ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1282/20 от 26.01.2021 Белокатайского районного суда (Республика Башкортостан)

Дело № 2а-44/2021 (2а-1282/2020)

03RS0028-01-2020-002177-27

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 января 2021 года с. Большеустьикинское

Белокатайский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Зиангировой Э.Д.,

при секретаре Захарчук Ю.Н.,

с участием представителя административного истца Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ Саетова Б.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене акта проверки, решения на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ обратилось в суд с административным иском к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан об отмене решения на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписания от ДД.ММ.ГГГГ и протоколов об административном правонарушении. В обоснование указав, что ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ получила уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой выездной проверки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда РБ по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. После окончания проверки главным инспектором труда ФИО6 вынесено предписание для устранения нарушений от ДД.ММ.ГГГГ и решение о возбуждении дела об административном правонарушении, составлены протоколы от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ. ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ обратилось с возражением от ДД.ММ.ГГГГ на предписание от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ руководителем ГИТ в РБ ФИО7 вынесено решение об оставлении без изменений предписания и без удовлетворения возражения. Административный истец указывает, что по поводу стимулирующих выплат по Постановлению Правительства РФ № 484 от 12.04.2020 г., учреждением были представлены в Государственную инспекцию труда данные о больных из информационной системы, согласно которым ни у одного больного не выявлена коронавирусная инфекция. А симулирующие выплаты, осуществленные согласно протоколу комиссии учреждения, это выплаты по Постановлению Правительства РФ № 415, основанием послужило оказание специализированной помощи в стационарных условиях за риск заражения, и по Указу Главы РБ № 122от 25.03.2020 г. учреждение считало, что выплаты были произведены за особые условия труда и дополнительную нагрузку в стационаре, а не за лабораторно подтвержденных новой коронавирусной инфекцией больных. Кроме того, согласно локальному акту учреждения (п. 12 Правил ПП РФ № 484 № «Положения об осуществлении выплат стимулирующего характера..», п.п. 2.1) стимулирующие выплаты производятся только в структурном подразделении инфекционный госпиталь, а в ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ он был закрыт и больные маршрутизировались в ГБУЗ РБ Месягутовская ЦРБ.

По п. 2 предписания о невыплате и отмене стимулирующих выплат за стаж персоналу за ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с пандемией, не было средств для фонда оплаты труда. В трудовых договорах с сотрудниками были оговорены условия невыплаты стимулирующих выплат, проведены собрания, коллектив ознакомлен, жалобы не поступали. Согласно п. 4.2.2 Положения об оплате труда организации «при наличии фонда оплаты труда для выплаты надбавки за выслугу лет в ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ» установлены надбавки за выслугу лет (за стаж). Согласно п. 4.6 действующего в учреждении Положения «Любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача в случае дефицита денежных средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок». Считают, что учреждение действовало в рамках локальных нормативных актов в РФ, согласованных локальных нормативных актов учреждения и статьи ТК РФ учреждением не нарушены.

В ходе рассмотрения дела административным истцом уточнены требования, просит отменить акт проверки , решение на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ Указав, что вывод государственного инспектора труда о том, что выплата за непрерывный стаж работы, выслугу лет носит обязтельный характер, поскольку система оплаты труда урегулирована ст. 135 ТК РФ, считают ошибочным. Трудовым Кодексом РФ прямая обязанность работодателя выплачивать стимулирующие выплаты за выслугу лет не установлена, в систему локальных актов учреждения не входит, в связи с чем по п. 2 представления вынесен должностным лицом в пределах не предоставленных ему полномочий. Осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателем, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, а не разрешает правовые споры, поскольку не может подменять собой судебные органы. Спор между ГБУЗ РБ Большустьикинская ЦРБ и Государственной инспекцией труда в РБ, относительно указанных в п. 2 акта и предписания является индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо в суде.

Представитель административного истца главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ Саетов Б.А. требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Пояснив, что в учреждении в ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал инфекционный госпиталь, имелись вероятные случаи коронавирусной инфекции, определяемые согласно Временных рекомендаций (версия )., подтвержденных случаев не имелось, все подтвержденные случаи должны быть внесены в Федеральный регистр. В связи с отсутствием этих трех условий, оснований для выплат по ковиду у учреждения не имелось.

Административный ответчик Государственная инспекция труда в Республике Башкортостан в судебное заседание не явился, извещены о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Свидетель ФИО35 суду показал, что учреждение делало все согласно постановлению Правительства № 484 от 12.04.2020 года, согласовано Положение по оплате труда, где так же всё озвучено: структурные подразделения, где выплачиваются данные стимулирующие выплаты, какие должности могут получать указанные выплаты, и это Положение согласовано органом исполнительной власти Субъекта Российской Федерации – Министерством здравоохранения, о чем также конкретно сказано в 484-ом Постановлении, в ДД.ММ.ГГГГ. То есть, само постановление вышло ДД.ММ.ГГГГ, после этого Министерством здравоохранения в ДД.ММ.ГГГГ готовились всеми учреждениями здравоохранения республики Положения, каждый утверждал своё и согласовывалось оно Министерством здравоохранения. Вопросы оплаты труда, стимулирующих выплат оговорены в 311-ом Постановлении Правительства, с последующими изменениями. Согласно пункта 1.2 настоящего Положения, то есть в 311-ом Постановлении, рекомендовано для подведомственным Министерству здравоохранения Республики Башкортостан государственных бюджетных и автономных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан. То есть носит рекомендательный характер, но на основании данного Положения учреждения, сами учреждения разрабатывают свои Положения, которые не противоречат данному Постановлению. В связи с этим разработано свое Положение об оплате труда нашего учреждения, согласно которому пункт 4.2.2 – при наличии фонда оплаты труда для выплаты надбавки за выслугу лет ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ установлены надбавки за выслугу лет за стаж. Но согласно п. 4.6 нашего действующего Положения, любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача, то есть руководителя учреждения, в случае дефицита средств и отсутствия фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок. Положение согласовано с первичной Профсоюзной организацией, то есть работники владеют этой информацией, и все в курсе, что данные выплаты могут отменяться. Согласно Раздела 5 Единых рекомендаций, на которые ссылается Государственная инспекция по труду в своих возражениях, согласно Разделу 5 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровне система оплаты труда работникам государственных муниципальных учреждений на ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное решением российской трехсторонней комиссией по регулированию социальных трудовых отношений от ДД.ММ.ГГГГ Протокол , указанное в Решении ГИТ в Республике Башкортостан пунктов 16, 17 установлены размеры и условия установления выплат стимулирующего характера для всех категорий работников учреждения согласно коллективному договору и соответствующему Приложению об оплате труда в ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ. В трудовых договорах, дополнительных соглашениях оговорены размеры и условия осуществления стимулирующих выплат, что в пункте 4 трудовых договоров написано – сумма надбавки за качество работы и стимулирующие выплаты могут изменяться каждый месяц как в сторону увеличения, если у нас фонд зарплаты позволит, они его могут увеличивать, так и в сторону уменьшения приказом по учреждению в зависимости от поступления финансовых средств. Копии трудовых договоров, и все Положения по запросу Государственной инспекции по труду в Республике Башкортостан им представлялись. Тем более, что указанный в решении ГИТ в РБ соответствующий перечень стимулирующих выплат утвержден приказом Минсоцразвития от 29.12.2007 года № 818. В этом приказе предусмотрено, что стимулирующие выплаты устанавливаются в пределах фонда оплаты труда. У них не было средств даже для нормального функционирования и выплат обязательной части заработной платы, то есть окладов и компенсационных выплат. Стимулирующие выплаты – они на то и называются стимулирующие выплаты, что они могут, если фонд оплаты позволяет, могут их выплачивать в неограниченной сумме. Но, если ограничивается, если не могут их выплатить, то не должны их начислять, соответственно.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляют организации право обратиться в суд, в том числе с требованиями об оспаривании решения должностного лица, если она полагает, что нарушены ее права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Таким образом, в порядке административного судопроизводства подлежит проверке акт, являющийся документом властно-распорядительного характера, вынесенным уполномоченным органом, содержащим обязательные предписания, распоряжения, нарушающим гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия для участников правоотношений.

Согласно ч. 1 ст. 354 ТК РФ федеральная инспекция труда - это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй, третий и пятнадцатый ст. 356 ТК РФ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда и государственных инспекторов труда, предоставленные абзацем вторым статьи 356 и абзацем шестым части 1 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации, направлены на выполнение основной функции данного государственного органа - осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и обеспечение реализации права работников на защиту их трудовых прав (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 октября 2015 года N 2454-О).

В Определении от 19.12.2016 N 75-КГ16-14 указывается, что, осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Исходя из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации, государственная инспекция труда, осуществляя функцию по надзору за работодателями, не только выявляет допущенные ими нарушения норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, но и вправе принимать меры по их устранению путем направления соответствующих предписаний независимо от характера таких нарушений, если возникший между работодателем и работником (работниками) трудовой спор не является предметом проверки соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (комиссия по трудовым спорам, суд, трудовой арбитраж).

Согласно части 1 статьи 381 Трудового кодекса Российской Федерации индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании распоряжения (приказа) о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан проведена внеплановая выездная проверка в отношении ГБУЗ Республики Башкортостан Большеустьикинская Центральная районная больница с целью защиты прав работников во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Т.А. Голиковой от ДД.ММ.ГГГГ кв, приказа Роструда от ДД.ММ.ГГГГ

В ходе проведения проверки составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ установлены нарушения: условий оплаты труда медицинских работников, работающих в условиях новой коронавирусной инфекции, а именно ч. 6 ст. 136, Постановления № 484 при подтвержденном диагнозе коронавирус медицинскому персоналу (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) соответствующие выплаты не были начислены и не выплачены работникам: медсестры платные: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, меддезинфектор: ФИО21, ФИО22, санитарки: ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30; условия оплаты туда медицинских работников, установленные локальными нормативными актами, трудовыми договорами: установлено, что в учреждении врачам и среднему медицинскому персоналу отменены стимулирующие выплаты за стаж работы за ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением ч. 6 ст. 136, абз. 2 ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, Постановления № 311, указан список работников количестве 158 человек.

Государственной инспекцией труда в Республике Башкортостан вынесено предписание об устранении выявленных нарушений , с целью устранения нарушений, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, возложена обязанность ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а именно:

- начислить и выплатить следующим работникам: медсестры платные: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, меддезинфектор: ФИО21, ФИО22, санитарки: ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 единовременную выплату за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в ДД.ММ.ГГГГ году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Выплату произвести с учетом денежной компенсации согласно ст. 236 ТК РФ (п. 1 предписания);

- начислить и выплатить ежемесячную денежную выплату за ДД.ММ.ГГГГ г. медицинскому персоналу за стаж, согласно приложенному списку, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, Постановление «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» от 13.08.2015 г. № 311, ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Выплату произвести с учетом денежной компенсации согласно ст. 236 ТК РФ (п. 2 предписания).

Не согласившись с предписанием, ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан подано возражение, которое рассмотрено с вынесением решения от ДД.ММ.ГГГГ по жалобе на акт проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и (или) предписание, руководителем Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан ФИО7. Решением от ДД.ММ.ГГГГ предписание оставлено без изменения, возражение на него без удовлетворения. Срок для исполнения предписания продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно материалам дела, на день проведения проверки и принятия оспариваемого предписания (ДД.ММ.ГГГГ) вопросы об оплате труда работников не были предметом проверки ни комиссией по трудовым спорам, ни судом.

В связи с чем, доводы стороны истца о незаконности оспариваемого предписания исключительно по мотиву превышения государственным инспектором труда предоставленных законом полномочий, суд отклоняет, в связи с тем, что основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих возникшие между сторонами отношения.

Как следует из материалов дела, выездная внеплановая проверка проведена во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Т.А. Голиковой от ДД.ММ.ГГГГ кв, приказа Роструда от ДД.ММ.ГГГГ

Статей 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", подпунктом "в" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, не требуют согласования указанной проверки с органами прокуратуры.

В связи с чем, суд отклоняет доводы административного истца о нарушении согласования выездной внеплановой проверки с органами прокуратуры.

В силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Согласно статье 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В порядке, предусмотренном статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в федеральных государственных учреждениях коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 144 ТК РФ).

В соответствии с Поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина (Пр-665 от 15 апреля 2020 г.) установлены доплаты за особые условия труда работников здравоохранения, деятельность которых непосредственно связана с оказанием медицинской помощи больным с новой коронавирусной инфекцией, определены размеры указанных доплат в стационарах медицинских организаций, осуществляющих лечение больных с коронавирусной инфекцией, и в организациях и подразделениях, оказывающих скорую медицинскую помощь больным с новой коронавирусной инфекцией, в определенных размерах, что закреплено также пунктом 11 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484.

Стимулирующие выплаты за выполнение особо важных работ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484 в размерах, установленных в пункте 11 Правил, являются "единовременными", выплачиваются в полном размере независимо от количества отработанных смен и/или часов, в том числе за апрель, за "риск" работы с больными с новой коронавирусной инфекцией COVID-19. В частности, это касается медицинских и иных работников, работающих неполное рабочее время в соответствии с трудовым договором.

Стимулирующая выплата в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. N 484, полагается медицинским работникам стационарных подразделений, оказывающих медицинскую помощь пациентам, больным коронавирусом COVID-19, а также медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, и водителям, в том числе транспортных организаций, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденного приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н (далее - Временный порядок).

Материальное стимулирование за счет средств межбюджетного трансферта работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания (далее - также стационарные отделения), оказывающим социальные услуги гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция, и лицам из групп риска заражения новой коронавирусной инфекцией, переведенным на непрерывный (сменный) режим работы, в виде выплат стимулирующего характера оформляется нормативным актом субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2020 N 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства РФ, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов РФ, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее - Правила N 484).

В соответствии с п. 3 Правил N 484 средства, предоставленные бюджетам субъектов РФ, направляются на обеспечение в апреле - октябре 2020 г. выплат стимулирующего характера в медицинских организациях и их структурных подразделениях (в том числе оказывающих скорую медицинскую помощь), фактически оказывающих медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с установленным Министерством здравоохранения Российской Федерации временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, а также в организациях, осуществляющих предоставление транспортных услуг при оказании скорой медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 (далее соответственно - временный порядок, медицинские организации, транспортные организации).

Как и вышеприведенные выплаты, выплаты, предусмотренные Правилами N 484, осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, в соответствии с локальным нормативным актом медицинской организации, согласованным с Минздравом субъекта РФ. Выплаты производятся в следующих размерах (п. 11 Правил N 484):

- оказывающим скорую медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 50 000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу, младшему медицинскому персоналу и водителям скорой медицинской помощи - 25 000 руб. в месяц;

- оказывающим специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, врачам - 80 000 руб. в месяц, среднему медицинскому персоналу - 50 000 руб. в месяц, младшему медицинскому персоналу - 25 000 руб. в месяц.

Медицинские работники поликлиники, оказывающие медицинскую помощь пациенту с диагнозом COVID-19, имеют право на получение стимулирующих выплат из федерального бюджета по постановлению Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415.

Выплаты стимулирующего характера прочему персоналу медицинских организаций могут быть установлены региональными властями

Стимулирующие выплаты за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 415 осуществляются медицинским работникам специализированных выездных бригад скорой медицинской помощи, работающих в указанных бригадах скорой медицинской помощи, сформированных в соответствии с Временным порядком организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, утвержденным приказом Минздрава России от 19 марта 2020 г. N 198н направляемых на вызов к пациентам с ОРВИ и внебольничной пневмонией, отбору биологического материала для лабораторных исследований на наличие новой коронавирусной инфекции COVID-19 независимо от количества пациентов с подтвержденным COVID-19.

Согласно Письму Минздрава России от 21.05.2020 N 16-3/И/1-6965 "Об осуществлении выплат стимулирующего характера за особые условия труда медицинским и иным работникам в соответствии с Постановлениями Правительства РФ от 02.04.2020 N 415 и от 12.04.2020 N 484" выплаты стимулирующего характера за работу в особых условиях и дополнительную нагрузку в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 415 осуществляются медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь лицам с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года N 373.

Как следует из письма Минтруда России от 26.05.2020 N 26-0/10/В-4030 <О направлении писем Минтруда России от 18.05.2020 N 26/0/10/П-4504 и от 21.05.2020 N 26/0/10/П-4659> (вместе с <Письмами> Минтруда России от 18.05.2020 N 26/0/10/П-4504, от 21.05.2020 N 26/0/10/П-4659) выплаты стимулирующего характера осуществляются работникам стационарных организаций социального обслуживания, стационарных отделений, созданных не в стационарных организациях социального обслуживания (далее - выплаты, стационарные отделения) при соблюдении условий: в организации введен особый режим работы, предполагающий временную изоляцию (обсервацию) проживания в стационарной организации социального обслуживания, стационарном отделении получателей социальных услуг, работников организации социального обслуживания, исходя из длительности рабочей смены не менее 14 календарных дней, выплата производится работникам за работу в смену длительностью не менее 14 календарных дней.

Выплата работнику сохраняется в полном объеме (а не за фактически отработанные дни) в случае: выявления у него новой коронавирусной инфекции, иного заболевания в период выполнения им работы в смену; вынужденного прерывания работы в смену работником, имевшим подтвержденный контакт с заболевшим новой коронавирусной инфекцией, в целях соблюдения режима изоляции.

Как следует из протокола заявлении комиссии по рассмотрению стимулирующих выплат сотрудниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной с участием председателя первичной профсоюзной организации ФИО32, принято в том числе следующее решение: в соответствии с положением об оплате труда на июль месяц с начала оказания медицинской помощи пропорционально фактически отработанному времени за месяц начистить стимулирующие выплаты по УГ-122 и ПП РФ № 415, как оказание специализированной помощи больному, подтвержденному COVID-19 (клиника, по КТ исследованиям).

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан утвержден перечень медицинских организаций для перепрофилирования в госпитальные базы и схемы временных маршрутизаций пациентов в <адрес> согласно приложению , где ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ - инфекционная больница.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ в целях оказания плановой и специализированной медицинской помощи а также поэтапного восстановления работы перепрофилированных коек медицинских организаций Республики ФИО1, внесены изменения в приказ -А от ДД.ММ.ГГГГ, главным врачам, в том числе ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ Саетову Б.А. обеспечить долечивание пациентов в госпитальных базах с последующей выпиской и внесением соответствующих данных в РМИАС.

На основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, закрыт инфекционный госпиталь для лечения легких и среднетяжелых форм ОРВИ с КВИ на базе терапевтического отделения с. ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ

На основании вышеизложенного, в связи с отсутствием совокупности условий, с тем, что в организации не введен особый режим работы, предполагающий временную изоляцию (обсервацию) проживания, лиц с подтвержденным диагнозом COVID-19, внесенным в информационный ресурс (COVID-19) в соответствии с Временными правилами учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в указанный период не имеется, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления и выплате следующим работникам: медсестры платные: ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, меддезинфектор: ФИО21, ФИО22, санитарки: ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30 единовременной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19», ч. 6 ст. 136 ТК РФ.

В соответствии со ст. ст. 135, 144 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно Положению об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ, согласованного с ФИО2 профкома, стимулирующие выплаты устанавливаются в соответствии с положением об материальном стимулировании работников учреждения по ГБУЗ РБ ФИО3 ЦРБ исходя из объема субсидий, поступающих в установленном порядке из бюджета Республики Башкортостан, средств обязательного медицинского страхования и средств от приносящей доход деятельности (п. 4.1).

Решение о введении выплат стимулирующего характера и условия их осуществления принимается руководителем самостоятельно в пределах фонда оплаты труда. В учреждении могут осуществляется выплаты, в том числе, надбавка за выслугу лет в медицинской организации (п. 4.2).

Любые виды стимулирующих выплат могут быть отменены по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок (п. 4.6).

Согласно приказу главного врача ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ по итогам работы ДД.ММ.ГГГГ года в части выполнения утвержденных объемов оказания медицинской помощи и других показателей ОМС, а также в связи с отсутствием утверждённых лимитов по фонду оплаты труда и отсутствием денежных средств из других источников финансирования, согласно положению об оплате труда, снята надбавка стимулирующего характера за стаж непрерывной работы за ДД.ММ.ГГГГ.

В Трудовом Кодексе РФ (ст. 129 ч.1, 135 ч. 2, 144) обозначено право работодателя назначать выплаты стимулирующего характера, устанавливать, снижать и лишать их размер и периодичность.

На основании статей 81, 129, 135, 144 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РБ от 13.08.2015 N 311 "Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан", Коллективного договора между работодателем и работниками ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ на период с ДД.ММ.ГГГГг., утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, Положения о материальном стимулировании работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, Положения об оплате работников ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ, утвержденного главным врачом ГБУЗ РБ Большеустьикинская ЦРБ ДД.ММ.ГГГГ г., предусматривающим выплаты стимулирующего характера в том числе непрерывного стажа работы, выслуги лет, премиальных выплат по итогам работы, и указания, что стимулирующие выплаты являются надбавкой, не включенной в состав планового фонда оплаты труда, не является гарантированной выплатой, поскольку ее выплата в трудовом договоре не закреплена в качестве обязательной составляющей системы оплаты труда в учреждении, может быть отменена по приказу главного врача в случае дефицита средств и отсутствии фонда оплаты труда для их выплаты на неограниченный срок. Критерии установления надбавок стимулирующего характера работникам применительно к определению размера этих надбавок не установлены, определение конкретного размера надбавок относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению не начислять их работнику или снизить их размер.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для начисления и выплаты ежемесячной денежной выплаты за ДД.ММ.ГГГГ г. медицинскому персоналу за стаж, согласно списку, ч. 6 ст. 136 ТК РФ, Постановление «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из изложенного предписание от ДД.ММ.ГГГГ и акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, выданные Государственной инспекцией труда по Республике Башкортостан подлежат отмене, также подлежит отмене и решение руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан ФИО7, вынесенное по жалобе на предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 179 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

Административное исковое заявление Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Большеустьикинская ЦРБ к Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан удовлетворить.

Признать незаконным акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ, предписание от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Государственной инспекцией труда по Республике Башкортостан, решение руководителя Государственной инспекции труда по Республике Башкортостан ФИО7, вынесенное по жалобе на предписание от ДД.ММ.ГГГГ

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан через Белокатайский межрайонный суд РБ в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий судья: Э.Д. Зиангирова

Мотивированное решение изготовлено 29 января 2021 года.

Решение18.02.2021