ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-130/18 от 19.12.2018 Крутихинского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2а-130/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 декабря 2018 года с.Крутиха

Крутихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Торопицыной И.А.,

с участием заместителя прокурора Крутихинского района Алтайского края Бондаренко Д.Г.,

при секретаре Барминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Крутихинского района Алтайского края в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Иванову Е.В., Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края о прекращении действия права на осуществление охоты, аннулировании охотничьего билета, возложении обязанности сдать охотничий билет,

установил:

Прокурор Крутихинского района Алтайского края обратился в суд в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с административным иском к Иванову Е.В., Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, в котором указал, что в соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим право нарушением.

Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Иванов Е.В. имеет охотничий билет единого федерального образца серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, о чем внесены соответствующие сведения в государственный охотхозяйственный реестр.

Приговором мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Иванов Е.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.264.1. УК РФ, ему назначено наказание в виде 180 часов обязательных работ с лишением права заниматься определенной деятельностью – управлять транспортными средствами сроком на 2 года. Приговор вступил в законную силу.

В соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. В силу п.«б» ч.3 ст.86 УК РФ, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.

В настоящее время судимость у Иванова Е.В. не погашена. Наличие у ответчика непогашенной судимости за совершение умышленного преступления, является основанием для аннулирования указанного охотничьего билета.

В соответствии с ч.1 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон) охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.

Согласно ч.ч.2, 3, 4 ст.21 Федерального закона, охотничий билет выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Охотничий билет является документом единого федерального образца без ограничения срока и территории его действия, имеет учетные серию и номер. Охотничий билет признается действующим со дня внесения сведений о нем в государственный охотхозяйственный реестр.

В силу ч.ч.8, 11 ст.21 Федерального закона охотничий билет аннулируется на основании: несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; судебного решения. Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.

Согласно п.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, утв.Приказом Минприроды России от 20.01.2011 № 13 (далее - Порядок) охотничий билет единого федерального образца выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимися с требованиями охотничьего минимума (далее – заявитель).

Пунктом 4 Порядка закреплено, что охотничий билет выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее уполномоченный орган).

В соответствии с п. 17 Порядка охотничий билет аннулируется на основании: а) несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; б) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; в) судебного решения.

Пунктом 18 Порядка установлено, что охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.

Согласно п.п.19, 19.2. Порядка при наличии основания, указанного в подпункте "а" пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета. При наличии основания, указанного в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

В соответствии с п.п.23, 24 Порядка уполномоченный орган, аннулировавший охотничий билет, в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета направляет уведомление об этом физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра. Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.

Согласно п.п.25, 25.1. Порядка в случае, если охотничий билет аннулирован по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета. В случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

Таким образом, аннулирование установленных законом оснований, влечет обязанность гражданина, которому выдан билет, не пользоваться предоставляемыми охотничьим билетом правами.

Согласно ч.ч.1, 3 ст.8, ч.ч. 1, 3 ст.20, ст.21, 29, 30 Федерального закона 209-ФЗ, п.п.3.1, п.3 Приказа Минприроды России от 29.08.2014 № 379 "Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц" наличие у Иванова Е.В. охотничьего билета, а также сведений о нем в охотхозяйственном реестре является основанием для выдачи разрешения на добычу охотничьих ресурсов, и, следовательно, возникновения права на добычу охотничьих ресурсов, использования орудий охоты, не относящихся к охотничьему оружию (капканы и другие устройства, приборы, оборудование, используемые при осуществлении охоты). Осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушившим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования орудий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.

Согласно ст.4 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Осуществление охоты лицом, у которого фактически отсутствуют правовые основания для получения охотничьего билета, противоречит интересам Российской Федерации как собственника объектов животного мира.

Согласно приказу Минприроды Алтайского края от 25.09.2017 № "Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края по предоставлению государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца" Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края является органом, уполномоченным на выдачу и аннулирование охотничьих билетов единого федерального образца.

В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Наличие у Иванова Е.В. судимости является основанием для аннулирования выданного охотничьего билета, поскольку осуществление охотничьей деятельности лицом, незаконно обладающим охотничьим билетом, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции РФ и ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», а также создает угрозу причинения лицом, ранее нарушавшим требования федерального законодательства, и имеющим в настоящее время возможность использования оружий охоты, как имущественного, так и неимущественного вреда неопределенному кругу лиц.

Указанные обстоятельства также ущемляют интересы Российской Федерации, сформулированные в Преамбуле к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» в части права граждан на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в указанной сфере и обеспечения экологической безопасности.

Таким образом, право на осуществление охоты Иванова Е.В. подлежит прекращению, охотничий билет серия <данные изъяты> подлежит аннулированию, а аннулированный охотничий билет подлежит возврату в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

На основании изложенного, административный истец просит прекратить действие права на осуществление охоты у Иванова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобретенного на основании охотничьего билета серия <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ; обязать Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края аннулировать охотничий билет серия 22 от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Иванова Е.В. вернуть охотничий билет серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края.

В судебном заседании помощник прокурора Крутихинского района Бондаренко Д.Г., административные исковые требования поддержала в части прекращения действия права на осуществление охоты у Иванова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., приобретенного на основании охотничьего билета серия <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ; о возложении обязанности на Иванова Е.В. вернуть охотничий билет серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. На удовлетворении административных исковых требований в части возложения обязанности на Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края аннулировать охотничий билет серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец не настаивала, в связи с добровольным исполнением данного требования административным ответчиком - Минприроды Алтайского края.

Административный ответчик Иванов Е.В. в судебном заседании не возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора о прекращении действия права на осуществление охоты, приобретенного им на основании охотничьего билета серия <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ и о возложении на него обязанности вернуть охотничий билет серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края. Пояснил, что ему известно об аннулировании Минприроды Алтайского края его охотничьего билета, однако в связи с отбытием в настоящее время наказания по приговору мирового судьи, выехать из <адрес> в <адрес> для возвращения охотничьего билета в Минприроды Алтайского края, он не может.

Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и экологии Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела уведомлено надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указал, что в день поступления административного иска в Минприроды Алтайского края, 28.11.2018 года на основании п.1 ч.8 ст.21 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», а именно – наличие непогашенной или не снятой судимости за совершение умышленного преступления, в государственный охотхозяйственный реестр внесены сведения об аннулировании охотничьего билета единого федерального образца на имя Иванова Е.В. (серия <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГГГ). Информация об аннулировании охотничьего билета направлена Иванову Е.В. До поступления административного искового заявления информация о наличии непогашенной или неснятой судимости Иванова Е.В. в Минприроды Алтайского края не поступала.

Руководствуясь ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика Минприроды Алтайского края, явка которого обязательной не признана.

Суд, выслушав пояснения административного истца, административного ответчика Иванова Е.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст.42 Конституции, ст.11 Закона от 11.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Федеральным законом от 24 июля 2009г. № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьей 21, установлено, что охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума (далее - охотминимум) (часть 1 статьи 21).

Охотничий билет выдаётся лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 21).

Охотничий билет аннулируется на основании: 1) несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи; 2) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; 3) судебного решения (часть 8 статьи 21).

Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи (часть 9 статьи 21). В течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета (часть 10 статьи 21).

Охотничий билет признаётся аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр (часть 11 статьи 21).

Приказом Минприроды России от 20 января 2011 г. № 13 утверждён Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета.

В соответствии с п.17 Порядка, охотничий билет аннулируется на основании: а) несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка; б) подачи охотником заявления об аннулировании своего охотничьего билета; в) судебного решения. Охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при наличии оснований, указанных в пункте 17 настоящего Порядка.

При наличии основания, указанного в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

В судебном заседании установлено, что административный ответчик Иванов Е.В. имел охотничий билет единого федерального образца серия <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края (Минприроды Алтайского края), что подтверждается материалами дела (л.д. 8) и сторонами не оспаривалось.

Приговором мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Е.В. осужден за совершение преступления, предусмотренного ст.264.1 УК РФ, ему назначено наказание в виде 180 часов обязательных работ с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года. Приговор вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-10).

Из сообщения Каменского МФ ФКУ УИИ УФСИН России по Алтайскому краю следует, что Иванов Е.В. состоит на учете в УИИ по приговору мирового судьи судебного участка Крутихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, осужденный Иванов Е.В. приступил к отбыванию наказания в виде обязательных работ в администрации Крутихинского сельсовета в должности рабочего по благоустройству села и на ДД.ММ.ГГГГ отбытый срок обязательных работ составляет 76 часов, неотбытый срок – 104 часа обязательных работ.

В соответствии с ч.1 ст.86 УК РФ, лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Частью 3 ст.86 УК РФ, предусмотрено, что судимость погашается в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.

В соответствии со ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Административным истцом представлены суду доказательства, с достоверностью подтверждающих наличие безусловных оснований для прекращения права Иванова Е.В. на осуществление охоты, поскольку последний имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

В связи с чем, суд считает требования о прекращении права Иванова Е.В. на осуществление охоты, подлежащими удовлетворению.

Согласно п.п.19, 19.2. Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, при наличии основания, указанного в подпункте "а" пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета. При наличии основания, указанного в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение одного рабочего дня со дня поступления в уполномоченный орган сведений о вступлении в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

Согласно п.п.25, 25.1 Порядка выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца, формы охотничьего билета, в случае, если охотничий билет аннулирован по основаниям, указанным в подпунктах "а", "б" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета. В случае если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте "в" пункта 17 настоящего Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу судебного решения, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета.

Поскольку Ивановым Е.В. охотничий билет серии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не возвращен в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (Минприроды Алтайского края), суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора Крутихинского района в указанной части.

Административные исковые требования об аннулировании охотничьего билета, предъявленные к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края, которые в судебном заседании административный истец не поддержал, суд считает не подлежащими удовлетворению, поскольку в судебном заседании установлено, что административным ответчиком требования прокурора Крутихинского района исполнены в добровольном порядке.

В силу ч. 1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) в федеральный бюджет, в том числе зачисляются налоговые доходы от государственной пошлины, за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61, 61.1 и 61.2 данного Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 61.1 БК РФ в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации). При этом в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

С учетом указанного разъяснения, принимая во внимание, что прокурор Крутихинского района Алтайского края как административный истец в силу ст.333.35 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Крутихинского района, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.

Прекратить право Иванова Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на осуществление охоты.

Обязать Иванова Евгения Васильевича возвратить охотничий билет серии 22 № 046750 от 07.11.2013 года, в Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края (Минприроды Алтайского края).

В удовлетворении административных исковых требований прокурора Крутихинского района, действующего в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и экологии Алтайского края об аннулировании охотничьего билета, отказать, в связи с добровольным исполнением Министерством природных ресурсов и экологии Алтайского края указанных требований.

Взыскать с Иванова Е.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Крутихинский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2018 года.

Судья И.А. Торопицына