ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1652/2016 от 10.01.2017 Апшеронского районного суда (Краснодарский край)

Дело № 2а-79/2017г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Апшеронск 10 января 2017 года

Апшеронский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Якименко Н.В.,

при секретаре Карамышевой Е.П.,

с участием административного истца - ст. помощника прокурора Апшеронского района Зайцева Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Апшеронского района, проведена проверка исполнения законодательства РФ об антитеррористической защищенности площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по адресу: ул. Коммунистическая. Во исполнение требований постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полиции и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» 15.06.2015 г. утвержден перечень мест массового пребывания людей (парки, скверы, площади), расположенных на территории МО Апшеронский район. В данный перечень входит мемориальный комплекс «Братская могила», расположенный на территории Апшеронского городского поселения, присвоена III категория. В соответствии с главой III Постановления - на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей. В соответствии с главой IV Постановления - антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами; контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей. Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения. В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана. Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств. Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней. Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта. Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами. Обеспечение антитеррористической защищенности - реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и(или) минимизации его последствий. В нарушение вышеуказанных требований, а также Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на территории площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по адресу: ул. Коммунистическая не предприняты все необходимые меры по антитеррористической защищенности, а именно: отсутствует система оповещения и управления эвакуацией; паспорт безопасности объекта не разработан и не утвержден. Таким образом, указанные факты свидетельствуют о нарушении должностными лицами администрации Апшеронского городского поселения исполнения законодательства об антитеррористической защищенности. Антитеррористическая защищенность объектов является неотъемлемой частью обязанности всех государственных органов, органов местного самоуправления и руководителей хозяйствующих субъектов, их неисполнение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Выявленные нарушения являются существенными и требуют незамедлительного устранения. Просит суд признать незаконным бездействие администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района в части не принятия мер по организации системы оповещения и управления эвакуацией, по не разработке паспорта безопасности объекта - площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по адресу: ул. Коммунистическая, и обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по организации системы оповещения и управления эвакуацией, разработать паспорт безопасности объекта - площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по ул. Коммунистическая.

Представитель административного истца – ст. помощник прокурора Апшеронского района Зайцев Г.В. в судебном заседании уточнил заявленные требования, просил суд обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по организации системы оповещения и управления эвакуацией, разработать паспорт безопасности объекта - площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по ул. Коммунистическая, 48

Представитель администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель администрации МО Апшеронский район в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом и своевременно, о причинах неявки суд не уведомил, возражений не представил.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, суд, руководствуясь ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы представителя административного истца, суд находит исковые требования прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов, а именно: принятии мер по организации системы оповещения и управления эвакуацией, разработке паспорта безопасности объекта - площади мемориального комплекса «Братская могила» расположенного в г. Апшеронск по ул. Коммунистическая, 48 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основные принципы противодействия терроризму закреплены в ст. 2 Федерального Закона от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», согласно которой противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, одним из которых являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму.

Среди основных принципов противодействия терроризму особое место занимает принцип приоритета мер предупреждения терроризма.

В соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона №35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона №35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 г. № 272 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)" на каждое место массового пребывания людей после проведения его обследования и категорирования комиссией составляется паспорт безопасности. Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.

Антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается путем: проведения организационных мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, включая категорирование мест массового пребывания людей, с учетом степени потенциальной опасности и угрозы совершения на них террористического акта и его возможных последствий; контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей; применения современных информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности мест массового пребывания людей; оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей;

Все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются: системой видеонаблюдения; системой оповещения и управления эвакуацией; системой освещения.

В целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется их физическая охрана.

Пути эвакуации в местах массового пребывания людей должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых видеокамер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение за состоянием обстановки на всей территории места массового пребывания людей, архивирование и хранение данных в течение 30 дней.

Система оповещения в месте массового пребывания людей должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта.

Система оповещения в месте массового пребывания людей является автономной, не совмещенной с ретрансляционными технологическими системами.

Обеспечение антитеррористической защищенности - реализация совокупности проектных решений, организационно-технических и специальных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности здания (сооружения) с целью предотвращения совершения террористического акта и(или) минимизации его последствий.

Согласно информационного письма начальника ОМВД РФ по Апшеронскому району от 14 августа 2015 года, во исполнение требований постановления Правительства РФ от 25.03.2015 г. № 272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полиции и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)» 15.06.2015 г. утвержден перечень мест массового пребывания людей (парки, скверы, площади), расположенных на территории муниципального образования Апшеронский район. В данный перечень входит площадь мемориального комплекса «Братская могила» расположенная по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, город Апшеронск, ул. Коммунистическая, присвоена III категория.

При проведении обследования площади мемориального комплекса «Братская могила» были выявлены следующие недостатки - отсутствует система оповещения и управления эвакуацией, отсутствует освещение в ночное время суток.

09 сентября 2015 года прокурором Апшеронского района Протасовым А.В. в адрес главы Апшеронского городского поселения Апшеронского района Бырлова В.А. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму с требованием о принятии мер к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, а также недопущению их впредь, рассмотрению вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Из письма заместителя главы Апшеронского городского поселения Апшеронского района Покусаевой Н.И. от 17.11.2015 года следует, что на объекте Мемориальный комплекс «Братская могила», расположенном по адресу: г. Апшеронск ул. Коммунистическая, № 48, установлено 3 видеокамеры, запись с которых осуществляется в круглосуточном режиме и хранится 30 суток. Кроме того, имеется 4 опоры освещения и 16 светильников, все в рабочем состоянии. Неосвещенные места отсутствуют. Системой оповещения и управления эвакуацией объект с массовым пребыванием граждан будет оснащен в 2016 - 2017 гг. В соответствии с формой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, паспорта безопасности объектов разработаны и находятся на согласовании.

Согласно письма заместителя главы муниципального образования Апшеронский район, начальника управления по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций ФИО8 от 14.11.2016 года межведомственной комиссией по обследованию мест массового пребывания людей в 2015 году проведено обследование объектов, включенных в Перечень, в результате которого установлено следующее: площадь мемориала «Вечный Огонь» г. Апшеронск, присвоена 3 категория. Собственник: администрация Апшеронского городского поселения. В наличии: 3 камеры видеонаблюдения, запись с которых осуществляется в круглосуточном режиме и хранится 30 суток, 4 опоры освещения и 16 светильников. Отсутствуют: согласованный и утвержденный в установленном порядке паспорт безопасности объекта, система оповещения и управления эвакуацией.

Поскольку антитеррористическая защищенность объектов является неотъемлемой частью обязанности всех государственных органов, органов местного самоуправления и руководителей хозяйствующих субъектов, а их неисполнение создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, то суд считает необходимым обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по организации системы оповещения и управления эвакуацией и разработке паспорта безопасности объекта - мемориальный комплекс «Братская могила», расположенного по адресу: г. Апшеронск ул. Коммунистическая, № 48.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора Апшеронского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц о понуждении администрации Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по устранению нарушений антитеррористической защищенности объектов – удовлетворить.

Обязать администрацию Апшеронского городского поселения Апшеронского района принять меры по организации системы оповещения и управления эвакуацией, разработать паспорт безопасности объекта - мемориальный комплекс «Братская могила», расположенного по адресу: г. Апшеронск ул. Коммунистическая, № 48.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня приятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Апшеронский районный суд Краснодарского края.

Полный текст решения изготовлен 10 января 2017 года

Судья Якименко Н.В. Решение не вступило в законную силу.