ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1480/2021 от 29.06.2021 Керченского городского суда (Республика Крым)

Дело 2а-1480/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 г. г. Керчь

Керченский городской суд Республики Крым в составе :

председательствующего судьи – Кит М.В.

при секретаре – Чаусове М.С.,

с участием помощника Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым – Лыхина В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, заинтересованные лица начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» Бобриков Алексей Владимирович, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Крымский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц обратился в Керченский городской суд Республики Крым с административным иском, в котором, с учётом последующих уточнений, просил: признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» в части непринятия мер по оборудованию в указанном исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных №1,2,3,4,5,6; обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства путем оборудования в указанном исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитии отрядов для осужденных при недостаточности денежных средств в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в течении девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части оборудования в указанном исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания: наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных

Исковые требования мотивированы тем, что Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в части обеспечения режимных требований и надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы, в ходе которой установлено, что вопреки требованиям части 4 статьи 94 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в ФКУ ИК-2 в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении, а также общежитиях отрядов для осужденных отсутствуют радиоточки во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы, как следствие не обеспечиваются гуманные условия для отбывания наказания осужденными. С целью устранения выявленных нарушений, прокурором в адрес ФКУ ИК-2 вносилось представление, однако, нарушения закона не устранены, чем и вызвано обращение в суд.

Представитель административного истца помощник Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым Лыхин В.В. исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Определениями Керченского городского суда Республики Крым от 09 октября 2020, 28 декабря 2020 года, 8 июня 2021 года к участию в деле привлечены: в качестве административного ответчика Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица - начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» Бобриков Алексей Владимирович, в качестве заинтересованного лица – Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым.

Представитель административных ответчиков Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю, Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, заинтересованного лица начальника Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» Бобрикова А.В. - Дюжакова С.В. в судебном заседании, поддержала представленные ранее суду письменные возражения, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Суть письменных возражений сводится к тому, что у колонии отсутствует финансирование для исполнения требований прокурора. Кроме того, просила учесть, что исполнить требования прокурора невозможно, поскольку услуги проводного радиовещания на территории Республики Крым не предоставляются.

Представитель заинтересованного лица Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым будучи извещенным о времени и месте разбирательства, в суд не явился, о него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Заслушав пояснения представителя административного истца, заслушав возражения представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются: обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений; мирное урегулирование споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Судом установлено, что Крымской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в апреле и ноябре 2019 года проведены проверки соблюдения в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» требований уголовно-исполнительного законодательства, в части обеспечения режимных требований и надлежащих материально-бытовых условий содержания осужденных к лишению свободы.

Проверками установлено, что в ФКУ Исправительная колония №2 в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении, а также в общежитиях отрядов для осужденных отсутствуют радиоточки во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы, чем нарушаются права осужденных на гуманные условия для отбывания наказания, что приводит к обоснованным обращениям осужденных, в частности ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 в адрес Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым.

По результатам выявленных нарушений, внесены представления от 29 апреля 2019 года №19-2019, от 29 ноября 2019 года №вн-2035001-5-19 об устранении нарушений законодательства в части обеспечения надлежащих режимных требований, материально-бытового обеспечения осужденных, в том числе исполнении требований части 4 статьи 94 УИК РФ по обеспечению помещений радиоточками.

Согласно ответа ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю» от 13 января 2020 года за , сообщено, что согласно нормам материально-бытового обеспечения осужденных, определённых Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», предусмотрены репродукторы (устройство для воспроизведения звука; громкоговоритель) в спальных помещениях, в комнатах отдыха, кабинетах начальников отрядов, в комнатах воспитательной работы, камерах КПТ, в комнате младшего инспектора, в штрафном изоляторе, в клубе, в библиотеке, учебных классах и т.д. На укомплектование колонии репродукторами требуется выделить финансирование в сумме 25 000 рублей. Кроме того для реализации положений действующего законодательства в колонии необходимо, в частности, создание сети проводного вещания радиопередач.

Основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и составляющих единую уголовно-исполнительную систему, определены Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

В соответствии со статьями 1, 3 указанного Закона Российской Федерации №5473-1 деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации №5473-1 учреждения, исполняющие наказания, обязаны, в том числе: обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации; обеспечивать охрану здоровья осужденных; осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Порядок осуществления прав осужденных устанавливается УИК РФ, а также иными нормативными правовыми актами. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Отсутствие радиоточек для прослушивания осужденными радиопередач явилось основанием для принятия прокуратурой мер реагирования.

ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.

Нормы материально-бытового обеспечения осужденных определены приказом ФСИН России от 27.07.2006 N 512 "Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы".

Согласно Приложения к вышеуказанному ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ в номенклатуре и сроках эксплуатации мебели, инвентаря и предметов хозяйственного обихода для общежитий (камер) и объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы предусмотрены, в том числе, репродукторы.

Между тем, как установлено судом и сторонами по делу не оспаривалось, в нарушение приведенных выше правовых норм в ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы отсутствуют радиоточки, данный факт не отрицался представителем административного ответчика ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю».

Из ответом ФКУ ИК-2 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, связанных с привлечением осужденных к труду составили 1036,41 тыс. руб.; по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ остаток денежных средств на лицевом счете 825,58 тыс.руб. (л.д.10).

Не смотря на наличие собственных денежных средств и размера необходимого финансирования на укомплектование учреждения репродукторами 25000 руб. (как указано в ответе ФКУ ИК-2 от ДД.ММ.ГГГГ), представление прокурора не было исполнено, в том числе и до настоящего времени.

Так, пунктом 1 Положений о территориальных органах Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных Приказом ФСИН России от 11.06.2015 N 518 предусмотрено, что Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В соответствии с пунктом 15 Положения УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю осуществляет, в том числе организацию бюджетного (бухгалтерского) и статистического учета в Управлении и подведомственных учреждениях, представления сводной бюджетной (бухгалтерской) и статистической отчетности, контроль за целесообразностью проводимых финансовых и хозяйственных операций и их соответствием законодательству Российской Федерации, организацию экономного и эффективного расходования бюджетных средств.

Согласно части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Административными ответчиками не представлено суду доказательств, что все спальные помещения и помещения воспитательной работы ФКУ «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» оборудованы радиоточками с репродукторами.

Как пояснил в судебном заседании представитель административных ответчиков УФСИН России по РК и г. Севастополю, ФСИН России, выделенные денежные средства, являются целевыми. В настоящее время отсутствуют денежные средства для оборудования всех спальных помещений и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных радиоточками.

Доводы административных ответчиков об отсутствии у колонии финансирования для исполнения требований прокурора, судом не принимаются, поскольку доказательств, свидетельствующих о принятии мер по оборудованию в указанном исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных в том числе за счет собственных денежных средств, полученных от доходной деятельности, суду в нарушение ч. 11 ст. 226 КАС РФ не представлено.

Не представлено стороной административных ответчиков суду и доказательств неисполнимости требований прокурора.

Заинтересованное лицо Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым сообщило, что в соответствии с Реестром лицензий в области связи лицензиями на оказание услуг связи для целей проводного радиовещания на территории Республики Крым обладают операторы связи: Акционерное общество «Крымтелеком» (лицензия № 170734) и Общество с ограниченной ответственностью «Миранда-медиа» (лицензия № 156541). В соответствии с пунктом 13 Правил оказания услуг проводного радиовещания оказываются на основании возмездных договоров. В целях обеспечения Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» услугой радиовещания, указанная организация имеет возможность обратиться к какому-либо оператору связи, в целях заключения с ним договорных отношений для предоставления услуги проводного радиовещания, при наличии у оператора связи соответствующей технической возможности.

Из ответа АО «Крымтелеком» от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на территории <адрес> обществом осуществляются услуги по подключению к сети проводного радиовещания по технологии IP (л.д.91).

В соответствии с п.п. 5.8, 5.12 Устава ФКУ «ИК-2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» источниками финансирования деятельности данного учреждения являются средства федерального бюджета и иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации; при недостатке в Учреждении денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Республике Крым.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 291-294 КАС Российской Федерации, суд, -

р е ш и л :

Административный иск Крымского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Республики Крым в интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю, Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации, заинтересованные лица начальник Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г. Севастополю» Бобриков Алексей Владимирович, Министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым, о признании бездействия незаконным и понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», выразившееся в непринятии мер по оборудованию в исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных

Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония №2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю» в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать в исправительном учреждении радиоточки с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных

При недостаточности денежных средств в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», возложить обязанность на Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Крым и городу федерального значения Севастополю в течение девяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 2 УФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю», с целью устранения последним нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства в части оборудования в указанном исправительном учреждении радиоточек с репродукторами во всех спальных помещениях и помещениях воспитательной работы в отряде со строгими условиями отбывания наказания, в карантинном отделении и общежитиях отрядов для осужденных

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 09.07.2021.

Судья Кит М.В.