ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-144/2022 от 06.05.2022 Княжпогостского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2а-144/2022

11RS0009-01-2022-000134-11

Решение

Именем Российской Федерации

Мотивированное решение составлено 06 мая 2022 года.

Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,

при секретаре судебного заседания Моториной М.Н.,

с участием представителя административного истца прокурора Титова Н.Д.,

административного ответчика администрации городского поселения «Емва» Кулешовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 21 апреля 2022 года административное дело по административному иску прокурора Княжпогостского района Республики Коми, поданному в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации городского поселения «Емва» и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

Прокурор Княжпогостского района Республики Коми обратился в суд с иском к администрации городского поселения «Емва» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения. В обоснование требований указал, что в ходе проверки были выявлены недоставки в содержании улично-дорожной сети на территории городского поселения «Емва».

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены СПК «Княжпогостский», ООО «Тепличный комплекс «Княжпогостский», командир ОДПС ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району Зятюк В.Н.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем, просил суд возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения в срок до 01.10.2022.

Представитель ответчика администрации городского поселения «Емва» Кулешова Н.В. исковые требования прокурора не признала в части участка дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной, до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар», а также в части оборудования тротуара на участке дороги по ул. Гущина, так как на этом участке дороги тротуар имеется. Считала, что спорный участок дороги протяженностью 370 метров находится на землях сельскохозяйственного назначения.

В судебное заседание заинтересованное лицо ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району представителя не направило, заинтересованное лицо Зятюк В.Н. показал, что ввиду ненадлежащего содержания дорог, указанных в в иске, администрация городского поселения «Емва» привлекалась к административной ответственности. В администрацию городского поселения «Емва» направлялись запросы, согласно которым установлено, что «тропа здоровья» является бесхозной, при этом сам подъезд к автодороге Сыктывкар-Ухта, протяженностью 830 метров, находится в распоряжении администрации городского поселения «Емва». С учетом расположения участка дороги от гаража СПК «Княжпогостский» до пересечения «тропы здоровья» данный участок дороги был заасфальтирован силами администрации городского поселения «Емва». В случае проведения мероприятий связанных с перекрытием проезжей части по центральной улице, весь поток движения транспортных средств перенаправляется через спорный участок дороги. Так как дорога находится в ненадлежащем состоянии, то высока вероятность дорожно-транспортных происшествий.

Заинтересованные лица СПК «Княжпогостский» и ООО «Тепличный комплекс «Княжпогостский» извещены надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, о причинах неявки суду не сообщили.

Суд в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы дела об административном правонарушении № 5-487/2021, суд находит административное исковое заявление, подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Согласно статье 3 этого Федерального закона автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы).

Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (части 1 и 9 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

При этом статья 17 этого закона устанавливает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

Как следует из части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставом муниципального образования городского поселения «Емва» (опубликован на официальном сайте «Муниципальный район Княжпогостский» во вкладке «Поселение ГП Емва») к вопросам местного значения, отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст утвержден ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля (далее по тексту – ГОСТ Р 50597-2017), который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Названный ГОСТ Р 50597-2017 подлежит обязательному исполнению в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества).

Установленные Стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.

Согласно подпунктами 5.2.1, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 продольная ровность покрытия по полосам движения проезжей части при измерении по ГОСТ 33101 должна соответствовать значениям, указанным в таблице 5.1, при измерении трехметровой рейкой по 9.2.1 и 9.2.2 - в таблице 5.2.; покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3. В частности, размеры отдельного повреждения (выбоины) не должны превышать длину 15 см и более, глубину 5 см и более.

Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном (пункт 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090).

В соответствии с пунктом 4.5.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III, IV и V категорий твердым покрытием. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I-III категорий к населенным пунктам при интенсивности. Пешеходные дорожки следует устраивать на участках подходов автомобильных дорог I - III категорий к населенным пунктам при интенсивности движения пешеходов более 200 чел./сут. Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (пункт 4.5.1.3)

Пешеходные дорожки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта и ГОСТ 33150.

В соответствии с пунктом 4.1 ГОСТ 33150. «ГОСТ 33150-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования» пешеходные, велосипедные и велопешеходные дорожки должны проектироваться вдоль автомобильных дорог общего пользования.

24.12.2021 прокурору Княжпогостского района поступило обращение начальника ОМВД России по Княжпогостскому району о том, что в ходе проведения обследования эксплуатационного состояния автомобильной дороги были выявлены следующие недостатки дороги:

- на участке протяженность 370 метров автомобильной дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми, на участке улицы Сенюкова от железнодорожного переезда до дома № 2 г. Емвы, на участке улицы Сенюкова дом № 52 г. Емвы, на участке ул. Сенюкова от дома № 69 до дома № 99 г. Емвы, не обеспечено проведение мероприятий по устранению недостатков в содержании улично-дорожной сети, а именно дефектов, образовавшихся на проезжей части в виде выбоин, предельные размеры которых составляют более 15 см и глубиной более 5 см;

- на проезжей части въезда, выезда кругового движения железнодорожного вокзала по ул. Гущина дом № 1 г. Емвы протяженностью 4-5 метра продольная ровность не соответствует пункту 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017, пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2017;

- от пересечения от ул. Гущина-Дзержинского до кругового движения железнодорожного вокзала г. Емвы со стороны здания ОМВД России по Княжпогостскому району отсутствует тротуар, предусмотренный проектом организации дорожного движения.

Все перечисленные дефекты отражены в фотоматериале, составленным командиром ОДПС ГИБДД ОМВД России по Княжпогостскому району страшим лейтенантом полиции Зятюком В.Н. при составлении акта о выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда № 118.

Постановлением Княжпогостского районного суда Республики Коми от 07.12.2021 администрация городского поселения «Емва» за вышеуказанное ненадлежащее состояние дороги привлечена к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановление вступило в законную силу 25.12.2021.

Администрацией городского поселения «Емва» предоставлена информация о том, что дорога, ведущая от дома № 29 по ул. Пионерской г. Емвы до автомобильной дороги общего пользования «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» является частью земель сельскохозяйственного назначения и не принадлежит администрации городского поселения «Емва». Дорога, ведущая от гаража СПК «Княжпогостский» до автомобильной дороги общего пользования «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар, является автомобильной дорогой общего пользования местного значения «Подъезд к м. Совхоз в г. Емве» протяженностью 830 м.

В 2017 году администрацией городского поселения «Емва» утвержден проект организации дорожного движения по автомобильной дороге г. Емва, Совхозная ул., Октябрьская ул., подъезд к м. Совхоз в г. Емва (км 0+000 – км 2-606).

Администрацией муниципального района «Княжпогостский» по вопросу о собственнике автомобильной дороги протяженностью 370 метров от пересечения ул. Пионерской г. Емвы (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми предоставлен ответ, что в соответствии с пунктом 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных и осуществления дорожной деятельности относится к вопросам местного значения городского поселения «Емва». В районе указанной дороги находятся земельный участок с кадастровым номером 11:10:4503001:485, находящийся на праве собственности ООО «Тепличный комплекс «Княжпогостский», часть земельного участка с кадастровым номером 11:10:0000000:6, находится в общей долевой собственности членов бывшего СПК «Железнодорожный» (земельные доли); земли, находящиеся в ведении администрации городского поселения «Емва» (в районе моста через ручей).

В Едином государственном реестре автомобильных дорог сведений о собственнике автомобильной дороги протяженностью 370 метров от пересечения ул. Пионерской г. Емвы (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК «Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми нет.

Данных о том, что спорный участок дороги входит в состав какого-либо земельного участка сельскохозяйственного назначения, судом не добыто, сторонами не представлено.

На местную администрацию (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) как на орган местного самоуправления возложена обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городских поселений, муниципальных районов, городских округов и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание.

В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд, помимо прочего, выясняет соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, административным ответчиком допущено бездействие, выразившееся в неустранении недостатков дорог местного значения, выявленных и подтвержденных в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении, указанные объекты являются автомобильными дорогами общего пользования в пределах населенного пункта, бездействие администрации препятствует улучшению дорожной обстановки на территории г. Емвы, что объективно снижает показатели опасности дорожного движения и может стать причиной увеличения дорожно-транспортных происшествий.

Доводы административного ответчика о том, что участок дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» располагается на землях сельскохозяйственного назначения и принадлежат СПК «Княжпогостский» объективно не подтверждены. Этот участок на каком-либо праве не передавался указанному юридическому лицу, следовательно, частной дорогой не является.

Суд также считает заслуживающим внимания доводы прокурора о значении дороги для организации объезда транспорта в случае ограничения движения по другому маршруту, ведущему к дороге «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар».

Суд отклоняет доводы административного ответчика о наличии тротуара от пересечения от ул. Гущина-Дзержинского до кругового движения железнодорожного вокзала г. Емвы со стороны здания ОМВД России по Княжпогостскому району, поскольку часть занятая, по мнению административного ответчика, тротуаром является одним полотном дороги, не отделена бордюрным камнем или иным образом, то есть фактически является проезжей частью.

Невозможность обустройства других тротуаров, в случае возложения обязанности привести спорный тротуар в нормативное состояние, не снимает обязанности с администрации городского поселения «Емва» по обустройству спорного тротуара.

Необходимость ремонта других участок дорог административный ответчик не оспаривал.

При установленных судом обстоятельствах, исковое заявление подлежит удовлетворению, администрация городского поселения «Емва» обязан устранить нарушения по содержанию спорных участков дорог.

Срок для ремонта спорных участок дорог до 01.10.2022 суд считает разумным, доказательств обратного стороны не представили.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Емва» в части непринятия мер по содержанию улично-дорожной сети на территории городского поселения «Емва» в части несоблюдения требований пунктов 5.2.1, 5.2.4 РОСТ Р 50597-2017, пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007, пункта 4.1 ГОСТ 33150.

Возложить на администрацию городского поселения «Емва» обязанность в срок до 01 октября 2022 организовать и провести мероприятия по приведению автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории городского поселения «Емва»:

- в соответствии с требованиями пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» на участке протяженностью 370 метров автомобильной дороги от пересечения ул. Пионерской (тропа здоровья) и ул. Совхозной (со стороны гаража СПК « Княжпогостский») до автомобильной дороги «Сыктывкар-Ухта-Печора-Усинск-Нарьян-Мар» участка 129 км «Сыктывкар-Ухта» Княжпогостского района Республики Коми, на участке улицы Сенюкова от железнодорожного переезда до дома № 2 г. Емвы, на участке улицы Сенюкова дом № 52 г. Емвы, на участке ул. Сенюкова от дома № 69 до дома № 99 г. Емвы, путем устранения дефектов, образовавшихся на проезжей части в виде выбоин, предельные размеры которых составляют более 15 см и глубиной более 5 см;

-обеспечить в соответствии с требованием пункта 5.2.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» на проезжей части въезда, выезда кругового движения железнодорожного вокзала по ул. Гущина д. 1 г. Емвы протяженность 4-5 метра продольную ровность соответствующую требованиям настоящего стандарта;

- оборудовать тротуар, предусмотренный проектом организации дорожного движения в соответствии с требованиями пунктов 4.5.1, 4.5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 «Требование к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы Контроля» от пересечения от ул. Гущина-Дзержинского до кругового движения железнодорожного вокзала г. Емвы со стороны здания ОМВД России по Княжпогостскому району (г. Емва, ул. Гущина, д.5).

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Вступившее в законную силу решение суда, при условии его обжалования в апелляционном порядке, может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.

Судья И.А. Степанов