ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1247/2017 от 01.08.2017 Зилаирского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-1247/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Акъяр 01 августа 2017 г.

Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Фатхутдиновой Г.И.,

с участием административного истца в лице помощника прокурора Хайбуллинского района РБ Суюндукова Э.С.,

при секретаре Киньябаевой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Хайбуллинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения Целинный сельский совет МР Хайбуллинский район РБ об устранении нарушений законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, о благоустройстве территории муниципального образования и законодательства о противодействии терроризму,

установил:

прокурор Хайбуллинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц на санитарно - эпидемиологическое благополучие и обеспечение санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены, предупреждение совершению террористических актов на источниках централизованного питьевого водоснабжения обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Целинный сельсовет МР Хайбуллинский район РБ об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, о благоустройстве территории муниципального образования и законодательства о противодействии терроризму, мотивируя тем, что в ходе проверки прокуратурой Хайбуллинского района РБ административного ответчика, установлено, что на территории ответчика имеются объекты водоснабжения, а именно водозаборные скважины: 1) скважина, расположенная в 8 км. к западу от <адрес>; 2) скважина, расположенная в 500 м. к югу от <адрес>; 3) скважина, расположенная в д. Валитово; 4) скважина, расположенная в д. Комсомольск; 5) скважина, расположенная в д. Исянгильдино; 6) скважина, расположенная в д. Абдулнасырово. Согласно п. 3.2.1.1 санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.1.4.1110-02» утвержденного Постановлением главного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10, определяющих санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, территория зона санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее приделы, озелена, ограждена и обеспечена охраной. Согласно п 1.3, 1.4 вышеуказанных Правил соблюдение санитарных Правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. В соответствии с п. 1.6, 1.7 Правил организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в которой включаются: а) определение границ зоны и составляющих ее поясов; б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; в) правила и режим хозяйственного использования территорий тех поясов ЗСО. Согласно п.п. «б,в» пункта 2.6.3 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализаций (МДК3-02.2001), утвержденного приказом Госстроя РФ 03.12.1999 № 168, зоны санитарной охраны должны быть ограждены, благоустроены, освещены, обеспечены средствами охраны и сигнальными устройствами. В силу ст. 8 Закона РБ от 17.03.1998г. № 147-з «О питьевой воде» на органы местного самоуправления возложены организация зон санитарной охраны и принятие мер по пресечению нарушения режима зон санитарной охраны источников и систем питьевого водоснабжения. В нарушение указанных требований законодательства административным ответчиком проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения не разработаны, в связи с чем в адрес административного ответчика вносилось представление об устранении нарушений законодательства и принятие мер к разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны объектов водоснабжения. Однако, административным ответчиком акт прокурорского реагирования по настоящее время не исполнен, зоны санитарной охраны не организованы. Административный истец, ссылаясь на положения п.п. 4, 8, 23 ч.1 ст. 14, п. 7.1 ч.1 ст. 14 Федерального закона № 13-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» просил признать бездействие административного ответчика незаконным, обязать разработать проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения в порядке, установленном ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» и возложить обязанность получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ или его территориальных отделе санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения о соответствии проекта ЗСО государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам. Установить срок для устранения нарушений 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В последующем административный истец прокурор Хайбуллинского района РБ уточнил исковые требования в части и просил обязать административного ответчика получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РБ или его территориальных отделе санитарно - эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения о соответствии проекта ЗСО государственным санитарно - эпидемиологическим правилам и нормам в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании истец помощник прокурор Хайбуллинского района РБ Суюндуков Э.С. первоначальные исковые требования, а также уточненные исковые требования в части срока поддержал, просил удовлетворить, пояснил, что бездействие административного ответчика выражается в части не разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения.

В судебное заседание административный ответчик не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без участия.

В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, надлежащим образом, извещенного о дате, месте и времени судебного заседания.

Суд, выслушав стороны, изучив и исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.

Из материалов дела следует, что на территории административного ответчика имеются объекты водоснабжения, а именно: 1) скважина, расположенная в 8 км. к западу от <адрес>; 2) скважина, расположенная в 500 м. к югу от <адрес>; 3) скважина, расположенная в д. Валитово; 4) скважина, расположенная в д. Комсомольск; 5) скважина, расположенная в д. Исянгильдино; 6) скважина, расположенная в д. Абдулнасырово.

Прокуратурой Хайбуллинского района РБ 18.03.2016г. в адрес административного ответчика выдано предписание об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, санитарно-эпидемиологического законодательства, и законодательства о противодействии терроризму, в связи с тем, что административным ответчиком в связи с наличием объектов централизованного водоснабжения, не разработаны проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения, меры по постановке на учет объектов недвижимого имущества, предназначенных для водоснабжения населения как бесхозяйные вещи не приняты, также административным ответчиком в связи с не принятием мер по разработке зон санитарной охраны объектов водоснабжения и регистрации критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения, не осуществляется антитеррористическая защищенность объектов водоснабжения, минимизация проявления терроризма, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

29.04.2016г. за исх административным ответчиком представлена информация о проведении работ по устранению выявленных нарушений, в частности о проведении работ по разработке проекта Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

Из письма Сибайского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ от 19.04.2017г. следует, что подготовка проектов Зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения и назначение гарантирующих организаций по обслуживанию систем водоснабжения хозяйственно-питьевого назначения возложены на органы местного самоуправления поселения. Обращений по поводу согласования проектов зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно – питьевого назначения хозяйствующие субъекты, размещенные на территории МР Хайбуллинский район РБ за последние 5 лет не обращались.

ДД.ММ.ГГГГг. прокуратурой Хайбуллинского района РБ проведена проверка соблюдения административным ответчиком требований законодательства о благоустройстве территорий муниципальных образований, в результате которой установлено, что в нарушение ст. 8 Закона РБ от 17.03.1998г. -з «О питьевой воде» п. 3.2.1.1, п.1.3, 1.4 санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-02», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ. , проекты зон санитарной охраны указанных источников питьевого водоснабжения не разработаны, санитарно-эпидемиологические заключения на них не получены. По результатам проверки составлена справка от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 43 Водного кодекса РФ для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ указывают, что использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта. Для охраны водных объектов, предотвращения их загрязнения и засорения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации согласованные с органами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. Проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

В целях предотвращения загрязнения водных объектов Постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения СанПиН 2.1.4.1110-02", в соответствии с которыми на юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию систем водоснабжения, возложена обязанность по организации и эксплуатации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения, включающая в себя разработку проекта, составной частью которого является план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника.

Эти правила обязательны для всех субъектов водоснабжения - граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п. 1.3 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Согласно пункту 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" зоны санитарной охраны (ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

В соответствии с п. 1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02, ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Как следует из п. 1.6, п. 1.13 указанного СанПиНа организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка проекта, который должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего подлежит утверждению в установленном законом порядке.

В силу п. 1.3 СанПиНа соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Соблюдение требований СанПиН 2.1.4.1110-02 при эксплуатации источников водоснабжения, водозаборных сооружений должно обеспечить качество питьевой воды, подаваемой населению, соответствующее требованиям СанПиНа 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества".

Согласно ч. 1 ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

В силу статьи 27 Водного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области водных отношений, кроме полномочий собственника, предусмотренных частью 1 статьи 27 Кодекса, относится установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территориях муниципальных образований, для личных и бытовых нужд.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселений водоснабжения населения.

Таким образом, исходя из указанных норм, обязанность по разработке проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, получению санитарно-эпидемиологических заключений на разработанные проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения, лежит на органе местного самоуправления. Именно административный ответчик как орган местного самоуправления осуществляет полномочия собственника в отношении них, независимо от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Из материалов дела следует и не оспаривается административным ответчиком, что зоны санитарной охраны на территории сельского поселения не организованы, соответствующие проекты не разработаны.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административным ответчиком допускается бездействие в области соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при реализации полномочий собственника источников водоснабжения, кроме того, такое бездействие, административного ответчика нарушает п.п. «а,б» ч.2 ст.3 ФЗ «О противодействии терроризму», поскольку административным ответчиком не осуществляется антитеррористическая защищенность объектов водоснабжения, минимизация проявления терроризма, что ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в связи с чем находит заявленные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, принимая во внимание количество объектов централизованного водоснабжения на территории административного ответчика, суд считает, что срок, установленный административным истцом для устранения выявленных нарушений 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, недостаточен, поэтому считает необходимым установить срок для устранения нарушений 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Хайбуллинского района РБ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга к администрации сельского поселения Целинный сельский совет МР Хайбуллинский район РБ об устранении нарушений законодательства о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения, о благоустройстве территории муниципальных образований и законодательства о противодействии терроризму, удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Целинный сельсовет МР Хайбуллинский район РБ в части по не разработке проектов зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Целинный сельский совет муниципального района Хайбуллинский район РБ в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу разработать проекты зоны санитарной охраны источников водоснабжения питьевого назначения в порядке, установленном Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарными правилами и нормами 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», получить в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РБ или его территориальных отделе санитарно-эпидемиологические заключения на проекты зон санитарной охраны источников водоснабжения о соответствии проекта зоны санитарной охраны государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Зилаирский межрайонный суд Республики Башкортостан.

Судья Фатхутдинова Г.И.

Мотивированное решение суда изготовлено 07 августа 2017г.