ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1225/2021 от 12.01.2022 Первомайского районного суда (Оренбургская область)

дело № 2а- 97/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Первомайский Первомайского района 12 января 2022 года

Оренбургской области

Первомайский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Исентаевой Д.А., с участием помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области Мосиенко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Первомайского района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о признании незаконным бездействия муниципального образования выразившегося в непринятии мер, направленных на постановку на учет бесхозяйных сетей газораспределения и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Оренбургской области обратился в Первомайский районный суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, в котором просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района, выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных сетей газораспределения, расположенных в <адрес> и обязать администрацию муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда поставить на учет бесхозяйные сети газораспределения, расположенных в <адрес>

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Первомайского района в ходе осуществления надзора за исполнением требований федерального законодательства в сфере газоснабжения и газификации и законодательства о собственности в деятельности администрации МО Советский сельсовет Первомайского района выявлены нарушения. Проверкой установлено, что в пользовании МО Советский сельсовет Первомайского района находятся две сети газораспределения, которые находятся в границах территории сельсовета. Местоположение и протяженность объектов: <адрес> Специалистами филиала АО «Газпром газораспределение Оренбург» в г. Бузулук 23.04.2021 направлено письмо с просьбой начать процедуру передачи указанных газопроводов в государственную собственность Оренбургской области. По состоянию на 31.05.2021 объект газоснабжения (газопровод) не имеет собственника.

Бездействие администрации МО Советский сельсовет Первомайского района по оформлению в собственность бесхозяйных газопроводов и реализации необходимых в отношении их мероприятий не отвечает таким принципам противодействия терроризму, установленным п. п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 6 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», как приоритет мер предупреждения терроризма, обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина, поскольку непринятие мер по проведению всех необходимых мероприятий по обслуживанию газопроводов и обеспечению их соответствия предъявляемым законодательством требованиям может способствовать совершению террористических актов, облегчать совершение противоправных действий, что существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории района.

Отсутствие у газопровода собственника негативно влияет на надежность и качество оказываемых населению коммунальных услуг, создает угрозу жизни и здоровью людей, их имуществу. Кроме того, создает угрозу возникновения в границах всего района чрезвычайных ситуаций, угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

В нарушение указанных выше норм, должностными лицами администрации МО Советский сельсовет Первомайского района не надлежащим образом исполнялись требования федерального законодательства в сфере газоснабжения и газификации и законодательства о собственности, что является недопустимым. При этом каких-либо действенных мер со стороны администрации МО Советский сельсовет по постановке бесхозяйных объектов на учет в установленном законом порядке, не принималось. По данному факту в адрес главы администрации МО Советский сельсовет 31.05.2021 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. По результатам рассмотрения представления в прокуратуру направлена информация о том, что администрацией планируется принять в собственность бесхозяйные объекты, расположенные на территории муниципального образования.

В судебном заседании помощник прокурора Первомайского района Оренбургской области Мосиенко Н.В. административные исковые требования уточнил и просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных сетей газораспределения: котельную гаража, расположенную на территории <адрес>; наружный газопровод к котлу наружного размещения для здания клуба, расположенный на территории <адрес> обязать администрацию муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и документами о постановке на учет бесхозяйных сетей газораспределения: котельную гаража, расположенную на территории <адрес> наружный газопровод к котлу наружного размещения для здания клуба, расположенный на территории <адрес> просил удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – администрации МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном суду заявлении, не возражая против удовлетворения заявленных прокурором Первомайского района Оренбургской области исковых требований, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель третьего лица – АО «Газпром газораспределение Оренбург» о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в направленном в суд заявлении просил рассмотреть дело в их отсутствие, исковые требования прокурора Первомайского района удовлетворить в полном объеме, информацией о собственниках данных газопроводов филиал не располагает, исполнительно-техническая документация и правоустанавливающие документы в филиале отсутствуют. По данным газопроводам осуществляется поставка газа потребителям, однако данные сети находятся в бесхозяйном состоянии, что чревато их преждевременным разрушением и повышенным риском возникновения аварий. Договоры на техническое обслуживание сетей со специализированной организацией не заключались, но в целях предупреждения возникновения аварийных ситуаций, АО «Газпром газораспределение Оренбург» филиал в г. Бузулуке (Бузулукмежрайгаз) ежегодно включает данные газопроводы в график технического осмотра и проверки состояния охранных зон наружных газопроводов, хотя данная обязанность перед обществом отсутствует, а финансовые затраты на обслуживание газопроводов не компенсируются.

Заслушав объяснения помощника прокурора Первомайского района Оренбургской области, суд приходит к выводу, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований федерального законодательства в сфере газоснабжения и газификации и законодательства о собственности.

В ходе кпроверки выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности администрации МО Советскийй сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии с пп. 4, 7.1, 8 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены вопросы организации в границах муниципального района газоснабжения, участия в профилактике терроризма, а также участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Идентичные нормы закреплены пунктом 4 части 1 статьи 4 Устава МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Устава МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области к вопросам местного значения сельсовета относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности сельсовета.

В соответствии с ч. 1 п. 1 ст. 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 -ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных Федеральным законом вопросов местного значения.

Согласно ч.1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 31 марта 1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» именно организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий. Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.

Постановлением Администрации Оренбургской области от 03.12.2004 № 243-п рекомендовано главам муниципальных образований области передавать в государственную собственность Оренбургской области газопроводы, находящиеся в собственности данных муниципальных образований.

В пользовании МО Советский сельсовет Первомайского района находятся две сети газораспределения, которые находятся в границах территории сельсовета.

Местоположение и протяженность объектов: <адрес>

Специалистами филиала АО «Газпром газораспределение Оренбург» в г. Бузулук 23 апреля 2021 года направлено письмо с просьбой начать процедуру передачи указанных газопроводов в государственную собственность Оренбургской области.

По состоянию на 31 мая 2021 года объект газоснабжения (газопровод) не имеет собственника.

В судебном заседании установлено, что административным ответчиком мероприятия, направленные на постановку бесхозяйственных объектов на учет не проводились.

Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспариваются.

31 мая 2021 года в адрес главы администрации МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам рассмотрения представления в прокуратуру Первомайского района Оренбургской области направлена информация о том, что администрацией планируется принять в собственность бесхозяйные объекты, расположенные на территории муниципального образования.

Таким образом, судом установлено, что действенных мер к постановке на учет указанных объектов недвижимости в качестве бесхозяйных администрацией МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области принято не было.

Непринятие администрацией МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 N 931 "Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Поскольку администрация МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области как орган местного самоуправления наделена полномочиями в случае установления бесхозяйности объекта, который предназначен для решения вопросов местного значения и может находиться в муниципальной собственности, то администрация МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области должна инициировать процесс постановки его на учет, с целью определения его дальнейшего собственника или балансодержателя.

Администрация МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области такую обязанность не исполнила, чем допустила незаконное бездействие.

При таких обстоятельствах требования прокурора Первомайского района Оренбургской области подлежат удовлетворению - на администрацию МО Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области подлежит возложению обязанность обратиться с заявлением о постановке на учет указанных выше объектов недвижимости в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, поскольку постановка на такой учет является обязательным условием соблюдения процедуры признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.

Согласно п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

Из содержания приведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса сторон.

Срок, о котором просит прокурор, по мнению суда, является разумным, обоснованным и достаточным для исполнения действий, направленных на постановку указанного имущества на учет в качестве бесхозяйного.

На основании изложенного выше и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Первомайского района Оренбургской области удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости:

- котельной гаража, расположенную на территории <адрес>

наружного газопровода к котлу наружного размещения для здания клуба, расположенный на территории <адрес>

Обязать администрацию муниципального образования Советский сельсовет Первомайского района Оренбургской области в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением и документами о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости:

- котельной гаража, расположенную на территории <адрес>

наружного газопровода к котлу наружного размещения для здания клуба, расположенный на территории <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Первомайский районный суд Оренбургской области.

Судья Е.И.Куценко

Решение в окончательной форме принято 12 января 2022 года

Судья Е.И.Куценко