ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1448/18 от 30.01.2019 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД/ММ/ГГ...

Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе ... в составе:

председательствующего судьи Михайловой О.В.,

при секретаре судебного заседания ФИО1,

с участием представителя административного истца ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело А-24/2019 по административному иску прокурора ... действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Аксарковское о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по организации работы по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов, в установленный срок,


УСТАНОВИЛ:

... действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования Аксарковское о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых коммунальных отходов, расположенную на расстоянии 50-70 метров от ... в ... на земельном участке с координатами 66°33"34" с.ш. 67°48"36" в.д., в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 89:02:020105:611, состоящую из строительного мусора (металлолома, древесины, пластика, стекла).

В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенной прокуратурой района проверки соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования Аксарковское выявлена указанная несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Обязанность по организации раздельного сбора, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов законодательством возложена на органы местного самоуправления. Непринятие достаточных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает основные принципы природоохранного законодательства, является фактором, оказывающим негативное воздействие на окружающую природную среду, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

В ходе рассмотрения дела стороной административного истца неоднократно уточнялись заявленные требования, в окончательной редакции заявлено требование о признании бездействия администрации муниципального образования Аксарковское, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории ..., незаконным. Возложении обязанности на администрацию муниципального образования Аксарковское организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципального образования Аксарковское в соответствии с требованиями ст.72 Земельного кодекса РФ и Административного регламента, утвержденного постановлением главы Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ. Возложении обязанности на администрацию муниципального образования Аксарковское в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку ТКО, расположенную на расстоянии 50-70 метров от ... в ... на земельном участке с координатами 66°33"34" с.ш. 67°48"36" в.д., в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 89:02:020105:611, состоящую из твердых коммунальных отходов и строительного мусора (металлолома, древесины, пластика, стекла, картона).

В судебном заседании помощник прокурора ...ФИО2 поддержал уточненные требования административного иска в полном объёме по изложенным в нем основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Аксарковское ФИО3, действующий на основании доверенности от ДД/ММ/ГГ, возражал относительно заявленных требований, указав, что муниципальный земельный контроль проводится должным образом, а земельный участок на котором располагается несанкционированная свалка находится в аренде.

Суд, выслушав позиции сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

... обратился в суд в соответствии со ст.39 КАС РФ в защиту неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц, права которых нарушаются, может изменяться, не может быть конкретно определён.

В судебном заседании установлено, что в ходе проведенной прокуратурой ... проверки установлено, что на территории муниципального образования Аксарковское на земельном участке, расположенном на расстоянии 50-70 метров от ... в ... с координатами 66°33"34" с.ш. 67°48"36" в.д., в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером 89:02:020105:611, обнаружена несанкционированная свалка, состоящая из строительного мусора (деревянных досок, бревна, металла, стекла, пластика и т.д.), ориентировочной площадью 500 кв.м. (л.д. 7-9, 29).

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД/ММ/ГГ, земельный участок с кадастровым номером 89:02:020105:611 относится к категории земель: земли населенных пунктов; вид разрешённого использования: земельные участки, предназначенные для размещения малоэтажной жилой застройки; правообладатель земельного участка не установлен, однако в отношении него заключен договор аренды, со сроком действия с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ, лицом в пользу которого установлено ограничение прав указано муниципальное образование ....

Согласно сведениям изложенным в письме от ДД/ММ/ГГ Управление природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования ... сообщает, что земельный участок с кадастровым номером 89:02:020105:611, обшей площадью 2656 кв.м, расположенный по адресу: ЯНАО, ..., является земельным участком, государственная собственность на который не разграничена. В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предоставление земельных участков, государственная собственность па которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в сослав этого муниципального района.

В материалах данного административного дела, представлен договор аренды земельного участка от ДД/ММ/ГГ заключенный Управлением природно-ресурсного регулирования, землепользования и охраны окружающей среды Администрации муниципального образования ... с 46 гражданами, в отношении земельного участка с кадастровым номером 89:02:020105:611, который предоставляется им для завершения строительства объекта «многоквартирный дом». Согласно п.1.2 на участке имеется объект незавершенного строительства (кадастровый ) площадь застройки 1 451,8 кв.м., степень готовности 11%, который принадлежит на праве общей долевой собственности арендаторам.

Срок действия договора установлен на 3 года с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (п.2.1 Договора аренды).

Также к данному договору представлен Акт приема-передачи земельного участка от ДД/ММ/ГГ.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Ема А.К и Ема Е.А., пояснили, что земельный участок около дома Фб по ... был предоставлен под строительство дома, дольщиками которого они являются, однако застройщик возвел только первый этаж, после чего свою деятельность прекратил. В настоящее время никакие строительные работы там не ведутся, от строителей остался мусор, доски, кирпичи, жители ... сносят понемногу туда свой мусор.

О том, что земельный участок находится, в том числе у них в аренде не знали, но подтвердили, что выдавали доверенность сотрудникам администрации.

Также в материалах дела представлен договор аренды -А от ДД/ММ/ГГ заключённый между Администрацией муниципального образования ... и ООО Проектно-строительная организация «Северплюс» предметом которого выступал земельный участок с кадастровым номером 89:02:020105:148 общей площадью 10 354 кв.м., расположенный по адресу: ЯНАО, ..., с разрешенным использованием под строительство многоквартирных жилых домов (п.1.1 договора).

С указанием на то, что участок свободен от строений (п.1.2 Договора).

Срок аренды установлен на 3 года с ДД/ММ/ГГ по ДД/ММ/ГГ (п.2.1).

ДД/ММ/ГГ между сторонами был подписан Акт приема-передачи указанного земельного участка.

ДД/ММ/ГГ между Администрацией муниципального образования Аксарковское и ООО Проектно-строительная организация «Северплюс» заключено дополнительное соглашение к договору аренды от ДД/ММ/ГГ-А, с указанием на следующие изменения: пункт 1.1. раздела 1 Договора изложить в новой редакции: Арендодатель передает, а Арендатор принимает в аренду земельные участки (далее по тексту - Участки) категория земель - земли населенных пунктов, общей площадью 10 354 кв.м, находящиеся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, район Приуральский, ..., из них:

- с кадастровым номером 89:02:020105:608 площадью 5783 кв.м;

- с кадастровым номером 89:02:020105:609 площадью 949 кв.м;

- с кадастровым номером 89:02:020105:610 площадью 966 кв.м;

- с кадастровым номером 89:02:020105:611 площадью 2656 кв.м.

Разрешенное использование: земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки. Фактическое использование: под строительство многоквартирных жилых домов в ...».

Также п.1.2 Акта приема-передачи земельного участка, был изложен в новой редакции, с указанием 4 земельных участков и их кадастровых номеров.

Изменения в Договор, вносимые Соглашением, вступили в силу с ДД/ММ/ГГ и действовали до конца срока действия Договора.

Таким образом, в судебном заседании с достоверностью было установлено, что начиная с марта 2013 года земельный участок с кадастровым номером 89:02:020105:611 находится в аренде у разных лиц.

В соответствии со ст. 40, 41 и 42 ЗК РФ правом на использование земельных участков наделены собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, на которых возложена обязанность соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ст.22 Федерального закона от ДД/ММ/ГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обязанность землепользователей осуществлять мероприятия по охране земель определяется как выполнение ими установленной законом обязанности по содержанию земельного участка, находящегося в пользовании.

Именно землепользователи обязаны принимать меры по ликвидации несанкционированных свалок производственных и бытовых отходов.

Таким образом, оснований для возложения на Администрацию муниципального образования Аксарковское обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, на данном земельном участке, не имеется.

Кроме того, согласно ст.1 Федеральный закон от ДД/ММ/ГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Тогда как, в ходе прокурорской проверки было установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером 89:02:020105:611, обнаружена несанкционированная свалка, состоящая из строительного мусора (деревянных досок, бревна, металла, стекла, пластика и т.д.

Довод стороны административного истца о том, что требования о ликвидации несанкционированной свалки заявлены по координатам земельного участка, суд не принимает во внимание, в связи с тем что в представленном акте проверки с фототаблицей, зафиксировано скопление мусора непосредственно на земельном участке с кадастровым номером 89:02:020105:611, что также подтверждается запечатленным на снимке объектом незавершенного строительства (л.д. 29).

Вместе с тем, суд находит обоснованным доводы административного иска о признании бездействий администрации муниципального образования Аксаковское в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории ..., что подтверждается материалами прокурорской проверки, в ходе которой было выявлено 17 несанкционированных свалок, тогда как органом местного самоуправления в 2018 году было составлено лишь два акта внеплановой выездной проверки соблюдения норм земельного законодательства, составленных в отношении смежных земельных участков.

Согласно п.17 Административного регламента утверждённого Постановлением Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ (Далее Регламент), муниципальный земельный контроль за использованием и охраной земель и проведение проверок соблюдения земельного законодательства осуществляется на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях, государственная собственность на которые не разграничена на территории муниципального образования Аксарковское.

Задачей по исполнению муниципальной функции является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований использования земель (п.18 Регламента).

Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, а также физическими лицами обязательных требований, установленных федеральным законодательством и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, в установленной сфере деятельности.

Однако данные требования Административного регламента не соблюдаются органом местного самоуправления в полной мере, в связи, с чем суд полагает обоснованными требования административного иска о возложении обязанности по организации работы по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальное образование Аксарковское.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск прокурора ... действующего в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Аксарковское – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации муниципального образования Аксарковское, выразившееся в неосуществлении муниципального земельного контроля за использованием земель на территории ..., незаконным.

Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования Аксарковское организовать работу по осуществлению муниципального земельного контроля за использованием земель на территории муниципальное образование Аксарковское в соответствии с требованиями ст. 72 Земельного кодекса РФ и Административного регламента, утвержденного постановлением главы Администрации муниципального образования Аксарковское от ДД/ММ/ГГ.

В остальной части, административный иск, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд ... через Лабытнангский городской суд постоянное судебное присутствие в селе ... в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято ДД/ММ/ГГ.

Председательствующий /подпись/

Копия верна:

Судья О.В. Михайлова