Дело №2а-140/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
06 июля 2017 года п.г.Угольные Копи
Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Кадырова И.К., с участием:
старшего помощника прокурора Анадырского района Чукотского автономного округа Галушкина Ю.И.,
при секретаре Ухановой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения Ваеги по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты,
установил:
Прокурор Анадырского района обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации сельского поселения Ваеги с требованиями, указанными во вводной части решения. Свои требования обосновывает тем, что администрация сельского поселения Ваеги в нарушение положений законодательства в сфере пожарной безопасности в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности, в том числе п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.1 ч.1 ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст.5 ФЗ «О добровольной пожарной охране», ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», не обеспечивает граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) с. Ваеги средствами индивидуальной защиты, что препятствует эффективному участию пожарных в тушении пожаров и проведению спасательных работ, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан. Просит суд признать бездействие администрации сельского поселения Ваеги, выразившееся в не обеспечении первичных мер пожарной безопасности, а именно не обеспечении граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты пожарных, незаконным и обязать администрацию сельского поселения Ваеги обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) сельского поселения Ваеги 5 комплектами средств индивидуальной защиты, а именно: 5 куртками и 5 брюками со специальными теплоизолирующими подстежками, 5 костюмами водонепроницаемыми, 5 подшлемниками летними, 5 головными уборами зимними, 10 футболками хлопчатобумажными, 5 парами перчаток полушерстяных, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Протокольным определением суда от 23 июня 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз», а также общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» участок с.Ваеги».
Административный ответчик в зал судебного заседания не явился, просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Заинтересованное лицо Государственное предприятие Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежаще, в заявлении от 6 июля 2017 года просит дело рассмотреть в отсутствие их представителя по имеющимся в деле материалам.
Заинтересованное лицо общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» участок с.Ваеги» о дате, месте и времени судебного заседания извещено надлежаще, с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие их представителя в суд не обращалось, пояснений по существу заявленного требования не представило.
В соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика, заинтересованных лиц.
В судебном заседании прокурор, заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
В отзыве, поступившем в суд 20.06.2017, административный ответчик – администрация сельского поселения Ваеги поясняет, что 23 декабря 2013 года создано добровольное пожарное формирование общественное учреждение пожарной охраны «Добровольная пожарная команда Государственного предприятия Чукотского автономного округа «Чукоткоммунхоз» участок с.Ваеги». Разработана Программа «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности на территории сельского поселения Ваеги на 2017-2019 годы», которая направлена в Управление финансов, экономики и имущественных отношений администрации Анадырского района. Издано постановление администрации сельского поселения Ваеги №20 от 16.05.2017 «О создании условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах на территории села Ваеги», неоднократно направлялись письма в адрес администрации Анадырского муниципального района, «6 Пожарную часть ФПС по Чукотскому АО», начальнику Управления МЧС России по Чукотскому АО о выделении денежных средств, указывает, что до настоящего времени данный вопрос не решён.
Выслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Протоколом № 1 учредительного собрания членов общественного учреждения «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» от 23 декабря 2013 года в ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» создана добровольная пожарная дружина – общественное учреждение «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги».
Согласно указанному Протоколу учредителями данного общественного объединения являлись пять человек: Ф.А.С., Н.Л.Н., В.С.П., Э.В.Д., Д.М.Н., руководителем общественного учреждения «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги» избран Ф.А.С.
Согласно ответам начальника Главного управления МЧС России по Чукотскому автономному округу от 23.06.2017 и 29.06.2017 на запросы суда, на территории сельского поселения Ваеги Анадырского муниципального района создано общественное учреждение «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги». Подразделение пожарной охраны является объектовым, принимает участие в профилактике и (или) тушении пожаров в проведении аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения. Численность подразделения составляет 4 человека, руководителем общественного учреждения является М.А.В. Указанное общественное учреждение в данном составе включено в Реестр добровольных пожарных Чукотского автономного округа.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны, регулируются Федеральным законом от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране».
Согласно ст. 6 ФЗ «О добровольной пожарной охране», под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Общественные объединения пожарной охраны создаются либо в форме общественной организации, либо в форме общественного учреждения (п. 3).
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О добровольной пожарной охране» общественным учреждением пожарной охраны является не имеющее членства общественное объединение пожарной охраны, созданное в целях участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территориях муниципальных образований и в организациях.
В форме общественных учреждений пожарной охраны создаются добровольные пожарные команды и добровольные пожарные дружины, ставящие своей целью участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ соответственно на территориях муниципальных образований (территориальные добровольные пожарные команды или территориальные добровольные пожарные дружины) или в организациях (объектовые добровольные пожарные команды или объектовые добровольные пожарные дружины).
Объектовые добровольные пожарные команды и объектовые добровольные пожарные дружины могут создаваться по месту работы или учебы физических лиц. Учредителями объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации или руководителя организации.
Участниками объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины могут быть добровольные пожарные из числа работников организации. Управление объектовой добровольной пожарной командой или объектовой добровольной пожарной дружиной и ее имуществом осуществляется руководителем объектовой добровольной пожарной команды или объектовой добровольной пожарной дружины, который назначается на должность и освобождается от должности решением ее учредителя (учредителей).
В соответствии с п. 1 ст. 13 ФЗ «О добровольной пожарной охране» физическое лицо приобретает статус добровольного пожарного с момента обязательной регистрации этого физического лица в реестре добровольных пожарных.
Таким образом, суд считает установленным факт, что в сельском поселении Ваеги имеется объектовая добровольная пожарная дружина – общественное учреждение «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги», состоящая из четырёх человек, имеющая руководителя, зарегистрированная в Реестре добровольных пожарных Чукотского автономного округа.
Доказательств, что учредителями указанного общественного учреждения является ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» либо администрация сельского поселения Ваеги в ходе судебного разбирательства не установлено.
Согласно ч.2 ст.14 ФЗ «О добровольной пожарной охране» работники добровольной пожарной охраны и добровольные пожарные, принимающие непосредственное участие в тушении пожаров, обеспечиваются средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.
Приказом МЧС России от 04.04.2012 №170 утвержден Порядок обеспечения работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных, необходимыми для тушения пожаров.
Согласно п. 3 указанного Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 04.04.2012 №170, материально-техническое обеспечение деятельности работников добровольной пожарной охраны и добровольных пожарных, принимающих непосредственное участие в тушении пожаров, средствами индивидуальной защиты пожарных и снаряжением пожарных осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации в соответствии со ст. 11 ФЗ «О добровольной пожарной охране».
В соответствии со ст. 11 ФЗ «О добровольной пожарной охране» финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности добровольной пожарной охраны осуществляется за счет собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), средств поддержки, оказываемой органами государственной власти и органами местного самоуправления общественным объединениям пожарной охраны, и иных средств, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Из вышеуказанного действующего законодательства вытекает, что финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности общественного учреждения «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги» должно осуществляться в первую очередь за счёт собственных средств, взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей) и средств поддержки.
Таким образом, требования прокурора о том, что администрация сельского поселения Ваеги обязана обеспечить граждан общественного учреждения «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги» средствами индивидуальной защиты пожарных, является несостоятельным.
Прокурор в административном исковом заявлении также ссылается на п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п.1 ч.1 ст.19 ФЗ «О пожарной безопасности», ст.5 ФЗ «О добровольной пожарной охране», ст. 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», в силу которых администрация сельского поселения Ваеги якобы обязана обеспечить граждан общественного учреждения «Добровольная пожарная команда ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» участок с.п. Ваеги» средствами индивидуальной защиты пожарных.
Как следует из п.9 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.1 ч.1 ст.19 «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах.
В соответствии со ст.5 ФЗ «О добровольной пожарной охране» органы государственной власти и органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение прав и законных интересов добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и общественных объединений пожарной охраны, предусматривают систему мер правовой и социальной защиты добровольных пожарных, работников добровольной пожарной охраны и оказывают поддержку при осуществлении ими своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статьёй 63 ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определены первичные меры пожарной безопасности, которые включают в себя: 1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; 2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; 3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; 4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; 5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; 6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; 7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; 8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; 9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
Таким образом, в указанных Федеральных законах прямое указание на возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты отсутствует, из названных федеральных законов не следует обязанность органов местного самоуправления за свой счет обеспечивать организацию добровольной пожарной охраны средствами индивидуальной защиты. Оказание органами местного самоуправления поддержки общественным объединениям пожарной охраны не означает возникновение у этих органов данной обязанности.
С учетом изложенного, суд считает, что требование прокурора не подлежит удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по настоящему административному делу, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст.103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.
В силу ч.ч. 2 и 3 ст.114 КАС РФ при отказе в иске судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, взыскиваются с административного истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход федерального бюджета. Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Поскольку по заявленному административному иску от уплаты госпошлины в силу закона освобожден и истец и ответчик (как орган местного самоуправления), учитывая отказ суда в удовлетворении административного иска, а также что судом не понесено расходов в связи с рассмотрением административного дела оснований для взыскания со сторон судебных расходов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Анадырского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Ваеги по не обеспечению первичных мер пожарной безопасности и возложении обязанности обеспечить граждан добровольного пожарного формирования (добровольных пожарных) средствами индивидуальной защиты отказать.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено апелляционное представление в суд Чукотского автономного округа через Анадырский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения.
Председательствующий И.К. Кадыров