ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-152/2017 от 04.04.2017 Чердынского районного суда (Пермский край)

Дело № 2а-152/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Чердынский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьиПьянкова Л.А.,

с участием прокурора ФИО1,

представителя ОМВД России по Чердынскому району ФИО2,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску прокурора Чердынского района к отделу МВД России по Чердынскому району, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» о признании бездействий незаконными и возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердынского района обратился в суд с иском к отделу МВД России по Чердынскому району, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей. В обоснование заявленных требований пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки исполнения отделом МВД России по Чердынскому району порядка содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, выявлены нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Установлено, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, является государственной собственностью и передано в оперативное управление ОМВД России по Чердынскому району. Здание двухэтажное, выполнено из кирпича, является объектом культурного наследия (памятник истории и культуры) регионального значения «Усадьба купца Могильникова». В здании на первом этаже расположены 2 помещения для содержания административно-задержанных лиц. Оба помещения расположены в поэтажном коридоре, стены помещений к основным стенам здания не примыкают. Первое помещение имеет размеры: высота 178см, длина 149см, ширина 135см, общая площадь 201,15см. Двери в помещение решетчатые, высотой 165см, шириной 110 см. Решетчатая перегородка отсутствует. Дверь с внутренней стороны помещения обшита прозрачным органическим стеклом толщиной более 5мм. Двери без ручек с внутренней стороны, открываются наружу и закрываются на засов (задвижку). В дверях помещения для задержанных форточки, открывающиеся в сторону коридора, отсутствуют. Стены, потолок помещения для задержанных «обшиты» резиной толщиной 1см окрашенной масляной краской. Пол помещения застелен черной резиной толщиной 1см. В стенах помещения отсутствуют оконные проемы. Помещение для задержанных приточно-вытяжной вентиляцией не оборудовано. В помещении имеется скамья размером: длина 130см, ширина 40см, высота 53см, скамья выполнена из досок, окрашенных масляной краской. Радиаторы отопления в помещении отсутствуют, помещение ни чем не отапливается. Электропроводка в помещении для задержанных проложена скрыто. Электрическая лампа для освещения размещена в нише на восточной стене, ограждение лампы произведено небьющимся прозрачным материалом (оргстекло толщиной 1см). Помещение для содержания административно-задержанных лиц не оборудовано дымовыми пожарными извещателями. Второе помещение для содержания административно-задержанных лиц имеет размеры: высота 178см, длина 150см, ширина 130см, общая площадь 195см. Двери в помещение решетчатые, высотой 165см, шириной 120см. Имеется решетчатая перегородка. Дверь с внутренней стороны помещения обшита прозрачным органическим стеклом толщиной более 5мм. Двери без ручек с внутренней стороны, открываются наружу и закрываются на засов (задвижку). В дверях помещения для задержанных форточки, открывающиеся в сторону коридора, отсутствуют. Стены и потолок помещения для задержанных «обшиты» окрашенной масляной краской резиной, толщиной 1 см. Пол помещения застелен черной резиной толщиной 1 см. В стенах помещения отсутствуют оконные проемы. Помещение для задержанных приточно-вытяжной вентиляцией не оборудовано. В помещении имеется скамья размером: 134см длиной, 40см. шириной, 53см высотой. Скамья выполнена из досок, окрашенных масляной краской. Радиаторы отопления в помещении отсутствуют, помещение ни чем не отапливается. Электропроводка в помещении для задержанных проложена скрыто. Электрическая лампа для освещения размещена в нише на западной стене, ограждение лампы произведено небьющимся прозрачным материалом (оргстекло толщиной 1см). Помещение для содержания административно-задержанных лиц не оборудовано дымовыми пожарными извещателями.

По результатам проверки, в деятельности отдела МВД России по Чердынскому району выявлены нарушения обязательных требований:

- пункта 13.3.2 СП 5.13130.2009, утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 175;

- пункта 4 НПБ 110-03, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315;

- пункта 23 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»;

- пунктов 1, 2, 4, 5, 7, 9, 10 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утвержденных Приказом МВД РФ от 30.04.2012 № 389.

Имеющиеся в помещениях для административно-задержанных нарушения являются существенными и ущемляют права и законные интересы пребывающих в них лиц: право на обеспечение бытовыми условиями, отвечающими требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности; на надлежащие санитарно-гигиенические условия и т.д.

Просит признать бездействие отдела МВД России по Чердынскому району, выразившееся в несоблюдении требований Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, незаконным; признать бездействие ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», выразившееся в отсутствии организации эксплуатации и содержания помещений для задержанных за административные правонарушения, расположенные по адресу: <адрес>, с нарушением требований Приказа МВД РФ от 30.04.2012 № 389 и нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, незаконным; возложить обязанность на отдел МВД России по Чердынскому району провести работы по надлежащему оборудованию служебных помещений для задержанных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389; возложить обязанность на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» организовать эксплуатацию и содержание служебных помещений для задержанных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, обеспечить приведение служебных помещений для задержанных в здании по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пожарной безопасности; запретить отделу МВД России по Чердынскому району деятельность служебных помещений для административно-задержанных в здании по адресу: <адрес>, до устранения нарушений законодательства.

Прокурор в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель отдела МВД России по Чердынскому району в судебном заседании фактические основания исковых требований не оспаривает. Из письменного отзыва на исковое заявление следует, что специальные помещения для задержанных лиц находятся в административном здании отдела МВД России по Чердынскому району. Здание является объектом культурного наследия регионального значения <данные изъяты> а также согласно охранному обязательству по недвижимому памятнику истории и культуры является памятником истории и культуры 19 века. Согласно охранного обязательства отдел МВД России по Чердынскому району обязуется: содержать территории памятника в благоустроенном состоянии, не допускать использования этой территории под новое строительство и другие хозяйственные нужды, а также не производить никаких построек к используемому памятнику истории и культуры и переделок памятника как снаружи, так и внутри него; производить все ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению «Госоргана»; если пользование памятника создает угрозу для сохранения монументальной живописи других произведений искусства, находящихся в нем, «Госорган» вправе предложить отделу МВД России по Чердынскому району, а отдел обязан в целях сохранения этих ценностей изменить характер использования памятника. Таким образом, отдел МВД России по Чердынскому району не может выполнить требования прокурора Чердынского района по приведению специальных помещений для задержанных лиц в соответствии с установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Представитель ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что исковые требования не признают по тем основаниям, что недвижимое имущество, расположенное по адресу: <адрес>, находится в оперативном управлении отдела МВД России по Чердынскому району. В целях реализации своих полномочий отдел имеет право осуществлять эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт объектов, находящихся в его оперативном управлении. Отдел МВД России по Чердынскому району является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований, осуществляет полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Отдел возглавляет начальник, который распределяет и перераспределяет в пределах своей компетенции бюджетные ассигнования и материально- технические средства между структурными подразделениями отдела. Отдел в пределах своих полномочий должен был обеспечить соблюдение требований законодательства о содержании помещений, предназначенных для задержанных за административное правонарушение. ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» не располагало сведениями о необходимости проведения работ по ремонту и пожарной безопасности. Письма о необходимости проведения данных работ в адрес ФКУ не поступали.

Представитель ГУ МВД России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений, ходатайств не заявлено.

Исследовав представленные документы, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Чердынского района была проведена внеплановая проверка помещений для содержания административно-задержанных лиц, расположенных по адресу: <адрес>, в ходе которой были выявлены нарушения, о чем был составлен акт.

Приказом ГУ МВД России по Пермскому краю № 1307 от 06.11.2014 года утверждено Положение об отделе МВД России по Чердынскому району.

Согласно пунктам 2, 3 раздела 1 Положения, отдел МВД России по Чердынскому району входит в состав органов внутренних дел Российской Федерации и подчиняется ГУ МВД России по Пермскому краю. Отдел осуществляет свою служебную деятельность на территории Чердынского муниципального района Пермского края.

Согласно подпункту 9 пункта 10 раздела II Положения, отдел реализует на территории обслуживания задачи и полномочия органов внутренних дел, осуществляет производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел.

Пунктом 2 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо в пределах своих полномочий применяет такую меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как административное задержание.

В силу статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях органов, указанных в статье 27.3 настоящего кодекса, либо в специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Специальные помещения оборудуются в соответствии с требованиями, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти. Приказом МВД России от 30.04.2012 № 389 утверждено «Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан», содержащее «Правила оборудования служебных помещений для задержанных» (приложение 2).

Пунктом 1, 4 Правил предусмотрена санитарная норма площади в помещениях, составляющая 4кв.м. на одного человека.

Пунктом 4 Правил предусмотрено наличие в стене, обращенной в сторону комнаты оперативного дежурного, проема максимально возможной ширины и высотой не менее 2м. Также в дверях помещения для задержанных по центру на высоте 1,1 - 1,15м от пола изготавливаются форточки размером не более 25 x 22 см, открывающиеся в сторону коридора. Для удержания форточки в горизонтальном положении делается уступ.

Согласно пункту 5 Правил, помещения имеют в наружных стенах окна шириной 0,9 м и высотой 0,6 м. Низ окна располагается от уровня пола на высоте не менее 1,6 м. Внутреннее остекление предусматривается из армированного стекла, а наружное - из стекла типа "мороз". В оконных проемах вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами.

Согласно пунктам 7, 9 Правил, помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией; радиаторы отопления в помещении для задержанных защищаются кожухами из листового железа или решетками без острых выступов.

Имеющиеся помещения не соответствуют требованиям указанных пунктов Правил, при этом факт несоответствия административным ответчиком не оспаривается.

Согласно пункту 13.3.2"СП 5.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (утв. Приказом МЧС России от 25.03.2009 N 175) в каждом защищаемом помещении следует устанавливать не менее двух пожарных извещателей, включенных по логической схеме "ИЛИ". При этом извещатель должен формировать сигнал неисправности в случае отклонения расхода воздушного потока в воздухозаборной трубе на величину 20% от его исходного значения, установленного в качестве рабочего параметра.

Согласно пункту 4 Норм пожарной безопасности, утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. № 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади.

Согласно пункту 23 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, на объектах запрещается:

к) устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы. Из акта проверки следует, что помещения для задержанных расположены в поэтажном коридоре, что недопускается Правилами противопожарного режима.

Таким образом, эксплуатация помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, отделом МВД в Чердынском районе осуществляется с нарушением санитарных норм и правил пожарной безопасности установленных нормативными актами федеральных органов исполнительной власти, что создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, которые могут содержаться в указанных помещениях.

Доводы представителя Отдела МВД по Чердынскому району связанные с расположением указанных помещений в здании, отнесенном к объектам культурного наследия регионального наследия на который выдано охранное обязательство, суд отвергает. Требования охранного обязательства не препятствуют возможности иметь в пользовании помещения соответствующие требованиям нормативных документов, поскольку расположение ответчика в здании отнесенном к объектам культурного наследия, не препятствует созданию и размещению помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений в иных зданиях, в отношении которых не установлены охранные обязательства. Кроме того, охранное обязательство препятствует проведению работ по ремонту без разрешения «Госоргана» при этом ответчик не представил доказательств подтверждающих факт обращения к «Госоргану» для целей приведения спорных помещений в нормативное состояние. Более того, применительно к обеспечению пожарной безопасности Охранное обязательство в п. 11 так же предписывает иметь противопожарное оборудование согласно требованиям органов пожарной охраны.

Других доводов против заявленных требований Отделом МВД по Чердынскому району не выдвинуто.

Распоряжением Правительства РФ № 199-р от 14.02.2012года создано ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю», одним из целей деятельности которого является организация эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России, в том числе имущества, находящегося на балансе учреждения и технический контроль за его состоянием, обеспечение пожарной безопасности на объектах территориальных органов МВД России.

Доказательств, подтверждающих исполнение обязанностей по обеспечению надлежащей эксплуатации Отделом МВД по Чердынскому району помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений не представлено. Доводы данного ответчика о том, что планирование работ ФКУ «ЦХиСО ГУ МВД России по Пермскому краю» осуществляется только по предварительной заявке, не основаны на требованиях нормативных актов. При этом текущее состояние эксплуатации с нарушением требований нормативных актов само по себе свидетельствует о ненадлежащем исполнении обязанностей по надлежащей ее организации. Так же суд учитывает, пояснения представителя Отдела МВД по Чердынскому району о том, что представителю ФКУ неоднократно приезжали с проверками и не могли не знать о существующих проблемах. Доводы о том, что Отдел МВД по Чердынскому району является получателем и распорядителем бюджетных ассигнований так же судом отвергаются, поскольку указанные полномочия не освобождают ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» от его уставных целей по организации эксплуатации и содержания движимого и недвижимого имущества, находящегося в оперативном управлении территориальных органов МВД России.

Иных доводов против заявленных требований от данного ответчика не поступило.

В удовлетворении требований о запрете Отделу МВД по Чердынскому району деятельности помещений для содержания лиц, задержанных за совершение административных правонарушений следует отказать.

Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ «Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность». Доказательств, подтверждающих реальность угрозы вреда здоровью или жизни неопределенного круга лиц не представлено, при этом запрет на осуществление деятельности противоречит общественным интересам, поскольку создает угрозу нарушения прав граждан на их защиту от потенциальных нарушителей требований административного законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

р е ш и л:

Административные исковые требования прокурора Чердынского района к Отделу МВД России по Чердынскому району, ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД России по Пермскому краю» о признании действий (бездействий) незаконными и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать бездействие Отдела МВД России по Чердынскому району, выразившееся в несоблюдении требований Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, незаконным.

Признать бездействие ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю», выразившееся в отсутствии организации эксплуатации и содержания помещений для задержанных за административное правонарушение, расположенные по адресу: <адрес>, с нарушением требований Приказа МВД РФ от 30.04.2012 № 389 и нарушением требований законодательства о пожарной безопасности, незаконным.

Возложить обязанность на Отдел МВД России по Чердынскому району провести работы по надлежащему оборудованию служебных помещений для задержанных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции и дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389

Возложить обязанность на ФКУ «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения ГУ МВД РФ по Пермскому краю» организовать эксплуатацию и содержание служебных помещений для задержанных по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями Приказа МВД РФ «Об утверждении наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан» от 30.04.2012 № 389, обеспечить приведение служебных помещений для задержанных в здании по адресу: <адрес>, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке, в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в Пермский краевой суд, путём подачи жалобы через Чердынский районный суд.

Председательствующий: Л.А. Пьянков