Дело №2а-149/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 декабря 2017 года пос. Сонково
Сонковский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего федерального судьи Никитиной Ж.В.,
с участием представителя административного истца заместителя прокурора Сонковского района Тверской области Зелениной А.С.,
при секретаре Теленковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Сонковского районного суда Тверской области административное дело по административному иску прокурора Сонковского района Тверской области к Администрации Муниципального образования (МО) Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, и возложении обязанности по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области,
у с т а н о в и л:
Прокурор Сонковского района Тверской области В.П. Борисов, действуя в интересах неопределённого круга лиц, в порядке ст. 39 КАС РФ, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области о признании незаконным бездействия в части организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, и возложении обязанности по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Сонковского района проведена проверка соблюдения на территории МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Статьёй 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» закреплено, что дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Согласно ст. ст. 6, 12, 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населённых пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке. Согласно пункту 5 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Статья 1 Закона Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» закрепляет, что дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные, в том числе, пунктом 5 названного Федерального закона. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 8 Устава МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области от 01 сентября 2015 года №40 к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральный закон от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения. В соответствии с п.п. 1, 6, 7 ст. 3, ч.ч. 1, 9 ст. 5, ч.ч. 1, 8 ст. 6, п. 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Согласно п.п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённых 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, технический учёт и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжённости и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности. В ходе проведённой прокуратурой Сонковского района проверки установлены следующие обстоятельства. Постановлением администрации Петровского сельского поселения Тверской области от 15 апреля 2013 года №12-па утверждён Перечень дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области (далее Перечень). В Перечень включены следующие автомобильные дороги общего пользования местного значения Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области: по дер. Макаровское (1 км); по дер. Горка ( 1 км); подъезд к дер. Божонка (1 км); по дер. Божонка (1 км); по дер. Вымлы ( 0,5 км); по дер. Турчаниново (0,8 км); дер. Турчаниново – дер. Романцево (3 км); по дер. Романцево (0,5 км); по дер. Сергеевское (1,5 км); по дер. Денисово (0,8 км); по дер. Лукино (0,5 км); по дер. Ореховец (0,5 км); подъезд к дер. Марково (0,8 км); по дер. Марково (0,3 км); подъезд к дер. Ботвино (0,5 км); по дер. Ботвино (1,5 км); подъезд к дер. Высока (0,5 км); по дер. Высока (0,5 км); по дер. Ивановское (Лавровск.) (0,5 км); подъезд к дер. Ивановское (0,5 км); по дер. Ивановское (Петровск.) (0,7 км); подъезд к дер. Снегиревка (0,5 км); по дер. Снегиревка (1 км); подъезд к дер. Савелово (0,5 км); по дер. Савелово (0,8 км); по дер. Моисеиха (0,8 км); по дер. Белево (0,5 км); по дер. Хотенка (0,7 км); по дер. Литвиново (0,8 км); по дер. Лесные (0,5 км); по дер. Сносы (0,6 км); по с. Петровское (1,5 км); по дер. Молоди (0,8 км); по с. Лаврово (1 км); по дер. Куклино (1 км); по дер. Афанасово (1 км); подъезд до дер. Алферово (1 км); по дер. Алферово (0,8 км); подъезд до дер. Заречье (0,8 км); по дер. Заречье (0,8 км). Однако администрацией МО Петровское сельское поселение, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, до настоящего времени не принято мер по организации проведения их паспортизации, в связи с чем, в нарушение вышеуказанных требований закона паспорта на данные автомобильные дороги местного значения отсутствуют. Отсутствие технического паспорта влечёт ненадлежащее выполнение административным ответчиком обязанности по содержанию автодороги и находится в прямой причинно-следственной связи с безопасностью дорожного движения. Технический паспорт дороги определяет фактическое состояние автомобильной дороги, что является необходимым для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающих не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения. По существу технический паспорт дороги является единственным документом технического учёта дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы. Отсутствие паспортизации дороги создаёт угрозу безопасности дорожного движения и ведёт к нарушению прав граждан. Непринятие мер по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования Петровского сельского поселения свидетельствует как о ненадлежащем исполнении администрацией МО Петровское сельское поселение полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, так и о её бездействии. В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц. Безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области: по дер. Макаровское (1 км); по дер. Горка (1 км); по дер. Божонка (1 км); по дер. Вымлы (0,5 км); по дер. Турчаниново (0,8 км); дер. Турчаниново – дер. Романцево (3 км); по дер. Романцево (0,5 км); по дер. Сергеевское (1,5 км); по дер. Денисово (0,8 км); по дер. Лукино (0,5 км); по дер. Ореховец (0,5 км); по дер. Марково (0,3 км); подъезд к дер. Ботвино (0,5 км); по дер. Ботвино (1,5 км); по дер. Высока (0,5 км); по дер. Ивановское (Лавровск.) (0,5 км); по дер. Ивановское (Петровск.) (0,7 км); по дер. Снегиревка (1 км); по дер. Савелово (0,8 км); по дер. Моисеиха (0,8 км); по дер. Белево (0,5 км); по дер. Хотенка (0,7 км); по дер. Литвиново (0,8 км); по дер. Лесные (0,5 км); по дер. Сносы (0,6 км); по с. Петровское (1,5 км); по дер. Молоди (0,8 км); по с. Лаврово (1 км); по дер. Куклино (1 км); по дер. Афанасово (1 км); по дер. Алферово (0,8 км); по дер. Заречье (0,8 км) затрагивает интересы как граждан, проживающих на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, так и других граждан, являющихся участниками дорожного движения, определить круг которых не представляется возможным. На основании изложенного и руководствуясь ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ч. 2 ст. 1, ст. 19, ч. 1 ст. 22, ч. 1 ст. 39, ст. ст. 124, 125 КАС РФ, просит признать незаконным бездействие Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Петровского сельского поселения: по дер. Макаровское (1 км); по дер. Горка ( 1 км); по дер. Божонка (1 км); по дер. Вымлы (0,5 км); по дер. Турчаниново (0,8 км); дер. Турчаниново – дер. Романцево (3 км); по дер. Романцево (0,5 км); по дер. Сергеевское (1,5 км); по дер. Денисово (0,8 км); по дер. Лукино (0,5 км); по дер. Ореховец (0,5 км); по дер. Марково (0,3 км); подъезд к дер. Ботвино (0,5 км); по дер. Ботвино (1,5 км); по дер. Высока (0,5 км); по дер. Ивановское (Лавровск.) (0,5 км); по дер. Ивановское (Петровск.) (0,7 км); по дер. Снегиревка (1 км); по дер. Савелово (0,8 км); по дер. Моисеиха (0,8 км); по дер. Белево (0,5 км); по дер. Хотенка (0,7 км); по дер. Литвиново (0,8 км); по дер. Лесные (0,5 км); по дер. Сносы (0,6 км); по с. Петровское (1,5 км); по дер. Молоди (0,8 км); по с. Лаврово (1 км); по дер. Куклино (1 км); по дер. Афанасово (1 км); по дер. Алферово (0,8 км); по дер. Заречье (0,8 км); обязать Администрацию МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области организовать проведение паспортизации автомобильных дорог местного значения: по дер. Макаровское (1 км); по дер. Горка (1 км); по дер. Божонка (1 км); по дер. Вымлы (0,5 км); по дер. Турчаниново (0,8 км); дер. Турчаниново – дер. Романцево (3 км); по дер. Романцево (0,5 км); по дер. Сергеевское (1,5 км); по дер. Денисово (0,8 км); по дер. Лукино (0,5 км); по дер. Ореховец (0,5 км); по дер. Марково (0,3 км); подъезд к дер. Ботвино (0,5 км); по дер. Ботвино (1,5 км); по дер. Высока (0,5 км); по дер. Ивановское (Лавровск.) (0,5 км); по дер. Ивановское (Петровск.) (0,7 км); по дер. Снегиревка (1 км); по дер. Савелово (0,8 км); по дер. Моисеиха (0,8 км); по дер. Белево (0,5 км); по дер. Хотенка (0,7 км); по дер. Литвиново (0,8 км); по дер. Лесные (0,5 км); по дер. Сносы (0,6 км); по с. Петровское (1,5 км); по дер. Молоди (0,8 км); по с. Лаврово (1 км); по дер. Куклино (1 км); по дер. Афанасово (1 км); по дер. Алферово (0,8 км); по дер. Заречье (0,8 км).
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурора Сонковского района Тверской области Зеленина А.С. уточнила заявленные требования, просила признать незаконным бездействие Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, выразившееся в непринятии мер по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Петровского сельского поселения по адресам: по дер. Ботвино (1,5 км); по с. Петровское (1,5 км); по с. Лаврово (1 км); а также обязать Администрацию МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области организовать проведение паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области по адресам: по дер. Ботвино (1,5 км); по с. Петровское (1,5 км); по с. Лаврово (1 км); в срок до 01 июля 2018 года.
Представитель административного ответчика Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, присутствие которого в судебном заседании не признано судом обязательным, в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён надлежащим образом, в письменном заявлении от 18 декабря 2017 года Глава Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области Михальченко Н.М. исковые требования признала в полном объёме, просила рассмотреть дело без её участия, и просила установить срок исполнения до 31 декабря 2018 года для паспортизации дорог в крупных населённых пунктах поселения: с. Петровское, с. Лаврово, дер. Ботвино.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исследовав собранные по делу доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, находит исковые требования, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 4 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства, суд признаёт относимыми, допустимыми и достоверными, и в своей совокупности достаточными для разрешения дела.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путём предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог; безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона №196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 01 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации. Действие настоящего Федерального закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.
В соответствии с п.п. 1, 6, 7 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся её технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность – деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; владельцы автомобильных дорог – исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из ч.ч. 1, 9 ст. 5 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесён к числу полномочий, закреплённых за сельским поселением.
Согласно ч.ч. 1, 8 ст. 6, п. 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учёту и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утверждённых 05 февраля 1982 года Минавтодором РСФСР, технический учёт и паспортизация автомобильных дорог производятся с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяжённости и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учёту и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учёт и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Как следует из п.п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм).
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законом Тверской области от 19 ноября 2014 года №92-ЗО «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области» дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01 января 2015 года за сельскими поселениями Тверской области закрепляются вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4 - 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения), 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1 - 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 названного Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 8 Устава МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, утверждённого решением Совета депутатов от 01 сентября 2015 года №40, к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как указано в Приложении №1 к Закону Тверской области от 28 февраля 2005 года №46-ЗО «Об установлении границ муниципальных образований, входящих в состав территории муниципального образования Тверской области «Сонковский район», и наделении их статусом городского, сельского поселения», согласно части 3 статьи 1 Устава МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, дер. Ботвино, с. Петровское, с. Лаврово входят в перечень населённых пунктов Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области.
С учётом указанных выше норм, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населённых пунктов дер. Ботвино, с. Петровское, с. Лаврово Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области законом возложена на Администрацию МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области, как на орган местного самоуправления.
Из ответа на запрос Администрации МО Петровское сельское поселение от 30 ноября 2017 года, направленного в прокуратуру Сонковского района Тверской области, следует, что паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения не проводилась.
Согласно копии постановления администрации Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области №12-па от 15 апреля 2013 года «Об утверждении перечня дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области», в перечень указанных дорог входят, в том числе, автомобильные дороги: по дер. Ботвино (1,5 км); по с. Петровское (1,5 км); по с. Лаврово (1 км) Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области.
Таким образом, в ходе судебного заседания установлено, что в результате нарушающего права, свободы и законные интересы граждан, неопределённого круга лиц, бездействия административного ответчика МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области в области дорожной деятельности, не проведена паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных по указанным в уточнённом административном исковом заявлении адресам, в связи с чем, создаётся угроза безопасности дорожного движения и нарушаются права граждан, проживающих на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, а также других граждан, являющихся участниками дорожного движения. Обязанность административного ответчика по выполнению указанных требований в области дорожной деятельности должна исполняться своевременно на установленной законом основе, нарушений прав граждан в области защиты их прав на обеспечение безопасности дорожного движения в границах поселения допущено быть не должно. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения законодательно предусмотренной обязанности ответственность несёт именно орган местного самоуправления. В связи с чем, у суда имеются все основания для удовлетворения требований, заявленных прокурором в рамках полномочий, представленных ст. 39 КАС РФ, а также ФЗ от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, о признании незаконным бездействия Администрации МО Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области в части организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, и возложении обязанности по организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области по указанным в административном иске адресам. При этом суд считает необходимым установить срок до 01 июля 2018 года, в который административному ответчику следует выполнить требования административного истца, и полагает его разумным и достаточным для организации всех необходимых работ.
Руководствуясь ст.ст. 46, 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования прокурора Сонковского района Тверской области удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Муниципального образования (МО) Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области в части организации проведения паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области, незаконным.
Обязать Администрацию Муниципального образования (МО) Петровское сельское поселение Сонковского района Тверской области организовать проведение паспортизации автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Петровского сельского поселения Сонковского района Тверской области по адресам: дер. Ботвино (1,5 км); с. Петровское (1,5 км); с. Лаврово (1 км), в срок до 01 июля 2018 года, а также сообщить в суд и административному истцу об исполнении решения суда в срок до 01 августа 2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Тверской областной суд через Сонковский районный суд. Мотивированное решение изготовлено 22 декабря 2017 года.
Председательствующий Ж.В. Никитина