ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1183/2023 от 14.08.2023 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

14 августа 2023 года ****

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Рыжовой Н.А., при секретаре Богданове Г.А., с участием представителя административного истца помощника Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области Истомина Е.В., представителя административного ответчика главы администрации Котикского сельского поселения Горюнова В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1183/2023 по административному иску (УИД 38RS0023-01-2023-001261-79) Тулунского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котикского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки

у с т а н о в и л

Истец Тулунский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котикского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки, указав, что в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением администрацией Котикского сельского поселения градостроительного законодательства установлено следующее.

Из информации службы архитектуры Иркутской области следует, что на территории Тулунского района границы зон затопления, подтопления установлены в отношении населенных пунктов 13 муниципальных образований Иркутской области, в том числе на территории Котикского муниципального образования.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона (ФЗ) от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится утверждение правил землепользования и застройки, а также утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Указанный вопрос местного значения закреплен законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз за сельскими поселениями Тулунского района.

Положением п. 5 ч. 2 ст. 33 Градостроительного кодекса РФ (далее по тексту - ГрК РФ) определено, что установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, к которым, в частности относятся зоны затопления, подтопления, является основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 33 ГрК РФ со дня выявления, предусмотренных пунктами 3-5 ч. указанной статьи изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения.

Срок уточнения правил землепользования и застройки в соответствии с ч. 9 указанной статьи в целях отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий не может превышать шесть месяцев со дня выявления оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки.

Согласно п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, границы зон затопления, подтопления отображаются в документах территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территорий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 104 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: защита жизни и здоровья граждан; безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства; обеспечение сохранности объектов культурного наследия; охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира; обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.

Согласно ст. 105 ЗК РФ зоны затопления и подтопления являются одним из видов зон с особыми условиями использования территории.

В силу ч. 1 ст. 107 ЗК РФ со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено п.п. 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

Установлено, что приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ от 01.02.2021 № 47, от 15.07.2020 № 277, от 15.07.2020 № 276 установлены границы зон затопления территорий, прилегающей к реке Курзанка, в границах населенных пунктов д.Малый Утайчик, п.Утай, д.Заусаево.

17.01.2023 межрайонной прокуратурой по результатам анализа состояния законности в сфере градостроительного законодательства в адрес главы Котикского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства, связанных с отсутствием в правилах землепользования и застройки зон затопления, подтопления.

Ввиду отсутствия денежных средств в бюджете Котикского муниципального образования администрацией Котикского сельского поселения надлежащих мер к внесению изменений в документы территориального планирования до настоящего времени не принято.

Таким образом, в нарушение требований п. 8 ч. 8 ст. 23 ГрК РФ, п. 18 Положения о зонах затопления, подтопления, утвержденному постановлением Правительства РФ от 18.04.2014 № 360, в течение длительного времени изменения в правила землепользования и застройки не внесены, границы зон затопления паводковыми водами не приведены в соответствие с Приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ от 01.02.2021 № 47, от 15.07.2020 № 277, от 15.07.2020 № 276.

Непринятие мер по внесению изменений в правила землепользования и застройки может повлечь выделение земельных участков и возведение нового жилья, иных объектов в зонах затопления, что в свою очередь будет нести угрозу жизни и здоровью граждан.

Просит суд обязать администрацию Котикского сельского поселения в срок до 31.12.2023 обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки Котикского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ от 01.02.2021 № 47, от 15.07.2020 № 277, от 15.07.2020 № 276.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области Истомин Е.В. требования административного иска, по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, поддерживает, просит суд удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - глава администрации Котикского сельского поселения Горюнов В.В. требования административного иска признает, суду пояснил, что обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении, не оспаривает, пояснил, что требования закона в этой части не исполнены по причине глубокого дефицита бюджета Котикского муниципального образования, за счет собственных средств не осуществимо. Для выполнения вышеуказанных мероприятий администрацией Котикского сельского поселения ежегодно подавалась заявка для получения субсидии из средств областного бюджета, предоставляемой службой архитектуры Иркутской области в рамках положения о предоставлении субсидии из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на актуализацию документов территориального планирования и актуализацию документов территориального планирования. 03.03.2023 заключено соглашение № 38 о предоставлении в 2023 году из областного бюджета бюджету Котикского сельского поселения Тулунского муниципального района Иркутской области субсидий на актуализацию документов градостроительного зонирования. Администрацией Котикского сельского поселения 27.03.2023 заключен муниципальный контракт № 1 с ООО «Проектно-планировочная мастерская «Мастер-План» на выполнение работ по актуализации документов градостроительного зонирования. Срок выполнения работ до 15.12.2023 в настоящее время работы проводятся.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, материалами дела подтверждается, что заместителем межрайонного прокурора Леонтьевым Л.Л. в адрес главы Котикского сельского поселения Горюнова В.В. от 17.01.2023 № 7-24-2023/Прдп5-23-20250048 вынесено представление об устранении нарушений градостроительного законодательства с требованием, рассмотреть представление, устранить выявленные нарушения требований федерального закона, л.д. 13-15.

26.01.2023 за исх. № 14 главой Котикского сельского поселения Горюновым В.В. в адрес заместителя межрайонного прокурора Леонтьева Л.Л. по результатам рассмотрения представления направлена информация об устранении нарушений градостроительного законодательства, указано, что для внесения изменений в правила землепользования и застройки Котикского сельского поселения в целях отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, а также установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, необходима актуализация документов территориального планирования Котикского сельского поселения. Администрацией Котикского сельского поселения от 28.04.2022 заключен муниципальный контракт № 1 с ООО «Проектно-планировочная мастерская «Мастер-План» на выполнение работ по актуализации документов территориального планирования Котикского сельского поселения. Срок выполнения работ до 15.12.2023 в соответствии с п. 1.3 муниципального контракта от 28.04.2022 № 1 согласование, проведение публичных слушаний (общественных обсуждений), доработка документации по замечаниям и утверждение проекта не входит в срок выполнения работ, и осуществляется в рамках гарантийных обязательств. ООО «Проектно-планировочная мастерская «Мастер-План» гарантийным письмом от 02.12.2022 № 607-12 обязуется устранить недостатки в срок, установленный п. 7.3 муниципального контракта от 28.04.2022 № 1 (12 месяцев с даты подписания акта сдачи-приемки выполненных работ). 18.01.2023 № 8 администрацией Котикского сельского поселения подана заявка в службу архитектуры на актуализацию документов градостроительного зонирования, так как выполнение данных работ за счет собственных средств муниципального образования невозможно, в связи с высокой стоимостью работ и дефицитом местного бюджета. В настоящее время заявка находится на рассмотрении в службе архитектуры Иркутской области. После получения субсидии выявленные нарушения градостроительного законодательства будут устранены, л.д. 16.

Как установлено судом и следует из материалов дела, поводом к осуществлению прокурорского надзора за исполнением администрацией Котикского сельского поселения градостроительного законодательства послужила информация службы архитектуры Иркутской области, из содержания которой следует, что на территории Тулунского района границы зон затопления, подтопления установлены в отношении населенных пунктов 13 муниципальных образований Иркутской области, в том числе на территории Котикского муниципального образования, л.д. 9-10, 11-12.

Приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ от 01.02.2021 № 47, от 15.07.2020 № 277, от 15.07.2020 № 276 установлены границы зоны затопления, с учетом фактически затапливаемой территории, прилегающей к р.Курзанка, в границах населенных пунктов д.Малый Утайчик, п.Утай, д.Заусаево. Согласно приложениям к приказам, обозначены характерные точки границ, координаты, план границ объекта, л.д. 29, 30, 32-33, 34-37, 39-40, 41-43.

Административный истец, Тулунский межрайонный прокурор, обратившись в суд с административным иском, действуя в интересах неопределенного круга лиц к административному ответчику администрации Котикского сельского поселения, в обоснование заявленных требований административного иска указывает, что обязанность по внесению изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения, возложена на главу местной администрации.

Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Содержание правил землепользования и застройки, порядок их подготовки и утверждения установлены статьями 30-36 ГрК РФ.

В силу ч. 1 ст. 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.

Статьей 33 ГрК РФ определен порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки.

В силу ч. 2 данной нормы статьи, основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:

5) установление, изменение, прекращение существования зоны с особыми условиями использования территории, установление, изменение границ территории объекта культурного наследия, территории исторического поселения федерального значения, территории исторического поселения регионального значения.

Частью 9 ст. 33 ГрК РФ предусмотрено, что в случае поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3-5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки глава местной администрации обязан обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки путем их уточнения в соответствии с таким требованием. При этом утверждение изменений в правила землепользования и застройки в целях их уточнения в соответствии с требованием, предусмотренным частью 8 настоящей статьи, не требуется.

Срок уточнения правил землепользования и застройки в соответствии с частью 9 настоящей статьи в целях отображения границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий не может превышать шесть месяцев со дня поступления требования, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, поступления от органа регистрации прав сведений об установлении, изменении или прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, о границах территории объекта культурного наследия либо со дня выявления предусмотренных пунктами 3-5 части 2 настоящей статьи оснований для внесения изменений в правила землепользования и застройки, часть 10.

Прокурор в административном исковом заявлении указывает, что указанный вопрос местного значения закреплен законом Иркутской области от 03.11.2016 № 96-оз за сельскими поселениями Тулунского района.

На основании п. 1 ст. 104 ЗК РФ зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства;

3) обеспечение сохранности объектов культурного наследия;

4) охрана окружающей среды, в том числе защита и сохранение природных лечебных ресурсов, предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира;

5) обеспечение обороны страны и безопасности государства.

В целях, предусмотренных п. 1 вышеуказанной статьи, в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законами о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий, п. 2 ст. 104 ЗК РФ.

Согласно п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 1 ст. 107 ЗК РФ предусмотрено, что со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи. Реконструкция указанных зданий, сооружений может осуществляться только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории.

В силу требований ст. 3 КАС РФ, задачами административного судопроизводства являются:

2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Рассмотрение дел по правилам главы 22 КАС РФ осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда, п. 7 ст. 6.

По смыслу ст. ст. 218, 226 и 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного искового заявления, рассматриваемого в порядке главы 22 названного Кодекса, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действия (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца действующим законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права, а административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, совершенное оспариваемое действие (бездействие) соответствует закону, часть 11 ст. 226 КАС РФ.

При этом суд, осуществляя согласно КАС РФ проверку законности и обоснованности оспариваемых решений, действий (бездействия), определяет обстоятельства, подлежащие доказыванию, ч. 3 ст. 62, принимает только относимые и допустимые доказательства, ст. ст. 60 и 61 и руководствуется общими правилами их оценки, ст. 84.

Суд, принимая во внимание установленные по настоящему административному делу обстоятельства, учитывая требования закона, нормы которого приведены в решении суда, признание административного иска административным ответчиком, приходит к выводу, что административным истцом представлены суду убедительные и достаточные доказательства, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с невнесением административным ответчиком изменений в правила землепользования и застройки Котикского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ, полагая, что требования административного иска подлежат удовлетворению, срок, в течение которого должна быть исполнена обязанность до 31.12.2023, является разумным, а неисполнение решения суда не может быть поставлено в зависимость от отсутствия денежных средств в бюджете Котикского муниципального образования.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 59-62, 68, 84, 218, 226, 227, 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л

Требования административного иска Тулунского межрайонного прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Котикского сельского поселения о возложении обязанности обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки - удовлетворить.

Обязать администрацию Котикского сельского поселения в срок до 31.12.2023 обеспечить внесение изменений в правила землепользования и застройки Котикского муниципального образования путем приведения зон с особыми условиями использования территории в соответствии с Приказами Енисейского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов РФ от 01.02.2021 № 47, от 15.07.2020 № 277, от 15.07.2020 № 276.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Тулунский городской суд Иркутской области.

Судья Н.А. Рыжова