Дело № 2а-1165/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Заводской районный суд г. Новокузнецка Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Лысенко Е.Е.
при секретаре Барминой Т.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новокузнецке
« 13» сентября 2018 года
административное дело по административному исковому заявлению Пермякова А.В. к Военному комиссариату Кемеровской области, Военному комиссариату Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка Кемеровской области о признании незаконными действия по изъятию военного билета, выдаче справки взамен военного билета, обязать вернуть военный билет, либо его дубликат,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Пермяков А.В. обратился в суд с административными исковыми требованиями, просит признать незаконными действия Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» и Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области по изъятию у Пермякова А.В. военного билета РФ №; признать незаконными действия Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» и Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области по выдаче ему справки взамен военного билета; обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» и Военный комиссариат военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области выдать изъятый у него сотрудником военного комиссариата по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области военный билет РФ №.
Требования мотивированы тем, что он, Пермяков А.В., дата по достижению им призывного возраста встал на воинский учет в военный комиссариат. дата он достиг возраста 27 лет. В 2015г. он обратился в Военный комиссариат по Заводскому и Новоильинскому районам г.Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о выдаче военного билета, так как достиг возраста 27 лет. По данному обращению, Военным комиссариатом по Заводскому и Новоильинскому районам г.Новокузнецка Кемеровской области были проведены мероприятия по зачислению его в запас Вооруженных Сил Российской Федерации, а именно: призывной комиссией по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области в отношении меня было вынесено решение, на основании которого согласно п. 1.1. ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» был зачислен в запас Вооруженных Сил Российской Федерации (отметка в разделе VIII. в военном билете РФ №: протокол № от 30.10.2014г.). 18.01.2016г. он получил военный билет РФ №.Данный военный билет был им предоставлен в отдел кадров ...», так как законом предусмотрено предоставление работодателю документа о воинской обязанности.21.05.2018 году его вызвали в военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области для сверки сведений в личном деле. При посещении военного комиссариата им работнику военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г.Новокузнецка Кемеровской области был передан военный билет РФ №, при этом, сотрудник военного комиссариата сказал, что военный билет ему не отдаст и, что ему будет выдана справка взамен военного билета.21.05.2018г. он обратился в Военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о возврате переданного им работнику военного комиссариата военного билета РФ №, которое военный комиссариат получил 21.05.2018г. за вх. №. Изъятие военного билета РФ № подтверждается ответом Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Кемеровской области» (далее - Военный комиссариат Кемеровской области) от 23.07.2018г. за исх. №. Срок для предоставления ответа на его обращение истек 21.06.2018г.Так как срок для предоставления ответа на обращение истек 21.06.2018г., он 29.06.2018г. в адрес Военного комиссариата Кемеровской области направил жалобу на действия сотрудников Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области и просьбой возвратить военный билет РФ №, изъятым у него сотрудником Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области.23.07.2018г. Военный комиссариат Кемеровской области прислал ответ за исх. №, в котором говорится о том, что 19.06.2018г. военным комиссариатом по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области в его адрес был направлен ответ на заявление от 21.05.2018г., согласно которого его вызывают в военный комиссариат 02.07.2018г. а также, что 09.07.2018г. он отказался от получения справки взамен военного билета. Однако, повестку о вызове в военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области на 02.07.2018г. он получил позднее 29.06.2018г. срока, что подтверждается штампом на конверте о принятии ответа в отделении почты России (06.07.2018г.) и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № с датой вручения 06.07.2018г.Действительно, сотрудником военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области ему под роспись была вручена повестка о вызове в военный комиссариат на 09.07.2018г. по вопросу рассмотрения заявления от 21.05.2018г. завх.№.09.07.2018г. он явился в военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, где ему предложили получить справку взамен военного билета по форме №. От получения данной справки он отказался, так как считает, что данный документ выдается ему незаконно. Так же, в ответе от 23.07.2018г. за исх. № Военный комиссариат Кемеровской области говорит о том, что 18.01.2016г. должностными лицами военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области ему ошибочно был выдан военный билет РФ №, и что ему должна была быть выдана справка взамен военного билета по форме №С настоящим выводом Военного комиссариата Кемеровской области не согласен.За состояние воинского учета отвечают военные комиссариаты.При оформлении и выдаче военного билета 18.01.2016г. военным комиссариатом данный документ был проверен на соответствие законодательству РФ, что подтверждается подписями и печатями военного комиссариата. Следовательно, изъятие сотрудниками военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области выданного ему 18.01.2016г. военного билета РФ № является незаконным. Так же, как и выдача справки взамен выданного военного билета.
Административный истец Пермяков А.В. не явился в судебное заседание, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 42).
Представитель административного истца В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании уточнила исковые требования и просила признать незаконными действия Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» и Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области по изъятию у Пермякова А.В. военного билета РФ №; признать незаконными действия Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат ...» и Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области по выдаче Пермякову А.В. справки взамен военного билета; обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат ...» и Военный комиссариат военный комиссариат по Заводскому,Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области вернуть изъятый у Пермякова А.В. сотрудником военного комиссариата по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области военный билет РФ №; в случае невозможности возврата изъятого военного билета РФ №, обязать Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Кемеровской области» и Военный комиссариат военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области выдать Пермякову А.В. дубликат военного билета.
Суду пояснила, что Пермяков А.В. по достижению призывного возраста встал на воинский учет в Военный комиссариат. В 2015 году по достижении 27 лет он обратился в Военный комиссариат по Заводскому и Новоильинского району г.Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о выдаче ему военного билета. Согласно данному заявлению Пермяков А.В. был зачислен в запас Вооруженных сил РФ, призывной комиссией вынесено решение. 18.01.2016г. Пермяков А.В. получил военный билет. 21.05.2018 г. Пермякова вызвали в Военный комиссариат Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка Кемеровской области для сверки сведений в личном деле, изъяли военный билет и сказали, что взамен него будет выдана справка. В этот же день административный истец написал заявление в Военный комиссариат о возврате переданного им работнику Военного комиссариата военного билета. Данное заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней с момента его регистрации. Однако ответа на заявление не последовало, и Пермяков написал жалобу на действия сотрудников Военного комиссариата. Изъятие военного билета предусматривается законодательством только в определенных случаях, а именно: если по каким-либо причинам отправка призывника не состоялась, либо у арестованных обвиняемых при рассмотрении уголовных дел или осужденных. Изъятие военного билета Военным комиссариатом, либо выдача справки взамен военного билета не предусмотрены. Следовательно, изъятие военного билета Пермякова было незаконным. Нарушение права Пермякова было в том, что у него был изъят военный билет, который ему необходим при трудоустройстве и в дальнейшем в работе охранником. Он его предоставлял в отдел кадров .... Пермяков был вызван в Военный комиссариат для получения справки по форме № взамен изъятого военного билета. Однако он отказался от получения данной справки, так как считает, что этот документ выдается незаконно. Военный комиссариат должен вернуть изъятый военный билет или выдать его дубликат.
Представитель административного ответчика ФКУ Военный комиссариат Кемеровской области, Военного комиссариата Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка, призывной комиссии военного комиссариата Кузнецкого района г.Новокузнецка - Я.., действующая на основании доверенности № от 30.01.2018 года, выданной ФКУ «Военный комиссариат Кемеровской области» (л.д. 39), аявленные требования не признала, просила отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Предоставила суду письменные возражения на административное исковое заявление, в которых указала, что согласно по достижении 17 летнего возраста Пермяков А.В. был поставлен на первоначальный воинский учет и признан ограниченно годен к военной службе (категория годности В), в дальнейшем, ему установлена категория годности к военной службе «Б»(годен к военной службе с незначительными ограничениями) и показатель предназначения 3. До 01.07.2011 года Пермякову А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. в связи с обучением в образовательном учреждении (СибГИУ). По окончании срока предоставленной отсрочки с 2011 года и по 2014 год в отношении истца проводились розыскные мероприятия, однако в военный комиссариат Пермяков А.В, явился 30.10.2014 года по достижении им 27 летнего возраста.30.10.2014 года Пермяков А.В., дата, решением призывной комиссии протокол № был зачислен в запас и признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Юридически значимым фактом является то, что Пермяков А.В. считается лицом, не проходившим военную службу и не имевшим освобождения от призыва (ст. 23 ФЗ № 53-ФЗ) либо отсрочки от призыва (ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ) после 1 января 2014 года, а значит независимо от того, призывался ли он военным комиссариатом, вручались ли ему повестки в установленном законом порядке, после достижения 27 лег призывная комиссия зачисляет его в запас и признает его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с выдачей справки взамен военного билета.18.01.2016года в соответствии с разъяснениями ВККО № от 12.11.2015 года Пермякову А.В. был выдан военный билет № вместо справки Формы №.При проведении проверки в соответствии с приказом военного комиссара, было установлено, что данные действия не соответствуют требованиям приказа МО РФ № 495 от 18.07.2014 г. и на момент выдачи Пермякову А.В. военного билета, разъяснения от 12.11.2015 года утратили силу в связи, с чем военный билет и был изъят, для замены его на документ персонального воинского учета в соответствии с вышеуказанным приказом. (л.д. 43-44).
Дополнительно предоставила суду письменные возражения, в которых указала, что 18.01.2016 года должностным лицом военного комиссариата Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов города Новокузнецк Пермякову А.В. был выдан военный билет. Бланки Формы № (справки) согласно накладной №, военным комиссариатом были получены 17.12.2015 года. В соответствии с приказом военного комиссара (приложение №), при проведении проверки законности выдачи документов воинского учета, было установлено, что выдача Пермякову А.В. военного билета не соответствуют требованиям приказа МО РФ № 495 от 18.07.2014 г., в связи с чем, 21.05.2018 года у истца был изъят военный билет, выданный в нарушение требований законодательства и уничтожен по Акту (приложение №).Привлечь к ответственности должностное лицо, допустившее нарушения требований законодательства РФ не представляется возможным, в связи нахождением в декретном отпуске. Гражданам взамен изъятых военных билетов были выданы документы персонального воинского учета в соответствии с вышеуказанным приказом Справка Форма №. Пермяков Л.В. получать документ отказался. Таким образом, юридически значимым фактом, является то, что Пермяков А.В. дата не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года.
Суду пояснила, что права истца не были нарушены, так как сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение, истцом не представлены. Если истец предоставит в отдел кадров не военный билет, а справку, его никто увольнять не будет, так как указанная справка является документом военного учета.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению, при этом суд исходит из следующего:
Согласно ст. 59 Конституции РФ, защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно ч. 1 ст.52 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан: не подлежавших призыву на военную службу по достижении ими возраста 27 лет; не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.
Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 (ред. от 30.09.2017) при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих военных комиссариатов муниципальных образований выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Согласно п.7 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
Согласно п. 4 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 г. № 53- ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судом установлено, что Пермяков А.В., дата, с 10.02.2004 года состоит на учете в Военном комиссариате Центрального района г.Новокузнецка Кемеровской области (л.д. 46).
Согласно учетной карте призывника Пермяков А.В., дата, при первоначальной постановке на воинский учет признан ограниченно годным к военной службе (категория годности В), в дальнейшем, ему установлена категория годности к военной службе «Б» (годен к военной службе с незначительными ограничениями) и показатель предназначения 3 (л.д. 48-57).
С 17.10.2007 года до 01.07.2011 года Пермякову А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с пп. «а» п.2 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28.03.1998 г. в связи с обучением в образовательном учреждении ..., что подтверждается справкой № от 20.09.2010 года (л.д. 63), а также выпиской из приказа № от 24.01.2012 года на студента Пермякова А.В., дата рождения, отчисленного за невыполнение учебного плана (л.д. 62).
В соответствии со статьей 31 Федерального закона N 53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» ( далее Федеральный закон № 53- ФЗ) граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Судом установлено, что с 2011 года и по 2014 год в отношении истца проводились розыскные мероприятия, что подтверждается копиями повесток, объяснительными, корешками повесток, обращениями об установлении местонахождения призывника в ОП «...2» (л.д. 58-61, 64-65), которые положительных результатов не дали. дата Пермяков А.В. достиг возраста 27 лет.
После чего, 30.10.2014 года административный истец явился по достижении им 27 летнего возраста в военный комиссариат, где решением призывной комиссии протокол № от 30.10.2014 года был зачислен в запас и признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (л.д. 45, 82).
18.01.2016года в соответствии с разъяснениями ВККО № от 12.11.2015 года Пермякову А.В. был выдан военный билет № вместо справки Формы № (л.д. 7-8), который был им предоставлен в отдел кадров ...», так как законом предусмотрено предоставление работодателю документа о воинской обязанности (л.д. 9-12).
Согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона N 53-ФЗ, при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным законом), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
В соответствии с п. 34 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации »от 11.11.2006 N 663, призывная комиссия при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву на основании документов воинского учета, а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих органов выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если гражданин не проходил военную службу, начиная с 01.01.2014, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. N 495, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 22 сентября 2014 г., регистрационный номер 34099. утверждена « Инструкция по обеспечению функционирования системы воинскою учета граждан Российской Федерации», согласно которой справка взамен военного билета является основным документом персонального воинского учета граждан, пребывающих в запасе, не проходивших военную службу, характеризующим его отношение к исполнению воинской обязанности.
Справка взамен военного билета оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Бланки справок взамен военных билетов являются документами строгой отчетности. Военные комиссариаты получают бланки справок взамен военных билетов строго в объемах, необходимых для выдачи гражданам.
Отделы (муниципальные) не реже одного раза в полугодие проводят внутренние проверки правильности выдачи справок взамен военных билетов специально назначенными для этих целей комиссиями.
В соответствии с приказом военного комиссара Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка Кемеровской области от 21.05.2018 года №, при проведении проверки законности выдачи документов воинского учета, было установлено, что выдача Пермякову А.В. военного билета не соответствуют требованиям приказа МО РФ № 495 от 18.07.2014 г. (л.д. 83).
В связи с этим, согласно исковому заявлению и пояснениям представителя административного истца в судебном заседании, 21.05.2018 года административный истец был вызван в военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области для сверки сведений в личном деле.
При посещении военного комиссариата Пермяковым А.В. работнику военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г.Новокузнецка Кемеровской области был передан военный билет РФ №, при этом, сотрудник военного комиссариата сказал, что военный билет не отдаст, ему будет выдана справка взамен военного билета.
В тот же день Пермяков А.В. обратился в Военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о возврате военного билета РФ №, которое военный комиссариат получил 21.05.2018г. за вх. № (л.д. 13).
Не получив ответа, 29.06.2018г. административный истец в адрес Военного комиссариата Кемеровской области направил жалобу на действия сотрудников Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области и просьбой возвратить военный билет РФ №, изъятый у него сотрудником Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области (14). Жалоба получена административным ответчиком 03.07.2018 года (л.д. 16).
Согласно ответа Военного комиссариата Кемеровской области № от 23.07.2018г., 19.06.2018г. военным комиссариатом по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области в адрес ответчика направлен ответ на заявление от 21.05.2018г., согласно которого ему предложено прибыть в военный комиссариат 02.07.2018г. а также, что 09.07.2018г. он отказался от получения справки взамен военного билета (л.д. 17). Кроме того, в ответе Военного комиссара Кемеровской области указано, что 18.01.2016 года военный билет Пермякову А.В. был выдан ошибочно.
Указанный ответ Военного комиссариата по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области № от 19.06.2018 года и повестка на 09.07.2018 года получены Пермяковым А.В. 06.07.2018 года (л.д. 19-21).
Согласно исковому заявлению, 09.07.2018г. Пермяков А.В. явился в военный комиссариат по Заводскому, Кузнецкому, Новоильинскому и Орджоникидзевскому районам г. Новокузнецка Кемеровской области, где ему предложили получить справку взамен военного билета по форме № От получения данной справки истец отказался, так как считает, что данный документ выдается ему незаконно. Что так же подтверждено сторонами в судебном заседании.
Согласно п. 1 приложения к форме №1 Приказа Министра обороны РФ от 18.07.2014 № 495 «Об утверждении Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации и порядка проведения смотров-конкурсов на лучшую организацию осуществления воинского учета» (далее - Приказ) Военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана (далее - военный билет) является основным документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для граждан, пребывающих в запасе, - их отношение к исполнению воинской обязанности...
Военный билет оформляется и выдается гражданину Российской Федерации, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу:.. . при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов из числа граждан: не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу; не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу; прошедших альтернативную гражданскую службу; граждан женского пола, имеющих военно-учетную специальность.
Согласно п. 5 приложения к форме №1 Приказа, подготовленный к выдаче военный билет представляется начальнику отдела (муниципального) или лицу, его замещающему, который проверяет полноту и правильность его оформления, после чего проставляет свою подпись в правом нижнем углу внутренней стороны обложки военного билета и оттиск гербовой мастичной печати в месте, обозначенном буквами "М.П.". Оттиск печати должен быть четким, свободно читаемым, но не затрагивать лица владельца военного билета, изображенного на фотографии.
Согласно п. 11 приложения к форме №1 Приказа в пункте 6 указываются: в первом абзаце - дата, наименование призывной комиссии района, города (без районного деления), административного округа и ему равного административного образования (далее - муниципальное образование) и ее решение в отношении гражданина, не пребывающего в запасе и призываемого на военную службу...
Согласно п. 30 приложения к форме №1 Приказа в разделе VIII. производятся записи: о выдаче военного билета взамен утраченного или пришедшего в негодность; о наличии допуска контрольных органов; о знании иностранных языков; о выдаче рекомендаций для внеконкурсного зачисления в государственные образовательные организации среднего профессионального или высшего образования. Кроме того, делаются оговорки о внесенных в военный билет исправлениях с указанием даты их внесения, которые заверяются подписью начальника отдела (муниципального) военного комиссариата (командира воинской части) и гербовой печатью.
Согласно п. 34 приложения к форме №1 Приказа бланки военных билетов являются документами строгой отчетности.
Согласно п. 7 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ №719 от 27.11.2006г. персональный воинский учет граждан по месту их жительства или месту пребывания (на срок более 3 месяцев) или месту прохождения альтернативной гражданской службы осуществляется военными комиссариатами.
Системное толкование приведенных подзаконных актов позволяет суду прийти к выводу, что поскольку 30.10.2014 года в отношении административного истца принято решение о зачислении его в запас по достижении возраста 27 лет, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, ему подлежала выдаче соответствующая справка взамен военного билета.
Согласно накладной № на выдачу бланков строго учета от 17.12.2015 года Отдел ВККО по Заводскому и Новоильинскому районам г. Новокузнецка получил справки взамен военного билета (форма №) (л.д. 86).
Судом установлено, что истцу ошибочно, без законных оснований выдан военный билет, что установлено по итогам проверки законности выдачи документов воинского учета, оправдательных документов на граждан 27 летнего возраста, признанных призывной комиссией военного комиссариата Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка не прошедшими военную службу по призыву не имея на то законных оснований.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пунктом 2 части 9 статьи 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд.
Таким образом, судом установлено, что 21.05.2018 года у истца был изъят военный билет, выданный в нарушение требований законодательства, который был уничтожен согласно Акту № от 31.07.2018 года (л.д. 84-85).
Настоящий административный иск поступил в Заводской районный суд г. Новокузнецка 16.08.2018 года. Таким образом, срок для обращения в суд не нарушен, исковое заявление подано в пределах установленного законом срока.
По смыслу положений пунктов 3 и 4 части 9 статьи 226 КАС РФ для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доводы представителя истца о том, что права Пермякова А.В. нарушены в том, что у него был изъят военный билет, который ему необходим при трудоустройстве и в дальнейшем в работе охранником несостоятельны, поскольку права и законные интересы административного истца не нарушены действиями (бездействием) должностного лица. Таким образом, условия, необходимые для удовлетворения заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) органов государственной власти и их должностных лиц, отсутствуют.
Административным истцом и его представителем не представлены доказательства о том, какие права, свободы и законные интересы Пермякова А.В. нарушены, а также причины, которые могут повлечь за собой их нарушение (ч. 4 ст. 125 КАС РФ).
В связи с вышеизложенным, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований административного истца Пермякова А.В.
Руководствуясь ст. 175-180, 226-228, КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В исковых требованиях Пермякова А.В. к Военному комиссариату Кемеровской области, Военному комиссариату Заводского, Кузнецкого, Новоильинского и Орджоникидзевского районов г.Новокузнецка Кемеровской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 18.09.2018года.
Судья Е.Е. Лысенко