Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-14/2017
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Ёна А.О.,
с участием Горбунова Владимира Ивановича, его представителя Гнездова Александра Всеволодовича, представителя Государственного Совета Республики Крым Лукашева Максима Игоревича, представителя Главы Республики Крым Бобковой Валентины Викторовны, представителя Министерства труда и социальной защиты Республики Крым Цатурян Сатеник Овнатовны, представителя Министерства финансов Республики Крым Вакуленко Яны Анатольевны, прокурора Бирюк Дарьи Юрьевны,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Горбунова Владимира Ивановича к Государственному Совету Республики Крым, заинтересованные лица Глава Республики Крым Аксёнов Сергей Валерьевич, Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, Министерство финансов Республики Крым о признании недействующим в части нормативно-правового акта, выслушав пояснения Горбунова Владимира Ивановича, его представителя Гнездова Александра Всеволодовича, представителей других лиц, участвующих в деле,
У С Т А Н О В И Л :
Государственным Советом Республики Крым 10.12.2014 г. был принят Закон Республики Крым № 36-ЗРК/ 2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категорий граждан, проживающих на территории Республики Крым» ( далее Закон № 36-ЗРК/ 2014), который 17.12.2014 г. был подписан Главой Республики Крым. Закон № 36-ЗРК/ 2014 был опубликован в газете «Крымские известия» N 251(5662) от 23.12.2014 г. и вступил в силу с 01.01.2015 г.
В статье 8 Закона №36-ЗРК/2014 было установлено дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, согласно части 2 которой гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, за исключением лиц, пенсии которых подлежали перерасчету в соответствии с Законом Республики Крым от 3 июля 2014 года N 27-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Крым», с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливалось ежемесячное материальное обеспечение, которое согласно пункту 1 определялось как разница между размером пенсии, получаемой ими на указанную дату, без учета выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г.Севастополя», и страховой пенсии по старости, определенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Государственным Советом Республики Крым 16.06.2015 г. был принят Закон Республики Крым №139-ЗРК/2015 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» (далее Закон №139-ЗРК/2015), который 22.09.2015 г. подписан Главой Республики Крым, 22.02.2015 г. опубликован на официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, а 23.09.2015 г. – в газете «Крымские известия» N 180(5846).
Согласно статье 6 Закона №139-ЗРК/2015 признавался утратившим силу пункт 1 части второй статьи 8 Закона Республики Крым от 17 декабря 2014 года N 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым».
В статье 9 Закона №139-ЗРК/2015 определено, что этот Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования, за исключением статьи 6, действие которой распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Горбунов Владимир Иванович (далее истец) в порядке главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) обратился в суд с административным исковым заявлением к Государственному Совету Республики Крым (далее Государственный Совет), в котором просил признать недействующим в части Закон № 139-ЗРК/2015, а именно статью 6 указанного Закона и статью 9, в части, устанавливающей распространение действия статьи 6 на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г.
Определениями Верховного Суда Республики Крым в соответствии со ст.47КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Глава Республики Крым Аксёнов Сергей Валерьевич ( далее Глава Республики Крым), Министерство труда и социальной защиты Республики Крым ( далее Министерство труда и социальной защиты РК), Министерство финансов Республики Крым ( далее Министерство финансов РК).
В судебном заседании 10.07.2017 г. прокурором дано заключение по настоящему административному делу, согласно которому подлежат удовлетворению требования по признанию недействующей со дня принятия статьи9 Закона №139-ЗРК/2015 в части, устанавливающей распространение действия статьи 6 этого Закона на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г.
Истец и его представитель настаивали на полном удовлетворении заявленных требований, по основания, изложенным в административном исковом заявлении ( с учетом дополнительных пояснений), представители Государственного Совета, Главы Республики Крым, Министерства труда и социальной защиты РК, Министерства финансов РК возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на административное исковое заявление и письменных пояснениях.
Исследовав материалы дела, изучив исковое заявление, выслушав пояснения истца и его представителя, возражения представителя Государственного Совета, пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Согласно статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьёй 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.
Часть 3 статьи 7 Закона № 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
В статье 11 Закона № 6-ФКЗ определены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, согласно части 1 которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены (часть 3 статьи 11 Закон № 6-ФКЗ).
Согласно части 1 статьи 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Как указано выше, материалы дела свидетельствуют о том, что Государственным Советом 10.12.2014 г. был принят Закон №36-ЗРК/ 2014, подписанный 17.12.2014 г. Главой Республики Крым, статьёй 8 которого было установлено дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан. При этом согласно части 2 статьи 8 Закона № 36-ЗРК/ 2014 было определено, что гражданам, имевшим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, за исключением лиц, пенсии которых подлежали перерасчету в соответствии с Законом Республики Крым от 3 июля 2014 года N 27-ЗРК «О некоторых вопросах регулирования пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан в Республике Крым», с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», устанавливалось ежемесячное материальное обеспечение, которое согласно пункту 1 определялось как разница между размером пенсии, получаемой ими на указанную дату, без учета выплат, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г.Севастополя», и страховой пенсии по старости, определенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Государственным Советом 16.06.2015 г. был принят Закон №139-ЗРК/2015, подписанный 22.09.2015 г. Главой Республики Крым, статьёй 6 которого признавался утратившим силу пункт 1 части 2 статьи 8 Закона N 36-ЗРК/2014.
В соответствии с положениями части 8 стаьти 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, соблюдены ли требования по форме и виду, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, соблюдена ли процедура принятия оспариваемого нормативно-правового акта.
Истец, обращаясь в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением о признании недействующим в части Закон №139-ЗРК/2015, представил доказательства того, что во исполнение положений пункта 1 части 2 статьи 8 Закона №36-ЗРК/ 2014 он, будучи пенсионером, имевшим по состоянию на 21.02.2014 г. право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, обратился 16.06.2015 г. в Департамент труда и социальной защиты населения Администрации г.Симферополя (далее Департамент) с заявлением об установлении материального обеспечения к страховой пенсии (далее МСП). По результатам рассмотрения указанного заявления Департаментом 14.08.2016 г. было принято решение о назначении истцу МСП «Ежемесячное материальное обеспечение» в размере 16416,14 рублей с 01.07.2015 г., которое оформлено в виде Протокола о принятии решения, копия которого приобщена к материалам дела ( т.2 л.д.216). В дальнейшем, после вступления в силу Закона №139-ЗРК/2015 со ссылкой на статью6 указанного Закона Департаментом 25.09.2015г. приняты Протокол об отмене Протокола о принятии решения о назначении МСП «Ежемесячное материальное обеспечение» (т.2 л.д.215), Протокол об отказе в назначении МСП «Ежемесячное материальное обеспечение» (т.2 л.д.214).
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждения факт нарушения прав и законных интересов истца принятием Государственным Советом Закона №139-ЗРК/2015.
Истец и его представитель при рассмотрении административного искового заявления настаивали на том, что Государственным Советом нарушена процедура принятия Закона № 139-ЗРК/2015, что выразилось в несоблюдении установленной Регламентом Государственного Совета Республики Крым процедуры осуществления второго чтения поправок в статью 8 Закона № 34-ЗРК/2014.
Согласно пункту 19 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке порядка принятия оспариваемого нормативного правового акта, суду также необходимо выяснять, соблюдены ли существенные положения нормативного правового акта, регулирующие процедуру принятия актов данного вида.
Постановлением Государственного Совета №376-1/14 от 24.12.2014 г. утвержден Регламент Государственного Совета Республики Крым ( далее Регламент), которым устанавливается, в том числе процедура принятия законов Республики Крым.
Статья 95 Регламента определяет, что законопроект, принятый Государственным Советом в первом чтении, и соответствующее постановление, подписанное Председателем Государственного Совета, направляются с соответствующим сопроводительным письмом субъектам законодательной инициативы для внесения в ответственный комитет поправок к законопроекту.
Согласно части 1 статьи 96 Регламента законопроект, принятый Государственным Советом в первом чтении, готовится ответственным комитетом ко второму чтению с учетом поправок, внесенных субъектами законодательной инициативы.
Ответственный комитет обязан рассмотреть каждую поправку, внесенную к законопроекту; сообщить субъектам внесения поправок о дате, времени и месте заседания комитета, на котором планируется обсуждение поправок ( часть 2 статьи96 Регламента).
В части 3 статьи 96 Регламенту установлено, что ответственный комитет вправе поддержать внесенную поправку; отклонить поправку с обоснованием такого отклонения.
Согласно части 4 статьи 96 Регламента ответственный комитет по итогам обсуждения поправок готовит законопроект ко второму чтению в виде таблицы поправок, которая содержит поправки, рекомендуемые к принятию, и поправки, рекомендуемые к отклонению (образец прилагается), и соответствующий проект постановления Государственного Совета.
Таблица поправок должна содержать следующие графы:
1) порядковый номер;
2) указание на структурную единицу законопроекта, к которой предлагается поправка;
3) редакцию текста соответствующей структурной единицы законопроекта, принятого в первом чтении, к которой предлагается поправка;
4) указание на субъект внесения поправки;
5) текст поправки;
6) новую редакцию текста соответствующей структурной единицы законопроекта с учетом предложенной поправки;
7) решение ответственного комитета по внесенной поправке.
В статье 97 Регламента определена процедура передачи законопроект, подготовленного ко второму чтению, в структурное подразделение Аппарата, ответственное за подготовку заседаний Государственного Совета.
Статья 98 Регламента устанавливает процедуру рассмотрения законопроекта.
По требованию Верховного Суд Республики Крым Государственным Советом представлены документы, связанные с принятием Закона № 139-ЗРК/ 2015 ( т.1, л.д. 172-239 )
При изучении указанных документов Верховным Судом Республики Крым установлено соблюдение процедуры, определенной Регламентом, при принятии указанного нормативно-правового акта.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что материалами дела опровергаются утверждения истца о нарушении процедуры принятия оспариваемого в части Закона № 139-ЗРК/ 2015.
В соответствии с пунктом 24 Пленума Верховного суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истец в своем административном исковом заявлении указывает на то, что статья 6 Закона № 139-ЗРК/2015, отменяя предусмотренную пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона № 36-ЗРК/2014 возможность для граждан, имевших право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, на получение МСП «Ежемесячное материальное обеспечение», ухудшает их положение, существовавшее до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации. Поскольку, по его мнению, начисление указанной МСП «Ежемесячное материальное обеспечение», отсутствующей в законодательстве Российской Федерации, фактически компенсирует индексацию пенсий гражданам, имевших право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, право на осуществление которой установлено в ст.37-1 Закона Украины «О государственной службе».
Изучив обоснование административного искового заявления, материалы дела, Верховный Суд Республики Крым находит указанные утверждения истца и его представителя ошибочными в силу следующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Из положений, содержащихся в части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ( далее Закон №184-ФЗ), следует, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закон №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан.
По вопросам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, а также принимают государственные программы субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями бюджетного законодательства Российской Федерации ( пункт3.1 статьи 26.3 Закон №184-ФЗ).
В соответствии со статьёй 8 Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее БК РФ )установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относятся к бюджетным полномочиям названного публично-правового образования.
Согласно статьи 31 БК РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета.
Расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников покрытия субъекта Российской Федерации ( пункт2 статьи 85 БК РФ).
Федеральный закон №166-ФЗ от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
Согласно части 4 статьи 7 этого Закона условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Материалы дела свидетельствуют о том, что истцу по состоянию на 31.12.2014г. назначена пенсия с учетом норм законодательства, действовавшего на территории Республики Крым. При назначении ему пенсии применялись положения статьи 37 Закона Украины от 16.12.1993 г. №3723-XII «О государственной службе. При этом статья 37-1 Закона Украины « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» устанавливала порядок и условия перерасчета пенсий государственным служащим и определяла, что в случае повышения заработной платы работающим государственным служащим, а также в связи с приобретением лицом права на пенсионное обеспечение государственного служащего по этому закону соответственно осуществляется перерасчет ранее назначенной пенсии. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из сумм заработной платы, на которые начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на пересчет пенсии.
Согласно части 4 статьи 2 Федерального закона от 22.12.2014 № 421 -ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений, связанных с предоставлением мер социальной защиты (поддержки), а также выплат по обязательному социальному страхованию отдельным категориям граждан, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» особенности реализации права граждан на пенсионное обеспечение устанавливаются Федеральным законом от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Страховое обеспечение по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, причитающееся гражданам, подлежавшим общеобязательному государственному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 31.12.2014 г. включительно, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации с 01.01.2015 за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2014 № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон №208-ФЗ) с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 3 данного Федерального закона установлено, что размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом согласно положений части 4 статьи 3 Закона № 208-ФЗ если при перерасчете размера пенсии гражданину Российской Федерации, иностранному гражданину или лицу без гражданства в соответствии с законодательством Российской Федерации размер указанной пенсии (для отдельных категорий граждан, имеющих право на одновременное получение различных пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации, - суммарный размер указанных пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат не достигнет размера пенсии, выплачиваемого на 31 декабря 2014 года, в том числе с учетом ежемесячной выплаты к этой пенсии, установленной Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2014 года N 192 «О мерах государственной поддержки граждан, являющихся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя», пенсия выплачивается в сохраненном, более высоком размере. В этом случае сохраненный размер пенсии не подлежит ежегодной корректировке (индексации), а также перерасчету в сторону увеличения и пенсия выплачивается в сохраненном размере до достижения размера пенсии (пенсий) и иных устанавливаемых к пенсии выплат, исчисленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что истец с 01.01.2015 г. согласно указанным выше положениям Закона №208 –ФЗ получает за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации пенсию, рассчитанную с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21.02.2014 г., которая согласно Указу Президента Российской Федерации №192 от 31.03.2014 г. увеличена на 100%. При этом отсутствуют доказательства того, что на 24.02.2014 г. существовали какие-либо оснований для ее увеличения, предусмотренные Закона Украины от 16.12.1993 г. №3723-XII «О государственной службе».
Изучив материалы дела Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что установленное пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона №36-ЗРК/ 2014 дополнительное материальное обеспечение является дополнительной мерой социальной поддержки граждан, получающим пенсию, рассчитанную с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории Автономной Республики Крым до 21.02.2014 г., которая не предусмотрена федеральным законодательством, ее назначение не имело целью сохранения для них уровня социального обеспечения, установленного по состоянию на 21.02.2014 г.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что дополнительное материальное обеспечение, выплата которого могла осуществляться в силу положений пункта 1 части 2 статьи 8 Закона 36-ЗРК/ 2014, не предусмотрено ни законодательством о государственной службе, действовавшим на территории Республики Крым до 21.02.2014г., ни Федеральным законом от 28.12.2013 г. N400-ФЗ «О страховых пенсиях», ни Федеральным законом №166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В силу изложенного, на основании системного анализа приведенных выше норм права в совокупности с установленными в судебных заседаниях обстоятельствами Верховных Суд Российской Федерации приходит к выводу, что указанное выше материальное обеспечение, установленное пунктом 1 части 2 статьи 8 Закона 36-ЗРК/ 2014, по своей сути является дополнительной мерой социального поддержи отдельной категории граждан, установленной субъектом Российской Федерации – Республикой Крым, финансирование расходов на выплату которой осуществляется за счет средств бюджета этого субъекта, не является его обязанностью в силу указанных выше положений законодательства Российской Федерации и Республики Крым, осуществляется при наличии у него возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Установление такого рода мер социальной поддержки отдельных категорий граждан Республики Крым, как и их отмена связаны с реализацией полномочий этого субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым считает, что, принимая Закон №139-ЗРК/2015, статьёй 6 которого признавался утратившим силу пункт 1 части 2 статьи 8 Закона N 36-ЗРК/2014, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему полномочий, вследствие чего в этой части Закон №139-ЗРК/2015 федеральному законодательству не противоречит.
Вопрос о целесообразности принятия оспариваемой части Закон №139-ЗРК/2015 Верховным Судом Республики Крым не обсуждался, поскольку это относится к исключительной компетенции Государственного Совета Республики Крым.
В силу изложенного Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части признания недействующей ст. 6 Закона№139-ЗРК/2015.
Между тем, заслуживают внимания доводы заявителя о несоответствии нормам законодательства Российской Федерации части положений ст. 9 №139-ЗРК/2015, которыми определено, что действие статьи 6 этого Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 года.
Согласно статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Частью 5 статьи 8 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации вступает в силу после его официального опубликования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 10.03. 2005 г. N 71-О, названный Закон является общим, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем правовое регулирование порядка и срока вступления в силу нормативных актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов.
Часть 4 статьи 79 Конституции Республики Крым устанавливает, что закон Республики Крым вступает в силу после его официального опубликования. Закон и иные нормативные правовые акты Республики Крым по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 20.07. 2011 г. N 20-П, придание обратной силы закону, ухудшающему правовое положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного в соответствии с ранее действующим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями части 1 статьи 1, статей 2, 17, 18, 19, 54, частей 2 и 3 статьи 55 и статьи 57 Конституции Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что после вступления в силу 01.01.2015 г. Закона № 36-ЗРК/2014 2153 гражданина во исполнение положений пункта 1 части 2 статьи 8 Закона №36-ЗРК/ 2014, будучи пенсионерами, имевшими по состоянию на 21.02.2014 г. право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства о государственной службе, обратились в компетентные органы с заявлениями о начислении МСП. По результатам рассмотрения таких заявлений в 1365 случаях приняты положительные решения о начислении дополнительного материального обеспечения.
При таких обстоятельствах придание обратной силы статьи 6 Закона№139-ЗРК/2015, путем распространения ее действия на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г., ухудшило положение этих граждан ( в том числе и истца), поскольку лишило их права на получение такого рода меры социальной поддержки.
При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым считает, что существуют основания для удовлетворения требований о признании недействующей статьи 9 Закона № 139-ЗРК в части, которая устанавливает распространение действия статьи 6 этого Закона на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г.
С учетом положений пункта 1 части 2 статьи 215 КАС РФ, согласно которым по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение о признании его не действующим полностью или в части со дня принятия или с иной определенной судом даты, и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №48 от 29.11.2007 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», о том что, если, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, Верховный Суд Республики Крым считает, что статья 9 Закона № 139-ЗРК в части, которая устанавливает распространение действия статьи 6 этого Закона на правоотношения, возникшие с 01.01.2015 г., подлежит признанию недействующей с момента ее принятия.
Руководствуясь статьями 175-180, 214,, 215, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление Горбунова Владимира Ивановича удовлетворить частично.
Признать недействующей со дня принятия статью 9 Закона Республики Крым «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» № 139-ЗРК/2015 от 22 сентября 2015 г. в части, которая устанавливает распространение действия статьи 6 Закона Республики Крым «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым» № 139-ЗРК/2015 от 22 сентября 2015 г. на правоотношения, возникшие с 01 января 2015 года.
В остальной части - отказать в удовлетворении заявленных требований.
Обязать Государственный Совет Республики Крым опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение о его принятии в газете «Крымские известия» и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (http://www.pravo.gov.ru).
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 14.07.2017 г.
Судья С.В. Яковлев