Дело № 2а-1140/2020
УИД 19RS0003-01-2020-001703-46
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2020 года г. Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия
в составе
председательствующего судьи Казаковой Т.А.,
при секретаре Клейменовой К.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административного истца прокурора г. Саяногорска к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании бездействия по организации освещения улиц незаконным, с участием представителя административного истца старшего помощника прокурора г. Саяногорск Лучниковой В. Л., представителя административного ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска по доверенности Зубарева С. М.,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Саяногорска обратился в суд с административным иском к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании бездействия по организации освещения улиц незаконным, мотивируя административные исковые требования тем, что прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования г. Саяногорск законодательства в сфере дорожной безопасности. В ходе проверки выявлено бездействие администрации муниципального образования г. Саяногорск (далее - Администрация МО г. Саяногорск), Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту города Саяногорска (далее - Комитет ЖКХ и Т) по организации освещения улиц р.п. Майна, г. Саяногорска, которое должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих. Организация благоустройства территории муниципального, городского округа включает в себя, в том числе, мероприятия по освещению территории муниципального образования Саяногорск. В градостроительных условиях необходимо предусматривать функциональное освещение, которое осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах. Улицы, дороги следует освещать в темное время суток. Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц. Функция по организации благоустройства территории муниципального образования, включая освещение улиц, возложена на Комитет ЖКХиТ, финансирование которого осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Саяногорск. В 2018 г. Саяногорским РЭС в р.п. Майна, г. Саяногорска по улицам: Промышленной, Рабочей, Буровой, Линейной установлены опоры линии электропередач. По результатам осмотра, проведенного прокуратурой города ДАТА, установлено, что по улицам Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в. районе домов с № и до конца улицы; вдоль всей улицы Линейной на установленных опорах отсутствуют светильники, освещение улиц не осуществляется, Комитетом ЖКХ и Т освещение указанных выше улиц не организовано. С 2018 г. Комитетом ЖКХ и Т объем финансирования на выполнение указанных работ не определен, заявка на включение данных расходов в бюджет муниципального образования не направлялась, монтаж светильников не организован. Администрацией муниципального образования г. Саяногорск денежные средства из бюджета муниципального образования г. Саяногорск на организацию освещения указанных улиц из бюджета муниципального образования г. Саяногорск не выделены. ДАТА прокурором города на имя Главы муниципального образования г. Саяногорск внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства и об организации освещения перечисленных участков улиц. Ответом Главы МО г. Саяногорск от ДАТА сообщено, что Комитетом ЖКХиТ устанавливается общая потребность в приборах освещения по указанным в представлении улицам р.п. Майна и включения потребности на финансирование в проект бюджета на 2021 финансовый год. Согласно представленной дефектной ведомости для монтажа наружного освещения улиц требуется 20 светильников, 20 кронштейнов оцинкованных, провод, стоимость которых составляет 149 000 руб. Не организация освещения данных участков улиц может повлечь причинение вреда здоровью граждан, а также их имуществу, что требует незамедлительного принятия мер. Просили признать незаконным бездействие администрации МО г. Саяногорск, Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска по организации освещения в р.п. Майна, г. Саяногорска по улицам: Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы; вдоль всей улицы Линейной; обязать администрацию МО г. Саяногорск в срок до ДАТА организовать выделение денежных средств для монтажа светильников в р.п. Майна, г. Саяногорска по улицам: Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы; вдоль всей улицы Линейной; обязать Комитет ЖКХиТ в срок до ДАТА организовать монтаж светильников в р.п. Майна, г. Саяногорска по улицам: Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы; вдоль всей улицы Линейной.
Представитель административного истца по должности старший помощник прокурора г. Саяногорска Лучникова В.Л. в судебном заседании поддержала административный иск, привела те же доводы, что и в иске, просила административный иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика Комитета ЖКХ и Т г. Саяногорска по доверенности Зубарев С.М. исковые требования не признал, пояснил, что указанные электрические сети и находящиеся на них приборы освещения (светильники) принадлежат ПАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Сибири». Для освещения улиц муниципального образования город Саяногорск Комитет ежегодно заключает с ПАО «МРСК» договор аренды мест на опорах и приборы освещения, организует их обслуживание. Начиная с 2018 года Комитетом проводились подготовительные мероприятия (обследование улиц на предмет уличного освещения, работа, направленная на дачу согласия собственником сетей о замене приборов освещения на энергосберегающие приборы освещения) для заключения энергосервисного контракта. ДАТА по итогам открытого конкурса в электронной форме между Комитетом и ООО «ВЭСКК» заключен энергосервисный контракт №, по условиям которого ООО «ВЭСКК» обязуется выполнить услуги, направленные на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования электрической энергии при эксплуатации объектов уличного (наружного) освещения на территории муниципального образования город Саяногорск, срок выполнение энергосервисных мероприятий (замена оборудования), в ходе которых будет заменено 3 174 светильника, составляет 280 дней со дня заключения контракта (до ДАТА). Срок оказания услуг энергосервиса - 5 лет с момента завершения энергосервисных мероприятий. Часть освободившихся светильников будут установлены в места их отсутствия, в том числе на улицах: Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы. По ул. Линейная в настоящее время завершается реконструкция электрических сетей, проводимая собственником ПАО «МРСК», включающая замену деревянных опор на бетонные электрические опоры. В ходе реконструкции светильники были демонтированы. По завершению реконструкции будут смонтированы собственником на новые опоры. Обязывать Комитет организовать монтаж светильников на указанные улицы в судебном порядке нет необходимости т.к. светильники будут установлены в процессе исполнения заключенного энергосервисного контракта до ДАТА. Просил в удовлетворении иска отказать.
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск, по доверенности Белявская Е.В. не явилась, направила отзыв на иск, в котором выразила несогласие с административным иском, указывая, что решением о бюджете МО г. Саяногорск на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденным решением Совета депутатов МО г. Саяногорск от ДАТА№, соответственно в бюджетной росписи Комитета по коду бюджетной классификации № доведены лимиты для выполнения работ по монтажу светильников в рп. Майна. Обязывать Администрацию организовывать выделение денежных средств нет необходимости, так как решением Совета депутатов МО г. Саяногорск от ДАТА№ денежные средства на выполнение вышеуказанных работ предусмотрены. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения представителя административного истца по должности старшего помощника прокурора г. Саяногорска Лучниковой В.Л., представителя административного ответчика Комитета ЖКХ и Т г. Саяногорска по доверенности Зубарева С.М., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Настоящее административное исковое заявление подано прокурором в рамках предоставленных ему законом полномочий в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как это предусмотрено частью 2 статьи 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом при рассмотрении дела установлено, что прокуратурой г. Саяногорска проведена проверка исполнения администрацией МО г. Саяногорск законодательства в сфере дорожной безопасности.
Прокурорской проверкой от ДАТА установлено, что по улицам Промышленной в районе домов с № до конца улицы; Рабочей в районе домов с № и до конца улицы; Буровой в районе домов №№; Дивногорской в. районе домов с № и до конца улицы; вдоль всей улицы Линейной на установленных опорах отсутствуют светильники, освещение улиц не осуществляется.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» задачами настоящего закона является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно пункта 3.1 ГОСТ Р 55844-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Освещение наружное утилитарное дорог и пешеходных зон. Нормы», утвержденного приказом Госстандарта от 22.11.2013 № 1784-ст, освещение должно обеспечивать распознавание дорожной разметки и различных знаков, а в пешеходных зонах - распознавание лиц прохожих.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросом местного значения является организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с утвержденными правилами.
Согласно пункта 1.4 Правил по благоустройству территории муниципального образования город Саяногорск, утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования г. Саяногорск от ДАТА№ (далее -Правила) благоустройство включает в себя, в том числе, мероприятия по освещению территории МО г. Саяногорск.
Пунктами 2.8.1, 2.8.3 Правил установлено, что в градостроительных условиях необходимо предусматривать функциональное освещение, которое осуществляется стационарными установками освещения дорожных покрытий и пространств в транспортных и пешеходных зонах.
Согласно пункта 8.8.1 Правил улицы, дороги следует освещать в темное время суток. Обязанность по освещению данных объектов возлагается на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Комитете ЖКХ и Т, утвержденного постановлением администрации МО г. Саяногорск от ДАТА№ на него возложена функция по организации благоустройства территории муниципального образования, включая освещение улиц.
В сиу пункта 25 Положения о Комитете его финансирование осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования г. Саяногорск.
В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 257-ФЗ) элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (пункт 5 части 1 статьи 3); под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 части 1 статьи 3); содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12 части 1 статьи 3).
Частью 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В судебном заседании на основании акта от ДАТА установлено и не оспаривается административными ответчиками, что на улицах Промышленной в районе домов с № до конца улицы Рабочей в районе домов с № и до конца улицы, Буровой в районе домов №№, Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы, Линейной в рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия в вечернее и ночное время освещение отсутствует.
Не организация освещения данных участков улиц может повлечь причинение вреда здоровью граждан, а также их имуществу, что требует незамедлительного принятия мер.
Организация освещения улиц является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения правонарушений. Отсутствие освещения на улицах поселения в ночное время суток свидетельствует о нарушении прав граждан на благоприятные условия проживания.
Факт бездействия Комитета ЖКХ и Т по организации освещения улицы Промышленной в районе домов с № до конца улицы, улицы Рабочей в районе домов с № и до конца улицы, улицы Буровой в районе домов №№, улицы Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы, улицы Линейной в рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия, а также факт бездействия администрации муниципального образования г.Саяногорск по организации выделения денежных средств для монтажа светильников по указанным улицам, повлекших отсутствие освещения на улицах рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия в ночное время суток и как следствие - нарушение прав граждан на благоприятные условия проживания, установлены судом при рассмотрении настоящего дела.
При этом доводы представителя административного ответчика Комитета ЖКХ-Т г. Саяногорска Зубарева С.М. об отсутствии бездействия со ссылкой на заключение ДАТА энергосервисного контракта с ООО «ВЭСКК», в рамках которого будет осуществлен монтаж светильников до ДАТА, суд считает несостоятельными, учитывая, что монтаж светильников, в состав которых входят кронштейны, не является предметом указанного контракта, что следует из пункта 3.1 контракта и приложений к нему.
Несущественными суд считает и доводы представителя административного ответчика Зубарева С.М. о том, что на улицах рп. Майна будут установлены демонтированные ООО «ВЭСКК» в рамках контракта от ДАТА светильники, поскольку доказательств, подтверждающих, что подлежащие демонтажу светильники являются собственностью администрации МО г. Саяногорск, либо доказательств, подтверждающих наличие договорных отношений с собственником демонтированных светильников на их установку на опоры, на которых отсутствуют светильники.
Доводы представителя административного ответчика администрации муниципального образования г. Саяногорск Белявской Е.В. о том, что решениями Совета депутатов МО г. Саяногорск от ДАТА№, бюджетной росписью Комитета по коду бюджетной классификации № доведены лимиты на выполнение работ по монтажу светильников в р.п. Майна суд считает несостоятельными, учитывая, что доведенные до Комитета ЖКХ и Т г. Саяногорска лимиты 80950351,09 руб. в бюджетных обязательствах № предназначены для исполнения энергосервисного контракта в виде выплаты начиная с 2021 г. образующейся экономии, а не на монтаж новых светильников, а бюджетной росписью Комитета ЖКХиТ г. Саяногорска по коду бюджетной классификации № доведены лимиты на 2020 г. в сумме 15,9 млн. руб. на оплату потребленной электрической энергии (коммунальной услуги).
Доводы представителя административного ответчика Зубарева С.М. реконструкции электрических сетей на улице Линейная собственником ПАО МРСК, о монтаже светильников ПАО МРСК после завершения реконструкции линии электрических сетей являются голословными, документально представителем административного ответчика не подтверждены.
Оценивая все доказательства в совокупности и установленные на их основании обстоятельства, суд считает административное исковое заявление административного истца прокурора г. Саяногорска, заявленное к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании бездействия по организации освещения улиц незаконным обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление административного истца прокурора г. Саяногорска к административным ответчикам администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска о признании бездействия по организации освещения улиц незаконным удовлетворить.
Признать незаконным бездействие административных ответчиков администрации муниципального образования г. Саяногорск, Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска по организации освещения улицы Промышленной в районе домов с № до конца улицы, улицы Рабочей в районе домов с № и до конца улицы, улицы Буровой в районе домов №№, улицы Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы, улицы Линейной в рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия.
Возложить на административного ответчика администрацию муниципального образования г. Саяногорск обязанность в срок до ДАТА включительно организовать выделение денежных средств для монтажа светильников по улице Промышленной в районе домов с № до конца улицы, по улице Рабочей в районе домов с № и до конца улицы, по улице Буровой в районе домов №№,по улице Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы, по улице Линейной в рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия.
Возложить на административного ответчика Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту г. Саяногорска обязанность в срок до ДАТА включительно организовать монтаж светильников по улице Промышленной в районе домов с № до конца улицы, по улице Рабочей в районе домов с № и до конца улицы, по улице Буровой в районе домов №№,по улице Дивногорской в районе домов с № и до конца улицы, по улице Линейной в рп. Майна г. Саяногорска Республики Хакасия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.А. Казакова
Резолютивная часть решения объявлена 19.08.2020.
Решение в окончательной форме принято 26.08.2020.