ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1343/18 от 22.01.2018 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск 22 января 2018г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Слипченко Д.Д. с участием прокурора Яжиновой А.А., представителя административного ответчика Улыбиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-9-2019 по административному иску Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности провести капитальный ремонт автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной на улице Масловского в г. Нижнеудинске, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения и исполнения законодательства со стороны органов местного самоуправления по реализации полномочий органами местного самоуправления в части ремонта и содержания улично-дорожной сети Нижнеудинского муниципального образования. В ходе проверки было выявлено, что недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети ул. Масловского крайне неблагоприятно сказываются на обеспечении безопасности дорожного движения, ставят под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан. На вышеуказанной автодороге отсутствуют краевая и осевая линии разметки; автодорога не отвечает требованиям в области безопасности дорожного движения, имеет многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №№1, 2, 3)»; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». В результате ненадлежащего исполнения обязанностей по содержанию автодороги в период с 01.01.2014г. по 11.08.2016г. на ул. Масловского имело место 28 дорожно-транспортных происшествия (ДТП) с материальный ущербом без пострадавших; с 01.01.2016г. по 11.08.2016г. – 10 ДТП с пострадавшими, в которых 11 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести, в том числе двое несовершеннолетних, один пострадавший погиб; с 01.01.2018г. по 01.07.2018г. на ул. Масловского произошло два ДТП, два из которых связаны с наездами на пешеходов, в двух ДТП пострадали дети. 08 и 22.08, 07 и 12.09.2016г., 02.02, 16.03, 20 и 25.04.2017г. и 21.06.2018г. начальник ОМВД России по Нижнеудинскому району внёс представления с указанием на нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, заключающиеся в отсутствии дорожной разметки на автодороге; непринятии мер по обустройству парковок, мест парковок специальных транспортных средств инвалидов; отсутствии мер к обустройству улицы Масловского тротуарами, пешеходными дорожками; несоответствии стационарного электрического освещения автодороги требованиям ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования». ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; на необходимость проведения специального обследования автодороги с целью устранения недостатков транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети и проведения капитального ремонта проезжей части. После уточнения иска просит суд обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования устранить нарушения требований безопасности дорожного движения на вышеуказанной автомобильной дороге общего пользования местного значения путём организации проведения мероприятий, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту данной автомобильной дороги в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с поправками, изменениями №№1 и 2)»; ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №№1, 2, 3)»; ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний»; ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»; ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования»; ГОСТ Р 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприёмники ливнесточных колодцев. Технические условия» и установить разумный срок для исполнения решения суда.

В судебном заседании прокурор Яжинова А.А. настаивала на удовлетворении административного иска и просила установить административному ответчику срок для выполнения вышеуказанноц обязанности до 01.01.2022г.

Представитель административного ответчика Улыбина О.А. заявила о непризнании административного иска административным ответчиком. Пояснила, что для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения в дорожной деятельности административным ответчиком заключены договоры на выполнение работ по ремонту автодороги, зимнему содержанию, приобретению дорожных знаков. В октябре 2018г. завершены работы по ямочному ремонту автодороги. Создано МБУ «Коммунальник» для обеспечения надёжного устойчивого функционирования дорожного хозяйства. Доказательств нуждаемости автодороги в капитальном ремонте суду не представлено. Решением Нижнеудинского городского суда от 07.11.2016г. удовлетворены требования прокурора об обеспечении безопасности дорожного движения на пешеходном переходе около МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нижнеудинска по созданию искусственной неровности, по оборудованию пешеходного перехода дорожными знаками, разметкой, по расположению с обеих сторон дороги тротуаров и подходов к пешеходному переходу, по оборудованию на пешеходном переходе ограждения перильного типа, светофора, обозначающего нерегулируемый перекрёсток и пешеходные переходы. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав прокурора Яжинову А.А., настаивавшую на удовлетворении административного иска, представителя административного ответчика Улыбину О.А., исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями п.4 ст.6 и п.2 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.6 ст.3, п.6 ч.1 ст.13 и ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципалитета, как исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления муниципального образования, обязана обеспечивать соответствие автомобильных дорог местного значения на своей территории требованиям безопасности дорожного движения, в том числе организовывать мероприятия по их ремонту и содержанию. Вопросы местного значения в силу прямого предписания ч.1 ст.130 Конституции Российской Федерации могут и должны решать органы местного самоуправления, что не исключает их взаимодействия с органами государственно власти, основанного на признании самостоятельности местного самоуправления при решении общих задач, непосредственно связанных с вопросами местного значения, а также участия органов местного самоуправления в установленных законом пределах в реализации публичных функций и задач государства на соответствующей территории.

Свидетельством о государственной регистрации от 09.09.2014г. подтверждается право собственности Нижнеудинского муниципального образования на автодорогу на ул. Масловского в г. Нижнеудинске с назначением 7.4, сооружения дорожного транспорта протяжённостью 2 478м. от дома №2 до дома №84 на ул. Масловского.

В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Из акта обследования автодороги на ул. Масловского от 25.04.2018г., проведённого комиссией в составе начальника отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Е.С., главного специалиста Алексановой Е.В. и ведущего специалиста отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Тресковой Л.В., а также из фототаблицы к акту следует, что при обследовании автодороги выявлен износ верхнего слоя, трещины и выбоины с застоями воды, вследствие чего требуется ремонт с вырубкой отдельных мест асфальтобетонного покрытия и восстановлением отдельных мест основания дорожного полотна.

Согласно акту обследования автодороги, проведённого прокурором Каратуевой А.А. с участием государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Садловского А.А., начальника отдела ЖКХ и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Кузьминой Е.С. от 24.12.2018г., на ул. Масловского в районе домов №№7 и 65 имеются выбоины, повреждения дорожного покрытия; отсутствуют подходы к пешеходным переходам; в районе домов №№44, 60, 65, 95 заездной карман не соответствует требованиям ГОСТ; не оборудован тротуар с левой стороны по направлению дороги от дома №2 до магазина «Свежий хлеб»; на пересечении автодорог на ул. Масловского с ул. Железнодорожной отсутствуют дорожные знаки приоритета; не обеспечена видимость дорожной разметки на всём протяжении автодороги от дома №2 до дома №84.

Данное обстоятельство подтверждено также обращением начальника ОМВД России по Нижнеудинскому району Григоряна Х.Г. к Нижнеудинскому межрайонному прокурору от 24.07.2018г., из которого усматривается, что автодорога ул. Масловского не отвечает требованиям законодательства в области безопасности дорожного движения, имеет многочисленные нарушения требований ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №№1, 2, 3)»; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», обязательное соблюдение которых обеспечивает безопасность дорожного движения; по состоянию на 01.07.2018г. на ул. Масловского произошло 3 ДТП, два из которых связаны с наездами на пешеходов, в которых пострадало три человека, в том числе один ребёнок. В 2017г. на ул. Масловского произошло 6 ДТП, 4 из которых связаны с наездами на пешеходов, в результате которых пострадало 7 человек, в том числе один ребёнок; приложенными к обращению соответствующим сведениями о ДТП; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги от 08.08.2016г., составленном ИДПС ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Шишкиным Н.И., согласно которому в районе дома №79 на ул. Масловского отсутствуют краевая и осевая линии разметки; рапортом государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Садловского А.А. от 09.08.2016г. и ИДПС Игнатьева С.В. от 08.2016г.; определением государственного инспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Садловского А.А. от 26.08.2016г. об осмотре участка автодороги на ул. Масловского и соответствующим актом осмотра от 30.08.2016г., которым подтверждается отсутствие на автодороге в районе дома №79 линий горизонтальной дорожной разметки и плохая различимость имеющейся на автодороге осевой линии разметки, отсутствие тротуаров, пешеходных дорожек, разрушение бордюрного камня, неудовлетворительное состояние обочин, отсутствие парковочных мест, пешеходных ограждений вдоль тротуаров; рапортом ИДПС ОМВД России по Нижнеудинкому району Тараканова А.В. от 12.08.2016г. о том, что на ул. Масловского за последние три года с 01.01.2014г. по 11.08.2016г. зарегистрировано 28 ДТП с материальным ущербом без пострадавших. С каждым годом наблюдается рост ДТП: в 2014г. - 9, в 2015г. - 14, с 01.01.2016г. по 11.08.2016г. – 15. С 01.08.2013г. по 11.08.2016г. произошло 10 ДТП с пострадавшими, в которых 11 человек получили ранения различной степени тяжести, в том числе двое несовершеннолетних, и один человек погиб; представлениями начальника ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району Семенова Ю.М. главе Нижнеудинского муниципального образования от 08 и 26.08, 07.09.2016г., 09.03, 19 и 25.04.2017г. о том, что недостатки транспортно-эксплуатационного состояния улично-дорожной сети на ул. Масловского неблагоприятно сказываются на обеспечении безопасности дорожного движения, о необходимости устройства искусственных неровностей перед наземными нерегулируемыми пешеходными переходами у детских и юношеских учебно-воспитательных учреждений, обязательном оборудовании пешеходных переходов стационарным наружным освещением, о необходимости устройства ограждения перильного типа у наземных пешеходных переходов, расположенных вдоль детских учреждений, о применения линий разметки пешеходного перехода чередующимися линиями белого и жёлтого цвета, о необходимости использования дорожных знаков «Пешеходный переход» на световозвращающих щитах жёлто-зелёного цвета и дополнительного их оборудования мигающим сигналом светофора у образовательных организаций; о том, что недостатки автодороги осложняют дорожно-транспортную обстановку и создают реальную угрозу жизни и здоровью участников дорожного движения, их имуществу.

Из ответов главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. начальнику ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району от 15 и 22.08.2016г., от 28.08, 23.09, 06.10.2016г., от 20.02 и 05.04, 18.05.2017г., 20.06.2018г. усматривается, что анализ эксплуатационного состояния дорог проводится для вступления в областную программу, в рамках которой проводятся работы по капитальному ремонту дорог с обустройством системы отведения ливневых вод, нанесением разметки, устройством пешеходных переходов; признал отсутствие подходов к пешеходным переходам; несоответствие требованиям ГОСТ заездного кармана в районе домов №№44, 60, 65, 95 на ул. Масловского, при этом указал, что горизонтальная дорожная разметка наносится ежегодно силами МБУ «Коммунальник» в рамках муниципального задания. Административным ответчиком осуществляется учёт ДТП и регулярно проводится анализ эксплуатационного состояния дорог, в связи с чем на заседании Думы Нижнеудинского муниципального образования 25.08.2016г. запланировано рассмотрение вопроса о внесении изменений в бюджет на 2016г., в том числе на принятие бюджетных ассигнований на разработку проектной документации на капитальный ремонт автодорог, в том числе на ул. Масловского. Администрация Нижнеудинского муниципального образования провела обследование ул. Масловского и выявила дефекты, которые невозможно устранить путём проведения ремонта дорожного полотна и нанесением дорожной разметки, так как все виды работ сводятся к необходимости проведения капитального ремонта данной автодороги, и с августа 2016г. предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на разработку проектной документации на капитальный ремонт автодороги. В 2017г. проводились работы по проектированию капитального ремонта автодороги, в связи с дефицитностью бюджета разработка проекта организации дорожного движения не представляется возможным. Заключён контракт на разработку проектно-сметных работ по капитальному ремонту автодороги, проведены геодезические и геологические работы, в которых предусмотрены все необходимые дорожные элементы, обеспечивающие безопасность дорожного движения (искусственные неровности, пешеходные переходы, тротуары, парковки, дорожная разметка, знаки дорожного регулирования), согласно муниципальной программе «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры Нижнеудинского муниципального образования на период 2017-2025г.г.» разработала сметная документация текущего ремонта автодороги для организации аукциона на право проведения ремонтных работ, разрабатывается сметная документация для проведения работ по нанесению дорожной разметки и будет заключён договор на выполнение работ по нанесению дорожной разметки. Проведён текущий ремонт асфальтобетонного покрытия автодороги, нанесены осевая разметка и устроен пешеходный переход в районе дома №9, проведены работы по занижению обочин с подметанием проезжей части и пешеходных зон, по устранению разрешения бордюрного камня.

Согласно ответу и.о. главы Нижнеудинского муниципального образования Маскаева Ю.Н. Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» от 22.03.2017г. администрацией Нижнеудинского муниципального образования проводятся работы по заключению муниципального контракта по проектированию капитального ремонта автодороги на ул. Масловского, а для комфортного передвижения на автодороге готовится документация для проведения ямочного ремонта данной улицы, что подтверждается документацией по проведению аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта среди субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организаций на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения Нижнеудинского муниципального образования, в том числе ул. Масловского.

Из ответа главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. Нижнеудинскому межрайонному прокурору от 13.08.2018г. следует, что в 2018г. МБУ «Коммунальник» проводились работы по ямочному ремонту автодороги на ул. Масловского, проведено обследование автодороги на данной улице для проведения работ по капитальному ремонту. Получено положительное заключение на капитальный ремонт данной автодороги и 08.08.2018г. подана заявка в Министерство строительства Иркутской области на получение соответствующей субсидии для проведения капитального ремонта в период 2019-2020гг. Меры по обустройству тротуаров около пешеходного перехода у магазина «Алиса» и обустройство остановочного пункта общественного пассажирского транспорта невозможно по причине дефицита местного бюджета и подготовки проектной документации по капитальному ремонту, а том числе с обустройством остановочных пунктов, тротуаров, освещения и т.д. Заявка на получение соответствующей субсидии подана.

Данный ответ подтверждается проектом организации дорожного движения по автодороге на ул. Масловского, соответствующими заявкой и пояснительной запиской главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В., утверждённым главой Нижнеудинского муниципального образования Путовым А.В. муниципальным заданием МБУ «Коммунальник» на 2018г. и плановый период 2019-2020г.г., в том числе по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения Нижнеудинского муниципального образования; отчётами о выполненных МБУ «Коммунальник» за период с мая по октябрь 2018г. соответствующих работах; заключённым 19.03.2018г. между административным ответчиком и ИП Якубовым А.И. договором на выполнение работ по очистке от снега автодорог Нижнеудинского муниципального образования в рамках мероприятий по содержанию автодорог; заключёнными 02.07 и 27.08.2018г. административным ответчиком и ООО «Строительное монтажное эксплуатационное предприятие «Дельта» договором на приобретение дорожных знаков для нужд Нижнеудинского муниципального образования; договором на выполнение работ по ямочному ремонту дорог переулка Паркового и ул. Масловского от 27.08.2018г. с ООО «ДСК «Промкомбинат» и соответствующими приёмопередаточными актами.

Проектом организации дорожного движения на автодороге на ул. Масловского предусмотрена необходимость установки дорожных знаков, в частности, «искусственная неровность», «дети», «главная дорога», «уступите дорогу», «ограничение максимальной скорости», «остановка запрещена», «движение прямо», «парковочное место», «направление движения для грузовых автомобилей», «способ постановки транспортного средства на стоянку», «работает эвакуатор».

Доказательств того, что после проведении ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия автодороги, нанесения осевой разметки и пешеходного перехода в районе дома №9, проведения работ по занижению обочин с подметанием проезжей части и пешеходных зон, устранения разрушения бордюрного камня, выполненных МБУ «Коммунальник» за период с мая по октябрь 2018г., дорожное покрытие стало соответствовать требованиям п.5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Автомобильные дороги улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ответчиком суду не представлено.

Если состояние имущества собственника таково, что его использование создаёт реальную угрозу причинения вреда третьим лицам, неопределённому кругу лиц, это может служить основанием к запрещению или приостановлению деятельности, создающую такую опасность, что предусмотрено ст.1065 ГК РФ. Лишь в исключительных случаях, когда того требуют установленные фактические обстоятельства спора, положения ст.55 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГК РФ позволяют собственника понудить к исполнению возложенных на него законом обязанностей.

Поскольку судом установлено наличие на автодороге дефектов дорожного покрытия в виде выбоин, ям, трещин, отсутствие на автодороге необходимых дорожных элементов, обеспечивающих безопасность дорожного движения, - искусственных неровностей, пешеходных переходов, тротуаров, парковок, дорожных разметок, знаков дорожного регулирования, влияющих на безопасность движения и требующих проведения капитального ремонта в соответствии с требованиями приведённых правовых норм, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований о возложении на административного ответчика обязанности привести в соответствие с ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы, требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» автодороги на ул. Масловского путём проведения капитального ремонта проезжей части по всей протяжённости улицы.

Доводы Улыбиной О.А. о непредставлении доказательств нуждаемости вышеуказанной автодороги в капитальном ремонте опровергаются актом обследования автодороги от 25.04.2018г.; письменными ответами главы Нижнеудинскокго муниципального образования Путова А.В. начальнику ОГИБДД ОМВД России по Нижнеудинскому району от 15 и 22.08.2016г., от 28.08, 23.09, 06.10.2016г., от 20.02 и 05.04, 18.05.2017г., 20.06.2018г., согласно которым анализ эксплуатационного состояния дороги проведён для вступления в областную программу, в рамках которой проводятся работы по капитальному ремонту дорог с обустройством системы отведения ливневых вод, нанесением разметки, устройством пешеходных переходов и подходов к ним, заездных карманов; обследование автодороги выявило дефекты, которые невозможно устранить путём проведения текущего ремонта дорожного полотна и нанесением дорожной разметки, так как все виды работ сводятся к необходимости проведения капитального ремонта данной автодороги, и с августа 2016г. приняты дополнительные бюджетные ассигнования на разработку проектной документации на капитальный ремонт автодороги; в 2017г. проводились работы по проектированию капитального ремонта автодороги; ответом и.о. главы Нижнеудинского муниципального образования Маскаева Ю.Н. Общероссийскому общественному движению «Народный фронт «За Россию» от 22.03.2017г. о проведении администрацией Нижнеудинского муниципального образования работы по заключению муниципального контракта на проектирование капитального ремонта автодороги на ул. Масловского; ответом главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. Нижнеудинскому межрайонному прокурору от 13.08.2018г. о том, что в 2018г. МБУ «Коммунальник» проводились работы по ямочному ремонту автодороги на ул. Масловского, однако этого недостаточно для приведения дороги в соответствие с требованиями законодательства к содержанию дорог, поэтому проведено обследование автодороги на данной улице для проведения работ по капитальному ремонту и получено положительное заключение на капитальный ремонт данной автодороги, вследствие чего 08.08.2018г. подана заявка в министерство строительства Иркутской области на получение соответствующей субсидии для проведения капитального ремонта в период 2019-2020гг.

Вышеуказанные обстоятельства подтвердила в судебном заседании представитель административного ответчика Улыбина О.А., и установление судом указанных обстоятельств послужило основанием к тому, что прокурор отказался заявлять требование о признании незаконным бездействия административного ответчика, выразившегося в непринятии мер по организации проведения мероприятий, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту автодороги на ул. Масловского в г. Нижнеудинске.

Судом установлено, что с 2016г. администрация Нижнеудинского муниципального образования принимала конкретные меры, направленные на капитальный ремонт автодороги, в подтверждение чего представила суду соответствующие доказательства, из которых следует, что для этой цели административным ответчиком проводились соответствующие обследования дороги; он получил положительное заключение о необходимости проведения капитального ремонта; направил соответствующие заявку и пояснительную записку в компетентный орган, который одобрил её, и вопрос о предоставлении соответствующей субсидии подлежит разрешению до марта 2019г., о чём дала пояснения в судебном заседании представитель административного ответчика Улыбина О.А., которая, несмотря на установленные судом вышеуказанные обстоятельства, в судебном заседании настаивала на своих доводах об отсутствии доказательств нуждаемости автодороги на ул. Масловского в г. Нижнеудинске в проведении капитального ремонта.

Суд отклоняет доводы Улыбиной О.А. о вынесении Нижнеудинским городским судом решения от 07.11.2016г. об удовлетворении требований прокурора об обеспечении безопасности дорожного движения на пешеходном переходе около МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 г. Нижнеудинска по созданию искусственной неровности, по оборудованию пешеходного перехода дорожными знаками, разметкой, по расположению с обеих сторон дороги тротуаров и подходов к пешеходному переходу, по оборудованию на пешеходном переходе ограждения перильного типа, светофора, обозначающего нерегулируемый перекрёсток и пешеходные переходы; о том, что требований о признании незаконным бездействия административного ответчика прокурор не заявил, правового значения не имеют, на выводы суда об обоснованности заявленных прокурором административных исковых требований не влияют, поскольку судом установлена необходимость устранения административным ответчиком нарушений Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402, устанавливающего порядок проведения работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», согласно п.п.5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.3.1, 5.3.2 которого не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, а люки смотровых колодцев и дождеприемники ливнесточных колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634; не допускается разрушение крышек люков и решёток дождеприемников; обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения; возвышение обочины и разделительной полосы над проезжей частью при отсутствии бордюра не допускается на всех категориях дорог и группах улиц; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с поправками, изменениями №№1 и 2)» и ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №№1, 2, 3)», устанавливающих группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний, а также устанавливающих требования к световозвращающим материалам для знаков; ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования», распространяющегося на разметку автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городов и сельских поселений и устанавливающего классификацию и технические требования к ней; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний», распространяющегося на дорожные светофоры, предназначенные для регулирования движения транспортных средств и пешеходов; ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения», распространяющегося на искусственные неровности, устраиваемые на проезжей части дорог и улиц городов и сельских поселений (далее - дороги) Российской Федерации, устанавливающего общие технические требования к искусственным неровностям для принудительного ограничения скорости движения транспортных средств и правила их применения; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», распространяющегося на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения, устанавливающего основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог; ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования», распространяющегося на тактильные наземные указатели, с помощью которых инвалиды по зрению получают информацию о путях движения в населённых пунктах и общественных зданиях, и устанавливающего технические требования, назначение, место расположения и правила применения указателей, размещаемых на дорогах и улицах населённых пунктов в местах, разрешенных ГОСТ Р 52605, и на поверхности напольных покрытий общественных зданий; ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования», устанавливающего общие технические требования к дорожным ограждениям на автомобильных дорогах общего пользования, улицах городов и других населенных пунктов, распространяющегося на дорожные удерживающие боковые ограждения, располагаемые сбоку от проезжей части автомобильной дороги или улицы на обочине, тротуаре, в тоннеле, на мостовом сооружении или разделительной полосе. Требования стандарта учитывают при разработке различных по назначению и условиям применения конструкций ограждений, а также при выборе необходимых конструкций ограждений для различных участков дорог при проектировании; ГОСТ Р 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприёмники ливнесточных колодцев. Технические условия», распространяющегося на люки колодцев и камер подземных инженерных городских коммуникаций: тепловых, газовых и кабельных сетей, водопровода, канализации, а также на дождеприемники ливневой канализации, предназначенные для приёма поверхностных сточных вод и атмосферных осадков.

Нарушения вышеуказанных норм крайне неблагоприятно сказываются на обеспечении безопасности дорожного движения, ставят под угрозу жизнь, здоровье и имущество граждан, что подтверждается представленными доказательствами: сообщениями начальника ОМВД России по Нижнеудинскому району Григоряна Х.Г. Нижнеудинскому межрайонному прокурору от 12.09.2016г., 24.07.2018г., рапортами и актами выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автодороги на ул. Масловского в г. Нижнеудинске, составленными сотрудниками ОГИБДД ОМВЛ России по Нижнеудинскому району, представлениями об устранении выявленных нарушений, направленными административному ответчику начальником ОМВД России по Нижнеудинскому району Григоряном Х.Г.

Доводы представителя административного ответчика Улыбиной О.А. о том, что заявленные административные исковые требования являются вмешательством в хозяйственную деятельность административного ответчика, судом отклоняются, поскольку состояние имущества Нижнеудинского муниципального образования – автодороги на ул. Масловского, таково, что использование этого имущества создаёт реальную угрозу причинения вреда третьим лицам, неопределённому кругу лиц, что в соответствии с положения ст.55 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГК РФ и при наличии доводов представителя административного ответчика Улыбиной О.А., вопреки установленным судом обстоятельствам, об отсутствии доказательств нуждаемости автодороги в капитальном ремонте, позволяет суду понудить собственника к исполнению возложенных на него законом соответствующих обязанностей, поэтому заявленные прокурором административные исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ суд считает необходимым установить административному ответчику разумный срок исполнения обязанности по производству ремонта.

Определяя срок, суд принимает во внимание мнение прокурора Яжиновой А.А., предложившей установить срок до 01.01.2022г., и представитель административного ответчика Улыбина О.А. согласилась с мнением прокурора о разумности данного срока.

С учётом рассмотрения и одобрения в 2018г. заявки на получение субсидии на капитальный ремонт, а также времени, необходимого для внесения соответствующих изменений в областную программу предоставления соответствующей субсидии, проведения соответствующего аукциона суд признаёт предложенный сторонами срок разумным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к администрации Нижнеудинского муниципального образования о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию Нижнеудинского муниципального образования в срок до 01.01.2022г. устранить нарушения требований безопасности дорожного движения на автомобильной дороге общего пользования местного значения, расположенной на ул. Масловского в г. Нижнеудинке Иркутской области, путём организации проведения мероприятий, направленных на выполнение работ по капитальному ремонту данной автомобильной дороги в соответствии с требованиями Приказа Министерства транспорта РФ от 16.11.2012г. №402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог»; ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»; ГОСТ Р 52290-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования (с поправками, изменениями №№1 и 2)»; ГОСТ Р 52289-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (с изменениями №№1, 2, 3)»; ГОСТ Р 51256-2018 «Технические средства организации дорожного движения. Разметка дорожная. Классификация. Технические требования»; ГОСТ Р 52282-2004 «Технические средства организации дорожного движения. Светофоры дорожные. Типы и основные параметры. Общие технические требования. Методы испытаний»; ГОСТ Р 52605-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Искусственные неровности. Общие технические требования. Правила применения»; ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»; ГОСТ Р 52607-2006 «Технические средства организации дорожного движения. Ограждения дорожные удерживающие боковые для автомобилей. Общие технические требования»; ГОСТ Р 3634-99 «Люки смотровых колодцев и дождеприёмники ливнесточных колодцев. Технические условия».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29.01.2019г.

Председательствующий судья Китюх В.В.