обязанность выполнить вышеперечисленные мероприятия по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

Определением от 24.01.2022 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация г.Курска.

Определением от 10.02.2022 г. администрация г.Курска исключена из числа заинтересованных лиц по делу и привлечена к участию в деле в качестве административного ответчика.

Определением от 04.03.2022 г. администрация г.Курска исключена из числа административных ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица.

В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил заявленные требования и просил признать незаконными бездействие комитета дорожного хозяйства г. Курска, выразившееся в невыполнении мероприятий по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние: устранения выбоин дорожного покрытия в пределах проезжей части автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес> (вдоль <адрес>), от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) в соответствии с требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; приведения обочины автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем устранения занижения обочин), по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем обустройства обочины) в соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; обустройства тротуаров автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог на участках от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес> по <адрес>), на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в районе <адрес>, в районе <адрес> в соответствии с п.п. 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р52766-2007; устранения разрушения горизонтальной дорожной разметки в районе домов 1,3 по <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес> по <адрес>, в районе <адрес> армии <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>-а по <адрес> в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017; переноса дорожных знаков 5.5 «Дорога с односторонним движением» которые установлены с левой стороны по ходу движения, на правую сторону дороги в районе <адрес> в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 52289-2019; установке дорожного знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» в районе <адрес>,135 по <адрес>, дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» в районе домов 45,69,97,101,134,116,110,86,82,54,36,19 по <адрес>, замены дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р50597-2017; установки ограничивающего ограждения перильного типа в районе <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>, районе <адрес> в местах расположения регулируемого пешеходного перехода, в районе <адрес> в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; приведения в соответствии с п.п. 8.1.3 и п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.5.1 ГОСТР 50597-2017 расположение барьерного ограждения, рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения) и составляет менее 1,5 м; восстановления дорожного ограждения барьерного типа, предназначенного для предотвращения съезда транспортных средств, протяженностью 50 м на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 метров, в соответствии с разделом 8 ГОСР Р 52289-2004, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017. и обязать выполнить вышеперечисленные мероприятия по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В ходе рассмотрения дела административный истец отказался от требований в части признания незаконными бездействия комитета дорожного хозяйства г. Курска, выразившееся в невыполнении мероприятий по установке дорожного знака 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» в районе <адрес>,135 по <адрес>, дорожного знака 5.7.2 «Выезд на дорогу с односторонним движением» в районе домов 45,69,97,101,134,116,110,86,82,54,36,19 по <адрес> и обязании выполнить вышеперечисленные мероприятия по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние в течение шести месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В судебном заседании помощник прокурора города Курска Симоненкова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнения и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. Последствия отказа от заваленных в части требований ей разъяснены и понятны.

Представитель административного ответчика комитета дорожного хозяйства г. Курска по доверенности Стоянова М.С. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку со стороны комитета принимаются все возможные меры по исполнении требований действующего законодательства. Комитет дорожного хозяйства осуществляет деятельность в пределах доведенных расходных обязательств, в пределах средств предусмотренных бюджетом г. Курска. Комитет дорожного хозяйства города Курска осуществляет работы по приведении участков автомобильных дорого в нормативное состояние. С подрядными организациями ООО «Интеграл-Строй» и ООО «Благоустройство» заключены муниципальные контракты на содержание дорог, подрядным организациям направлены требования выполнить необходимые работы. Однако, в связи с неблагоприятными погодными условиями, выполнение работ по ямочному ремонту горячей асфальтобетонной смесью и приведению в нормативное состояние обочин автомобильных дорог не предоставляется возможным. По вопросу восстановления горизонтальной разметки прорабатывается вопрос финансирования на данные цели с последующим определением подрядной организации для выполнения работ по вынесению разметки, также как и вопрос установки перильного пешеходного ограждения перильного типа. Все мероприятия будут проведены при выделении целевого финансирования выполнения указанных работ. Также просила увеличить срок на исполнения мероприятий в случае удовлетворения административного иска.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица УМВД России по г. Курску не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.

Представитель заинтересованного лица администрации г. Курска по доверенности Комягина А.П. в судебном заседании полагала, что требования административного истца подлежат оставлению без удовлетворения. При этом указав, что в силу действующего законодательства органы местного самоуправления являются лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог, находящихся в муниципальной казне. Распоряжением администрации г. Курска разрешено ООО «Проектстройцентр» подготовить документацию по планировке территории: проект планировки территории и проект межевания территории для размещения линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги от ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь». Указанная документация для рассмотрения на публичных слушаниях не поступала. Однако, данная документация предусматривает размещение тротуара шириной 1,5 м с одной стороны по всей длине автомобильной дороги, в связи с чем, тротуар от ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь буден обеспечен по средствам подготавливаемого ООО «Проектстройцентр» проекта планировки территории. Кроме того, организация тротуара по <адрес> ( от <адрес> до <адрес>) невозможна без реконструкции дороги от жилого <адрес> до <адрес>, что вышеуказанные мероприятия должны быть произведены за счет бюджета города Курска. Кроме того, сроки, обозначенные административным истцом, являются неразумными и необоснованными, и соответственно повлекут собой невозможность исполнения решения суда в предусмотренные сроки.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 части 1 статьи 3). Элементами обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (пункт 5 части 1 статьи 3).

В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд (ч. ч. 2 - 4 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ)

Частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Аналогичные правовые положения содержаться в пункте 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «Об обеспечении безопасности дорожного движения», где сказано, что органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.

Согласно статьям 1, 3, 5 Федерального закона Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством: установления полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления федерального государственного надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 названного Федерального закона, к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Статья 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «Об обеспечении безопасности дорожного движения» предусматривает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно п.10 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» технические средства организации дорожного движения - сооружения и устройства, являющиеся элементами обустройства дорог и предназначенные для обеспечения организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, светофоры, дорожные ограждения, направляющие устройства и иные сооружения и устройства).

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в частности, содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Требования, касающиеся обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации дорог, включены в Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 сентября 2017 года №1245-ст.

Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.

Предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см и более, глубине - 5 см и более (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).

Пунктом 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 определено, что обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.4 (занижение обочины и разделительной полосы для всех категорий дорог и групп улиц - не более 4 см). Срок устранения занижения обочины определен в 7 суток (п. 5.4 ГОСТ).

В соответствии с п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

Согласно разделу 3 «Запрещающие знаки» Приложения 1 к Правилам дорожного движения, в зоне действия знака 3.1 «Въезд запрещен», запрещается въезд всех транспортных средств в данном направлении.

Дорожный знак 5.5 «Дорога с односторонним движением» Приложения 1 к Правилам дорожного движения указывает на дорогу или проезжую часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.

Согласно п. 1.3 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года №1090, участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

В соответствии с п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.

В силу п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2.

Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.1 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.1 (пункт 6.2.4 ГОСТ Р 50597-2017).

В соответствии с пунктом 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», Дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289.

С 1 апреля 2020 года введен в действие «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утвержденный приказом Росстандарта от 20 декабря 2019 года № 1425-ст.

Согласно п.8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 ограничивающие пешеходные ограждения применяют: а) перильные или сетчатые на разделительных полосах шириной не менее 1 м между основной проезжей частью и местным проездом - напротив остановок маршрутных транспортных средств с пешеходными переходами в разных уровнях с проезжей частью в пределах длины остановочной площадки, на протяжении не менее 20 м в каждую сторону за ее пределами, при отсутствии на разделительной полосе удерживающих ограждений для автомобилей;б) перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону: 1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений; местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке. Протяженность ограничивающих пешеходных ограждений допускается уменьшать до начала остановочной площадки, если в пределах 50 м находятся остановки маршрутных транспортных средств, и прерывать эти ограждения на ширину въездов (выездов) на прилегающие территории. Ограничивающие пешеходные ограждения должны выдерживать значение горизонтальной сосредоточенной нагрузки на поручни перил 0,3 кН (в любом месте по длине поручня).

В соответствии с п. 8.1.3 ГОСТ Р 52289-2019 при установке ограждения на разделительной полосе, у опор путепроводов, консольных или рамных опор информационных дорожных знаков, опор линий электропередачи и связи, опор (колонок) светофоров, опор освещения и наземных трубопроводных коммуникаций и т.п. (далее - массивных препятствий), а также на городских дорогах и улицах у бордюрного камня на тротуаре или газоне, разделяющем проезжую часть и тротуар, учитывают рабочую ширину на рабочем участке ограждения (рисунок В.27б). В других случаях учитывают прогиб на рабочем участке ограждения (рисунок В.27а).

Согласно п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019 рабочая ширина ограждений, устанавливаемых на газоне, не должна превышать расстояние от лицевой поверхности балки или троса ограждения до массивного препятствия на газоне, при его отсутствии - до ближнего края тротуара, но не более 3 м (рисунки В.29а, б). На газоне деформируемые ограждения устанавливают на расстоянии от 0,05 до 0,10 м от бордюрного камня до лицевой поверхности балки барьерного ограждения или троса тросового ограждения.

В силу п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2019 знаки устанавливают справа от проезжей части или над нею, вне обочины (при ее наличии) так, чтобы их лицевая поверхность была обращена в сторону прямого направления движения, за исключением случаев, оговоренных настоящим стандартом. Опоры дорожных знаков не должны мешать передвигаться лицам в инвалидных колясках.

Кроме того, приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.10.2007 г. №270-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52766-2007 « Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», п. 4.5.1.1 которого определено, что тротуар следует устанавливать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных- транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.

Также, в силу п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке- с одной стороны.

В соответствии с п.п. 5 ст. 13 Устава города Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. №332-3-РС к вопросам местного значения города Курска относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Курска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Курска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1.1 Положения о комитете дорожного хозяйства г. Курска, утвержденного решением Курского городского Собрания от 27.08.2019 г. № 87-6-РС комитет дорожного хозяйства города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска, осуществляющим в пределах компетенции полномочия и функции в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения, включая полномочия по координации, регулированию деятельности дорожных организаций города Курска, а также полномочия муниципального образования «Город Курск» в области обеспечения безопасности дорожного движения и организации дорожного движения.

Постановлением администрации г. Курска от 19.12.2012 г. №4549 утверждены Правила организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск», согласно п.3 которого организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляется комитетом дорожного хозяйства города Курска.

Судом установлено, что автомобильная дорога, проходящая по ул. <адрес>, включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования «Город Курск» с асфальтовым покрытием, что подтверждено постановлением Администрации г. Курска от 13.03.2013 г. №813.

По результатам проведенной проверки по поручению прокуратуры Курской области прокуратурой города Курска было установлено, что автомобильная дорога на участке от ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь г. Курска не соответствует нормативным требованиям, а именно: в пределах проезжей части (на участке по ул. <адрес> г. Курска протяженностью 771 м) имеются многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют :1)длина 359см, ширина 193 см, глубина 8 см, площадью более 0,06 кв.м.; 2) длина 1950 см, ширина 113 см, глубина 11 см, площадью более, 06 кв.м.; не обустроена обочина (занижена более 4 см); отсутствуют тротуары на участке от <адрес> по ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь г. Курска.

Кроме того, прокуратурой г. Курска 13.07.2021 г. в адрес главы администрации г. Курска было направлено представление №82-2021 об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, согласно которого в пределах проезжей части дороги от ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь г. Курска не соответствует нормативным требованиям, а именно: в пределах проезжей части (на участке по ул. <адрес> г. Курска протяженностью 771 м) имеются многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют :1)длина 359см, ширина 193 см, глубина 8 см, площадью более 0,06 кв.м.; 2) длина 1950 см, ширина 113 см, глубина 11 см, площадью более, 06 кв.м.; не обустроена обочина (занижена более 4 см); отсутствуют тротуары на участке от <адрес> по ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь г. Курска.

Указанное представление было получено администрацией г. Курска 15.07.2021 г.

Как следует из предоставленных материалов, ОГИБДД УМВД России по г. Курску 09.04.2021 г. комитету дорожного хозяйства г. Курска было выдано предписание СВ №000028, согласно которого: в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: в пределах проезжей части дороги на участке от <адрес> до <адрес> (вдоль <адрес> необходимо в срок до 19.04.2021 г. устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 72 см, ширина 18 см, глубина 5 см, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 475 см, ширина 219 см, глубина 7 см, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.2), в пределах проезжей части дороги <адрес>, на участке дороги от <адрес> до <адрес> необходимо в срок до 19.04.2021 г. устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 327 см, ширина 209 см, глубина 5 см, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 180 см, ширина 218 см, глубина 5 см, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.5), в пределах проезжей части дороги <адрес>, на участке дороги от <адрес> до <адрес> необходимо в срок до 19.04.2021 г. устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 102 см, ширина 87 см, глубина 12 см, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 99 см, ширина 72 см, глубина 9 см, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.83) ; в соответствии с п. 6.2.3, 6.2.17 ГОСТ Р 52289-2004, п.6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.14.1 в районе <адрес> ( п.12); в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ Р 52289-2019 в срок до ДД.ММ.ГГГГ перенести дорожный знак 5.5 «Дорога с односторонним движением», который установлен с левой стороны по ходу движения на правую сторону дороги в районе <адрес> ( п. 18), в районе <адрес> (со стороны <адрес>) ( п.19); в соответствии с п.5.6.7 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 09.05.2021 г. установить дорожный знак 5.6 «Конец дороги с односторонним движением» в районе <адрес> (п.20), в районе <адрес> (п.21); в соответствии с п.4.5.1 ГОСТР Р 52766-2007 в срок до 09.05.2021 г. оборудовать тротуар: на <адрес> на участке дороги от <адрес> до <адрес>( п. 22), на <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес> ( п.23), <адрес> на участке дороги от <адрес> до <адрес> (п.84); в соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ ГОСТ Р 32953-2014 и п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 15.05.2021 г. необходимо устранить нарушение горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 выполненной из термопластика по площади превышающей 25%: в пределах проезжей части дороги в районе <адрес> (п.24), в районе <адрес> ( п.48); в соответствии с п.п. 6.2.3,6.2.7,6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 15.05.2021 г.в пределах проезжей части дороги <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес> восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.1,1.5 и 1.6 (п.27); в соответствии с п.5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 16.04.2021 г. необходимо обустроить обочину: на <адрес> ( на участке от <адрес> до <адрес>) ( п.28), на <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) (занижена более 15 см) (п. 29); в соответствии с п. 6.2.33 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 15.05.2021 г. в пределах проезжей части дороги <адрес> в районе <адрес> в месте обустройства искусственной неровности восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.25 (п.42); в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 в срок до 09.05.2021 г. в районе <адрес> (в районе <адрес>) в месте расположения регулируемого пешеходного перехода отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа ( п.45), в районе <адрес> в месте расположения не регулируемого пешеходного перехода, обустроенного на участке дороги, проходящей вдоль детского учреждения (школа ) (п.49), в районе <адрес> в месте расположения регулируемого пешеходного перехода (п.55); в соответствии с п.6.2.7 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 15.05.2021 г. в пределах проезжей части дороги в районе <адрес> по <адрес><адрес> необходимо восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.5 (п.58); в соответствии с п.5.6.8 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 09.05.2021 г. необходимо установить дорожный знак 5.7.2 «Въезд на дорогу с односторонним движением»: в районе <адрес> ( п. 45), в районе <адрес> ( п. 64), в районе <адрес> ( п. 65), в районе <адрес> ( п. 66), в районе <адрес> ( п. 67), в районе <адрес> ( п. 68), в районе <адрес> ( п. 69), в районе <адрес> ( п. 70), в районе <адрес> ( п. 71), в районе <адрес> ( п. 72), в районе <адрес> ( п. 73), в районе <адрес> ( п. 74); в соответствии с п.п.8.1.3, 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019 и п.6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 09.05.2021 г. на участке дороги от <адрес> до <адрес> привести в соответствии расположение барьерное ограждение. рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения ) и составляет менее 1,5 м (п.93).

Также, ОГИБДД УМВД России по г. Курску 16.07.2021 г. комитету дорожного хозяйства г. Курска было выдано предписание СВ №000036, согласно которого: в соответствии с п.6.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 в районе <адрес> необходимо заменить дорожный знак 3.1 «Въезд запрещен» (полимерное покрытие поверхности которого выцвело, что затрудняет восприятие передаваемой им информации участниками движения в срок до 19.07.2021 г.(п.3); в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 в районе <адрес><адрес> в месте расположения регулируемого пешеходного перехода отсутствует ограничивающее ограждение перильного типа в срок до 16.08.2021 г. ( п.5); в соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017: в пределах проезжей части дороги на участке от <адрес> до <адрес> необходимо в срок до 26.07.2021 г. устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 1,27 м, ширина 0,43 м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 0,47 м, ширина 0,39м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.6), в пределах проезжей части дороги на участке от <адрес> до <адрес> необходимо устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 0,71 м, ширина 0,48 м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 1,19 м, ширина 0,76 м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.7), в пределах проезжей части <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) необходимо устранить многочисленные выбоины дорожного покрытия, размеры отдельных из которых составляют: 1) длина 2,45 м, ширина 1,33 м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м., 2) длина 1,73 м, ширина 1,16 м, глубина 0,05 м, площадью более 0,06 кв.м. и так далее ( п.10); в соответствии с п. 4.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 16.08.2021 г.необходимо обустроить тротуар на участке дороги: от <адрес> до <адрес> ( п.12), <адрес> (от <адрес> до <адрес><адрес> (п.13), <адрес> (от <адрес> до <адрес> (п.14); в районе <адрес> (п. 39), в районе <адрес> (п.40); в соответствии с п.5.1.15 ГОСТ Р 32953-2014 и п.6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 19.07.2021 г. необходимо устранить нарушение горизонтальной дорожной разметки 1.14.1 выполненной из термопластика по площади превышающей 25%: в пределах проезжей части дороги в районе <адрес> (п.17), в пределах проезжей части дороги в районе <адрес> (п.45), по <адрес>.армии <адрес> ( в районе <адрес>) (п.46); в соответствии с разделом 8 ГОСТ Р 52289-2004 и п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 в срок до 21.07.2021 г. необходимо на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 м восстановить дорожное ограждение барьерного типа, предназначенное для предотвращения съезда транспортных средств протяженностью 50м (п.23); в соответствии с п.п. 6.2.3,6.2.7,6.2.8 ГОСТ Р 52289-2019 и п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 в пределах проезжей части дороги в районе <адрес>-а по <адрес> восстановить горизонтальную дорожную разметку 1.1,1.5 и 1.6 (п.49).

На данное представление администрацией г. Курска в лице главы города Курска 06.08.2021 г. за № 1173/01-03 было сообщено, что комитетом дорожного хозяйства администрации г. Курска совместно с МБУ «Специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие города Курска» была разработана схема организации дорожного движения и согласована с ОГИБДД УМВД России по г. Курску на пересечение улицы ВЧК и проезда по направлению территории пикник парка «Новая Боевка». В настоящее время комитетом дорожного хозяйства г. Курска выполнены мероприятия: при въезде с ул. ВЧК до стадиона «Локоматив» установлен дорожный знак «Ограничение максимальной скорости 30 км/ч», от стадиона «Локоматив» на перекрестке ул. ВЧК; и вышеуказанного проезда «Движение грузовых автомобилей запрещено» и при выезде с проезда на ул. ВЧК- «Движение без остановки запрещено». Выполнены работы по установке светофорных объектов с вызывной кнопкой и одной искусственной дорожной неровностью. Также администрация г. Курска прорабатывает вопрос выкупа земельных участков для последующего выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на строительство тротуара от <адрес> по ул. <адрес> направлению к стадиону «Локоматив», обустройство парковочного пространства в районе стадиона «Локоматив», на капитальный ремонт дороги от ул. ВЧК до стадиона «Локоматив» с последующей их реализацией.

Кроме того, согласно сообщению комитета дорожного хозяйства г.Курска от 16.11.2021 г. .1-01 комитетом дорожного хозяйства г. Курска разработан проект организации дорожного движения по дороге общего пользования от ул<адрес> до переходного моста через <адрес>, согласованный с ОГИБДД УМВД России по г. Курску, подготовлен проект постановления администрации г. Курска, которым будет утвержден указанный проект организации дорожного движения. Также были внесены изменения в проект организации дорожного движения на автомобильных дорогах Железнодорожного округа г.Курска, согласованные ОГИБДД УМВД России по г. Курску (постановление администрации г. Курска №347 от 10.06.2021 г.), которые предусматривают установку дорожных знаков при въезде с ул. <адрес> направлению территории пикник парка «Новая Боевка» «Ограничение максимальной скорости 30 км/ч», по направлению к территории пикник парка «Новая Боевка», на перекрестке ул. ВЧК и вышеуказанного проезда «Движение грузовых автомобилей запрещено» и при выезде с проезда на ул. <адрес> «Движение без остановки запрещено» и при выезде с проезда на ул. ВЧК «Движение без остановки запрещено», установку светофорных объектов с вызывной кнопкой и одной искусственной дорожной неровности. Также, комитетом будет разработан вопрос о включении тротуара в план по ремонту и строительству тротуаров на 2022-2023 гг., проведены конкурсные процедуры и определена подрядная организация для выполнения работ по капитальному ремонту сети наружного освещения от ул. <адрес> в сторону стадиона «Локоматив». Из акта обследования от 17.11.2021 г. следует, что на участке от ул. ВЧК до переходного моста через <адрес> установлено, что нарушения требований, отраженных в акте проверки от 09.06.2021 г., не устранены.

Из сообщения комитета дорожного хозяйства г. Курска от 19.11.2021 г. следует, что частично предписания СВ от 16.07.2021 г. и СВ от 09.04.2021 г. исполнены.

Установлено, что 21.01.2022 г. комитет дорожного хозяйства г. Курска направило в МБУ «СМЭП г. Курска», ООО «Благоустройство» и ООО «Интеграл-Строй» задание на выполнение работ, согласно которого в срок с 08.02.2022 г. по 07.03.2022 г. необходимо по <адрес> в районе домов №а/1, 135 – перенести дорожный знак 5.5.; по <адрес> в районе домов №а, 135- установить дорожный знак 5.6; по <адрес> в районе домов №- установить дорожный знак 5.7.2, по <адрес> в районе <адрес> – заменить дорожный знак 3.1.

Из сообщения УМВД России по г. Курску от 18.02.2022 г. усматривается, что предписания СВ от 16.07.2021 г. и предписание СВ от 09.04.2021 г. не исполнены в полном объеме.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска №5-317/2021 от 28.06.2021 г. комитет дорожного хозяйства г. Курска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ (не исполнения предписание СВ от 09.04.2021 г. в полном объеме) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Кроме того, постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска №5-481/2021 от 14.10.2021 г. комитет дорожного хозяйства г. Курска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.27 ст. 19.5 КоАП РФ (не исполнения предписание СВ от 16.07.2021 г. в полном объеме) и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб.

Согласно акту от 28.02.2022 г. были установлены: дорожный знак 5.6 по <адрес> и по <адрес>; дорожный знак 5.7.2 по <адрес>.

Установлено, что администрацией г.Курска 11.03.2022 г. вынесено распоряжение «О подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» -ра.

Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки от 09.06.2021 г., поручением о проведении проверки от 08.11.2021 г. , обращением, представлением об устранении нарушений законодательства в сфере окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения от 13.07.2021 г., информацией на представление прокуратуры города Курска от 06.08.2021 г. , сообщением администрации г. Курска от 06.08.2021 г. за , сообщением комитета дорожного хозяйства г.Курска от 16.11.2021 г. .1-01, актом обследования от 17.11.2021 г., предписанием СВ от 16.07.2021 г., предписанием СВ от 09.04.2021 г., сообщением от 19.11.2021 г., сопроводительным письмом от 21.01.2022 г. .2-01, заданием на выполнение работ, сообщением УМВД России по г. Курску от 18.02.2022 г. , постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска №5-317/2021 от 28.06.2021 г., постановлением мирового судьи судебного участка № 2 судебного района Центрального округа г. Курска №5-481/2021 от 14.10.2021 г., актом от 28.02.2022 г., распоряжением «О подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги от ул. <адрес> до переходного моста через р. Тускарь» -ра от 11.03.2022 г., выпиской из реестра муниципального имущества г. Курска от 23.03.2022 г., выпиской из ЕГРН от 01.12.2020 г., выпиской из ЕГРН от 16.03.2022 г. №КУВИ-001/2022-36451230, выпиской из ЕГРН от 22.03.2022 г. №КУВИ-001/2022-3961831, выпиской из ЕГРН от 22.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-39618369, выпиской из ЕГРН от 22.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-39618368, выпиской из ЕГРН от 22.03.2022 г. № КУВИ-001/2022- 36467702, выпиской из ЕГРН от 16.03.2022 г. № КУВИ-001/2022- 36467753, выпиской из ЕГРН от 21.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-38713658, выпиской из ЕГРН от 17.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-37030584, выпиской из ЕГРН от 17.03.2022 г. № КУВИ-001/2022- 37019950, выпиской из ЕГРН от 17.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-37019814, выпиской из ЕГРН от 17.03.2022 г. № КУВИ-001/2022-37019745, а также иными материалами дела.

Предоставленные акт о выполнения работ от 11.11.2021 г. с документом о приемке работ №1 от 11.11.2021 г., справка о стоимости выполненных работ и затрат от 11.11.2021 г., документ о приемке работ без даты № 2, справка о стоимости выполненных работ и затрат от 14.12.2021 г., акт о приемке выполненных работ от 14.12.2021 г. не имеют правового значения при рассмотрении настоящего дела.

Предоставленные муниципальный контракт №5/2021- С от 25.10.2021 г., заключенный между комитетом дорожного хозяйства г. Курска и ООО «Благоустройство», муниципальный контракт №6/2021-С от 25.10.2021 г заключенный между комитетом дорожного хозяйства г. Курска и ООО «Интеграл-Строй», муниципальный контракт №4/2021-С от 25.10.2021 г заключенный между комитетом дорожного хозяйства г. Курска и ООО «Благоустройство» не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, т.к. само по себе заключение муниципальных контрактов не освобождает комитет дорожного хозяйства об исполнения возложенных на него обязанностей в сфере дорожного хозяйства.

Само по себе отсутствие в полном объеме финансирования на проведение работ по исполнению требований действующего законодательства не свидетельствует об отсутствии со стороны комитета дорожного хозяйства бездействия.

Не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и вынесение администрацией г.Курска 11.03.2022 г. распоряжения «О подготовке документации по планировке территории для размещения линейного объекта «Реконструкция автомобильной дороги от ул. <адрес> переходного моста через р. Тускарь» № 497-ра.

Пунктом 1 части 2 статьи 227 КАС РФ определено, что удовлетворение требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) указанного органа или должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.

Совокупность таких условий по делу не установлена.

В силу пункта 1, абзаца первого пункта 2 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства. Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.

Поскольку все требования государственных стандартов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, а необеспечение надлежащего содержания автомобильных дорог местного значения, нарушает конституционные права и законные интересы неопределенного круга граждан и может представлять опасность для их жизни, здоровья и имущества, что является недопустимым, то требования прокурора города Курска с учетом уточнения подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Уточненное административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконными бездействие комитета дорожного хозяйства г. Курска, выразившееся в невыполнении мероприятий по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения г. Курска в нормативное состояние: устранения выбоин дорожного покрытия в пределах проезжей части автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес> (вдоль <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) в соответствии с требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; приведения обочины автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем устранения занижения обочин), по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем обустройства обочины) в соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; обустройства тротуаров автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог на участках от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес><адрес>), на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в районе <адрес>, в районе <адрес> в соответствии с п.п. 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р52766-2007; устранения разрушения горизонтальной дорожной разметки в районе домов 1,3 по <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес> по <адрес>, в районе <адрес><адрес> г. Курска (в районе <адрес>), в районе <адрес>-а по <адрес> в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017; переноса дорожных знаков 5.5 «Дорога с односторонним движением» которые установлены с левой стороны по ходу движения, на правую сторону дороги в районе <адрес> в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 52289-2019; замены дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р50597-2017; установки ограничивающего ограждения перильного типа в районе <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>, районе <адрес> по <адрес> в местах расположения регулируемого пешеходного перехода, в районе <адрес> в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; приведения в соответствии с п.п. 8.1.3 и п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.5.1 ГОСТР 50597-2017 расположение барьерного ограждения, рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения) и составляет менее 1,5 м; восстановления дорожного ограждения барьерного типа, предназначенного для предотвращения съезда транспортных средств, протяженностью 50 м на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 метров, в соответствии с разделом 8 ГОСР Р 52289-2004, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017.

Возложить на комитет дорожного хозяйства г. Курска обязанность выполнить мероприятия по: устранению выбоин дорожного покрытия в пределах проезжей части автомобильной дороги «участок от ул. <адрес> до переходного моста через <адрес>» <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес> (вдоль Пролетарского сквера), от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> (на участке от <адрес> до <адрес>) в соответствии с требования п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017; приведению обочины автомобильной дороги «участок от ул. ВЧК до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем устранения занижения обочин), по <адрес> на участке от <адрес> до <адрес> (путем обустройства обочины) в соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017; обустройству тротуаров автомобильной дороги «участок от ул. ВЧК до переходного моста через <адрес>» <адрес>, автомобильных дорог на участках от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес>, на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес> по 1-му Моковскому переулку), на участке дороги <адрес> (от <адрес> до <адрес>), в районе <адрес>, в районе <адрес> в соответствии с п.п. 4.5.1.1 и 4.5.1.3 ГОСТ Р52766-2007; устранению разрушения горизонтальной дорожной разметки в районе домов 1,3 по <адрес>, на участках автомобильных дорог от <адрес> до <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес> по 2-му Шоссейному переулку, в районе <адрес> армии <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>-а по <адрес> в соответствии с п.п. 6.3.1, 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017; переносу дорожных знаков 5.5 «Дорога с односторонним движением» которые установлены с левой стороны по ходу движения, на правую сторону дороги в районе <адрес> в соответствии с п. 5.1.5 ГОСТ 52289-2019; замене дорожного знака 3.1 «Въезд запрещен» в районе <адрес> в соответствии с п. 6.2.1 ГОСТ Р50597-2017; установке ограничивающего ограждения перильного типа в районе <адрес> (в районе <адрес>), в районе <адрес>, в районе <адрес> по пр. А.Дериглазова в местах расположения регулируемого пешеходного перехода, в районе <адрес> в месте расположения нерегулируемого пешеходного перехода в соответствии с п. 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019; приведению в соответствии с п. 8.1.3 и п. 8.1.12 ГОСТ Р 52289-2019, п. 6.5.1 ГОСТР 50597-2017 расположение барьерного ограждения, рабочая ширина которого в настоящее время превышает расстояние от лицевой поверхности балки ограждения до массивного препятствия на газоне (столбы наружного освещения) и составляет менее 1,5 м; восстановлению дорожного ограждения барьерного типа, предназначенного для предотвращения съезда транспортных средств, протяженностью 50 м на участке автомобильной дороги в районе <адрес> при высоте насыпи более 5 метров, в соответствии с разделом 8 ГОСР Р 52289-2004, п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение 1 месяца с момента вынесения в окончательной форме, с мотивированным решением стороны могут ознакомиться 22.04.2021 г.

Судья: