К делу № 2а-1223/19г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 20 июня 2019 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Метелкина Е.В.,
при секретаре Кожемякиной Я.Л.,
с участием представителя административного истца Альковой Г.В. – Малыгиной Р.А.,
представителя административного ответчика Темрюкского отдела УФСГР кадастра и картографии по Краснодарскому краю Люсого Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по административному исковому заявлению Альковой Г.В. к Темрюкскому отделу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на дом сезонного проживания,
УСТАНОВИЛ:
Алькова Г.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании действий Темрюкского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, выраженные в приостановлении государственной регистрации права собственности на нежилое здание - дом сезонного проживания, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, незаконными и обязании осуществить государственную регистрацию права собственности.
В обоснование требований указала, что является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - дом отдыха. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствует выписка из ЕГРН. В настоящее время истицей, на указанном земельном участке, возведено здание - дом сезонного проживания, нежилого назначения, в связи с чем, она обратилась за государственной регистрацией права собственности в Росреестр, приложив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ административный ответчик приостановил государственную регистрацию права собственности на здание, ссылаясь на те основания, что в составе принятых с заявлением документов отсутствуем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания и проектная документация. В подтверждение своих доводов ответчиком указано, что согласно п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешения на строительство, а соответственно и следующего за ним документа - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не требуется на земельном участке строений, зданий, сооружений вспомогательного использования. Также указано, что согласно п. 10 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к зданиям и сооружения пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования. При этом ответчик указывает на то, что поскольку в представленных истицей документах на государственную регистрацию права собственности, отсутствует документ, свидетельствующий о том, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, то данное обстоятельство препятствует государственной регистрации права собственности. С указанными доводами истица не согласна, считает, что они не основаны на действующем законодательстве, а также нарушают ее права и законные интересы. Согласно ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешения на строительство, а соответственно и следующего за ним документа - разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не требуется на земельном участке для строений, зданий, сооружений вспомогательного использования. При этом сам Градостроительный кодекс не содержит определения понятия «объектов вспомогательного использования». Более того, законодательство РФ не содержит ни прямые, ни косвенные ссылки на то, каким документом данный факт должен подтверждаться. Вместе с тем, как указывается самим ответчиком, п. 10 ст. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», к зданиям и сооружения пониженного уровня ответственности, относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания сооружения вспомогательного использования. В представленных на государственную регистрацию права документах, имеется технический план здания, в свою очередь, содержащий декларацию об объекте недвижимости, из содержания данного документа видно, что указанный объект имеет нежилое назначение, а его эксплуатация носит сезонный, то есть временных характер. Следовательно, указанное здание, является объектом вспомогательного использования, а значит, для его строительства не требует получения разрешительной документации, как следствие документа о вводе объекта эксплуатацию. Возведение строений, строительство которых не требует разрешительной документации, тем не менее должно осуществляется в соответствии с градостроительными нормами и регламентами, не угрожать жизни и здоровью граждан, иными словами отвечать всем тем требованиям, которые предъявляются к зданию подобного типа действующим законодательном, СНиП. Данный факт может быть подтвержден только исследованием специалистов в соответствующей области.
В судебном заседании представитель административного истца Малыгина Р.А. уточнила административные исковые требования и просила обязать Темрюкский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> устранить допущенные нарушения законодательства, обязав осуществить государственную регистрацию права собственности Альковой Г.В. на нежилое здание – дом сезонного проживания, площадью 214,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, пункт 1 административного искового заявления не поддерживала. Дополнительно в судебном заседании пояснила, что согласно заключению эксперта возведенное строение - дом сезонного проживания, является объектом вспомогательного использования, который соответствует всем требованиям, не создает препятствия смежным землепользователям.
Представитель административного ответчика Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Люсый Д.В. полагался на усмотрение суда, учитывая, что в заключение эксперта установлено, что спорный объект является объектом вспомогательного использования.
Административный истец Алькова Г.В. в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом извещённой о слушании дела.
Выслушав объяснение участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит уточненные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Алькова Г.В. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования - дом отдыха, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 22-23).
Как следует из пояснений административного истца, ею на указанном земельном участке возведено здание - дом сезонного проживания.
Указанные обстоятельства также подтверждаются заключением я кадастрового инженера А, согласно которого им проводились кадастровые работы в связи с постановкой на кадастровый и государственный учёт нежилого строения - дом сезонного проживания, расположенного по адресу: <адрес>. Нежилое строение расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №. Документами - основаниями для подготовки технического плана являются декларация об объекте недвижимости. Возведённый объект не является объектом основного назначения, а является нежилым зданием вспомогательного назначения - объектом временного (сезонного) проживания. <адрес> по зданию равна 214.3 кв.м., что соответствует площади, указанной в декларации.
Согласно данных технического паспорта, составленного отделом ГБУ КК «Крайтехинвентаризация - Краевое БТИ» по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ объект имеет следующие характеристики: общая площадь - 188,8 кв.м., год постройки - 2017; этажность - 2, в том числе подземных 0; материал стен — оцилиндрованный брус.
ДД.ММ.ГГГГ Алькова Г.В. обратилась в Темрюкский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> с заявлением о государственной регистрации права на спорный объект недвижимого имущества, приложив к заявлению технический план указанного здания.
ДД.ММ.ГГГГ гола государственным регистратором Люсым Д.В. уведомлением Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> Альковой Г.В. было сообщено, что в составе принятых с заявлением документов отсутствуем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию нежилого здания и проектная документация. Коме того, в уведомлении содержаться ссылки на п. 3 ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, п. 10 ст. 4 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и указано, что в представленных документах на государственную регистрацию права собственности, отсутствует документ, свидетельствующий о том, что спорный объект является объектом вспомогательного использования, что препятствует государственной регистрации права собственности.
Государственная регистрация права собственности на указанный объект была приостановлена на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец не согласен с указанной позицией, поскольку разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не требуется на земельном участке строений, зданий, сооружений вспомогательного использования, Градостроительный кодекс на содержит определение понятия «объектов вспомогательного использования», кроме того, законодательство РФ не содержит ссылки на то, каким документом данный факт должен подтверждаться, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Алькова Г.В. обратилась в Темрюкский районный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25.3 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются: документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. Предоставления правоустанавливающего документа на указанный земельный участок не требуется в случае, если право заявителя на этот земельный участок ранее зарегистрировано в установленном настоящим Законом порядке.
Пунктами 1 и 2 ст. 19 Федерального закон от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определено, что государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений, а также в случае непредставления документов (сведений, содержащихся в них), запрашиваемых органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по межведомственным запросам.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 3 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Действующее законодательство не содержит однозначного определения объекта вспомогательного использования, вместе с тем, исходя из анализа положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, основными критериями определения таких объектов как объектов вспомогательного использования могут являться: отсутствие необходимости получения разрешительной документации на их строительство; наличие основного объекта недвижимого имущества, по отношении к которому объекты являются вспомогательными и предназначены для обслуживания основного здания, принадлежность объектов к виду сооружений пониженного уровня ответственности.
Согласно пункту 10 статьи 4 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" к зданиям и сооружениям пониженного уровня ответственности относятся здания и сооружения временного (сезонного) назначения, а также здания и сооружения вспомогательного использования, связанные с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения либо расположенные на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку в ходе судебного разбирательства возникла объективная необходимость дать оценку спорного строения, которая может быть осуществлена только с использованием специальных познаний, в соответствии со ст. 79 ГПК РФ суд назначил судебную строительную и землеустроительную экспертизу, производство которой было поручено эксперту А с привлечением по необходимости специалистов по землеустройству (кадастрового инженера) и других специалистов.
Как следует из выводов экспертного заключения, выполненного экспертом А, исследуемый объект относится к зданиям пониженного уровня ответственности, как здание временного (сезонного) назначения. Месторасположение исследуемого объекта не создает препятствий для эксплуатации объектов недвижимого имущества, находящихся на рядом расположенных земельных участках. Возведенный дом сезонного проживания, расположенный по адресу: РФ, <адрес>, не влияет на инсоляцию и не перекрывает оконных проемов и не влияет на освещенность помещений строений, расположенных на рядом расположенных земельных участках. Планировочные решения, принятые при строительстве дома сезонного проживания соответствуют требования строительных норм и правил. Экспертом не выявлены нарушения требований к несущей способности и допустимой деформативности конструкций, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическим условиям. Строительство дома сезонного проживания, используемое с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них, допускается в соответствии требованиями правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес>. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером № по адресу: РФ, <адрес>, соответствует назначению возведенного дома сезонного проживания. Экспертом нарушений требований технических регламентов не выявлено. Дом сезонного проживания соответствует требованиям строительных норм и правил, градостроительным нормам, требованиям пожарной безопасности, препятствий смежным землепользователям в пользовании принадлежащим им земельным участкам и расположенными на них объектами недвижимости экспертом не выявлено, угроза жизни и здоровью граждан не выявлена.
В соответствии с требованиями правил землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения <адрес> минимальная площадь земельного в зоне СК для гостиничного использования составляет 100 кв.м. В результате исследование выявлено отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных правилами землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения. В соответствии с требованиями п.2, ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №190-ФЗ, выявленное отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции, установленных правилами землепользования и застройки Голубицкого сельского поселения, допустимо. Исследуемый объект расположен в границах земельного участка и не выходит за его пределы. Исследуемый объект не является сооружением, а является зданием. Исследуемый объект не связан с осуществлением строительства или реконструкции здания или сооружения и не расположен на земельном участке, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, следовательно, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», объектом вспомогательного использования не является. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» исследуемый объект является зданием пониженного уровня ответственности. Однако, исходя из вида разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, основными объектами являются дома отдыха и исследуемый объект - дом сезонного проживания, по отношению к такому объекту, является объектом вспомогательного использования.
Суд принимает во внимание заключение эксперта А, как надлежащее доказательство. Основание не доверять данному заключению, суду не представлено. При проведении экспертизы эксперту были разъяснены права и обязанности, он был предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, о чем он расписался. Данная экспертиза обоснованная, логичная и последовательная. Стороны по делу данную экспертизу не оспаривали. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы суду не заявляли.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом установлено, что объектом регистрации права собственности является зданием пониженного уровня ответственности в соответствии с п. 10 ст. 4 ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Кроме того, экспертным заключением подтверждено, что исходя из вида разрешенного использование земельного участка с кадастровым номером 23:30:0000000:2970, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, основными объектами являются дома отдыха и исследуемый объект - дом сезонного проживания, по отношению к такому объекту, является объектом вспомогательного использования.
Из приведенных доказательств следует, что данный объект недвижимости обладает признаками строения, предусмотренного для сезонного использования и является объектом вспомогательного использования.
На основании указанного суд приходит к выводу о том, что уточненные административные требования Альковой Г.В. об обязании Темрюкского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию права собственности на нежилое здание – дом сезонного проживания, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административное исковое заявление Альковой Г.В. к Темрюкскому отделу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности на дом сезонного проживания.
Обязать Темрюкский отдел управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> осуществить государственную регистрацию права собственности Альковой Г.В. на нежилое здание - дом сезонного проживания, площадью 214,3 кв. расположенного по адресу: РФ, <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы в Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Е.В. Метелкин
Решение суда принято в окончательной форме 24 июня 2019 года.