ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/19 от 20.11.2019 Иркутского гарнизонного военного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 ноября 2019 года город Иркутск

Иркутский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Титенкова В.В., при секретаре Жуковой Е.А., с участием представителей административного истца - федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в лице начальника управления, Лапердиной М.В., административного соистца - федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в лице начальника управления, Фоминой О.М., представителя заинтересованного лица - войсковой части <...> в лице командира воинской части, Андреевой М.А., представителя административного ответчика - Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в лице начальника управления, Бирюлиной В.В., рассмотрев с использованием средств видеоконференц-связи в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело №2а-152/2019 по административному исковому заявлению представителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в лице начальника управления (далее - начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области») Лапердиной М.В. об оспаривании решений Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в лице начальника управления (далее - начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО)), связанных с возложением на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанности исполнения акта от 21 июня 2019 года, изданного по результатам проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» (далее - акт ),

установил:

в административном иске приведено следующее.

В период с 14 мая 2019 года по 21 июня 2019 года контрольная группа Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) на основании решения начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) провела выездное контрольное мероприятие - проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей, состоящих на финансовом обслуживании этого учреждения.

По результатам этого мероприятия был издан акт № в котором изложены выводы о допущении ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» соответствующих финансовых нарушений, в частности, отказа в принятии к учету ущерба в размерах <...> рублей <...> копейки, <...> рублей <...> копеек и <...> рублей <...> копейки, причиненного государству наличием просроченных сроком исковой давности дебиторских задолженностей войсковых частей <...> и <...>, возникших в результате переплат командирами указанных воинских частей соответствующих страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, и наличии безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъемщиков ликвидированной войсковой части <...>, соответственно, а также непринятии начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» мер по возмещению (списанию) этих сумм задолженностей.

Не согласившись с выводами и предложениями, содержащимися в акте №, начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» 5 августа 2019 года через своего представителя обратился в Куйбышевский районный суд города Иркутска с настоящим административным исковым заявлением, в котором, ссылаясь на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ и БК РФ), приказы Министра обороны Российской Федерации, регулирующие правоотношения в финансово-бюджетной сфере, просил признать незаконными содержащиеся в акте № выводы о вышеприведенных финансовых нарушениях, суммах нарушений и предложения об устранении этих нарушений, возложении на него данным актом обязанностей по устранению приведенных нарушений, поскольку реальный ущерб отсутствует, а все суммы задолженностей надлежит отнести на войсковые части <...>, <...> и ликвидированную войсковую часть <...>, так как все указанные денежные суммы образовались до ноября 2011 года.

25 сентября 2019 года Куйбышевский районный суд города Иркутска вынес определение о направлении административного дела для рассмотрения по подсудности в Иркутский гарнизонный военный суд, 18 октября 2019 года направил дело, оно поступило в суд 21 октября 2019 года.

23 октября 2019 года в Иркутский гарнизонный военный суд поступило заявление начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» об уточнении административного искового заявления, в котором, указав на частичное удовлетворение начальником Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) протоколом № от 29 июля 2019 года, поступившим в управление 8 августа 2019 года, возражений ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», полагая, что изложенные в акте № выводы о допущении ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» нарушений действующего законодательства являются незаконными, а предложения к устранению выявленных нарушений действующего законодательства и возмещению причиненного в результате этих нарушений ущерба государству, которые должны быть приняты административным истцом к исполнению возлагают на него определенные обязанности по устранению выявленных нарушений, просительную часть изложил в новой редакции: признать незаконным решение Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженное в акте № в разделе «Выводы» о выявленных нарушениях ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на сумму <...> рублей <...> копеек, которыми государству причинен реальный ущерб на сумму <...> рублей <...> копейки, а именно: наличие безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на сумму <...> рублей <...> копейки, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в том числе: переплата войсковой частью <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>» страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму <...> рублей <...> копейки; переплата войсковой частью <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>» страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму <...> рубля <...> копеек; непринятие к учету ущерба, выявленного предыдущими контрольными мероприятиями, на сумму <...> рублей <...> копеек, а именно: <...> рублей <...> копеек - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; признать незаконным решение Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженное в акте № в п. 1 раздела «Предложения по устранению нарушений» по принятию начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» к учету в качестве ущерба суммы в размере <...> рублей <...> копеек, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; признать незаконным решение Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженное в акте № в п. 2 раздела «Предложения по устранению нарушений» по возложению обязанности по принятию мер по возмещению выявленной проверкой в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» реального ущерба в размере <...> рублей <...> копеек; признать незаконным решение Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженное в акте № в п. 5 раздела «Предложения по устранению нарушений» по принятию к учету ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; признать незаконным решение Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженное в акте № в п. 6 раздела «Предложения по устранению нарушений» по возложению обязанности по принятию решения по возмещению (или списанию установленным порядком) в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, а именно: <...> рублей <...> копеек - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; <...> рублей <...> копейки - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...>; обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в разделе «Выводы» сведения о выявленных нарушениях ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на сумму <...> рублей <...> копеек, которыми государству причинен реальный ущерб на сумму <...> рублей <...> копейки, а именно: наличие безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на сумму <...> рублей <...> копейки, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в том числе: переплата войсковой частью <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>» страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму <...> рублей <...> копейки; переплата войсковой частью <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>» страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на сумму <...> рубля <...> копеек; непринятие к учету ущерба, выявленного предыдущими контрольными мероприятиями на сумму <...> рублей <...> копеек, а именно: <...> рублей <...> копеек - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в п. 1 раздела «Предложения по устранению нарушений» по принятию начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» к учету в качестве ущерба сумму в размере <...> рублей <...> копейки, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в п. 2 раздела «Предложения по устранению нарушений» по возложению обязанности по принятию мер по возмещению выявленного проверкой в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» реального ущерба в размере 203 411 рублей 92 копейки; обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в п. 5 раздела «Предложения по устранению нарушений» по принятию к учету в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; обязать Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в п. 6 раздела «Предложения по устранению нарушений» по возложению обязанности по принятию решения по возмещению (или списанию установленным порядком) в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, а именно: <...> рублей <...> копеек - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; <...> рублей <...> копейки - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...>.

В судебное заседание надлежащим образом извещенное о его месте и времени не прибыло заинтересованное лицо - командир войсковой части <...>, просивший рассмотреть дело без его участия, это ходатайство суд удовлетворил.

В судебном заседании представитель Лапердина административный иск поддержала, объяснила, что реального ущерба, причиненного государству суммами дебиторской задолженности (<...> + <...> = <...>), нет, так как эти суммы командирами войсковых частей <...> и <...> уплачены в бюджеты государственных внебюджетных фондов, которые фактически являются федеральным бюджетом. Эти денежные суммы являются дебиторскими задолженностями указанных воинских частей.

В отношении <...> рублей <...> копеек - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...> Лапердина объяснила, что списание этой денежной суммы невозможно, так как финансовая экспертиза не может быть утверждена в связи с отсутствием в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» необходимых первичных финансовых документов этой воинской части.

Лапердина, выражая позицию, согласную с доводами административного истца, заявила, что срок, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для подачи административного иска в суд, не пропущен.

Представитель административного соистца - ФКУ «УФО МО РФ по Центральному военному округу», Фомина в отзыве на административное исковое заявление позицию административного истца поддержала, просила суд удовлетворить рассматриваемые требования в полном объеме, выразив аналогичную позицию в судебном разбирательстве.

Представитель заинтересованного лица - войсковой части <...>, Андреева как письменным отзывом на административный иск, так и в суде заявила о законности и обоснованности заявленных начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» требований, за исключением довода - ущерб, причиненный государству, в размере <...> рублей <...> копеек является учетным показателем войсковой части <...>, поскольку в воинской части финансово-экономический орган, функции которого были переданы в установленном порядке в 2010 году Министром обороны РФ в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», отсутствует, все документы, относящиеся к этой денежной сумме, были в 2010 году переданы административному истцу.

В письменных возражениях представитель административного ответчика - Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), Бирюлина требования административного искового заявления не признала, просила в их удовлетворении отказать, сообщив, что часть требований была удовлетворена протоколом № рассмотрения возражений административного истца, поэтому в акт№ были внесены соответствующие изменения.

Кроме того, Бирюлина отметила, что дебиторская задолженность с просроченным сроком исковой давности на сумму <...> рублей <...> копейки, образовавшаяся в результате переплат войсковой частью страховых взносов на обязательное социальное страхование, числящаяся по данным бухгалтерского (бюджетного) учета с 1 января 2011 года за ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», на которое в соответствии с приказами Министра обороны РФ возложено финансовое обеспечение воинских частей, является имущественным правом ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», то есть частью его имущества. Однако с 1 января 2011 года меры по взысканию этой задолженности административным истцом не принимались, что свидетельствует о правомерности указания в акте № этого обстоятельства в качестве нарушения и предложений по его устранению. Наличие непринятого к учету ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба, состоящего из безнадежных к взысканию дебиторских задолженностей квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...> в сумме <...> рублей <...> копейки и в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов в сумме <...> рублей <...> копеек, было выявлено в ходе проведения в период с 5 сентября по 18 октября 2017 года предыдущего контрольного мероприятия: проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области». Сведения об этих нарушениях с предложениями по их устранению были отражены в акте №<...> выездной проверки Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) от 3 ноября 2017 года. В ходе проведения в мае-июне 2019 года проверки было установлено, что нарушение, выразившееся в непринятии к учету ущерба в размере <...> рублей <...> копеек, отраженное в акте №, не устранено, сумма выявленного ущерба в размере <...> рублей <...> копейки, хотя и объявлена приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 5 марта 2018 года № и принята на учет как ущерб, однако решение по возмещению или списанию этой денежной суммы не принято. Эти обстоятельства послужили основанием для внесения в акт № сведений о непринятии к учету ущерба и решения по возмещению ущерба, выявленных предыдущим контрольным мероприятием.

В дополнениях к указанным возражениям административный ответчик отметил, что поскольку начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» возложенные на него п. 51 приказа Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 года № обязанности не исполнены, основания полагать, что права административного истца нарушены, отсутствуют.

В судебном заседании Бирюлина высказала доводы, согласующиеся с письменными возражениями на административный иск, обратила внимание на то, что 15 ноября 2019 года директор Департамента ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ своим решением снял с финансового контроля ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» сумму в ущерба в размере <...> рублей <...> копеек, отразив это в письме №.

Поэтому Бирюлина заявила о том, что до вынесения судом решения по настоящему административному делу требования административного истца на вышеуказанную денежную сумму удовлетворены, производство по делу в части возложения на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанностей, изложенных в п. 1, 2, 3, 6, 7, 8 административного иска, подлежит прекращению.

Представители Фомина, Лапердина и Андреева высказались против прекращения производства по делу в указанной части, обосновав это тем, что в представляемые ими управления и воинскую часть вышеуказанное письмо директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ не поступало, это обстоятельство свидетельствует о том, что требование административного иска в этой части не удовлетворено.

Заслушав объяснения представителей Лапердиной, Андреевой, Фоминой и Бирюлиной, исследовав письменные доказательства, относящиеся к административному делу, суд приходит к следующему.

Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета по общему правилу организуются руководителем экономического субъекта, который обязан возложить ведение бухгалтерского учета своего подчиненного либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу ст. 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) органы военного управления, объединения, соединения и воинские части осуществляют полномочия распорядителей и получателей средств федерального бюджета в соответствии с положениями настоящего Кодекса.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 года №1144 ФБУ «войсковая часть 59968» было реорганизовано путем выделения из его состава ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области».

Приказом Министра обороны РФ от 23 сентября 2010 года №1226 с 1 января 2011 года ФБУ «УФО МО РФ по Иркутской области» было включено в перечень распорядителей бюджетных средств Министерства обороны РФ и администраторов дохода бюджета.

Приказом Министра обороны РФ от 20 февраля 2014 года №133 «Об осуществлении Министерством обороны Российской Федерации, учреждениями, подведомственными Министерству обороны Российской Федерации, полномочий администратора доходов федерального бюджета» утвержден новый перечень подведомственных Министерству обороны РФ администраторов доходов федерального бюджета, в числе которых, как и ранее, указано ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

Пунктом 4 этого приказа включенные в Перечень администраторы доходов в отношении закрепленных за ними источников доходов федерального бюджета наделены определенными бюджетными полномочиями, в число которых входят:

-начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе пеней и штрафов;

-ведение бюджетного учета в соответствии с требованиями законодательства РФ и в порядке, установленном Министерством финансов РФ;

-принятие решений о принудительном взыскании платежей в бюджет, пеней и штрафов через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, с предоставлением необходимой для заполнения платежного документа информации суду (мировому судье) и (или) судебному приставу - исполнителю в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, в том числе нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ.

В настоящее время, в силу абз. 1 раздела II приказа Министра обороны РФ от 9 марта 2017 года №150 «Об утверждении Порядка организации деятельности управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по военным округам, субъектам Российской Федерации и федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» и их взаимодействия с органами военного управления, воинскими частями и организациями Вооруженных Сил Российской Федерации при осуществлении финансового обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации», финансовое обеспечение воинских частей, не имеющих лицевых счетов в органах Федерального казначейства, осуществляется через ГУФО (УФО) по территориальному принципу вне зависимости от их подчиненности главнокомандующим видами Вооруженных Сил, командующим войсками военных округов (Северным флотом), родами войск Вооруженных Сил.

В постановлении Правительства РФ от 17 марта 2014 года №193 «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита …» определено, что внутренний финансовый контроль является непрерывным процессом, реализуемым руководителем (заместителями руководителя), иными должностными лицами главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, организующими и выполняющими, а также обеспечивающими соблюдение внутренних процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).

Пунктами 72, 75 и 77 Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2014 года №333, определено, что в целях эффективной организации хозяйственной деятельности должен осуществляться систематический контроль за своевременным, всесторонним и полным обеспечением соединения (воинской части), а также за законностью расходования, сохранностью материальных ценностей. Контроль хозяйственной деятельности подразделяется на предварительный, текущий и последующий. При этом последующий контроль осуществляется в целях проверки законности, целесообразности и правильности уже совершенных действий.

Приказом Министра обороны РФ от 17 февраля 2017 года № был утвержден Регламент организации и осуществления ведомственного финансового контроля в Вооруженных Силах РФ (далее - Регламент), полномочия по осуществлению которого возложены на Департамент ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ и межрегиональные управления ведомственного контроля и аудита этого министерства.

Согласно п. 4 и 5 Регламента ведомственный финансовый контроль носит последующий характер и осуществляется путем проведения контрольных мероприятий и (или) путем сбора и анализа информации о законности совершения операций финансово-экономической и хозяйственной деятельности, полноты и достоверности информации, содержащейся в документах, необходимых для исполнения бюджетных полномочий, иных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, своевременности их составления и представления. Одним из видов контрольных мероприятий является выездная проверка - совершение по месту нахождения объекта ведомственного финансового контроля контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности операций в сфере бюджетных правоотношений, достоверности бюджетного учета и бюджетной отчетности за определенный период.

В соответствии с п. 35-41 Регламента в течение 15 рабочих дней со дня окончания контрольного мероприятия оформляется акт контрольного мероприятия, в описательной части которого указываются выявленные нарушения, сведения об устранении нарушений, выявленных при проведении предыдущих контрольных мероприятий, в заключительной - выводы, включающие обобщенную информацию о результатах проведения контрольного мероприятия с указанием перечня выявленных нарушений, сумм нарушений и предложения по их устранению, с приложением к акту справки о выявленных нарушениях, документов, подтверждающих соответствующие выводы, письменных объяснений, ведомостей, таблиц и иных материалов, оформленных в ходе проверки.

Пунктом 51 Регламента предусмотрено, что по итогам проведения контрольного мероприятия и с учетом выводов и предложений, изложенных в указанном акте, руководителем объекта ведомственного контроля издается приказ по результатам контрольного мероприятия, а также обеспечивается: постановка на учет сумм выявленного ущерба, выполнение предложений, отраженных в акте, устранение выявленных в результате проведения контрольного мероприятия нарушений, возмещение причиненного ущерба, принятие решения о привлечении виновных должностных лиц объекта ведомственного финансового контроля к материальной и (или) дисциплинарной ответственности.

Как усматривается из выписки из приказа начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) от 15 апреля 2019 года №, в соответствии с п. 205 Плана ведомственного финансового контроля на 2019 год, утвержденного Первым заместителем Министра обороны РФ, в период с 13 мая 2019 года по 26 июня 2019 года контрольной группе в составе поименованных в приказе работников данного управления надлежало провести выездную проверку отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» за период с 4 сентября 2017 года по 30 апреля 2019 года.

Из акта следует, что во исполнение приказа № контрольной группой управления с 14 мая по 21 июня 2019 года была проведена проверка финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» за период, указанный в предыдущем абзаце.

Во вводной части акта № содержатся все перечисленные в п. 38 Регламента сведения. В описательной части, в ходе детального изложения информации о результатах проведения контрольного мероприятия по разным направлениям деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», помимо иных установленных обстоятельств, приведены сведения о наличии в бюджетной отчетности управления по состоянию на 1 января 2018 года, на 1 января 2019 года и на 1 апреля 2019 года просроченной сроком исковой давности дебиторской задолженности на сумму <...> рублей <...> копейки, образовавшейся в результате переплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования РФ, а именно:

-<...> - переплата в нарушение ст. 420, 421 и 431 Налогового кодекса Российской Федерации войсковой частью <...> страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

-<...> копеек – переплата в нарушение ст. 420, 421 и 431 Налогового кодекса Российской Федерации войсковой частью <...> страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Несмотря на отсутствие первичных финансовых документов войсковой части <...>, подтверждающих дебиторскую задолженность, суммы указанных дебиторских задолженностей приняты на учет ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от этой воинской части на основании вступительного баланса на 1 января 2011 года, подтверждены актами совместной сверки расчетов ФБУ «Войсковая часть <...>» с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы <...> по состоянию на 1 января 2018 года, на 1 января и на 1 июня 2019 года, а также справками филиала ГУ «Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам по состоянию на 1 января 2015 года и на 1 июня 2019 года. При этом командиру указанной воинской части решением заместителя директора названного филиала от 28 декабря 2018 года отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов в связи с истечением срока, предусмотренного ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В акте № имеется указание на приложенное к нему письменное объяснение начальника отдела расчетов с личным составом) ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», согласно которому начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» командиру войсковой части <...> предлагалось принять решение о списании дебиторской задолженности с балансового учета на забалансовый счет №04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов»

Помимо этого, акт № содержит указания на невыполнение ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» предложений, изложенных в акте № от 3 ноября 2017 года, по итогам проверки этого управления, проведенной административным ответчиком в период с 5 сентября по 18 октября 2017 года, за период с 1 сентября 2014 года по 3 сентября 2017 года.

Несмотря на выявленные указанным контрольным мероприятием нарушения и суммы ущерба, причиненного государству, ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на момент контрольного мероприятия, проведенного в 2019 году, не приняты решения по учету и возмещению ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, состоящего из:

-<...> рублей <...> копеек - ущерба, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат войсковой частью <...> в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, сумма которой была принята на учет ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от воинской части на основании вступительного баланса на 1 января 2011 года, однако в нарушение требований п. 1 пояснений к форме №53 приказа Министра обороны РФ от 28 марта 2008 года №139 приказом административного истца не объявлялась, в книгу учета недостач управления не заносилась, не учитывалась на балансовом счете 209 и не отражалась в бухгалтерской (бюджетной) отчетности;

-<...> рублей <...> копеек - ущерба, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъемщиков ликвидированной войсковой части <...>, сумма которой была объявлена приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 5 марта 2018 года № как реальный ущерб, однако решение по возмещению ущерба в установленном порядке принято не было.

Выводы о вышеприведенных выявленных в деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей, состоящих на финансовом обеспечении этого учреждения, нарушениях, которыми причинен реальный ущерб, указаны в заключительной части акта № в разделе «Выводы», в связи с чем по итогам контрольного мероприятия в соответствии с п. 51 Регламента в разделе «Предложения по устранению нарушений» начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» предложено, помимо прочего, принять к учету сумму выявленного реального ущерба, причиненного наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности на сумму <...> рублей <...> копейки, принять меры по возмещению этого ущерба, на основании акта № от 3 ноября 2017 года принять к учету ущерб на сумму <...> рублей <...> копеек и решение о возмещении ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек.

Данные о выявленных нарушениях и их суммах отражены в приложенной к акту № справке.

С учетом вышеизложенного, суд находит, что выездная проверка отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей, состоящих на его финансовом обслуживании, по итогам которой были приняты оспариваемые административным истцом решения, была проведена административным ответчиком в соответствии с нормами действующего законодательства о проведении внутреннего финансового контроля и аудита в МО РФ, а также с требованиями Регламента, во исполнение требований финансового контроля и аудита, установленных Министерством обороны РФ, которые были обязательны для исполнения начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

24 июня 2019 года начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» был издан приказ № «О результатах выездной проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в федеральном казенном учреждении «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области», из которого следует, что в ходе проверки выявлены бюджетные нарушения и иные нарушения бюджетного законодательства РФ, нарушения порядка ведения учета, в том числе бухгалтерского (бюджетного учета), составления и предоставления отчетности, которыми государству, по мнению членов контрольной группы, причинен реальный ущерб. В связи с этим соответствующим должностным лицам ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» надлежит выработать комплекс мер по устранению выявленных нарушений, а в случае несогласия с фактами, выводами и предложениями акта № - представить обоснованные предложения для составления письменных возражений.

С учетом изложенных обстоятельств и системного анализа положений п. 51 Регламента, который относит выводы и предложения, изложенные в акте, оформленном по итогам контрольного мероприятия, к юридически значимым для руководителя объекта ведомственного контроля решениям, возлагающим на него обязанности по изданию по итогам проведения мероприятия приказа, дальнейшему выполнению определенных в акте действий, и ст. 218 КАС РФ, предоставляющей право организации обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия), которыми, по мнению административного истца, на него незаконно возложены какие-либо обязанности, довод административного ответчика об отсутствии оснований для обращения с административным иском, суд находит не обоснованным.

Из копии протокола № рассмотрения возражений, утвержденного начальником начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) 29 июля 2019 года, видно, что поступившие в управление возражения начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 28 июня 2019 года частично удовлетворены, что явилось причиной отказа административного истца от части заявленных требований.

Как усматривается из копии баланса ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на 1 января 2012 года, в нем были отражены общие суммы дебиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из пояснительной записки начальника и главного бухгалтера ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» к балансу учреждения на 1 января 2019 года следует, что сумма просроченной дебиторской задолженности составляет <...> рублей, дебиторская задолженность в размере <...> рублей <...> копейки в бюджетной отчетности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» также отражена, с указанием о том, что командиру войсковой части <...> направлено сообщение о списании с балансового учета задолженностей в размерах <...> рублей <...> копейки и <...> рубля <...> копеек.

Согласно разделу 6 протокола №, в возражениях ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» поставило под сомнение отнесение дебиторской задолженности в сумме <...> рублей <...> копейки, образовавшейся вследствие переплат войсковой частью <...> страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования РФ, к реальному ущербу, причиненному государству. В обоснование административным истцом со ссылкой на ст. 15 ГК РФ, нормы БК РФ и разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25, указано, что понятие «реальный ущерб» предполагает имущественные потери, в то время как выбытие денежных средств федерального бюджета в данном случае не произошло, так как бюджеты государственных внебюджетных фондов, как и имущество Вооруженных Сил РФ, являются федеральной собственностью. Кроме того, сумма указанной дебиторской задолженности не может являться показателем учетных данных ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», а является исключительно показателем бухгалтерского учета войсковой части <...>.

Начальник Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) с такой позицией не согласился, мотивировав это тем, что в силу ст. 128 ГК РФ имущественные права, в том числе право на получение дебиторской задолженности, наряду с имуществом относятся к объектам гражданских прав, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации - ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», поскольку она была принята на учет данного управления от войсковой части <...> на основании вступительного баланса на 1 января 2011 года, отражалась в бухгалтерской (бюджетной) отчетности управления. С этой даты ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» меры по взысканию дебиторской задолженности приняты не были, а командиру войсковой части <...> 28 декабря 2018 года было отказано в возврате излишне уплаченных страховых взносов в связи с несоблюдением установленного законодательством для этого срока.

Поэтому в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявляемых в процессе осуществления в Российской Федерации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Министра обороны РФ от 3 октября 2015 года №590 (далее - Классификатор), наличие безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, относится к нереальной к взысканию дебиторской задолженности (код 1.08.00.у), которой причинен реальный ущерб имуществу Вооруженных Сил. По этим основаниям п. 6 возражений был оставлен без удовлетворения.

Оценивая вышеприведенные доводы, положенные в основу административного иска и возражений на административный иск, суд исходит из следующего.

Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ , ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», учредителем которого является Министерство обороны РФ, 21 декабря 2010 года было зарегистрировано как юридическое лицо, образованное путем реорганизации в форме выделения.

Согласно Положению о ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», утвержденному Министром обороны РФ 12 сентября 2011 года, это учреждение создано на основании приказа Министра обороны РФ от 20 сентября 2010 года №1144 для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации, а также за границей.

Одними из основных видов деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» являются:

-осуществление контроля за ведением обслуживаемыми воинскими частями учета имущества и составлением отчетности;

-организация и ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций воинских частей, состоящих на финансовом обслуживании;

-составление и представление бюджетной, налоговой, статистической и иной финансовой отчетности;

-участие в инвентаризациях имущества и обязательств, проводимых в состоящих на обслуживании воинских частях, своевременное и правильное определение результатов инвентаризации и отражение их в бюджетном учете.

Приказом начальника аппарата Министра обороны РФ – заместителя Министра обороны РФ от 15 декабря 2010 года, изданном во исполнение вышеуказанных приказов Министра обороны РФ №1144 и №1266, с 1 января 2011 года воинские части и учреждения согласно приложению к этому приказу зачислены на финансовое обеспечение в федеральные бюджетные учреждения управления (отделы) финансового обеспечения Министерства обороны РФ по субъектам Российской Федерации. Начальникам указанных бюджетных учреждений предписано выполнить этот приказ.

В перечень воинских частей, учреждений и организаций, зачисляемых с 1 января 2011 года на финансовое обеспечение в ФБУ «УФО МО РФ по Иркутской области» без открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства включена и войсковая часть <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>».

Из копии телеграммы <...> усматривается, что командирам воинских частей, дислоцированных на территории Центрального военного округа, вне зависимости от их подчиненности, приказом командующего войсками Центрального военного округа от 22 ноября 2010 года с 1 января 2011 года надлежало организовать переход на финансовое обеспечение через территориальный финансовый орган, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в Иркутской области - в г. Иркутске, в том числе путем осуществления окончательных расчетов с поставщиками и получателями материальных средств, с личным составом, сверок с дебиторами и кредиторами по состоянию на 1 января 2011 года и представления в финансовый орган бюджетной отчетности (передаточных балансов) за 2010 год.

В соответствии с договором на обслуживание от 1 января 2014 года, заключенным ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в лице начальника учреждения с войсковой частью <...> - филиал ФБУ «Войсковая часть <...>», управление обязано осуществлять финансово-экономическое обеспечение войсковой части <...>, которое включает в себя осуществление операций с денежными средствами, а также ведение учета и составление отчетности воинской части, своевременное проведение расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами; ведение бюджетного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций воинской части и составление бюджетной отчетности. На воинскую часть указанным договором, помимо иных обязанностей, возложена обязанность представлять в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» надлежаще оформленные первичные учетные документы для отражения их в бюджетном учете в соответствии с совместно согласованным графиком документооборота. В то время как ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязано, в числе прочего, информировать воинскую часть о возможных последствиях осуществляемых хозяйственных операций и консультировать по вопросам бюджетного учета и составления отчетности.

Из содержания письма от 25 марта 2013 года № директора Департамента финансового обеспечения МО РФ, адресованного руководителю ФКУ «УФО МО РФ по Свердловской области» (в настоящее время - ФКУ «УФО МО РФ по Центральному военному округу»), следует, что в соответствии с приказами Министра обороны РФ №1144 и 1266 финансовые обязательства воинских частей и учреждений, зачисленных на финансовое обеспечение, а также урегулирование вопросов погашения принятой от них территориальным финансовым органом дебиторской задолженности возлагаются на соответствующий ТФО.

Таким образом, суд констатирует, что в соответствии с утвержденным Министром обороны РФ Положением о ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», данное управление является, в отличие от войсковой части <...>, юридическим лицом, учредителем которого является Министерство обороны РФ, внесенным в ЕГРЮЛ в качестве такового и имеющим в территориальном органе Федерального казначейства открытые лицевые счета.

ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности самостоятельно, выступает истцом и ответчиком в судах в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с Положением об управлении до 31 декабря 2018 года являлось получателем бюджетных средств, в настоящее время в силу приказа Министра обороны РФ от 27 декабря 2018 года № «О зачислении на финансовое обеспечение воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» является распорядителем и получателем бюджетных средств, выполняет функции администратора доходов и является уполномоченным финансовым органом Министерства обороны РФ, который предназначен для осуществления финансово-экономического обеспечения воинских частей (учреждений) МО РФ, дислоцирующихся на территории субъекта РФ.

Органам военного управления, объединениям, соединениям и воинским частям Министерства обороны РФ лимиты денежных средств по конкретным обязательствам, в частности, по расчетам с государственными внебюджетными фондами РФ, доводятся исключительно через ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», соответственно, денежные средства не могут находиться в распоряжении руководителей этих органов военного управления, командиров соединений и воинских частей, что свидетельствует о невозможности самостоятельно осуществлять этими командирами какие-либо имущественные права финансового характера.

На основании изложенного, с учетом того, что войсковая часть <...> с 1 января 2011 года не имеет открытых в органах Федерального казначейства лицевых счетов и финансовой службы, в соответствии с вышеуказанным договором состоит на финансовом обслуживании ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», принявшего по передаточному балансу на 1 января 2011 года сумму дебиторской задолженности данной воинской части, на ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» возложены обязанности по проведению расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, ведению бюджетного учета, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным решения начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), выраженного в разделе «Выводы» акта № о выявленных нарушениях ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» - наличие безнадежных к взысканию дебиторских задолженностей, образовавшихся в результате переплат войсковой частью <...> страховых взносов в государственный внебюджетный фонд на общую сумму <...> рублей <...> копейки, о возложении на административного ответчика обязанности по исключению этих сведений из оспариваемого акта.

Делая этот вывод, суд учитывает и существенное обстоятельство, приведенное в письме директора Департамента ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ от 15 ноября 2019 года , о снятии с финансового контроля административного истца суммы в ущерба в размере <...> рублей <...> копеек.

Что касается доводов административного истца о необоснованности отнесения дебиторской задолженности в сумме <...> рублей <...> копейки, образовавшейся вследствие переплат войсковой частью <...> страховых взносов на обязательное социальное страхование в Фонд социального страхования РФ, к реальному ущербу, причиненному государству, суд дает им оценку, исходя из следующего.

Из анализа ст. 15 ГК РФ следует, что реальный ущерб, причиненный юридическому лицу, - это реальное уничтожение или повреждение имущества, ограничение либо иное нарушение имущественных прав и деловой репутации юридического лица.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» под реальным ущербом понимается утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

Как усматривается из копий актов совместных сверок Межрайонной инспекции ФНС по Иркутской области и войсковой части <...> расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам войсковой части <...> по состоянию на 1 января 2018 года, 1 января 2019 года и 1 июня 2019 года , и , соответственно, общая переплата страховых взносов составила <...> рублей <...> копейки.

Согласно объяснению должностного лица ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» данные бухгалтерского учета о наличии у бывшего получателя бюджетных средств - войсковой части <...> - филиал «Войсковая часть <...>» дебиторской задолженности, возникшей вследствие переплаты войсковой частью <...> страховых взносов, были переданы в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» Департаментом финансового обеспечения Министерства обороны РФ и приняты по вступительному балансу на 1 января 2011 года. Суммы задолженности подтверждены актами сверок. Кроме того, в период с 2011 года по 2019 год ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» велась работа по погашению указанной дебиторской задолженности, которая результатов не принесла. В связи с этим командиру войсковой части <...> было предложено принять решение о списании суммы задолженности на забалансовый счет 04 «Задолженности неплатежеспособных дебиторов».

Из решений филиала ГУ «Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» от 28 декабря 2018 года следует, что войсковой части <...>, обратившейся в филиал с целью возврата излишне уплаченных воинской частью сумм страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размерах <...> рублей <...> копейки и <...> рубля <...> копеек, было отказано в возмещении указанных денежных средств в связи с несоблюдением срока, предусмотренного ч. 13 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ.

В соответствии с Классификатором наличие безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, относится к нарушениям, которыми причинен реальный ущерб, отражается в справке о выявленных контрольным мероприятием нарушениях с денежными и материальными средствами по коду 1.08.04.у.

Приказом Министра обороны РФ от 26 октября 2013 года № регламентирован порядок списания ущерба, причиненного наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, в соответствии с которым списанию ущерба предшествует проведение комиссией по списанию ущерба, назначенной приказом командира воинской части, инвентаризации с последующим изданием акта о списании дебиторской задолженности и проведением финансовой экспертизы этого акта.

В соответствии с п. 1 и подп. 71 п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ организаций. Министр обороны осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.

Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 12 февраля 1994 года №101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» определено, что Фонд социального страхования РФ является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Утверждения административного истца о том, что дебиторской задолженностью с истекшим сроком исковой давности, возникшей в результате производства воинской частью излишних выплат страховых взносов в Фонд социального страхования, денежные средства которого не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов, не причинен реальный ущерб государству в лице Министерства обороны РФ, которое вправе осуществлять полномочия прав собственника в отношении предоставленного Вооруженным Силам имущества, распределять это имущество в пределах предоставленных ему законодательством РФ бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в соответствии с целями и задачами Минобороны России, суд признает ошибочными.

Из системного анализа вышеприведенных норм суд делает вывод, что проведение инвентаризации финансовых прав и обязательств войсковой части <...>, возникших в период наличия в составе воинской части финансового органа, возможна только документальным путем, на основании данных, отраженных в финансовых документах воинской части, которые в соответствии с ведомственными нормативными актами, с учетом состоявшегося закрытия лицевого счета войсковой части <...> в органе Федерального казначейства и упразднения финансовой службы этой воинской части, переданы в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в конце 2010 года. Этому управлению предоставлены полномочия по проведению расчетов, в том числе с бюджетами бюджетной системы РФ и государственными внебюджетными фондами, истребованию дебиторской задолженности и проведению расчетов с дебиторами, эта работа могла быть произведена только ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области».

Начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в соответствии с вышеизложенными нормативными правовыми актами и нормативными правовыми актами Министерства обороны РФ был обязан организовать принятие мер к возмещению реального ущерба, причиненного наличием дебиторской задолженности, с информированием командира воинской части о необходимых к осуществлению хозяйственных операциях и последующим составлением соответствующей бюджетной отчетности.

Кроме того, суд находит, что в создавшейся ситуации, при получении акта № административный истец не был лишен возможности направить пакет документов для принятия решения по денежной сумме <...> рублей <...> копейки по команде, вплоть до Министра обороны РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного искового заявления о признании незаконным решений начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), изложенных в п. 1 и 2 раздела «Предложения по устранению нарушений» акта № по возложению на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанности по принятию к учету в качестве ущерба суммы <...> рублей <...> копейки, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, и принятию мер по возмещению этого ущерба, а также требования о возложении на административного ответчика обязанности исключить эти сведения из акта №.

Оценивая ходатайство представителя административного ответчика Бирюлиной о том, что до вынесения судом решения по настоящему административному делу требования административного истца на денежную сумму <...> рублей <...> копейки удовлетворены, производство по делу в части возложения на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанностей, изложенных в п. 1, 2, 3, 6, 7, 8 административного иска, подлежит прекращению, суд исходит из того, что представитель административного истца Лапердина была против прекращения производства по делу, доказательства, относящиеся к этой денежной сумме, были исследованы в судебном заседании, в удовлетворении административного иска в этой части было отказано.

В связи с вышеизложенным, суд находит необходимым в удовлетворении ходатайства Бирюлиной отказать.

Разрешая требования административного иска о признании незаконными решений начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) о выявленном предыдущим контрольным мероприятием в финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей и организаций, состоящих на его обслуживании, нарушении - непринятие к учету ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, о необходимости принятия к учету в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на указанную сумму и принятия решения по возмещению (или списанию установленным порядком) в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, состоящего из ущерба, причиненного государству наличием безнадежных к взысканию дебиторских задолженностей, образовавшихся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов в размере <...> рублей <...> копеек, и задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...> в размере <...> рублей <...> копейки, обязывании административного ответчика исключить из акта № вышеперечисленные сведения относительно каждой из указанных денежных сумм, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трёх месяцев со дня, когда гражданину, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

По смыслу указанной статьи и главы 22 КАС РФ, срок обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих начинает течь с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно об оспариваемых решениях, действиях или бездействии или о возложении на него незаконно какой-либо обязанности.

При разрешении вопроса о признании или не признании судом приведенных административным истцом причин пропуска срока обращения с административным иском в соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в судебном заседании подлежит исследованию вся совокупность обстоятельств, послуживших причиной пропуска административным истцом установленного срока для защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов, независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

В судебном заседании представитель Лапердина заявила, что административный истец, получив 3 ноября 2017 года акт №, не был согласен с обязанностью, отраженной в акте, о принятии на учет ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» в качестве реального ущерба денежной суммы <...> рублей <...> копеек и принятии по этой денежной сумме решения.

При этом Лапердина отметила, что в административном иске, поданном 19 марта 2018 года в Иркутский гарнизонный военный суд, об оспаривании акта №, требование о признании незаконным возложения на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанности, изложенной в предыдущем абзаце, не заявлялось.

В соответствии с ч. 7 и 8 ст.219 КАС РФ пропущенный по указанной в части 6 этой статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения срока обращения в суд возложена на административного истца.

В письменных пояснениях от 18 ноября 2019 года начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» указал, что срок обращения в суд с требованием о признании незаконными предложений о принятии управлением к учету ущерба на сумму <...> рублей <...> копейки, причиненного государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, не пропущен. Эти предложения подлежат оспариванию независимо от того, что они были выявлены по результатам предыдущего контрольного мероприятия и отражены в акте №, так как предметом настоящего административного иска является решение административного ответчика, отраженное в акте №, который был получен ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» 21 июня 2019 года.

Несмотря на вышеизложенные доводы административного истца и его представителя, суд находит следующее.

Из содержания акта № от 3 ноября 2017 года следует, что в ходе проведенной выездной проверки Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) в числе иных нарушений были выявлены факты причинения государству реального ущерба вследствие наличия дебиторской задолженности в сумме <...> рублей <...> копеек, из которых <...> рублей <...> копеек образовались в результате переплат войсковой частью <...> страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда - Фонда социального страхования, а также наличием просроченной безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъемщиков ликвидированной войсковой части <...> в сумме <...> рублей <...> копейки. Эти суммы отражены в справке о выявленных нарушениях.

Начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» указанным актом было предложено принять к учету суммы выявленного выездной проверкой реального ущерба, в том числе сумм <...> рублей <...> копеек и <...><...> рублей <...> копейки, во взаимодействии с командирами воинских частей принять решения по возмещению выявленного контрольным мероприятием реального ущерба, причиненного государству.

Как видно из подписи начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области», акт № был получен указанным должностным лицом 3 ноября 2017 года.

7 ноября 2017 года начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» дал своим подчиненным письменные указания об издании приказа об итогах проведенного контрольного мероприятия, подготовке мотивированных возражений и направлению их в Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) не позднее 14 ноября 2017 года.

4 декабря 2017 года, как следует из протокола № рассмотрения возражений ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на акт №, они были рассмотрены Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО). Требований рассматриваемого административного иска возражения не касались.

Ввиду несогласия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» с содержанием акта № представителем управления 13 марта 2018 года в Иркутский гарнизонный военный суд было подано административное исковое заявление об оспаривании решений, изложенных в этом акте, в числе которых требования о признании незаконными вышеперечисленных выводов по денежной сумме <...> рублей <...> копеек и предложений Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) отсутствовали.

4 апреля 2018 года суд, указанный в предыдущем абзаце, определением административное дело по административному исковому заявлению об оспаривании выводов и предложений акта № направил для рассмотрения по подсудности в Куйбышевский районный суд города Иркутска.

Решением Куйбышевского районного суда города Иркутска от 17 мая 2018 года в удовлетворении административного иска в полном объеме отказано в связи с пропуском административным истцом срока на обращение в суд, установленного ст. 219 КАС РФ.

С этим решением суда согласились суды апелляционной и кассационной инстанций. Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 августа 2018 года решение суда было оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» - без удовлетворения. Определением судьи Верховного Суда РФ №66-КФ19-196 от 6 мая 2019 года ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» было отказано в передаче кассационной жалобы на вышеприведенные решение и апелляционное определение для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ.

Согласно разделу «Проверка выполнения предложений по актам предыдущих контрольных мероприятий (ревизий, проверок)» акта № предыдущим контрольным мероприятием в финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей и организаций, состоящих на финансовом обслуживании за период с 1 сентября 2014 года по 3 сентября 2017 года, в числе прочих были выявлены нарушения с денежными средствами - причинен реальный ущерб, в частности наличие просроченной безнадежной к взысканию дебиторской задолженности, образовавшейся в результате переплат в бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, на сумму <...> рублей <...> копеек. При этом на момент проведения текущего контрольного мероприятия сумма ущерба в размере <...> рублей <...> копейки объявлена приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 18 апреля 2018 года №, занесена в книгу учета недостач и отражена в отчетности. Решение на оставшуюся сумму <...> рублей <...> копеек не принято.

С учетом того, что, несмотря на отражение в акте № нарушений, устранение которых требовало совершения начальником ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» действий, установленных приказами МО РФ №100дсп и 775дсп, принятия на учет реального ущерба в размере <...> рублей <...> копеек, на момент проведения контрольного мероприятия в 2019 году эта денежная сумма не принята ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» к учету, решения о возмещении нереальных к взысканию дебиторских задолженностей на общую сумму <...> рублей <...> копеек не были приняты. По итогам проверки начальнику ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» вторично предложено принять к учету ущерб на сумму <...> рублей <...> копеек и принять решения по возмещению (списанию установленным порядком) в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копеек, выявленного предыдущим контрольным мероприятием.

Из пояснительной записки к балансовому отчету ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» на 1 января 2019 года видно, что сумма просроченной дебиторской задолженности составляет <...> рублей <...> копеек.

В структуру этой задолженности входит и просроченная дебиторская задолженность ответственных квартиросъемщиков перед ликвидированной в 2014 году войсковой частью <...> по оплате коммунальных услуг в сумме <...> рублей <...> копейки, которая была принята ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» по вступительному балансу по состоянию на 1 января 2011 года. Ранее (в период с 2014 года по 2016 год) проводилась работа по определению правопреемника для передачи ему этой задолженности, которая положительных результатов не принесла. В соответствии с приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 28 июня 2017 года № была проведена внеплановая инвентаризация числящейся дебиторской задолженности, акт о списании этой задолженности с пакетом документов был направлен для проведения финансовой экспертизы в Межрегиональное управление ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), откуда был возвращен для доработки, поскольку отсутствовали первичные финансовые документы, обосновывающие указанную сумму этой задолженности.

Также числилась дебиторская задолженность войсковой части <...> по страховым взносам единого социального налога в размере <...> рублей <...> копеек, которая была принята ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» по вступительному балансу на 1 января 2011 года. ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» с командиром указанной воинской части в 2017 году проводилась определенная работа по списанию с балансового счета сумм просроченной дебиторской задолженности.

В соответствии с приказом ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 5 марта 2018 года № по итогам проведенного административного расследования дебиторская задолженность в сумме <...> рублей <...> копейки была признана ущербом, причиненным государству, занесена в книгу недостач и регистры бухгалтерского (бюджетного) учета управления.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» после вручения ему в соответствии с п. 48 Регламента акта № 3 ноября 2017 года достоверно знал о том, что уполномоченным органом Минобороны России в сфере ведомственного контроля и аудита - Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), именно управлению было предложено принять к учету суммы выявленного выездной проверкой реального ущерба, причиненного государству, в том числе <...> рублей <...> копеек и принять решения по возмещению этого ущерба.

Исходя из возложенной на ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» функции по ведению бюджетного учета воинских частей и организаций, состоящих на его финансовом обслуживании, суд находит, что в распоряжении начальника управления имелась достаточная информация о возложении на него актом № обязанности исполнения предписаний этого акта в отношении <...> рублей <...> копеек.

При этом сведений о наличии каких-либо препятствий к обжалованию выводов и предложений, отраженных в акте №, касающихся денежной суммы, указанной в предыдущем абзаце, административным истцом не представлено, отсутствуют такие сведения и в материалах административного дела.

Исследованные доказательства, в частности, пояснительная записка главного бухгалтера и начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» к балансу на 1 января 2019 года, свидетельствуют о том, что в проверяемом периоде ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» предпринимались попытки осуществить предложенные актом №86дсп действия по принятию к учету сумм безнадежных к взысканию дебиторских задолженностей в размере <...> рублей <...> копеек, а также по принятию мер к её списанию в установленном порядке в порядке административных функций, которые должных результатов не принесли.

Также суд считает, что существо возложенных на ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» актом № обязанностей в отношении <...> рублей <...> копеек не изменилось, решением, отраженным в акте №, они просто дублированы, ввиду их неисполнения административным истцом.

Таким образом, исходя из того, что в соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства, началом течения срока для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), которым на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» возложены обязанности по принятию к учету в качестве реального ущерба, причиненного государству, суммы безнадежных к взысканию дебиторской задолженности в размере <...> рублей <...> копеек, образовавшейся в результате переплат войсковой частью <...> страховых взносов по единому социальному налогу, а также о необходимости принятия мер к её возмещению либо списанию в установленном порядке, суд дату, с которой начал течь срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, оспаривания содержание акта №, содержащий эту денежную сумму, устанавливает с 4 ноября 2017 года.

На основании изложенного и с учетом того, что с рассматриваемым административным иском начальник ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обратился в суд 5 августа 2019 года, то есть по прошествии более полутора лет со дня, когда он узнал о предполагаемом нарушении своих прав, возложения на него актом № обязанностей, отсутствия уважительных причин, по которым срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административным истцом пропущен, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления в указанной части, а вышеприведенные доводы административного истца и его представителя признает несостоятельными и отвергает.

Что касается требования о необходимости обязывания начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО) исключить из акта № в п. 6 раздела «Предложения по устранению нарушений» по возложению обязанности по принятию решения по возмещению (или списанию) установленным порядком в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копейки - ущерб, причиненный государству наличием безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...>, суд исходит из вышеприведённых нормативных правовых актов и обстоятельств, учитывает следующее.

Согласно разделу «Проверка выполнения предложений по актам предыдущих контрольных мероприятий (ревизий, проверок)» оспариваемого акта предыдущим контрольным мероприятием в финансово-экономической и хозяйственной деятельности ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» и воинских частей и организаций, состоящих на финансовом обслуживании за период с 1 сентября 2014 года по 3 сентября 2017 года, в числе прочих были выявлены нарушения с денежными средствами, которыми причинен реальный ущерб, в частности наличием просроченной безнадежной к взысканию дебиторской задолженности квартиросъёмщиков ликвидированной войсковой части <...> на сумму <...> рублей <...> копейки. Сумма этого ущерба объявлена приказом начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» от 5 марта 2018 года №, занесена в книгу учета недостач и отражена в отчетности.

Следовательно, после 5 марта 2018 года административный истец был обязан совершить действия, предусмотренные приказами МО РФ № и , направленные на принятие решения по указанной денежной сумме недостачи.

Суд считает, что отсутствие первичных финансовых документов войсковой части <...>, обосновывающих наличие этой недостачи, свидетельствует о том, что ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» с 2011 года по 2014 год, времени проведения ликвидации МО РФ войсковой части <...> без определения её правопреемника, не предприняло надлежащих мер для получения этих документов, не обратилось установленным порядком по команде, не исключая обращения к Министру обороны РФ, для получения указанных достаточных документов и сведений. У суда возникают обоснованные сомнения в законности и обоснованности принятия ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» вступительного финансового баланса войсковой части <...>, в котором отражена названная денежная недостача, без первичных документов.

В связи с изложенным, суд не находит убедительными доводы административного истца о том, что им предпринимались попытки списания <...> рублей <...> копейки, однако это решение не было подтверждено финансовой экспертизой, в том числе в связи с отсутствием первичных финансовых документов войсковой части <...>.

В связи с вышеизложенным в совокупности, суд находит, что требования о признании незаконными решений начальника Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по ЦВО), отраженных в акте №, связанных с возложением на начальника ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» обязанности по принятию решения по возмещению (или списанию) установленным порядком в ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» ущерба на сумму <...> рублей <...> копейки, удовлетворению не подлежат, поскольку эта обязанность возложена на административного истца в соответствии с компетенцией административного ответчика, соответствует федеральному законодательству, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, исходя из того, что ФКУ «УФО МО РФ по Иркутской области» входит в структуру МО РФ и является органом, осуществляющим функции по финансовому обеспечению объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории Иркутской области, следовательно, является территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области обороны, и на него распространяются положения подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) по освобождению от уплаты государственной пошлины.

Поскольку в удовлетворении административного иска отказано, исходя из того, что стороны не представили доказательств тому, что они в связи с рассмотрением настоящего административного дела понесли судебные расходы, суд приходит к выводу о необходимости отнесения судебных расходов по оплате государственной пошлины, составляющих для организаций согласно п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ 2 000 рублей, на счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. 175-180, 219 и 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» в лице начальника управления об оспаривании решений Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Центральному военному округу) в лице начальника управления, связанных с возложением на начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» обязанности исполнения акта №<...> от 21 июня 2019 года, изданного по результатам проверки финансово-экономической и хозяйственной деятельности этого учреждения, отказать.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 (двух тысяч) рублей отнести на счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд, через Иркутский гарнизонный военный суд, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Титенков