Дело № 2а-1417/2024
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Петропавловск-Камчатский 25 января 2024 года
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
судьи Фоменко С.В.,
при секретаре Бурлаковой Е.Р.,
с участием представителя административного истца, заинтересованного лица Панасенко Я.Ю.,
представителя административного ответчика Кузнецовой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о признании незаконным и отмене предписания от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж,
УСТАНОВИЛ:
администрация Петропавловск-Камчатского городского округа обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о признании незаконным и отмене предписания от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж.
В обоснование указав, что на основании решения органа государственного (жилищного) контроля (надзора) от 10 ноября 2023 года № 335, по согласованию с прокуратурой Камчатского края в отношении администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Государственной жилищной инспекцией Камчатского края проведена внеплановая выездная проверка. Как следует из акта проверки Инспекции от 17 ноября 2023 года, выездное мероприятие проведено по адресу жилого многоквартирного дома № 19, расположенного на улице Курильской в городе Петропавловске-Камчатском, который распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 06 сентября 2019 года № 140-р признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок расторжения договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда дома № 19 и отселения граждан, проживающих в таких помещениях, в другое благоустроенное жилье 31 декабря 2024 года. Вместе с тем, как считает ГЖИ, такой срок является неразумным, нарушающим положения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указанные выше обстоятельства послужили основанием для вынесения в отношении администрации предписания от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж, согласно которому необходимо устранить нарушения части 10 статьи 32 ЖК РФ, а также Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. По информации Управления коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа Реестр муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа включает следующие жилые помещения дома № 19: квартиры №№ 1 (поз. 6), 2 (поз. 1), 2 (поз. 2), 4, 6, 7, 8 (поз. 1), 8 (поз. 5). В настоящее время на территории Петропавловск-Камчатского городского округа действует программа по расселению граждан из аварийного жилья – муниципальная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденная постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985 (далее Муниципальная программа), сроком реализации с 2019 по 2024 годы. Дом № 19 входит в Муниципальную программу и состоит в Перечне многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, порядковый номер – № 87. Включение многоквартирного дома № 19 в Муниципальную программу подтверждает принятие органом местного самоуправления мер, направленных на защиту прав и законных интересов проживающих в данном доме граждан, а установление срока, согласующегося со сроком реализации указанной программы, имеет своей целью последовательное изъятие жилых помещений, находящихся в собственности граждан, исходя из даты принятия органом местного самоуправления решения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, и направлено на обеспечение равенства прав на жилище граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу ранее. Исходя из вышеизложенных обстоятельств, следует, что: дом №19 расселяется в рамках муниципальной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Петропавловск-Камчатского городского округа", утвержденной постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 13 октября 2016 года № 1985, сроком реализации с 2019 по 2024 годы. Указанное здание состоит в Перечне аварийных домов программы и будет расселено в порядке очередности; исходя из сведений, содержащихся в оспариваемом предписании ГЖИ, заселенными являются квартиры №№ 2, 6, 8; в квартирах №№ 5 и 7 установить проживающих граждан не представилось возможным, остальные жилые помещения не заселены. Вопрос расселения граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях, решается путем предоставления им пригодных жилых помещений взамен расположенных в аварийном доме, в порядке очередности и в сроки, установленные Распоряжением № 140-к. Расселение граждан-собственников жилых помещений аварийного дома решается в соответствии со статьей 32 ЖК РФ; граждане, проживающие на законных основаниях в квартирах аварийного дома, не лишены права самостоятельно обращаться в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении жилого помещения маневренного фонда до наступления срока их расселения. Вместе с тем, на сегодняшний день такое право реализовано только собственником квартиры № 3 дома № 19. Таким образом, предписание Инспекции от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж противоречит нормам жилищного законодательства Российской Федерации, а следовательно, является незаконным и подлежит отмене.
Определением суда от 28 декабря 2023 года судом к участию в деле привлечены административный ответчик Государственная жилищная инспекция Камчатского края, заинтересованное лицо Управление коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
В судебном заседании представитель административного истца и заинтересованного лица Панасенко Я.Ю. поддержала требования административного иска по основаниям, в нем изложенным.
Представитель административного ответчика Кузнецова О.Ю. возражала против удовлетворения требований административного иска, поддержала письменный отзыв, согласно которому в соответствии с Положением о Государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 03.04.2023 № 188-П, в рамках предоставленных полномочий, 17 ноября 2023 года проведена внеплановая проверка администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по обращению Петренко А.Е., проживающего по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курильская, д. 19, кв. 2, в ходе которой были установлены нарушения, которые отражены в акте внеплановой выездной проверки от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж. В целях устранения выявленных нарушений администрации Петропавловск-Камчатского городского округа было выдано предписание от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж о предоставлении в соответствии с требованиями ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации нанимателям жилых помещений дома № 19 по ул. Курильская по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, равнозначные по общей площади занимаемым жилым помещениям, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; принять меры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений дома №19 по ул. Курильская в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставить в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края документы, подтверждающие выполнение указанного предписания, со сроком исполнения до 19 января 2024 года. На территории муниципального образования г. Петропавловск-Камчатский расположен двухэтажный многоквартирный дом № 19 по ул. Курильская, который распоряжением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 06 сентября 2019 года № 140-р признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма до 31 декабря 2024 года. Распоряжение № 140-р "О признании многоквартирного дома №19 по ул. Курильской аварийным и подлежащим сносу" принято только 06 сентября 2019 года спустя 6 месяцев с даты заключения межведомственной жилищной технической комиссии Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 февраля 2019 года № 4865, в распоряжении также отсутствуют сведения о сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, что противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 28 01.2006 № 47. С целью выяснения всех обстоятельств, связанных с угрозой причинения вреда жизни и здоровью граждан, проживающих в доме № 19 по ул. Курильская, а также защиты жилищных прав граждан, Инспекция в соответствии с ч. 1, ч. 3 ст. 31, ч. 2.6 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" направила в прокуратуру Камчатского края документы для согласования проведения внеплановой выездной проверки в отношении администрации Петропавловск-Камчатского городского округа по указанному обращению. Решением прокуратуры Камчатского края от 13 ноября 2023 года проведение указанной проверки согласовано. По результатам внеплановой выездной проверки по адресу г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курильская, д. 19 установлено, что на фасадах дома наблюдается растрескивание штукатурного слоя, по цоколю дома наблюдаются трещины, выкрашивание бетона, сколы. В квартире № 1 (1 этаж, подъезд № 1) в туалете наблюдается сквозное отверстие в деревянном междуэтажном перекрытии, отверстие закрыто листами ДСП, граждане в указанной квартире не проживают, в комнатах на поверхности потолков наблюдаются трещины различной направленности по штукатурному слою. В квартире № 2 (1 этаж, подъезд № 1) в туалете наблюдается разрушение конструкции пола, в указанной квартире проживают граждане. В квартире № 3 (2, последний этаж, подъезд № 1) граждане не проживают. В квартире № 4 (2, последний этаж, подъезд № 1) наблюдается частичное разрушение деревянного чердачного перекрытия, прогиб, наличие временной деревянной подпорки, в комнатах на поверхности потолков наблюдаются трещины различной направленности по штукатурному слою, в указанной квартире граждане не проживают. В квартире №5(1 этаж, подъезд № 2) на момент осмотра жильцы отсутствовали. В квартире № 6 (1 этаж, подъезд № 2) граждане не проживают, квартира после пожара. В квартире № 7 (2 этаж, подъезд № 2) на момент осмотра жильцы отсутствовали. В квартире № 8 (2 этаж, подъезд № 2) в комнате наблюдается наличие временных креплений, временных деревянных подпорок, обрушение деревянного чердачного перекрытия, прогиб, в ванной комнате перекрытие подбито досками, в указанной квартире проживают граждане (многодетная семья, четверо детей). В лестничной клетке подъезда № 2 по отделочному слою чердачного перекрытия наблюдаются трещины, на стенах наблюдаются следы возгорания в виде копоти. Согласно заключению по результатам обследования, выполненного ООО "Актив Проект" шифр 00889/18-ТО в 2018 году техническое состояние фундаментов здания – ограниченно-работоспособное; техническое состояние несущих стен здания – аварийное; техническое состояние конструкций перекрытий – аварийное; техническое состояние стропильной системы крыши – аварийное; техническое состояние лестниц – ограниченно-работоспособное. Физический износ жилого дома составляет 73%. Несущие конструкции несущих стен, перекрытий, имеют дефекты, позволяющие говорить об их аварийном техническом состоянии. Общий физический износ здания на момент обследования определен в размере 72%. Общее техническое состояние здания, согласно ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", на момент обследования оценивается как аварийное. Согласно представленных администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа сведений, реестр муниципального имущества Петропавловск-Камчатского городского округа, содержит информацию об объектах недвижимого имущества, расположенных по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Курильская, д. 19, кв. №№ 2 (поз. 1, поз. 2),4, 6, 7, 8 (поз. 1), 8 (поз. 5). В указанном доме значатся зарегистрированными по месту жительства 19 граждан. По доводу администрации Петропавловск-Камчатского городского округа об отсутствии в предписании ссылки на основание проведение проверки: проверка администрации Петропавловск-Камчатского городского округа проведена на основании решения Инспекции, согласованной с прокуратурой Камчатского края. Сведения об основании проведения проверки указаны в решении Инспекции, запросе о предоставлении сведений, акте внеплановой проверки которые были направлены в администрацию Петропавловск-Камчатского городского округа. Требований закона об обязательном содержании в предписании ссылки на обращение заявителя не имеется. При установлении администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа срока отселения граждан из жилых помещений дома № 19 по ул. Курильская до 31 декабря 2024 года не учтено фактическое состояние дома, в связи с чем, указанный срок нельзя признать разумным. Несущие конструкции (перекрытия) имеют следы разрушения и повреждений, приводящие к их деформации, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплутационные свойства конструкции. Согласно раздела 4.3. заключения по результатам обследования, выполненного ООО "Актив Проект" шифр 00889/18-ТО от 2018 в ходе технического обследования были зафиксированы трещины по отделочному слою чердачного перекрытия. Данный дефект свидетельствует о том, что чердачные перекрытия прогибаются и может произойти их внезапное обрушение. Данное обследование проводилось более пяти лет назад, информация о существенном улучшении технического состояния многоквартирного дома в Инспекции отсутствует. Многоквартирный дом, не отвечает санитарным и техническим требованиям, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния столь длительное время. В настоящее время существует реальная угроза обрушения несущих конструкций дома, проживание в аварийном доме представляет опасность для жизни и здоровья граждан, т.к. из-за потери прочностных качеств несущих конструкций имеется реальная опасность самопроизвольного разрушения дома и, как следствие причинение вреда жизни и здоровью граждан. Определение срока отселения физических и юридических лиц из аварийного дома является компетенцией органа местного самоуправления, однако по состоянию на 17 ноября 2023 года действенных мер, направленных на расселение граждан, проживающих в указанном доме, администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа не принято. Из административного искового заявления следует, что в адрес собственников помещений были направлены требования о сносе, но отсутствуют сведения о сроках направления и сроках выполнения данного требования. Таким образом, материалами проверки подтверждается то обстоятельство, что проживание граждан в многоквартирном доме представляет опасность для их жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в том числе опасности обрушения. Учитывая изложенное, административный ответчик считает, что предписание на устранение выявленных нарушений от 17 ноября 2023 года № 335/1-2Ж основано на нормах действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в связи с чем, подлежит исполнению.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец обжалует предписание от 17 ноября 2023 года, с административным иском в суд обратилась 27 декабря 2023 года, то есть в пределах установленного срока.
Согласно статье 4 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно пунктам 6,8 статьи 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют региональный государственный жилищный контроль (надзор) (далее - государственный жилищный надзор или региональный государственный жилищный надзор) и муниципальный жилищный контроль.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда (часть 1 статьи 14 ЖК РФ).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ, жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2016 года №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом" (далее – Положение).
Согласно пункту 49 Положения, В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (часть 10 статьи 32 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 20 ЖК РФ, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении в Российской Федерации в отношении жилищного фонда.
Государственный контроль (надзор) за соблюдением органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности осуществляется органами государственного жилищного надзора в соответствии с положениями Федерального закона от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" и Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (часть 16 статьи 20 ЖК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 77 Федерального закона №131-ФЗ, государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного контроля (надзора), осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 56 Федерального закона от 31 июля 2020 года №248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №248-ФЗ), взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Согласно абзацу 6 подпункта "а" пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года №336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", установить, что в 2022 - 2023 годах в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям: при условии согласования с органами прокуратуры в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания, выданного до 1 марта 2023 г., о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации.
К результатам контрольного (надзорного) мероприятия относятся оценка соблюдения контролируемым лицом обязательных требований, создание условий для предупреждения нарушений обязательных требований и (или) прекращения их нарушений, восстановление нарушенного положения, направление уполномоченным органам или должностным лицам информации для рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и (или) применение контрольным (надзорным) органом мер, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона (часть 1 статьи 87 Федерального закона №248-ФЗ).
В случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля (пункт 1 части 2 статьи 90 Федерального закона №248-ФЗ).
Органами, осуществляющими контроль за исполнением предписаний, иных решений контрольных (надзорных) органов (далее также - решения), являются контрольные (надзорные) органы, вынесшие решения (часть 1 статьи 92 Федерального закона №248-ФЗ).
В случае, если по итогам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, контрольным (надзорным) органом будет установлено, что решение не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу решение, предусмотренное пунктом 1 части 2 статьи 90 настоящего Федерального закона, с указанием новых сроков его исполнения. При неисполнении предписания в установленные сроки контрольный (надзорный) орган принимает меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством (часть 2 статьи 95 Федерльного закона №248-ФЗ).
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Камчатского края, утвержденного Постановлением Правительства Камчатского края от 03 апреля 20223 года №188-П (далее – Положение №188-П), Государственная жилищная инспекция Камчатского края является исполнительным органом Камчатского края, осуществляющим региональный государственный жилищный контроль (надзор) и лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Основными задачами Инспекции является, в том числе осуществление регионального государственного жилищного контроля (надзора) (пункт 13.1 Положения №188-П).
К полномочиям Инспекции относится осуществление региональный государственный жилищный контроль (надзор) на территории Камчатского края за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (пункт 18.1 Положения №188-П).
К полномочиям Инспекции также относится осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда Камчатского края, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (пункт 20 Положения №188-П).
Как установлено в судебном заседании, Распоряжением главы Петропавловск-Камчатского городского округа от 06 сентября 2019 года №140-р многоквартирный дом №19 по ул. Курильская в городе Петропавловске-Камчатском признан аварийным и подлежащим сносу. Управлению коммунального хозяйства и жилищного фонда администрации Петропавловска-Камчатского городского округа в срок до 01 ноября 2019 года направить собственникам жилых помещений требование о сносе многоквартирного дома №19 по ул. Курильская; в срок до 31 декабря 2024 года принять меры к расторжению договоров социального найма на жилые помещения муниципального жилищного фонда многоквартирного дома и отселить граждан, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда Петропавловск-Камчатского городского округа по договорам социального найма, в другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно техническом заключению по результатам обследования от 2018 года, несущие конструкции несущих стен, перекрытий, имеют дефекты, позволяющие говорить об их аварийном техническом состоянии; общий физический износ здания на момент обследования определен в размере 72%; состояние обследуемого жилого дома в целом можно охарактеризовать как "Плохое состояние объекта"; преобладающее большинство конструкций здания не удовлетворяют современным нормативным требованиям; состояние обследуемых жилых помещений здания не соответствует требованиях комфорта; общее техническое состояние здания оценивается как "аварийное", дальнейшая эксплуатация здания не рекомендована.
Министерство строительства и жилищной политики Камчатского края 17 октября 2023 года направило в адрес Государственной жилищной инспекции Камчатского края заявление, поступившее в рамках прямой линии с Губернатором Камчатского края, по вопросу расселения многоквартирного жилого дома №19 по ул. Курильская в г. Петропавловске-Камчатском для рассмотрения по существу.
Государственной жилищной инспекцией Камчатского края 10 ноября 2023 года принято решение о проведении внеплановой выездной проверки деятельности органа местного самоуправления и должностного лица органа местного самоуправления №335 в отношении администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.
И.о. прокурора Камчатского края 13 ноября 2023 года принято решение о согласовании проведения внеплановой проверки.
По результатам проведения внеплановой проверки многоквартирного дома №19 по ул. Курильская в г. Петропавловске-Камчатском в адрес администрации Петропавловск-Камчатского городского округа выдано предписание на устранение нарушений законодательства №335/1-2ж от 17 ноября 2023 года, согласно которому администрации Петропавловск-Камчатского городского округа необходимо в срок до 19 января 2024 года устранить нарушения прав граждан путем предоставления нанимателям жилых помещений дома №19 по ул. Курильская по договорам социального найма благоустроенные жилые помещения в границах Петропавловск-Камчатского городского округа, равнозначные по общей площади, занимаемым жилым помещениям, отвечающие требованиям, предъявляемым к жилым помещениям; принять меры по обеспечению жилищных прав собственников жилых помещений дома №19 по ул. Курильская в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Как следует из акта внеплановой выездной проверки №335/1-2ж от 17 ноября 2023 года, на фасадах здания наблюдается растрескивание штукатурного слоя. По цоколю дома наблюдаются трещины, выкашивание бетона, сколы. В квартире №1 в туалете наблюдается сквозное отверстие в деревянном междуэтажном перекрытии. Отверстие закрыто листами ДСП. Граждане в указанной квартире не проживают. В комнатах на поверхности потолков наблюдаются трещины различной направленности по штукатурному слою. В квартире №2 в туалете наблюдается разрушение конструкции пола. В указанной квартире проживают граждане. В квартире №3 граждане не проживают. В квартире №4 наблюдается частичное разрушение деревянного чердачного перекрытия, прогиб, наличие временной деревянной подпорки. В комнатах на поверхности потолков наблюдаются трещины различной направленности по штукатурному слою. В указанной квартире граждане не проживают. В квартире №5 на момент осмотра жильцы отсутствовали. В квартире №6 граждане не проживают. Квартира после пожара. В квартире №7 на момент осмотра жильцы отсутствовали. В квартире №8 в комнате наблюдается наличие временных креплений, временных деревянных подпорок, обрушение деревянного чердачного перекрытия, прогиб. В ванной комнате перекрытие подбито досками. В указанной квартире проживают граждане. В лестничной клетке подъезда №2 по отделочному слою чердачного перекрытия наблюдаются трещины. На стенах наблюдаются следы возгорания в виде копоти.
Как следует из реестра муниципального имущества Петропавловск-Камчатскому городскому округу принадлежат квартиры №№ 2 (поз. 1, поз.2), 4, 6, 7, 8 (поз.1), 8 (поз.5) дома №19 по ул. Курильская. В доме значатся зарегистрированными по месту жительства 19 граждан.
В случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу договоры найма и аренды жилых помещений расторгаются в соответствии с законодательством. Договоры на жилые помещения, признанные непригодными для проживания, могут быть расторгнуты по требованию любой из сторон договора в судебном порядке в соответствии с законодательством (пункт 50 Положения).
В силу пункта 3 статьи 687 ГК РФ, договор найма жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию любой из сторон в договоре, если помещение перестает быть пригодным для постоянного проживания, а также в случае его аварийного состояния.
Как указано в части 3 статьи 85 ЖК РФ, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (статья 87 ЖК РФ).
Предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (часть 1 статьи 89 ЖК РФ).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа на момент проведения внеплановой выездной проверки каких-либо мер по расселению аварийного многоквартирного дома №19 по ул. Курильская в г. Петропавловске-Камчатском не принято, в связи с чем у Государственной жилищной инспекции Камчатского края имелись основания для вынесения предписания об устранении нарушений.
Довод представителя административного ответчика и заинтересованного лица о включении многоквартирного жилого дома №19 в Региональную адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Камчатского края", утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 17 мая 2023 года №271-П не может являться основанием для удовлетворения требований административного иска, поскольку не свидетельствует о надлежащем выполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ), то есть независимо от доводов административного иска (заявления) суд, в том числе по своей инициативе, выясняет обстоятельства, имеющие значение для дела, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца (заявителя) или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее заявление.
Пункт 17 указанного Постановления Пленума Верховного суда РФ содержит в себе указания, что решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе, если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).
На основании вышеизложенного, с учетом исследованных материалов административного дела, суд приходит к выводу, что в судебном заседании установлены обстоятельства, объективно подтверждающие нахождение признанного аварийным и подлежащим сносу многоквартирного дома №19 по ул. Курильская в техническом состоянии, которое создает реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в нем граждан, в связи с чем, у административного ответчика имелись основания и полномочия на выдачу оспариваемого предписания.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
отказать в удовлетворении административного иска администрации Петропавловск-Камчатского городского округа к Государственной жилищной инспекции Камчатского края о признании незаконным и отмене предписания от 17 ноября 2023 года № 335/1-2ж.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение составлено 05 февраля 2024 года.
Судья